Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования)
Преподаватель
вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования)
О.Ю. Василенко, Е.В. Вельц, Омский государственный университет, кафедра экономики и
социологии труда,
В апреле - мае 1999 года на кафедре экономики и социологии
труда экономического факультета Омского госуниверситета, возглавляемой профессором
Л.А. Еловиковым, было проведено социологическое исследование с целью определения
путей преодоления мотивационного кризиса вузовских работников и совершенствования
системы оплаты их труда.
Проблемам ценностных ориентаций и мотивов трудовой деятельности
преподавателей вузов в современной литературе уделяется достаточно много внимания.
Это связано, прежде всего с тем, что ключевой фигурой реформ образования является
преподаватель, поэтому темпы и характер модернизации образования зависят от преподавательских
кадров и руководителей вузов и от специфического менеджмента их отношений. Для руководителей
вузов знания о мотивации трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава
имеют основное значение еще и потому, что статус вуза, его престиж, конкурентоспособность
зависят от качества выпускников, от их востребованности на рынке специалистов. Основными
же производителями качественных знаний, естественно, являются профессорско-преподавательские
коллективы высших учебных заведений. Но, к сожалению, труд людей, занимающихся формированием
интеллекта страны, в настоящее время не оценивается адекватно их вкладу в это развитие.
Цель проведенного исследования состояла в изучении и анализе
мотивов трудовой деятельности преподавателей одиннадцати омских вузов, а также определении
наиболее эффективных способов стимулирования их труда. В данном обзоре основное
внимание будет уделено анализу мотивов труда преподавателей Омского госуниверситета.
Для достижения цели исследования был выбран ряд следующих
задач:
Определить и проанализировать мотивы выбора профессии и
мотивы трудовой деятельности преподавателей;
Определить структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности;
Выявить сходства и различия в мотивах, характерных для
преподавателей, объединенных по различным социальным признакам;
Наметить возможные пути повышения удовлетворенности трудом
у преподавателей;
Обозначить возможности наиболее эффективного стимулирования
труда профессорско-преподавательского персонала.
Из опрошенных преподавателей Омского государственного университета
30% мужчин и 70% женщин на вопрос о том, нравится ли им преподавательская деятельность,
33% ответили: "очень нравится" и 67% - "нравится в основном".
Несмотря на то, что большинству опрошенных нравится их работа, 61% совмещают ее
с какой-то другой, причем у 38% эта работа носит постоянный характер. В 81% случаях
совмещаемая работа связана с преподавательской деятельностью. Хотя 76% из тех, кто
совмещает преподавательскую деятельность с какой-то другой работой, ответили, что
занимаются дополнительной работой из-за нехватки заработка, но, тем не менее, делает
это также из-за интереса к другой работе и возможности большей самореализации. Несомненно,
что в данном случае большую силу имеет аргумент, связанный с нехваткой заработка,
поскольку на вопрос: "Удовлетворены ли Вы получаемой заработной платой в вузе?"
54% ответили отрицательно. Но в то же время на вопрос: "Если бы аудиторная
нагрузка преподавателя была уменьшена, то чему бы Вы уделили больше времени?"
лишь 39% ответили: "Поиску дополнительных доходов". На вопрос о том, какие
стимулы в большей степени влияют на интенсивность и качество их труда, 48% преподавателей
ответили: "Общественное признание", в том числе и со стороны студентов,
27% - "Присвоение ученой степени, звания", 25% - "Премии, надбавки,
соответствующая заработная плата, которой хватало бы на литературу". Таким
образом, следует заметить, что получение каких-либо материальных выгод не является
целью, ради достижения которой преподаватели занимаются этим видом деятельности.
Это также подтвердилось при обобщении ответов на вопросы, касающиеся факторов и
мотивов преподавательской деятельности. Так, 61% опрошенных выбрали этот вид деятельности
из-за свободного графика работы, 27% респондентов отметили, что им предложили заняться
преподаванием. В меньшей степени на выбор преподавателей оказали влияние такие факторы,
как "стечение обстоятельств", "семейные традиции" (по 12%),
"влияние знакомых, друзей" (9%). Рассмотрим, какие мотивы, и в какой степени
побудили преподавателей заняться этим видом деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Мотив
Похожие работы на - Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования)
|