Атмосферный воздух
Атмосферный воздух
Когда
говорят "нужен как воздух", сразу ясно - речь идет о чем-то жизненно
важном. Без него человек не проживет и нескольких минут. Дышим всегда, везде.
Но - чем? И почему так радуются горожане, выезжая "на свежий воздух"?
И до какой степени он "свеж" в 50 км от столицы?
Качество
атмосферного воздуха - важнейший фактор, влияющий на здоровье, на санитарную и
эпидемиологическую ситуацию. Но две трети населения (!) нашей Федерации
проживает на территориях, где уровень загрязнения атмосферного воздуха не
соответствует гигиеническим нормам.
Если
в среднем по России удельный вес проб атмосферного воздуха с содержанием
вредных веществ около 6%, то на Алтае - 29%, в Бурятии - 24,6, в Красноярском
крае - почти 22, в Ивановской области - 20, в Кемеровской - более 18, в
Ульяновской - 16,5, а в Калужской - более15%.
Кстати,
высокий уровень загрязнения воздуха на этих территориях наблюдался и в прошлые
годы.
Где
же наиболее загрязненный воздух? Именно там, где мы живем и проводим большую
часть времени - в зоне жилой застройки, если там проходят автомагистрали. Даже
там, где много предприятий, в зоне влияния промышленных выбросов он в ряде
случаев намного ниже.
В
какой-то мере ситуацию могли бы выровнять очистные сооружения. Но в Мурманской
области, например, очистными установками оборудовано только 50% официально
зарегистрированных источников выбросов.
И
еще проблема (вот он, социальный аспект в доле "естественной убыли"!)
- средний россиянин все еще не волен выбирать дом, в котором он хотел бы жить и
место, на котором этот дом должен стоять. Дорого это, не по карману. Вот и
приходится жить там, где поселили, хотя оконные стекла за неделю чернеют от
копоти. Но окно можно отмыть, а собственные легкие?
По
сей день сотни тысяч человек вынуждены проживать в так называемых СЗЗ, то есть
санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, где особенно высок уровень
загрязнения атмосферного воздуха (т.е. там, где по российским законам проживать
запрещено). Например, в Челябинской области в этих СЗЗ проживает сейчас более
200 тыс. человек, в Кировской области - более 20 тыс., а в Самарской - около 13
тыс. человек.
Естественный
вопрос: если трудно переселять людей, то что делается для улучшения
экологической обстановки? В ряде регионов проводятся мероприятия по снижению
загрязнения воздуха. В той же Самарской области реализуются федеральные
программы социально-экологической безопасности. За последние три года таких
мероприятий было более сотни, в том числе - ввод комплексов по очистке дымовых
газов на Безымянской, Сызранской и Самарской ТЭЦ; в качестве моторного топлива
на транспорте шире стал использоваться природный газ; внедрены системы
доочистки дымовых газов на заводе "Металлург"; на Куйбышевском НЗП усовершенствовано
оборудование, в результате чего уменьшились выбросы углеводородов и т.д.
Подобные
природоохранные мероприятия проводились также в Липецкой области, в
Красноуральске, Санкт-Петербурге, Москве.
В
Липецкой области проведена реконструкция коксовых батарей на ОАО
"Новолипецкий металлургический комбинат"; в Красноуральске внедряются
отдельные мероприятия с целью снижения нагрузки по свинцу на население. Кроме
того, действует областная целевая программа под названием "Охрана
окружающей природной среды от свинцового загрязнения и снижение его влияния на
здоровье населения Свердловской области".
Две
столицы - Москва и "Северная Пальмира" - всегда привлекали особое
внимание. Не только как культурные, экономические и политические центры, но и
просто как большие города, которые веками оставались примером для подражания.
Анализ
показывает, что Санкт-Петербург все же чище Москвы. Может быть, потому что он
меньше, а может, и потому - не в последнюю очередь - что в городе сокращено
потребление мазута в качестве топлива на городских ТЭЦ (82% составляет газовое
топливо). К тому же Главный государственный санитарный врач запретил ввозить в
города и продавать этилированный бензин. При этом еще надо учесть, что в
2000
году в северной столице строили и реконструировали 67 сооружений по очистке
выбросов в атмосферу, а на автозаправочных станциях устанавливаются системы
газовозврата - это тоже уменьшает выбросы.
А
для Москвы эта проблема - выбросы автотранспортом загрязняющих веществ в
атмосферный воздух - остается одной из самых главных.
Если
учесть, что доля этих выбросов - более 90%, становится ясным, почему в округах
разработаны специальные программы "Снижение выбросов загрязняющих веществ
в окружающую среду от автотранспорта". Но что касается конкретных
результатов, то о них пока предпочитают умалчивать. Достаточно оказаться на
любой столичной магистрали в час пик, чтобы понять, насколько острой остается
проблема. Гости столицы с удивлением смотрят на стены и окна домов на Тверской,
Ленинском и Кутузовском проспектах, Садовом кольце - они буквально серые от
выхлопных газов.
Наиболее
частое обращение к Москве, как "главной героине" книги не должно
смущать, поскольку авторы в качестве примера приводят и всю Россию, и США. Но
именно в Москве выброс вредных веществ автотранспортом составляет 1,7 млн. т
или около 87% в общих выбросах в атмосферу.
Читатель
может сам разобраться в этом вопросе, изучив обзор экологических программ США,
Японии, Китая, Южной Кореи, Индии и других стран, перешедших на применение
пропан-бутана в качестве моторного топлива. Сотни схем, расчетов экономической
эффективности, графиков; исследование динамики структуры автопарка, анализ
существующих систем экологического мониторинга и т.д. свидетельствуют о
реальности формулы "экология + экономия + здоровье".
Именно
"плюс", а не "за счет".
Такие
темы, как "город и автомобиль", "моторное топливо",
"виды газового топлива", "экологический мониторинг",
"многотопливная АЗС", "экологически чистый автомобиль", еще
долгое время будут актуальными, потому что, если не все ездим на автомобилях,
то дышим-то - все; значит, каждого касается и коснется.
В
2000 г. проверка воздуха производилась в 253 городах России и выяснилось, что в
202 из них вредных веществ в воздухе больше нормы. А проживает там
64,5
млн. человек, то есть почти половина населения России. И все же существуют в
России регионы, где дышать становится просто опасно для здоровья, потому что
воздух там загрязнен в 10, а то и более раз выше нормы.
Как
правило, воздух загрязнен бенз(а)пиреном, диоксидом азота, сероуглеродом и
формальдегидом. Сероуглерод чаще всего выбрасывают в атмосферу предприятия, а
диоксид азота - автотранспорт.
Большая
часть населения России живет в городах и промышленных центрах. Естественный
вопрос: а каково же там качество атмосферного воздуха?
Если
смотреть по федеральным округам (а их в России семь), то получится такая
картина:
в
Центральном округе (18 субъектов Федерации) воздух проверялся в 37 городах и
выяснилось, что только в 2 из них он отвечает норме. И наиболее неблагополучное
положение - в Москве и области (загрязненным воздухом здесь дышат 9,1 млн.
человек, то есть 66% городского населения);
в
Северо-Западном округе (11 субъектов Федерации) воздух проверялся в 39 городах.
В результате обнаружено вредных примесей выше ПДК в 21 городе, а высокий
уровень загрязнения - в 5 городах, где проживает почти 6 млн. человек, то есть
около половины населения этого округа.
Самая
неблагополучная ситуация - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (здесь
загрязненным воздухом дышат почти 5 млн. человек, то есть 84% городских
жителей, обитающих в этом регионе).
Плохое
качество атмосферного воздуха и в Ненецком автономном округе; в Южном
федеральном округе (13 субъектов Федерации) мониторинг загрязнения воздуха
проводился в 31 городе и выяснилось, что в 19 из них вредных примесей больше 1
ПДК, а высокий уровень загрязнения воздуха - в 10 городах, где проживает 4,4
млн. человек, то есть 36% горожан округа.
Еще
в двух городах зафиксированы максимальные концентрации (больше 10 ПДК).
Очень
неблагоприятная обстановка в Волгоградской области (загрязненным воздухом дышат
1,5 млн. человек, то есть 75% городского населения).
Такая
же ситуация в Ростовской области и в Краснодарском крае, а самое плохое
качество воздуха в этом регионе - в городах Карачаево-Черкесской Республики.
В
Приволжском округе (15 субъектов Федерации) проверили качество воздуха в 47
городах и в 41 из них вредные примеси превышают ПДК. При этом в 27 городах, где
проживает почти 12 млн. человек (то есть 52% населения округа) высокий уровень
загрязнения воздуха. Например, в Самарской области таким воздухом вынуждены
дышать 76% городского населения (2 млн. человек), почти столько же -в
Нижегородской области, в Республике Башкортостан, Пермской области; по
сравнению с ними в Кировской области качество воздуха относительно высокое.
В
Уральском округе (6 субъектов Федерации) проверили воздух в 17 городах и
оказалось, что в 15 из них вредные примеси превышают 1 ПДК, а в 7 -
максимальные концентрации больше 10 ПДК. Очень загрязненным воздухом дышат
здесь почти 3 млн. человек - особенно в Свердловской и Курганской областях.
В
Сибирском округе (16 субъектов Федерации) в воздухе 48 из 55 проверенных
городов обнаружено вредных примесей больше ПДК; в 14 из них загрязнение
воздушного бассейна в 10 и более раз превышает норму. Почти 9 млн. человек в
этом округе (61% городского населения) дышат некачественным воздухом.
Относительно
благополучное положение только в Республике Тыва, а в Иркутской, Новосибирской,
Кемеровской и Омской областях - самое неблагоприятное.
И,
наконец, в Дальневосточном округе (10 субъектов Федерации) из 27 обследованных
городов 23 показали загрязнение воздуха выше нормы, а из них 5 - больше 10
предельно допустимых концентраций.
Плохая
ситуация в Приморском и Хабаровском краях, но самая неблагоприятная - в
Камчатской области, где 81% городского населения проживает в зоне с высоким
уровнем загрязнения воздуха.
На
первый взгляд ситуация не совсем логична: промышленность в России работает
сейчас не так интенсивно, как раньше, а воздух остается грязным.
Но
дело в том, что атмосферу нельзя жестко разделить границами, как земную
территорию. Загрязняющие вещества переносятся на большие расстояния из одной
страны в другую. Это называется трансграничным загрязнением воздуха.
Например,
в 2000 г. на Европейскую часть России выпало 2,4 млн. тонн окисленных серы и
азота. Больше половины из них (57%) - в результате трансграничного переноса. И
в основном - за счет Украины, Польши, Белоруссии, Румынии и Германии.
Конечно,
и "российский воздух" кочует в сторону других стран. Но соотношение
переноса загрязненных веществ российского происхождения, попадающих за границу,
по отношению к воздушному переносу вредных веществ в Россию из других стран
говорит само за себя: 1:6,2 по окисленной сере, 1:6,5 по восстановленному азоту
и 1:3,8 по окисленному азоту.
Одна
из наиболее болезненных проблем - выпадения тяжелых металлов, особенно свинца.
На Европейскую территорию России его выпало 2739 тонн (да еще 68,5 тонн
кадмия), больше половины - трансграничного происхождения.
Что
касается свинца, то об этом надо сказать несколько слов отдельно, поскольку
проблема остается острой. Этому еще в 1997 году был посвящен глубокий и
объемный "Доклад о свинцовом загрязнении окружающей среды Российской
Федерации и его влиянии на здоровье населения", известный также как
"Белая книга" (подготовлено и издано РЭФИА. С полным текстом доклада
можно ознакомиться на сайте РЭФИА www.refia.ru).
А
к 2000 г. была издана совместная российско-американская работа "Свинец в окружающей
среде и здоровье населения России".
Увы,
свинцовая опасность остается реальностью. И не только для тех, кто живет рядом
с аккумуляторным заводом в Санкт-Петербурге или вблизи медеплавильного
комбината в Красноуральске; в Гусь-Хрустальном (производство стекла и хрусталя)
или Первоуральске (медеплавильный завод). В Екатеринбурге, Саратове и
Волгограде, например, основной источник поступления свинца в окружающую среду -
автотранспорт.
А
ведь еще есть и авиация, и ракетно-космическая техника; даже привычная многим
охота. Почему - охота? Потому, что после нее ежегодно (!) в почве остается
почти полторы тысячи тонн свинцовой дроби.
Так
что, если все это сложить вместе, то ничему живому мало не покажется. Особенно
при том, что свинец не просто токсичен, но и имеет особенность накапливаться в
организме (при этом у млекопитающих - в головном мозге и в печени).
Конечно,
стратегия борьбы со свинцовым загрязнением существует. Но польза будет тогда,
когда она станет выполняться хотя бы наполовину. Пока же можно надеяться только
на то, что снижается выпуск этилированного бензина; что врачи научились немного
уменьшать негативное воздействие свинца на здоровье детей (они страдают в
первую очередь); что медеплавильная промышленность обзаведется новыми очистными
сооружениями и т.д.
К
проблеме свинца близка и существующая в России проблема ртути. Хотя из почти 70
тонн, которые выпали из атмосферы на Россию, российским источникам принадлежат
только 3,5 тонн, то есть всего 5%. Остальные 95%, как говорится, ветром принесло
- то есть снова речь о трансграничном загрязнении.
Справедливости
ради надо сказать, что не во всех наших бедах с качеством воздуха виноваты
соседи. Например, бенз(а)пирена на Европейскую часть России в год выпало около
80 тонн, и более 66 из них (то есть 83%) - доля собственных наших, российских
источников.
По
материалам Популярного доклада о состоянии окружающей среды в России. Панкеев
И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Федоров А.В., Горбатовский
В.В. Окружающая среда России на рубеже тысячелетий. Популярный доклад о
состоянии окружающей среды в России / Под ред. И.А. Панкеева и Н.Г. Рыбальского
- М.: РЭФИА, НИА-Природа, 2003.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eco.priroda.ru/