Понятие права: признаки, назначение, функции
Содержание.
Введение.
3
Глава I. Понятие права: признаки, назначение,
функции. 4
1.1.
Понятие
права в объективном и субъективном смысле. 5
1.2.
Право как
регулятор общественных отношений. 6
1.3.
Сущность
права.
8
1.4.
Признаки
права.
9
1.5.
Назначение
права.
11
1.6.
Функции
права.
12
Заключение. 14
Список
литературы.
15
Введение.
Уже в первобытном
обществе существовали определенные правила поведения людей, которые
обеспечивали выживание членов родовой общины в природной среде и их
воспроизводство. Эти правила сложились в обычаи, которые фиксировались в памяти
людей и в силу целесообразности, рациональности и полезности выполнялись
добровольно, по привычке, из уважения к памяти предков.
Регулировались
обычаями следующие виды отношений в общине: во-первых, брачно-семейные
отношения, в частности, существовал запрет кровосмешения; во-вторых, половозрастное
распределение обязанностей; в-третьих, правила организации совместной
деятельности при охоте, добывании пищи, ее распределении; в-четвертых,
процедуры разрешения споров между членами общины; в-пятых, правила ведения войн
и столкновений с другими племенами.
Таким образом,
право появляется не на пустом месте и не вдруг, а возникает объективно на
определенном этапе развития человеческого общества. В своем развитии право
проходит длительный путь, имеющий у разных народов свои особенности.
Право – сложное социальное
явление, поэтому люди с древних времен пытались осмыслить его происхождение,
выяснить причины возникновения права. На данном этапе развития общества право
представляет собой сформированную науку. Ее изучение является необходимым, и
изучение это начинается с азов, в этом и видится актуальность выбранной темы.
Целью данной
работы является теоретическое изучение вопроса. Для реализации цели необходимо
решение следующих задач:
·
раскрыть
существующую в обществе систему правовых отношений;
·
определить
сущность и содержание права.
1.
Понятие
права: признаки, назначение, функции.
Право не
исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом
смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты,
сформулированные властью и содержащие правовые нормы.
Право имеет
глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории
народа.
Право имеет
закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека,
социальная справедливость, которые выступают объектами научных и
социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве, его сущности,
ценности, способах реализации могут быть как общими, так и
конкретно-историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и
смыслом каждого этапа жизни общества.
Право является
государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с
соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других
социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно
едино и однотипно с государством. Право – единственный нормативный,
регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их
участников определенные юридические последствия.
Право есть
система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают
обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни
государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер;
издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от
нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором
общественных отношений.
Право – это
обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности
система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность,
формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность
возможностью государственного принуждения.
1.1.
Понятие
права в объективном и субъективном смысле.
В современной юридической науке
термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют
правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов
на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и
считаются естественными правами.
Во-вторых, под
правом понимается система юридически норм. Это право в объективном смысле, ибо
нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.
В-третьих,
названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми
располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право
на труд, отдых, охрану здоровья, имущество»1 и т.д., организации
располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере
государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном
смысле права, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
В-четвертых,
термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений,
включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь
его синонимом выступает «система права». Например, англосаксонское право,
романо-германское право, национально-правовые системы.
Термин «право»
употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право
членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на
основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия
права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных
регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права,
которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях
принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об
определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой,
политикой, нравственностью и особенно глубоки связи с государством. Все эти
связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и
свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное
явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются
и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без
оснований утверждают, что «любое явление действительности обладает бесчисленным
множеством свойств»1. Поэтому в понятие включаются признаки,
отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является
подход, когда признаются общесоциальные сущность и назначение права, когда оно
рассматривается как выражение компромисса между классами, различными
социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах
(англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его
свободе, интересам, потребностям.
1.2.
Право
как регулятор общественных отношений.
Право – особый, официальный,
государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное
назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую
форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид
– становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами,
право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем
цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности.
Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные
отношения, урегулированные правом.
Право не творец,
а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе
ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения…
Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности».
Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом
качестве существовать не могут.
Например,
конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно
подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде»,
представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных
отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит»
общественные отношения, порождая новые связи.
Право регулирует
далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное
значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности
людей, это прежде всего отношения собственности, власти,
социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение
порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные
либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества,
обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных
прав, в семье есть и сугубо личные).
Все общественные
отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие
в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы;
3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое
отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во
многих случаях не возникает.
1.3.
Сущность
права.
Сущность – это главное, основное в
рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в
процессе познания.
Право имеет
общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей,
обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие
социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты
права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они
могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в
социальном плане.
Общесоциальная
сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах
своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства
стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а
свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву
добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.
1.4.
Признаки
права.
Признаки права, характеризуют его
как специфическую систему общественных отношений.
1)
нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с
другими формами социального регулирования – нормативностью, обычаями.
Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не
произвольно отмерено и определено в соответствии с действующими нормами.
В некоторых учениях о праве признак нормативности признается
доминирующим и право определяется как система юридических норм. При
таком подходе право физического или юридического лица оказываются
всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из
вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в
результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения
формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает
человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует
поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность
рассматриваемого свойства состоит в том, что «в нормативности
выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных
начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни,
защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения»1.
Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью
которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный
антипод права – произвол и беззаконие.
2) формальная
определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо
источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных
нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В праве
формальная определенность достигается официальной публикацией судебных
решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при
рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она
обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая,
либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.
На основе норм
права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно
определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и
организаций.
3)
иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную
юридическую силу, например, конституционные нормы обладают высшей юридической
силой, им не могут противоречить нормы другого уровня.
4)
интеллектуально-волевой характер права. Право проявление воли и сознания
людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть
форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений –
предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются
потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций.
Формирование и функционирования права как выражение свободы,
справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды
имеют экономическую, политическую и духовную свободу.
Волевое
начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в
основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных
лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях
выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных
притязаний осуществляется через волю компетентных государственных
органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при
«участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
5)
обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное
принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и
обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное
принуждение – специфический признак права, отличающий его от иных форм
социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм.
Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения представляет
собой необходимый внешний фактор существования и функционирования
права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с
государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно
государство придает праву в высшей степени ценные свойства:
стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего»,
которые по своим характеристикам как бы становятся частью
существующего.
Суммируя
указанные выше признаки, право можно определить как систему общеобязательных,
формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные
отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со
стороны государства.
1.5.
Назначение
права.
Назначение права формулируются в
юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту назначение права –
выражать интересы господствующего класса (слоя, групп), воплощать волю
экономически господствующего класса, служить средством подавления, насилия по
отношению к другим классам.
В соответствии со вторым аспектом назначение права состоит в
том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть
инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство
согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с принуждением, но на
первый план в правовом разрешении проблем выдвигаются не принуждение, а
достижение согласия и компромисса.
В реальной жизни право выполняет задачи двойственного
характера: с одной стороны, оно выступает инструментом политического
господства, а с другой стороны – инструментом общесоциального регулирования,
средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о
том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе с
учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса.
1.6.
Функции права.
Под функциями права понимают
вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового
воздействия на общественные отношения.
Выделяют две
главные функции права – регулятивную и охранительную.
·
регулятивная
-
упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих
общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например,
фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению
вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая
регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги);
·
охранительная
- установление
мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и
исполнения.
Помимо названных право выполняет
некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную,
идеологическую, информационную и др.
·
воспитательная
функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у
них уважение к праву;
·
информационная
функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются
государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются
государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными
или, напротив, противоречат интересам общества.
Заключение.
Подводя итоги вышеизложенного, можно
сказать, что в определении права заключены в «свернутом» виде многие
характерные черты данного института. Право – совокупность правил поведения,
установленных государственной властью как властью господствующего в обществе
класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной
властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного
аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и
порядков, выгодных и угодных господствующему классу.
Итак, основное назначение права
заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором,
определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных
образований. Причем обязательность права, в отличие от других социальных
регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые
положения становятся для тех, к кому относятся, общеобязательным правилом
(нормой) поведения.
Эти основные характеристики права и
составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у
тех или иных народов, в те или иные времена.
Итогом
определения многообразного содержания права на теоретическом уровне являются
его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного тогда,
когда это содержание детерминировано социально-экономическими, политическими и
иными потребностями. И субъективного тогда, когда это содержание не является
обоснованным, а, наоборот, произвольно, опровергается всей социальной
практикой.
Список
литературы.
1. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических
вузов. – М.: Юриспруденция, 2000.
2. Морозова Л. А. Основы
государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Юристъ,
2000.
3. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М. Н. Марченко. - М.,
1996.
1
Конституция РФ. М., Проспект. 1996.
1
Теория государства и права. Учебник для юридических Вузов и факультетов. М.,
НОРМА-ИНФРА М, 1996.
1
Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.