Нравоучение как вид христианского учительства
Нравоучение как вид христианского учительства
А.А. Гусейнов
Нравоучение
есть своеобразная форма выражения этического начала в древнерусской культуре в
условиях синкретизма христианского сознания. С нормативной стороны нравоучение
можно рассматривать как своеобразное этическое предписание, имеющее
конкретно-ситуативную и личностную направленность на основе запрещающего или
разрешающего образца поведения. Традиционно нравоучение выступало в двух видах:
"поучение словом", запечатленное в нравоучительной литературе, и
"поучение делом", выступающее в форме непосредственного жизненного
подвига, религиозно-нравственного подвижничества, имеющего свое литературное
оформление в виде патериков или отечников - сборников нравоучительных рассказов
о жизни христианских подвижников.
Нравоучение
представляет собой ветвь христианского учительства в целом. Как отмечал А.С.
Хомяков, христианское учительство не сводится только к толкованию Писания, к
изучению богословия или проповеди, но включает в себя и поучение жизнью, делом.
"Поучает не одно слово, но целая жизнь. Не признавать иного поучения,
кроме логического поучения словом, - в этом и заключается рационализм"
[1]. Христианское учительство исходит из предпосылки равноценности слова и
дела, если они осенены Божественной благодатью. "Кто получил от Бога дар
слова, тот учит словом; кому Бог не дал дара слова, тот поучает жизнью.
Мученики, в минуту смерти возвещавшие, что страдания за истину Христову
принимались ими с радостью, были поистине великими наставниками. Кто силою веры
и любви приводит к Богу заблудшие души, тот приобретает учеников и становится
учителем" [2].
1
Хомяков А.С. Соч.: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 49.
2
Там же. С. 51.
В
условиях синкретизма религиозно-нравственного сознания этическая мысль
развивается не в форме рационально-логической рефлексии нравственной жизни,
т.е. выступает не только как "логическое поучение словом", но в виде
"цельного" поучения, в котором слово и дело оказываются равноценными
и неразрывно связанными. Этим и объясняется жанровое своеобразие
нравоучительной литературы, в рамках которой слово имеет не
понятийно-логическую, а "житийную" функцию, т.е. становится значимым
только в контексте определенного поступка. В этом смысле средневековая этика
опирается не на "моральный логос", а на "моральный этос" -
нравственный опыт, запечатленный во всей полноте его вербальных и невербальных
форм (жизненно-поведенческих, эстетических, духовно-религиозных и т.д.).
Этический "номинализм" нравоучительной
литературы
Нравоучительная
литература - своеобразный вид духовной письменности, имеющей практическое,
религиозно-нравственное назначение, связанное с назиданием в полезных правилах,
наставлением в житейских делах, поучением в жизненной мудрости, обличением в
грехах и пороках и т.н. В соответствие с этим нравоучительная литература
максимально приближена к реальным жизненным ситуациям. Это находит свое
выражение в таких жанрах нравоучительной литературы, как "Слова",
"Поучения", "Послания", "Наставления",
"Изречения" и т.п. Типичным примером нравоучительной литературы можно
считать "Поучения" преподобного Феодосия Печерского (ок. 1036-1074),
одного из основателей русского монашества и одного из первых
духовно-нравственных писателей древней Руси. От Феодосия сохранилось несколько
поучений к братии и два поучения к народу. Рассмотрим характерное их
содержание. Поучения к братии сводятся к следующему: даются 1) увещания к
добродетелям и подвигам - самоотверженной и деятельной любви к Богу, терпению и
мужеству в перенесении монашеских подвигов, к непрестанному покаянию, изгнанию
злых помыслов и достойному провождению поста; 2) дисциплинарные наставления о
поведении во время богослужения и 3) обличения братии за недостаток смирения и
послушания, за невоздержание и стяжание земных сокровищ и т.п. Поучения к
народу носят мирской характер. Они направлены против общественных пороков и
недостатков, вследствие чего содержат в себе обличения, вразумления и
наставления. В числе пороков особому обличению предаются остатки язычества,
пьянство, грабежи, своекорыстие, мздоимство, несоблюдение постов и т.п. [1]
1
См.: Труды отдела древнерусской литературы. Л; СПб., 1934-1994. Т. 1-45. Т. 5
С. 159-194.
Со
временем характер нравоучительной литературы меняется: от простых нравственных
изречений она эволюционирует к нравоучительным трактатам. К XV-XVI вв. в Словах
и Посланиях все больше просматривается авторская позиция, в основе которой
лежит определенный философский фундамент. Особенно характерны в этом отношении
нравоучительные сочинения Нила Сорского (ок. 1433- 1508) и Максима Грека (ок.
1470-1556).
Нил
Сорский, в русле исихастской традиции "внутреннего делания",
предпринимает нравственно-психологический анализ зарождения и развития страсти,
определяющей смертные грехи человека: чревоугодие, сребролюбие, блуд, гнев,
печаль, уныние, тщеславие, гордость. Максим Грек, воспитанный на образцах
итальянской учености эпохи Возрождения, в своих обличительных
"Словах" и "Посланиях" выступает против упрощенного и
грубого благочестия и обрядоверия на Руси. В "Беседах души и ума",
написанных в традициях философского диалога, он развивает мысль о нравственном
восхождении души к абсолютному добру.
Несмотря
на проблески философской рефлексии, характерной чертой нравоучения в целом
оставался своеобразный "этический номинализм", выражающийся в
избегании общих отвлеченных понятий, стремлении к их нравственной
конкретизации. Характерно, что при переводе с греческого языка древнерусские
книжники конкретизировали слишком отвлеченные понятия и образы, передавая их
яснее и проще. "Так, слишком общее упоминание о зле в переводе
"Пчелы" последовательно уточняется привычными для славянина
отрицательными персонажами, например таинственным черным эфиопом:
"Многоцветные ризы скрывают эфиопа" - в греческом оригинале на месте
последнего слова стоит "зло" [1]. Отвлеченное зло, зло вообще мало
понятно древнерусскому книжнику, и он при первой возможности соотносит это зло
с конкретными его проявлениями, либо просто опускает соответствующий термин.
Оценивая эту особенность нравоучительного сознания, В.В. Зеньковский замечает,
что живую и даже напряженную работу ума вызывают здесь "не общие принципы
христианства, а вопросы конкретного христианства, в личном и историческом его
проявлении" [2]. В этом уже можно видеть зародыш идеи "конкретной
этики", получившей свое воплощение в период расцвета русской этической
мысли в рамках этики русского зарубежья 30-40 гг. XX в.
1
Колесов .В. Афористика Древней Руси // Мудрое слово Древней Руси. М., 1989. С.
18
2
Зеньковский В.В. Указ. соч. Т. 1. Ч. 1. С. 43.
Наряду
с предельной конкретностью нравственных предписаний "этический
номинализм" нравоучения отличается еще одним своеобразным свойством:
"моральным контрапунктом" древнерусского сознания. Это выражается в
том, что максимы, сентенции, пословицы, поучения строятся на основе резкого
противопоставления противоположных моральных понятий: добра - злу, любви -
ненависти, правды - лжи, счастья - несчастья, богатства - бедности и т.п.
"Кажется, будто средневековье не знает полутонов и переходов между
крайностями или сознательно пренебрегает ими. Оно возвращает нас к тому
времени, когда добро и зло, правда или ложь были конкретными данностями
существования и представали во всем объеме своих признаков как неделимое целое,
как конкретность быта, не имеющая степеней и силы проявления. Правда либо есть,
либо ее нет. Добро либо есть, либо его нет. И тогда правда - это Правда, и
добро - Добро" [1].
1
Колесов В.В. Указ. соч. С. 12.
Оценивая
феномен нравоучения в целом с точки зрения его философско-этического
потенциала, следует избегать двух крайностей: восхваления его как оригинальной
нравственно-философской литературы, не уступающей по своим достоинствам лучшим
образцам мировой этической мысли, и гиперкритической его оценки как крайне
поверхностного, наивного и подражательного морализма. Необходимо
констатировать, что нравоучительная литература Древней Руси явилась
своеобразной формой неотрефлектированного нравственного опыта, вырастающего на
почве русского "этоса" с его исканием абсолютного добра.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://books.atheism.ru