Образование и наука на пороге третьего тысячелетия
Образование и наука на
пороге третьего тысячелетия
По следам события
Вряд ли кто усомнится в том, что по значимости изменений, происшедших с человеком и обществом, никакой век не сравнится
с уходящим. А в ХХI веке, нам, похоже, предстоит жить в новом— информационном— обществе. Обусловили эту поистине глобальную перемену два
основных фактора— образование и наука, которые в канун смены тысячелетий сами заметно меняются.
Какими же в перспективе видят их философы, педагоги, социологи, культурологи? Об этом четыре дня размышляли участники
Международного конгресса «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия», прошедшего в октябре в Минске. Его организовали министерства образования и
академии наук России и Беларуси при поддержке ЮНЕСКО.
Основной формой работы Конгресса стали секционные заседания— настолько
широк был круг обсуждавшихся вопросов.
Вот лишь некоторые из них: «Гуманизация науки и образования— тенденция ХХI века», «Экологическое образование на рубеже
веков», «Элитное и массовое образование», «Наука и лженаука», «Национальные традиции, культура и единство образовательного пространства».
От постмодернизма в образовании до богословского наследия отца Александра Меня, от взаимоотношения фундаментальных наук и
образования до влияния информационных технологий на психическое здоровье человека— все нашло отражение в выступлениях. В двухтомных тезисах—
около 700 сообщений. Многие из них читаются, по выражению одного из участников Конгресса, как «захватывающие и фантастические прогнозы». Впрочем, издание это,
мягко говоря, неоднородно. Дело в том, что составители включили в него и фундаментальные сообщения маститых ученых, и опусы аспирантов и даже студентов.
Так что уровень проблематики и обсуждения подчас, как говорится, оставляет желать... Количество здесь, увы, не перешло в качество...
В выступлениях не раз звучал тезис о закате классно-урочной системы великого педагога Я.А. Коменского, господствующей в
мировой педагогике с XVII века, и замене ее дистанционным и виртуальным обучением, когда от ученика требуется лишь знать «правила игры», а роль
педагога сведена к постановке и обслуживанию компьютерных игр и задач. Эту перспективу прокомментировал на Конгрессе доктор философских наук, профессор
Казанского университета В.И. Курашов, подчеркнувший, что отношения «учитель— ученик» не заменить никакими виртуальными методами обучения:
«Как бы ни развивались информационные технологии, компьютер не сможет заменить реального педагога по одной простой причине. Ибо задача первого— сообщать
знания, информацию. Тогда как второй учит извлекать их. А главное— нечем заменить сам процесс общения живых людей. Ведь тот же Интернет— это, по
сути, наш разговор с совершенно отвлеченной субстанцией, проще говоря, ни с кем».Что же касается экологической секции Конгресса, то большинство ее
участников безуспешно пытались дать точное определение экологии как науки, спорили о том, нужно ли изучать экологию в школе и с какого возраста, но к
конкретным решениям, которые могли бы стать рекомендациями для органов образования и преподавателей, так и не пришли. На этом достаточно
схоластическом фоне выделялись интересные сообщения об экологических «экспериментах» на уроках трудового обучения и географии, проводимых в
отдельных школах Беларуси.
В целом на Конгрессе было много общих компилятивных докладов, чем часто грешат подобные «образовательные»
мероприятия. Но было и несколько ярких выступлений. В частности, директор Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН в Санкт-Петербурге, академик
РАН Ж.И. Алферов (через неделю после завершения Конгресса удостоенный высшей научной награды— Нобелевской премии) рассказал об опыте сотрудничества
академического института и вуза. В этом же ряду было выступление президента Национальной академии наук Украины Б.Е. Патона об интеграционных и
дезинтеграционных процессах между научно-исследовательскими учреждениями в странах СНГ.
Сильное впечатление произвел и концептуальный доклад директора Института философии РАН, академика РАН В.С. Степина,
затронувшего проблему смены ценностных парадигм в образовании. В контекст диалога культур, народов и стран им было введено новое действующее лицо—
«человек договаривающийся» (специально подготовленный для популярного издания вариант этого доклада был опубликован в журнале «Экология и жизнь», № 4, 2000).И все же
подлинного прорыва к новым идеям и технологиям, серьезных прогнозов развития науки и образования на Конгрессе не было. Похоже, все это откладывается на
новое тысячелетие
Список использованной литературы:
Журнал "Экология и жизнь". Статья С.В. Балышева, В.В. Масик.