Дифференциация и Интеграция
Дифференциация и Интеграция
Г.И. Рузавин
Дифференциация
и интеграция (от лат. differentia — разность, различие, integratio —
восстановление, восполнение) научного знания — два противоположных, но взаимосвязанных
процесса развития научного знания. Дифференциация (Д.) — более глубокое и
тщательное исследование отдельных явлений и процессов определенной области
действительности на определенной стадии эволюции науки. Именно в результате
такого исследования появляются отдельные научные дисциплины со своим предметом
и специфическими методами познания.
Известно,
что в антич. Греции не было строгого разграничения между конкретными областями
исследования и не существовало отдельных научных дисциплин за исключением математики
и частично астрономии. Все известные знания и приемы изучения явлений входили в
состав философии как нерасчлененной области знания. Впервые отдельные научные
дисциплины возникают в эпоху Возрождения, когда появляется экспериментальное
естествознание, которое начало изучение природы с установления законов
простейшей, механической формы движения. Занявшись изучением движения свободно
падающих тел, Г. Галилей впервые начал систематически применять
экспериментальный метод и математические приемы обработки его результатов. На
этой основе он сформулировал относящиеся к ним законы и заложил основы
механики, которую И. Ньютон превратил в научную дисциплину. Позднее постепенно
формируются физика, биология и др. фундаментальные науки о природе. По мере дальнейшего
научного прогресса происходит ускоренный процесс появления все новых и новых
научных дисциплин и их ответвлений. Хотя при этом значительно возрастают
точность и глубина знаний о действительности, одновременно ослабевают связи
между отдельными научными дисциплинами и взаимопонимание между учеными. В наше
время дело доходит до того, что специалисты разных отраслей одной и той же
науки нередко не понимают ни теорий, ни конечных результатов др. отраслей.
Возрастающая Д. и узко дисциплинарный подход грозят превратить единую науку в
совокупность обособленных и изолированных областей исследования, вследствие
чего ученые перестают видеть место результатов своей деятельности и своей
научной дисциплины в познании единого, целостного мира.
В
самой науке существуют средства и методы для ограничения негативных сторон
чисто дисциплинарного подхода к изучению мира. С прогрессом научного познания
становится все более очевидным, что сосредоточение усилий только на
установлении специфических законов конкретных классов явлений в отдельных
дисциплинах не способствует открытию общих, а тем более фундаментальных
законов, с помощью которых раскрывается единство мира, взаимосвязь и
взаимодействие образующих его систем и процессов. С помощью эмпирических
законов можно понять и объяснить лишь постоянные, регулярно повторяющиеся связи
между наблюдаемыми явлениями. Теоретические законы, раскрывающие более
существенные, глубокие связи между ними, дают возможность более точно объяснить
не только конкретные факты, но и сами эмпирические законы. Еще большей
объяснительной и предсказательной силой обладают фундаментальные законы и
принципы науки.
Интеграция
(И.) научного знания осуществляется в различных формах и затрагивает как
эмпирические, так и фундаментальные теоретические законы. Нередко И. начинается
с применения понятий и методов одной науки в другой и завершается созданием
широких междисциплинарных теорий и направлений исследования.
Список литературы
Единство
научного знания. М., 1988.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/