Определение затрат на качество
смотреть на рефераты похожие на "Определение затрат на качество"
Определение затрат на качество.
Классификация затрат на качество – одна из главных задач, от
правильного решения которой зависит определение их состава и требовании к
организации учета, анализа и оценки.
Основным требованием к классификации является наиболее полный охват
всех затрат, связанных с качеством продукции и влияющих на него, а также их
полная характеристика, отражающая сложность и многофакторный характер
процесса формирования качества. Поэтому классификация должна охватывать все стадии создания и потребления продукции и в нее следует включать
максимально возможное число признаков.
На основе обобщения публикаций отечественных и зарубежных специалистов,
а также исследований, проведенных авторами, была разработана классификация
затрат (таблица). В соответствии с ней классификационные группы затрат
формируются по различным аспектам в зависимости от конкретных условий и
требований. Эти группы можно рассматривать как модели состава затрат.
Классификация затрат по целевому назначению соответствует современному
пониманию деятельности предприятия в области качества согласно
международно-признанному содержанию терминов «обеспечение качества»,
«улучшение качества» и «управление качеством».
Под затратами на обеспечение качества следует понимать все затраты,
произведенные для удовлетворения установленных потребителем требований к
качеству продукции или услуг.
Затраты на улучшение качества – это затраты, направленные на
удовлетворение предполагаемых требований потребителя.
К затратам на управление качеством относятся затраты на разработку и
реализацию корректирующих и предупредительных мер, необходимых для
устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий
продукции (услуг) предъявляемым или предполагаемым требованиям к ней.
Исходя из требований стандартов ИСО семейства 9000 к различным
моделям системы качества, ведущее значение в рассматриваемой
классификационной группе имеют, безусловно, затраты на обеспечение
качества, состав и структура которых могут включать отдельные элементы
затрат на улучшение качества и управление им.
Обобщенная классификация затрат на качество
|Признак классификации |Классификационная группа затрат |
|1) по целевому назначению |на улучшение качества |
| |на обеспечение качества |
| |на управление качества |
|2) по экономическому |текущие |
|характеру затрат |единовременные |
|3) по виду затрат |производительные |
| |непроизводительные |
|4) по методу определения |прямые |
| |косвенные |
|5) по возможности учета |поддающиеся прямому учету |
| |неподдающиеся прямому учету |
| |которые экономически нецелесообразно |
| |учитывать |
|6) по стадиям жизненного |на качество при разработке продукции |
|цикла продукции |на качество при изготовлении продукции |
| |на качество при использовании продукции|
|7) по отношению к |на качество в основном производстве |
|производственному процессу |на качество во вспомогательном |
| |производстве |
| |на качество при обслуживании |
| |производства |
|8) по возможности оценки |планируемые |
| |фактические |
|9) по характеру |по предприятию |
|структурирования |по производству |
| |по видам продукции |
|10) по объектам формирования|продукция |
|и учета |процессы |
| |услуги |
|11) по виду учета |оперативный |
| |аналитический |
| |бухгалтерский |
| |целевой |
По экономическому характеру затраты могут быть отнесены к текущим и
единовременным.
К единовременным, кроме капитальных вложений на приобретение
оборудования, средств измерения и другого имущества, необходимого для
улучшения, обеспечения или управления качеством и включаемого в состав
материальных активов, следует относить затраты на разработку продукции и
технологии ее изготовления.
К текущим относятся все затраты на качество, воспроизводимые при
изготовлении продукции (например, затраты на контроль качества и испытания
изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и др.
Классификация по виду затрат на производительные и непроизводительные
позволяет выявить их результативность.
К производительным могут быть отнесены все затраты, с помощью которых
достигается выполнение функции, связанных с обеспечением, улучшением и
управлением качеством.
Непроизводительные – это затраты, которые являются ненужными или
излишними; они выявляются при анализе и оценке затрат. Такие затраты не
следует отождествлять с потерями от ненадлежащего уровня качества продукции или низкого качества се изготовления. Например, при высоком уровне
организации производства и действенном самоконтроле затраты на проведение
контроля технологической дисциплины могут оказаться ненужными. В то же
время затраты на исправление несоответствующей установленным требованиям
или дефектной продукции являются потерями.
По методу определения затрат они подразделяются на прямые и
косвенные. Прямые затраты могут быть непосредственно рассчитаны и учтены
по конкретному виду продукции или деятельности; косвенные – по тому или иному принятому признаку. При организации
учета затрат необходимо стремиться к тому, чтобы большинство затрат можно
было определить прямым счетом. Эта требование относится также к следующей
классификационной группе, так кок от полноты учета затрат зависит
возможность их правильною планирования, анализа и оценки.
Последующие классификационные группы показывают возможность (в
зависимости от конкретных условий) различного подхода к формированию
состава затрат на качество. Кроме того, эти группы могут быть
использованы при планировании затрат.
Практическая значимость любой классификации обусловлена правильностью
принципов, положенных в их основу. Именно с этой точки зрения
проанализируем различные классификации затрат на обеспечение качества.
Необходимость такого анализа обусловлена тем, что в ряде случаев принципы
классификации их авторами не выделяются.
Примером, подтверждающим сказанное, является классификация
А.Фейгенбаума, представленная на схеме 1. Отсутствие принципа
классификации приводит к тому, что затраты, необходимые для обеспечения
качества (обозначены цифрами 1, 2) приравниваются к убыткам (обозначены
цифрой 3). При таком подходе невозможно оценить экономическую
эффективность затрат, которая определяется сравнением затрат и потерь.
Ведь увеличение затрат на обеспечение качества должно приводить к
сокращению абсолютных и удельных потерь от рекламаций и ликвидации
отклонений и несоответствий, выявленных в процессе изготовления продукции.
Недостатки такой классификации затрат проанализированы японскими
специалистами [5], которые предлагают в ее основу положить принцип
полезности затрат, разделив их на две категории: расходы на проведение
работ по обеспечению качество и убытки, вызванные неудовлетворительной
деятельностью в области качества (схема 2).
Схема 2
Японский подход к классификации затрат на обеспечение качества
Японская модель кардинально отличается от американского подхода, так как в
ее основу положена концепция, ориентированная не на продукцию, а на
деятельность по обеспечению качества и оценку ее результатов. Поэтому
расчеты затрат на обеспечение качества представляют собой определение
стоимости работ, цель которых – уменьшение общих затрат путем планируемого
увеличения стоимости мероприятий, направленных на предупреждение
несоответствий и дефектов. В результате должны уменьшаться затраты на
оценку качества и расходы, обусловленные браком. Экономическая же
эффективность оценивается путем сравнениям затрат с затратами, а не затрат
с доходами.
Концепция, предложенная японскими специалистами, является более
обоснованной. Предусмотренный ею подход – его можно назвать
«управленческим» – позволяет разрешить тупиковую ситуацию, сложившуюся в
экономических исследованиях по проблеме затрат на качество, так как дает
ответы на принципиально важные вопросы; чем отличаются себестоимость
продукции от затрат на качество какую долю в себестоимости занимают
затраты на качество и т.п.
Весьма важным является также и то, что японская модель согласуется с
содержанием стандартов ИСО семейства 9000, регламентирующих требования к
видам деятельности в рамках системы качества. Поэтому «управленческое»
направление определения затрат на качество нуждается в дальнейшем
развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫОИ ЛИТЕРАТУРЫ
Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. – М.
Экономика, 1986 – С. 137 – 163.
J.M. Juran Quality Control, Handbook. NY, 1962.
Карлик Е.М., Демиденко Д.С. Затраты на обеспечение и повышение качества
продукции, их классификация // Стандарты и качества. – 1977 - №8 – С. 27-
29.
Карлик Е.М., Демиденко Д.С., Шкловский В.М. Затраты на повышение качества
продукции на машиностроительных предприятиях. – Л: ЛДНТП, 1979.
Накомуро Т. Внедрение системы расчета затрат на обеспечение качества
продукции. – В сб.: Качество, торговля, экономика. – М.: Изд-во стандартов.
– 1970. – С. 23-31.
-----------------------
Обучение в области качества
Затраты на предупреждение дефектов 1
Расходы отдела качества
Рекламация
Дефекты
Проверка деятельности по обеспечению качества
Контроль и испытания
Затраты на оценку уровня качества 2
Затраты на обеспечение качества
Убытки от брака
3
Расходы на предупреждение дефектов
Убытки
Полезные затраты
Затраты на обеспечение качества
Затраты на проведение оценки и расходы, связанные с браком