Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления
Государственная политика ценообразования в Республике
Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления
В
условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая
политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся
важными областями преобразований. Являясь составной частью общей
государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же
принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.
В
последние годы с принятием ряда законодательных и нормативных актов в
республике сложилась целостная законодательная база в области ценообразования,
позволяющая управлять процессами регулирования и контроля за ценообразованием.
Это Закон Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. № 255-З, Концепция
ценообразования в Республике Беларусь и ряд других программных документов,
согласно которым определен курс на совершенствование и расширение рыночных
механизмов ценообразования, дальнейшую либерализацию цен с сохранением
государственного регулирования и контроля за ценами лишь в отношении отдельных
видов товаров (работ, услуг). Этими же документами предусмотрено, что ценовой
контроль и ценовые ограничения будут сниматься по мере создания соответствующих
экономических предпосылок, стабилизации финансовой ситуации в республике,
принятия адекватных мер в области денежно-кредитной и валютной политики, социальной
защиты населения.
Закон
«О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной политики в
области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого
ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих
регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и
ответственность субъектов ценообразования.
Законом
установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются
на:
·товары
(работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на
товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
·отдельные
социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых
устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики
Беларусь. [1]
Конкретный
перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется
государственное регулирование цен (тарифов), определен Указом Президента
Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации
цен (тарифов) в Республике Беларусь» (в редакции 8.09.2004), а также
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943
«Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг) и
лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством
экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом» с последующими изменениями и
дополнениями.
Так,
на сегодняшний день на государственном уровне осуществляется регулирование цен
(тарифов) на базовые, структурообразующие виды сырья и продукции, которые
определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги)
субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также
на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное
влияние на жизненный уровень населения. [9, c.17]
В
соответствии с Законом государственное регулирование цен (тарифов) может
осуществляться путем установления:
·фиксированных
цен (тарифов);
·предельных
цен (тарифов);
·предельных
торговых надбавок (скидок) к ценам;
·предельных
нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли,
подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
·порядка
определения и применения цен (тарифов);
·декларирования
цен (тарифов). [1]
Методы
государственного регулирования ценообразования носят избирательный характер и
применяются в зависимости от конкретных условий, а также от видов товаров
(работ, услуг). При этом государственные органы, осуществляющие регулирование
ценообразования, исходя из государственных интересов и складывающейся
социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном
законодательством, вправе принимать решение о выборе конкретного способа
регулирования цен и тарифов.
1.Установление
фиксированных цен.
Твердые
фиксированные цены (тарифы) используются в основном в тех случаях, когда
государство намерено управлять предложением и спросом на отдельные группы
товаров. Так, фиксированные цены устанавливаются:
на
основные виды топливно-энергетических ресурсов (нефть сырая собственной добычи
(для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее и реализуемые
потребителям по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь;
газ природный и сжиженный; электрическая и тепловая энергия);
водку
белую и спирт, сахар, табачные изделия, стеклотару (залоговые цены);
лекарственные
средства, производимые предприятиями республики (по перечню, определяемому
Советом Министров Республики Беларусь);
драгоценные
металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц; услуги связи,
оказываемые населению и юридическим лицам;
перевозку
пассажиров, грузов и багажа железнодорожным и автомобильным транспортом;
коммунальные
услуги населению. [6, c.54-55]
2.Установление
предельных максимальных уровней цен (тарифов).
Одним
из наиболее распространенных способов государственного регулирования,
применяемых в практике отечественного ценообразования, является установление
соответствующим органом, осуществляющим регулирование ценообразования, верхнего
уровня (предела) цены (тарифа). При этом покупатель и продавец вправе
договориться о приемлемом уровне цены (тарифа), но не выше установленного
предела.
В
настоящее время предельные уровни отпускных цен устанавливаются на отдельные
социально значимые товары и услуги, оказываемые населению, а также на товары
(работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее
положение на товарных рынках. [6, c.55]
3.Установление
предельных минимальных уровней цен.
В
настоящее время предельные минимальные цены устанавливаются на основные виды
высоколиквидной продукции, поставляемой за пределы республики, по перечням,
определяемым Советом Министров Республики Беларусь и Министерством экономики
Республики Беларусь (прокат черных металлов, лесоматериалы, минеральные
удобрения, лен и льноволокно, кожевенное сырье, молоко сухое цельное, казеин,
сырье пушно-меховое и др.), а также на ликероводочную и другую алкогольную
продукцию (за исключением спирта и водки).
Минимальные
закупочные цены также устанавливаются на основные виды продукции
растениеводства (рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, зернобобовые, лен, рапс,
сахарная свекла) и животноводства (молоко, крупный рогатый скот и свиньи),
реализуемой для государственных нужд.
4.Установление
предельных уровней рентабельности.
Предельные
уровни рентабельности по продукции (товарам, услугам) предприятий-монополистов
определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля
2003 г. № 273 «Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и
индивидуальных предпринимателей, включенных в государственный реестр
хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках»
(в редакции 30.10.2003).
Предельными
уровнями рентабельности ограничиваются также формируемые субъектами
хозяйствования или регулируемые облисполкомами и Минским горисполкомом
предельные уровни цен и тарифов на отдельные виды услуг, оказываемых населению.
[6, c.56-57]
5.Установление
предельных (фиксированных) надбавок (скидок).
Предельные
(фиксированные) надбавки (скидки) устанавливаются, как правило, в сфере
обращения. В соответствии с действующим Положением о порядке формирования и
применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики
Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 (в редакции 6.08.2004), верхний
предел надбавки в оптовом звене ограничен 20 %, в розничном – 30 % (с учетом
оптовой надбавки). По отдельным социально значимым продовольственным товарам
совокупный размер торговой надбавки ограничен 10–20 %. Согласно постановлению
Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. № 148 (в редакции
28.02.2002) ограничен также размер оптовой и торговой надбавок, взимаемых при
реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской
техники.
6.Декларированием
цен называется регистрация в соответствующих органах ценообразования предельных
уровней цен (тарифов).
Ценовое
регулирование путем регистрации декларируемых цен (тарифов) в Департаменте
антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь
осуществляется в отношении товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных
предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов,
занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке. Это такие
товары, как минеральные удобрения, доломит, цемент, шифер, сельскохозяйственная
техника, товары детского ассортимента, сахар, молочные, мясные и плодоовощные
консервы для детского питания, а также жизненно необходимые лекарственные
средства по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь.
На
местах – в управлениях антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и
Минского горисполкома – осуществляется регистрация цен (тарифов) на товары
(работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее
положение на местных товарных рынках.
7.Установление
правил или условий определения и применения цен (тарифов).
В
настоящее время для всех субъектов хозяйствования установлен единый порядок
формирования и применения цен и тарифов на продукцию, товары, работы, услуги.
Особенности формирования и применения цен и тарифов по видам деятельности
определены отраслевыми положениями о порядке формирования и применения цен и
тарифов, утвержденными отдельными министерствами по согласованию с
Министерством экономики Республики Беларусь. [6, c.57-58]
Порядок
включения затрат в состав себестоимости выпускаемых товаров или оказываемых
услуг определен Основными положениями по составу затрат, включаемых в
себестоимость продукции (в редакции 16.07.2004).
В
заключение данного вопроса отметим, что в целях стабилизации и стимулирования
развития экономики республики процессы ценообразования могут регулироваться
путем принятия законодательных, административных и других мер.
Список литературы
О
ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№37. -2/30).
Об
утверждении Концепции ценообразования в Республике Беларусь: Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1999 г. № 877 (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№ 48. -5/1047).
Об
утверждении Порядка заявления белорусскими товаропроизводителями
регистрационных цен на экспортируемую продукцию собственного производства:
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 21 апреля 1999 г. №
42 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№42.
-8/354).
Абрютина
М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник -М.: "Дело и
Сервис", 2002. -256с.
Островский
В.Л. Пути повышения эффективности ценовой политики в платежной системе РБ //
Белорусский банковский бюллетень. -2003. -№4. -С.59.
Паршин
В.Ф. Государственное регулирование цен и ценообразования в Республике Беларусь
// Веснік Беларускага Дзяржаўнага эканамічнага універсітэта. -2003. -№2.
-С.54-58.
Полещук
И.И.. Ценообразование: Учебник для вузов / И.И.Полещук, В.В.Терешина. -Мн.:
БГЭУ, 2001. -303с.
Попов
Е., Крючкова О. Ценообразование: методы установления цен и их классификация //
Маркетинг. -2002. -№5. -С.111-120.
Прохорчик
А. Ценообразование в условиях государственного регулирования // Директор.
-2004. -№10. -С.17-19.
Смирнов
Н.Г. Государственное регулирование ценообразования на продукцию, поставляемую
на экспорт в Республике Беларусь // Бухгалтерский учет и анализ. -2002. -№10.
-С.39-41.
Цены
и ценообразование: Учеб. Пособ. / Т.В.Емельянова, Н.Я.Скорик, В.В.Куриленко.
–Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской
кооперации, 2002. –112с.
Шаркова
О.А.. Ценообразование: Курс лекций / О.Э.Шаркова, О.А. Карякина; Академия
управления при Президенте Республики Беларусь -Мн., 2002. -176с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/