Методы оптимального ценообразования
Методы оптимального ценообразования
Мария Арамовна Вахрушина, доктор экономических наук,
профессор кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности
Всероссийского заочного финансово-экономического института.
Во
все времена участников рыночных отношений интересовал вопрос цены. Продавцы
стремились как можно дороже продать товар, а покупатели — как можно дешевле
купить его. При достижении договоренности (продавец готов опустить цену до
определенного уровня, а покупатель готов заплатить больше) заключалась сделка
купли-продажи, по которой право собственности на тот или иной товар переходило
от одного к другому.
На
самом деле в глубине данной проблемы и по сей день лежит вопрос анализа и
планирования цены на продукт, т.е. управления ценообразованием.
Учет
затрат и калькуляция себестоимости в государстве развитого социализма
(1953—1984) стали ширмой, которая должна била скрыть методы
административно-командной экономики, придать им видимость экономической
обоснованности и объективности. Для каждого структурного подразделения
предприятия, наделенного правами юридического лица, открывался отдельный
баланс. Бухгалтерия обязана была рассчитать по этому подразделению финансовый
результат. При этом почти все подразделения должны были быть прибыльными.
Решение этой проблемы возлагалось на главного бухгалтера. Экономическую
эффективность некоторых видов продукции контролировал областной комитет партии,
и если инструктор обкома замечал, что по одному из продуктов фактическая
себестоимость оказалась выше отпускной цены, он вызывал директора предприятия и
обращал его внимание на недопустимость создавшейся ситуации. Директор обычно
обещал навести порядок, вызывал главного бухгалтера и указывал ему на упущения
в учете. Последний часть косвенных расходов «дискуссионного» изделия относил на
высокорентабельную продукцию. В результате себестоимость снижалась и все были
довольны.
В
наше время вопрос цены, ее калькулирования еще более актуален, чем во времена
«застоя». Если раньше нерентабельную продукцию можно было продать за
недостатком предложения, то в условиях рынка правильно рассчитанная цена во
многом предопределяет залог успеха организации. Сейчас мы уже не можем просто
прибавить 20% или 25% торговой наценки к себестоимости, не задумываясь над тем:
будет ли товар продан? Без правильных оценок производственных и коммерческих
затрат, относящихся к тому или иному товару, невозможно адекватно оценить
достигнутые финансовые результаты.
Вопрос
о целесообразности калькулирования полной фактической себестоимости продукции
(работ, услуг) в условиях рыночного хозяйствования является дискуссионным.
Существует мнение о бессмысленности этого занятия, о том, что оно лишь
раздувает штат бухгалтерского аппарата и не приносит ровным счетом никакой
пользы. В современных условиях конкуренция делает полную фактическую
калькуляцию порой бесполезной, почти бессмысленной, так как цена в этих
условиях складывается под влиянием спроса и предложения, а сама по себе
фактическая себестоимость на продажную цену не влияет.
Вопрос
действительно является дискуссионным. Если себестоимость того или иного
продукта выше, чем у конкурентов, и если в связи с этим наша продажная цена
также высока, то продукт реализовать не удастся. Однако затраты считать нужно,
чтобы понять, во что обходится производство того или иного изделия и стоит ли
им заниматься. Если не удается обеспечить конкурентоспособную себестоимость,
стоит попытаться поискать что-то другое, в чем вы более способны. Четко
представляя затраты на создание того или иного продукта, можно пытаться
завоевывать другие рынки, устанавливая на продукт минимальную цену, едва
покрывающую переменные расходы. Для расширения рынков сбыта можно опускать цену
до ее нижнего предела, добиваясь разорения конкурентов, не способных
реализовывать свою продукцию по такой низкой цене. Однако принятие подобных
управленческих решений предполагает проведение предварительного управленческого
анализа в области ценообразования. Необходимо четко представлять, какой метод
формирования цены предпочтителен в данной ситуации, к каким финансовым
последствиям приведет его применение.
Калькулировать
необходимо, но далеко не всегда это должно быть исчисление полной фактической
себестоимости продукции (работ, услуг). В рыночной экономике для целей
ценообразования используются разнообразные методы. Проанализировать достоинства
и недостатки некоторых из них, сферу целесообразного применения тех или иных
методов ценообразования — цель данной публикации.
Методы расчета цены
Надежной
основой для выработки решений об установлении цены может стать себестоимость
продукции. Однако не всегда она должна быть полной. Обратимся к следующей
ситуации.
Ситуация
1. Небольшое предприятие занимается пошивом мягких игрушек и продает их па цене
100 руб. за штуку. Ежемесячно реализуется 10 тыс. игрушек, однако мощности
предприятия загружены не полностью, и объем производства может быть увеличен до
15 тыс. игрушек в месяц. Данные о затратах на одну игрушку представлены в табл.
1.
Таблица
1
№ п/п
Похожие работы на - Методы оптимального ценообразования
|