Методы экономических исследований
Методы экономических исследований
Во
всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы
подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания,
например метафизический и диалектический методы, общенаучные - исторический,
логический, математический и др. и специфические - для каждой отрасли науки.
В
экономической теории применяются два, хотя и противоположных, но
взаимосвязанных философских метода- метафизика и диалектика.
Метафизика
рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Это
необходимо в тех случаях, когда анализируется какой-то элемент системы в
отдельности или выясняется внутренняя структура хозяйственных отношений. Так же
мы поступим, например, при классификации типов собственности, форм
хозяйствования, функций денег, типов рынков, форм заработной платы [5, с.27].
Экономическая
теория полнее отражает действительность, когда берет на вооружение диалектику -
учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений
природы, общества и мышления. Немецкий философ Георг Гегель (1770- 1831)-
создатель систематической теории диалектики- центральное место в этой теории
отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих
и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей.
Противоречие Гегель оценивал как “мотор”, как внутренний импульс всякого
развития. Это, разумеется, в полной мере относится и к экономике.
При
изучении хозяйственных процессов авторы, например, экономикс признают наличие
противоречий в разных областях хозяйственной деятельности. Так, профессора К.
Макконнелл и М. Брю пишут: “Не существует экономических систем без слабостей и
недостатков”. Исходя из этого, они доказывают как необходимость, так и
“несостоятельность” государственного сектора экономики, приводят доказательства
в пользу равенства в распределении доходов и против равенства, выставляют
аргументы “за” рынок и “против” рынка [5, с.16].
Диалектический
метод отражает противоречия в их неразрывном единстве. Это позволяет на
практике избежать односторонних и ошибочных решений, объединять в целостность,
казалось бы, несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности
возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между
различными сторонами, достигаемое путем уступок). В последующих темах мы сможем
научиться соединять, скажем, такие противоположности, как спрос и предложение,
конкуренция и монополия, рыночный и государственный регуляторы экономики.
Важную
роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический
метод, который позволяет выяснить, как возникают и развиваются хозяйственные
системы. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности
каждой системы на разных этапах ее исторического развития, в том числе
отличительные черты современной экономики.
Экономическая
теория и практика убедительно показывают, что полностью несостоятельны все
попытки рассматривать экономику как нечто исторически неизменяющееся. Напротив,
оказалось, что экономические принципы и законы по-разному действуют в
зависимости от фактора времени (в краткосрочном и долгосрочном периодах). В
послевоенный период (с 40-50-х годов) многие хозяйственные отношения стали
анализироваться с учетом развития форм регулирования национального хозяйства,
перемен в состоянии рынка, в соотношении конкуренции и монополии и др.
Однако
исторический подход к анализу хозяйственной деятельности таит в себе
существенные недостатки. Обилие описательного материала и частных исторических
подробностей может затруднять серьезное теоретическое изучение экономики.
Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства.
Преодолеть эти недостатки помогает логический метод.
Логический
метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. С их помощью
достигается истинность высказываемых суждений и умозаключений.
Логический
метод помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Люди
не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные
объективные связи. Последние изменяются во времени и в пространстве с
естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой
(внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по
какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет
за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать
нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится моторное
топливо, отключаются тепловые электростанции и т. д.
Чтобы
освободиться от стихийных сил хозяйственного развития или, по крайней мере,
уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремиться как
можно полнее и глубже познать объективную логику экономического развития в
масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и
практические выводы используются для прогнозирования и улучшения управления
хозяйством [5, с.19].
Рассмотрение
качественных признаков экономических систем дополняется изучением
количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и
статистики. В экономической теории широко применяются специальные разделы
данных наук: экономико-математические методы и экономическая статистика.
Экономическая
теория изучает не быстропротекающие и случайные события. Она стремится к
научным обобщениям типичных фактов, поэтому обращается к экономической
статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных
процессов, которые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни на
протяжении более или менее продолжительного периода - 10, 20 и более лет.
Вся
совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу - выявлять общие
для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также
показывать различия между ними. На этой основе во всех разделах курса
экономической теории дается сравнительный анализ основных экономических систем,
существующих в современном мире.
Список литературы
Банки
и банковские операции: учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М.
Маркова и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997, - 351с.
Деньги,
кредит, банки: Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под
ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527с.
Курс
рыночной экономики. / Под ред. Г.Н. Рузавина. - М.: Менеджмент, 1994. – 212с.
Курс
экономической теории: Конспект лекций / Е.М. Анципович, А.В. Бондарь, Л.В.
Воробьева и др.; Под общ. ред. Э.И. Лобковича. – Мн. ООО «Мисанта», 1997. –
336с.
Макконнелл
К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ.
11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992, – 399с.
Мэнкью
Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд., сокращ. – СПб: Питер, 2000. – 496с.: ил.
Основы
экономической теории: Схемы, диаграммы, таблицы / Л.Н. Давыденко, В.А.
Войцеховский, С.Г. Галуза и др. – Мн.: Выш.шк., 1991. – 207с.
Основы
экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В.
Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996. – 336с.
Современная
экономика: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов
вузов). Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. – 192с.
Современная
экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие; под ред. Мамедова О.Ю.
– Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 544с.
Тарасов
В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512с.
Теория
национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. И.М. Лемешевского. – Мн.:
«Плюсминус», 1994. – 168с.
Фишер
С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М.: «Дело
ЛТД», 1993. – 864с.
Экономическая
теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002. –
637с.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/