Этапы формирования и современное состояние антропогенных ландшафтов городской черты Брянска
Этапы формирования и современное состояние
антропогенных ландшафтов городской черты Брянска
И.В. Шарапаев
Современное
усложнение территориальной структуры городов требует проведения большого объема
работ по реконструкции природно-техногенных систем. Важным аспектом таких
преобразований служит знание истории формирования, изменения и современной
структуры антропогенных ландшафтов города и его окрестностей. Такое
исследование было проведено в городе Брянске.
Основным
центром формирования г. Брянска была долина реки Десны. Именно в конце X века
на правобережье Десны возникло славянское поселение, на основе которого
образовался городок Дебрянск. Как раз с этого времени начинается постепенное
образование и развитие антропогенных ландшафтов.
В
истории формирования антропогенных ландшафтов г. Брянска и его окрестностей
можно выделить несколько этапов.
Первый,
относится к X-XVII векам. Городская территория не выходила за пределы
правобережья Десны и была представлена, в основном, классами селитебных (посад
и детинец) и сельскохозяйственных ландшафтов. В этот период Брянск выступал как
форпост южных рубежей России и неоднократно был разрушен. Помимо всего город
обладал фортификационными укреплениями (преимущественно деревянными). Это даёт
повод утверждать, что имело место наличие еще двух классов антропогенных
ландшафтов - беллигеративных и лесохозяйственных.
Второй
этап (начиная с середины XVII века) связан с утратой значения Брянска как
рубежа государства, после воссоединения Украины с Россией. Этот период
характеризуется начальной стадией развития промышленных ландшафтов
(судостроительная верфь, кожевенный и железный заводы, "Арсенал" и
др.). Появились первые карьерно-отвальные комплексы, обусловленные добычей
песка, мела, болотных руц. Увеличились площади селитебных, лесохозяйственных и
сельскохозяйственных ландшафтов. Это связано с увеличением численности
населения (с 1800г. по 1860г. в пять раз) и расширением площади до 350 га.
Третий
этап начинается с середины XIX века. В это время интенсивно формируются
дорожно-линейные ландшафты, связанные со строительством Орловско-Витебского
шоссе, железных дорог до Орла, Гомеля, Львова, Москвы. С 1872 года начинается
интенсивное формирование промышленных ландшафтов (Брянский машиностроительный
завод) и селитьбы на левобережье Десны и её притоков. Новыми центрами
градостроения становятся железнодорожные магистрали. На широких террасах Десны,
Болвы, Снежети формируются такие городские поселения как Бе-жица и
железнодорожные станции Брянск-Льговский и Брянск-Орловский. В уже существующих
антропогенных ландшафтах происходят изменения. Река утрачивает, свое прежнее
значение, увеличивается количество каменных построек и мощеных улиц, нарушается
компактность города.
Четвертый,
нынешний, этап начался со слияния Брянска и Бежицы в один единый "Большой
Брянск" (с 1956 года). Создаются сложные взаимосвязанные
эколого-экономи-ческие структуры. Если первые поселения возникали лишь вне
затопляемой во время паводков зоне, то впоследствии начали осваиваться все
части поймы Десны и ее притоков. Это освоение сопровождается работами по
реконструкции водных артерий (спрямление русла, строительство дамб, насыпей).
Самыми застроенными в настоящее время оказались аккумулятивные террасы Десны и
ее притоков. Рельеф поймы довольно сильно преобразован. В притеррасной части её
проложены насыпи шоссейных дорог, на намывном грунте построены промышленные и
жилые массивы, что нарушает ход физико-географических процессов.
В
результате исторического развития города, усложнения его функциональных
особенностей, в процессе взаимодействия природных и антропогенных факторов на
его территории сформировались сложные природно-техноген-ные системы. Они
определяют сейчас функционально-планировочную структуру Брянска. Границы
антропогенных ландшафтов городской территории выглядят весьма размыто.
Какие
же классы антропогенных ландшафтов составляют нынешнюю структуру Брянска и его
окрестностей?
Городская
зона поселений (селитебные ландшафты) занимают 20% всей исследуемой площади
представлена многоэтажными и одноэтажными постройками. Около 70% состава
жилищного фонда города - многоэтажная селитьба. В пределах высокого
правобережья многоэтажные постройки размещены в основном на плоских участках
водоразделов с абсолютными высотами от 200 до 220 м. В левобережной части
города они распространены на всех уровнях, в том числе и на пойме (на намывных
грунтах). Одноэтажное жилье сосредоточено на склонах коренного берега Десны, на
склонах и днищах балок, а так же на надпойменных террасах низкого левобережья.
Чаще всего одноэтажные жилые массивы сохранились на месте пригородных поселков,
вошедших в черту города.
Промышленные
ландшафты в структуре антропогенных комплексов составляют около 11% (3% из них
- карьерно-отвальные). Сосредоточены они в основном на левобережье долины,
террасах Десны и её притоков. При этом характерным является то, что
промышленные предприятия размещались без учета экологической обстановки.
Лесные
антропогенные ландшафты города представлены нескольким типами геокомплексов, в
разной степени измененных под влиянием хозяйственной деятельности человека. Это
остатки естественных лесов, заливные луга и кустарники поймы, парки и скверы.
Общая их площадь составляет около 31,4% территории. Однако, городские леса
катастрофически сокращаются, подвергаясь интенсивной хозяйственной и
рекреационной нагрузкам.
Широко
представлены в Брянске и особенно в его окрестностях типы сельскохозяйственных
ландшафтов (34,1% территории); и прежде всего это смешанные и полевые.
Расположены они в основном на правобережье.
Оставшиеся
3,5% от структуры антропогенных ландшафтов составляют линейно-дорожные,
рекреационные и другие комплексы. Из них наибольшее распространение получили
линейно-дорожные ландшафты. Их система в городе представлена железнодорожными и
автомобильными магистралями (более 800 км автомобильных дорог, около 500 км из
них - с твёрдым покрытием), линиями электропередач и связи, газо- и нефтепроводами.
Таким
образом, современная структура антропогенных ландшафтов города Брянска и его
окрестностей весьма сложная. Обладая при этом различной устойчивостью, эти
ландшафты постоянно подвержены изменениям. И важной задачей в таких условиях
является мониторинг за динамикой развития городских территорий, с целью более
целесообразного планирования и развития хозяйства, разработке и проведению
природоохранных мероприятий.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.vsu.ru