Основные этапы разработки бизнес-плана инвестиционного проекта
Основные этапы разработки бизнес-плана инвестиционного
проекта
Бизнес-план
инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования текущего и
перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых
видов деятельности; обоснования возможности получения инвестиционных и
кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств; обоснования предложений
по созданию совместных и иностранных предприятий; целесообразности оказания мер
государственной поддержки.
Формирование
бизнес-плана предполагает прохождение нескольких этапов.
Прежде
всего, необходимо собрать комплекс вспомогательной информации, предварительно
определив ее источники, которых на сегодняшний день существует довольно много,
в частности, материалы правительственных учреждений; данные фирм, занимающихся
управленческим консультированием и других подобных организаций; различные
отраслевые издания; методические и иные материалы.
Начальным
этапом работ над бизнес-планом является определение миссии предприятия,
формирование цели и задач проекта, для чего ориентирами служат проблемы и
перспективы развития предприятия.
Последующее
действие — определение конкретных адресатов, кому будет направлен проект бизнес-плана
(будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные фирмы).
Следующий
элемент - определение общей структуры формируемого документа.
На
последующем этапе осуществляется сбор информации для подготовки всех отдельных
разделов бизнес-плана. При этом нужно использовать информационный ресурс как
работников организации, хорошо знающих внутреннюю среду, так и внешних
консультантов, прежде всего, в сферах финансового прогнозирования и
маркетинговых исследований рынка, а также консультантов по управлению.
И,
наконец, завершает данный процесс составление самого бизнес-плана (процесс
планирования). [7, c.60-62]
Исходя
из целевой функции бизнес-плана, формируется концепция бизнес-плана, его
логическое развитие, идеология построения, соответствующая определенному типу
бизнес-плана.
Следует
отметить, что объем, структура, конкретное содержание, степень детализации
отдельных разделов бизнес-плана диктуется поставленными в нем целями, его
временным и пространственным масштабом. Таким образом, бизнес-план не имеет строгой
регламентации ни по объему информации, ни по структуре документа.
Тем
не менее, вне зависимости от типа бизнес-план, рекомендуется содержание в нем
информации следующего содержания (основные разделы):
"Резюме";
"Характеристика
предприятия и стратегия его развития";
"Описание
продукции (услуги)";
"Анализ
рынков сбыта. Стратегия маркетинга";
"Производственный
план";
"Организационный
план";
"План
реализации проекта";
"Инвестиционный
план";
"Прогнозирование
финансово-хозяйственной деятельности";
"Показатели
эффективности проекта";
"Юридический
план";
"Информация
о разработчике бизнес-плана". [1]
Разработка
этих разделов и представляет собой процесс непосредственного создания
бизнес-плана.
Резюме
отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по
разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой и доступной
форме изложить суть бизнес-плана.
В
разделе "Характеристика предприятия и стратегия его развития" дается
описание отрасли и характеристика предприятия, его роль и место в отраслевой
иерархии и народном хозяйстве в целом, заполняется паспорт предприятия.
При
описании предприятия отражаются следующие вопросы: история создания; основные
достижения и неудачи в деятельности предприятия; слабые и сильные места в
производственно-хозяйственной деятельности, ее особенности; характеристика
имеющихся основных производственных фондов и технологий; загрузка
производственных мощностей; выпускаемая продукция; основные показатели
финансово-хозяйственной деятельности предприятия за предшествующий период. [1]
В
разделе "Описание продукции (услуги)" представляется информация о
продукции, которую будет производить предприятие: область применения; основные
характеристики; соответствие стандартам качества и т.д.
Также
приводится план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения
ее конкурентоспособности.
В
разделе "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга" излагаются
ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе
рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга.
Производственный
план разрабатывается на срок реализации проекта (горизонт расчета). Данный
раздел должен состоять из следующих подразделов:
Программа
производства и реализации продукции;
Производственные
мощности (здания, сооружения, технологии, оборудование);
Материально-техническое
обеспечение;
Стоимость
(издержки) производства и сбыта продукции. [4, c.186-187]
Отметим,
что программа производства и реализации продукции составляется на основании
проведенных маркетинговых исследований.
В
разделе "Организационный план" в соответствии с основными этапами
реализации проекта дается комплексное обоснование организационных мер и
мероприятий. Центральное место отводится обоснованию организационно-штатной
структуры предприятия и выбору рациональной системы управления производством,
персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом. При этом указываются
возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности
команды менеджеров реализовать данный проект, определяется необходимая
квалификация и численность специалистов, обосновывается введение многосменности
в работе и т.п.
Календарный
график реализации проекта представляет собой план согласованных во времени
мероприятий, начиная от принятия инвестиционного решения и подготовительных
работ до промышленного производства и погашения задолженностей перед
заемщиками. Рекомендуется его разрабатывать в виде временной диаграммы или
сетевого графика. В ходе проработки проекта рассматриваются альтернативные
варианты графика реализации проекта и принимается для работы наилучший из них с
учетом оптимального сочетания финансовых и временных критериев. При разработке
данного графика указывается перечень работ и потребность в финансовых ресурсах
для осуществления каждой. [4, c.192-194]
Далее
разрабатывается раздел "Инвестиционный план". Инвестиционные издержки
определяются как сумма основного капитала (капитальные затраты) и чистого
оборотного капитала. При этом основной капитал представляет собой ресурсы,
требуемые для сооружения и оснащения предприятия, а чистый оборотный капитал
соответствует ресурсам, необходимым для полной или частичной его эксплуатации.
В данном разделе приводится расчет потребности в инвестициях по каждому виду
издержек.
Важное
значение имеет и раздел "Прогнозирование финансово-хозяйственной
деятельности". К основным таблицам по прогнозированию
финансово-хозяйственной деятельности производства (предприятия) относятся:
Расчет
чистой прибыли от реализации продукции;
Расчет
потока денежных средств;
Проектно-балансовая
ведомость. [1]
Оценочные
показатели по проекту приводятся в разделе "Показатели эффективности
проекта". Оценка инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемой чистой
прибыли от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. В основе
метода лежит вычисление чистого потока наличности, определяемого как разность
между притоком денежных средств от операционной (производственной) и
инвестиционной деятельности и их оттоком, а также за минусом издержек
финансирования (процентов по долгосрочным кредитам).
На
основании чистого потока наличности рассчитываются основные показатели оценки
инвестиций: чистый дисконтированный доход (ЧДД); индекс доходности (ИД);
внутренняя норма доходности (ВНД); срок окупаемости.
В
разделе "Информация о разработчике бизнес-плана" дается общее
описание и характеристика привлеченных к разработке бизнес-плана организаций.
Приводятся данные по созданию, функционированию и развитию организаций,
участвующих в разработке бизнес-плана. [1]
Таким
образом, бизнес-план - это целевой программный документ, представляющий собой
систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических
показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели
предпринимательской деятельности - получения максимальной прибыли от нее.
Формирование
бизнес-плана предполагает прохождение нескольких этапов: определение миссии
предприятия; формирование цели и задач проекта; установление общей структуры
бизнес-плана; сбор необходимой информации; составление бизнес-плана (процесс
планирования).
Отметим
также, что при разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие
принципы планирования (точность и детализация, системность, гибкость,
оптимальность и т.д.) для того, чтобы созданный в результате бизнес-план смог
предоставить убедительные ответы на основные вопросы в сфере реализации
инвестиционного проекта.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/