Логический позитивизм
Логический позитивизм
Вадим Руднев
Логический
позитивизм - ранняя форма аналитической философии, одно из основных философских
направлений первой половины ХХ в.
Л.
п. претендовал на анализ и решение актуальных философскометодологических
проблем, выдвинутых в ходе научной революции начала ХХ в. (см. парадигма): роли
знаково-символических средств научного мышления, соотношения теоретического
аппарата и эмпирического научного базиса, природы и функции математизации и
формализации знания. Противопоставляя науку философии, логические позитивисты
считали, что единственно возможным знанием является лишь научное знание.
Традиционные вопросы философии они объявляли бессмысленными псевдопроблемами на
том основании, что те формируются с помощью терминов, которые сами являются
псевдопонятиями, поскольку не поддаются проверке, - это относилось к таким
основополагающим понятиям традиционной философии, как, например, свобода,
бытие, субстанция, дух, материя.
Предметом
философии в научной парадигме Л. п. должен был стать язык, прежде всего - язык
науки как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания
(ср. прагматизм) и возможности его выражения в языке.
Основные
идеи Л. п. систематизировались в рамках деятельности Венского логического
кружка, куда входили известные философы и математики Мориц Шлик, Отто Нейрат,
Фридрих Вайсман, Рудольф Карнап. Эти идеи стали особенно популярными в 1930-е
гг. в кругах научной интеллигенции: сведение философии к логическому анализу
языка науки, принцип верификационизма , трактовка логики и математики как
формальных преобразований в языке науки.
В
своих построениях члены Венского кружка опирались на некоторые базовые
построения "Логико-философского трактата" Людвига Витгенштейна
(1921). Однако мысли Витгенштейна о языке были гораздо более глубокими и
многогранными и зачастую вульгаризировались в Л. п.
Витгенштейн
писал: "4.002 (...) Язык переодевает мысли. Причем настолько, что внешняя
форма одежды не позволяет судить о форме облаченной в нее мысли; дело в том,
что внешняя форма одежды создавалась с совершенно иными целями, отнюдь не для
того, чтобы судить по ней о форме тела. (...)
4.003
Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а
бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать
ответа, можно лишь устанавливать их бессмысленность.
Большинство
предложений и вопросов философа коренится в нашем непонимании логики языка. (...)
Неудивительно,
что самые глубокие проблемы - это вообще не проблемы.
4.0031
Вся философия - это "критика языка".
Говоря
о роли философии, Витгенштейн писал:
"4.111
Философия не является одной из наук.
(Слово
"философия" должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом
с науками).
4.112
Цель философии - логическое прояснение мысли.
Философия
- не учение, а деятельность.
Философская
работа, по существу, состоит из разъяснения.
Результат
философии - не "философские предложения", а доступная ясность
предложения.
Мысли,
обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и
отчетливыми".
И
наконец:
"6.53
Правильный метод философии, собственно, состоял бы в следующем: ничего не
говорить, кроме того. что может быть сказано, то есть кроме высказываний науки,
- следовательно, чего-то такого, что не имеет ничего общего с философией. А
всякий раз, когда кто-то захотел бы высказать нечто метафизическое, доказывать
ему, что он не наделил значением определенные знаки своих предложений. Этот
метод не приносил бы удовлетворения собеседнику - он не чувствовал бы, что его
обучают философии, - но лишь такой метод был бы безупречно правильным".
Однако
уже в конце 1930-х гг. обнаружилось, что та революция в философии, основным
стержнем которой была редукция метафизики к логике, не оправдалась. Идеальный
научный язык, который стремились построить логические позитивисты, оказался не
только невозможным, но и ненужным. Как писал Витгенштейн позднее в
"Философских исследованиях", говорить на идеальном языке так же
невозможно, как ходить по идеально гладкому льду.
Классические
метафизические проблемы оказались значимыми не только для осмысления
человеческой жизнедеятельности, но я для анализа эпистемологических вопросов.
Выяснилось, что в структуре научных теорий имеются метафизические высказывания,
которые невозможно свести к "протокольным предложениям" опыта и
верифицировать (см. верификационизм).
Постепенно
Л. п. сменяется аналитичеекой философией (лингвистической философией), целью
которой было не построение идеального языка, а анализ естествевного языка, такого,
каков он есть.
Список литературы
Вишгенштейн
Л. Логико-философский трактат // Витгевштейн Л. Философские работы. - М., 1Ю4.
- Ч. 1.
Аналитическая
философия: Избр. тексты. - М., 1993.
Швырев
В.С., Пугачев Н.Н. Неопозитивизм // Современная западная философия: Словарь. -
М., 1991.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/