Традиционное природопользование, сохранение этнокультурного разнообразия в условиях социальных трансформаций
Традиционное природопользование, сохранение
этнокультурного разнообразия в условиях социальных трансформаций
Современное
состояние, разнообразие растительного и животного мира Корякско-Камчатского
региона и эффективность решения проблем охраны и устойчивого использования
биоресурсов региона зависят от уровня развития социально-экономических
факторов, наличия правовых, экономических и финансовых механизмов
регулирования, использования и сохранения биоресурсов, формы изъятия
биоресурсов, эффективности действий и взаимодействий всех природоохранных
структур по охране как промысловых, так и редких исчезающих видов фауны и
флоры. Именно проблемы взаимоотношения человека и природы рассматриваются в
рамках традиционного природопользования и являются экономической составляющей
природно-ресурсного потенциала.
Под
традиционным природопользованием можно понимать систему эксплуатации природных
ресурсов, созданную местным населением, эволюционно приспособленную к местным
условиям и передающую из поколения в поколение традиционные приемы и формы
ведения хозяйства. Такой подход к традиционному природопользованию в
отечественной литературе является наиболее распространенным. Однако, как
представляется, подобная трактовка термина значительно сужает исследовательские
рамки проблемы. По справедливому замечанию Н. Ф. Реймерса, изучение
природопользования относится к междисциплинарным исследованиям, находясь на
стыке экономических наук, географии, истории, других фундаментальных и целого
ряда отраслевых наук.
Природопользование
в этнологических и исторических работах, как правило, изучается в рамках производственно-хозяйственных
традиций этноса или его групп. Представляется, что подобный подход значительно
сужает исследовательское поле и требует корректировки в соответствии с новыми
возможностями гуманитарного познания в условиях перехода от формационного
подхода к цивилизационному. Одним из методологических построений, активно
функционирующих в западной и современной отечественной гуманитаристике,
является социальная и культурная антропология, в рамках которой традиционное
природопользование как форма взаимодействия человека с окружающей средой может
стать предметом анализа и объяснения, а не только описания и оценки, как это
было в предшествующие времена.
Следовательно,
под "традиционным природопользованием" в этнографической постановке
вопроса можно понимать комплексное исследование элементов традиционно-бытовой
культуры, которые обладают этнодифференцирующими признаками и служат
индикаторами включения этноса в ландшафтную среду, а также, — особенности
символического мира и ценностные ориентации носителей локальных
(территориальных) культурных традиций. Исходя из этого, адекватные исследования
взаимодействия человека и окружающей среды целесообразно проводить на
нескольких уровнях.
Первый
уровень связан с изучением традиций природопользования, эт-ноэкологических
особенностей освоения социо-природной среды. Причем главное значение здесь
имеет исследование не просто форм производства, хозяйственной, промысловой и
иной специфики, обусловленной природно-климатическими, ландшафтными и
ресурсными особенностями территории, а формирование комплексных и, как правило,
в высшей степени рациональных и рентабельных форм природопользования. Здесь
могут быть исследованы и основные объективированные элементы культуры (пища,
одежда, жилище и пр.), служащие индикатором включения этноса в ландшафтную
среду.
Второй
уровень можно обозначить как систему мировосприятия носителей культуры в
конкретном пространстве. Для традиционных обществ такими ключевыми моментами
были:
система
торговых путей с центрами вокруг городов и ярмарок. Изучение этой подсистемы
позволяет не только фиксировать традиционные форм направленность и
интенсивность товарообмена, но, в первую очередь выявить один из важнейших
механизмов жизнеобеспечения для каждой конкретной территории, а также –
очертить границы этой территории (микроареала);
система
брачных кругов. Ее изучение позволяет разрабатывать широкий круг проблем,
связанный с воспроизводством этноса в пределах конкретной территории. Сюда
могут быть включены исследования половозрастных аспектов культуры, брачных норм
и обычного (семейного) права.
духовное
освоение пространства через систему сакральных мест (официальных и
неофициальных, и даже конфессионально разнородных), образующих ту систему
координат, которая поддерживала духовные основы жизнеобеспечения каждой
конкретной территории.
Таким
образом, функции всех систем этого уровня, в конечном счете, сводятся к
поддержанию эколого-демографического равновесия между ресурсами территории и
воспроизводством на ней жизни и жизнедеятельности. Безусловно, важно
исследование не просто отдельных систем, а фундаментальных взаимосвязанных
изменений во всех сферах жизни этноса.
Исследование
социальных характеристик групп, осваивающих то или иное пространство, социально
структурировано и в значительной степени символически освоено — это третий
уровень. Формы и интенсивность этого освоения во многом определялись
существующим природно-хозяйственным потенциалом территории, на которой
формировались различные социо-культурные общности. Внутри третьего уровня можно
выделить ряд подуровней.
1)
Исследование групп, связанных с осознанием единства этноса, как
социально-территориальной общности, являются одним из важнейших элементов для
нормального функционирования всех вышеперечисленных уровней. Кроме того, с
процессом самоидентификации связано формирование относительно стабильных
стереотипов поведения (хозяйственных, социальных, этнических,
конфессиональных), что, в конечном счете, обуславливает и формирование
механизмов приспособления этносов и отдельных групп к окружающей среде.
2)
Символическое освоение пространства, основу которого составляет мифопоэтическая
традиция, определенные представления, присущие этносу. Этот подуровень
определяет нормы социального, в первую очередь, трудового поведения, а также —
структурирует систему разрешения "кризисных" ситуаций во
взаимодействии человека и природы.
3)
Социальные стереотипы поведения — эмоционально окрашенные и обладающие высокой
степенью устойчивости схематические стандартизированные нормы взаимодействия
человека и окружающей среды. Они выражаются в распределении социальных ролей, в
морально-этических нормах отношения к трудовой деятельности и к ее результатам
(трудолюбие, взаимопомощь, отношение к собственности и пр.)
Таким
образом, все три уровня изучения традиционного природопользования образуют
замкнутый, тесно взаимосвязанный цикл, позволяющий максимально приблизиться к
познанию всего группового опыта этноса.
Важным
методологическим положением является выбор объекта исследования традиционного
природопользования. Наиболее перспективным в этом отношении является регион,
что предполагает изучение культуры жизнеобеспечения в регионологическом
аспекте, т. е. исследование функционирования социума любого порядка как
социально-территориальной общности. Регион — это территория, необходимая для
воспроизводства жизни и жизнедеятельности, которая поддерживается различного
рода объективированными формами культуры, социальными связями и
мировоззренческими представлениями различных социально-территориальных групп,
населяющих его, а также — ритуальным наполнением этих представлений.
Особенности
культуры любого социально-территориального образования представляют собой
сочетание "общих" традиций, которые "поддерживают стабильность
человеческих коллективов безотносительно к их локальной специфике", и
"локальных", фиксирующих специфический жизненный опыт человеческих
объединений и отражающих индивидуальные черты их исторических судеб и особых
условий существования. Степень "общности" и "локальности"
традиций может быть различной. Но именно их сочетание и определяет
существование различных региональных культур и бесконечное культурное
разнообразие человечества.
Таким
образом, регион не представляет собой гомогенного социо-природного
пространства, поскольку состоит из суммы локальных традиций. Различное
сочетание видов традиционной хозяйственной деятельности внутри региона
соответствует отдельным ареалам, которые можно обозначить как
"локальные" традиции или социо-природные системы. Эти системы имели
различный таксономический уровень, что определялось как субъективными факторами
(самоидентификация, мировоззренческие позиции), так и некоторыми объективными
условиями существования той или иной группы (природно-ресурсный потенциал).
Одной
из важнейших проблем при хозяйственном освоении северных регионов России
является улучшение социально-экономического положения коренного населения и,
прежде всего малочисленных народов. Это требует сохранения среды обитания
человека, то есть осуществления ряда комплексных мер природоохранного и
природовосстановительного характера. Для экологического оздоровления северных
регионов и восстановления традиционного природопользования необходимо
проведение комплекса мероприятий, в первую очередь, создание этноэкологических
территорий (ЭЭТ) или территорий традиционного природопользования (ТТП).
Для
создания жизнеспособных, успешно функционирующих ТТП необходимо выделить
комплекс исследований:
1.
Выяснить особенности расселения населения в рассматриваемых регионах,
установить численность, плотность, национальный состав и демографические
характеристики.
2.
Оценить состояние окружающей природной среды (желательно с элементами прогноза)
— сохранность ландшафта (рельефа, оленьих пастбищ), качество поверхностных и
подземных вод, уровень их загрязнения), наличие необходимых биоресурсов (растений,
животных, суши, моря, птиц и т. д.)
3.
Выделить территории и акватории с интенсивной антропогенной нагрузкой (города,
крупные поселения, промышленные зоны, транспортные объекты и т. д.)
4.
Оценить найденные месторождения ценных полезных ископаемых, промышленное
освоение которых неотвратимо в ближайшем будущем (по экономическим,
политическим и другим соображениям).
5.
Определить контуры территорий и акваторий, нуждающихся в заповедном или
ограниченном режиме природопользования (щадящем природопользовании).
6.
Получить согласие местного населения на создание ТТП, что требует проведения
длительной разъяснительной работы.
На
основе комплексного учета указанных выше условий в Дальневосточном регионе
выделены территории, на которых возможно создание 83-х ТТП.
При
выделении указанных ТТП учтены также: состояние природной среды, существующий и
прогнозируемый уровень антропогенной нагрузки на природную среду, возможность и
желательность пространственного совмещения ТТП с природными национальными
парками различного уровня значимости и другими особо охраняемыми природными
территориями. Проанализировав литературу, касающуюся создания ТТП,
напрашивается вывод о том, что работы по реабилитации и сохранению
традиционного природопользования необходимо вести комплексно одновременно решая
вопросы создания системы особо охраняемых природных территорий и акваторий
(ООПТ и АКБ).
Так,
в пределах Дальневосточного региона рекомендуется выделить следующие площади
для создания охранных зон: территории традиционного природопользования (ТТП),
государственные заповедники (ЗАП), национальные природные парки (НПП),
заказники (ЗАК) и прибрежные морские акватории, нуждающиеся в особой охране
(АКБ). Для природных парков Корякско-Камчатского региона одной из
интегрированных проблем развития является создание взаимосвязи между уже
сложившейся социально-экономической сферой района и вновь создаваемыми
структурами парка: природоохранными, туристическими, бальнеологическими. Режимы
природопользования в парках должны разрабатываться на научной основе, с
ограничением развития сфер производства экологическими рамками, созданием
правовых и экономических механизмов.
Проведение
комплексной оценки природных ресурсов (а не раздельный экономический анализ
ресурсов: отдельно земли, полезных ископаемых, воды, леса, пушнины) позволит
правильно определить для какого вида рекреационной деятельности следует
создавать инфраструктуру района, будет ли выгоден пеший, спортивный и новый вид
туризма — экотуризм, т. е. обязательное условие введения инноваций — это совместить
интересы района и парков (н-р, в Быстринском районе).
С
27 сентября по 4 октября 2002 года на Камчатке проходила Международная
конференция "Традиционное природопользование коренных малочисленных
народов Камчатки и окружающая среда: проблемы и пути их решения".
Конференция была организована камчатскими общественными организациями
(Этно-экологический Информационный Центр "Лач", Информационный Центр
"Абориген Камчатки", Ассоциация коренных и малочисленных народов
Севера и Сибири Камчатской области. Камчатской Лигой Независимых Экспертов) и
московскими (Ассоциация коренных и малочисленных народов Севера и Сибири и ДВ
РФ и Правовой Центр "Родник"). Участники обсудили необходимость
создания сети коренных народов Камчатки и сохранение природного, культурного и
духовного наследия народов Камчатки. Цель создания сети участниками была
определена как объединение усилий для оказания влияния на принятие решений
этно-экологических проблем на Камчатке. Было принято соглашение о создании
организаций сети, в которую сразу же вступили 29 организаций коренных народов.
В
настоящее время в Корякско-Камчатском регионе происходит расширение
природно-ресурсной базы экономики и объективный процесс смены типа
природопользования, содержание которого включает следующие требования:
—
сохранение экономического приоритета возобновляемых биологического ресурсов на
основе охраны, восстановления и рационального использования;
—
комплексное, экологически обоснованное использование остальных, небиологических
природных ресурсов (рекреационных, топливно-энергетических, минеральных и т.
д.) с одновременным установлением природоохранных режимов в зонах их
размещения;
—
сохранение видового разнообразия и биопродуктивности экологических систем, а
также уникальных и эталонных природных комплексов, улучшение состояния
природной среды в экосистемах, приведенных в критическое состояние;
—
организация систематического и комплексного контроля за состоянием природной
среды с оценкой и прогнозированием ее техногенных изменений, т. е. организация
экологического мониторинга.
Таким
образом, вышеназванные подходы, методы будут иметь большое значение в
разработке и осуществлении научно обоснованных мер по принятию эффективных
управленческих решений по устойчивому развитию территорий, проведению
взвешенной национально-региональной политики, включению этноисторических и
социокультурных данных в моделирование социально-экономических и политических
процессов в регионах.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecocommunity.ru/