Философия Ирана
Философия
Ирана
Древнейшим
памятником философской мысли Ирана являются тексты, отражающие космологические
представления индоиранских племен и включенные в состав "Авесты" -
собрание священных книг зороастризма. Бытие мыслится в них как борьба двух
начал - света и мрака, Ормазда (Ахурамазды) и Ахримана (Анхра-Майнью). Эта
борьба носит циклический характер: сотворенный Ормаздом мир и первый человек
попадают затем под власть Ахримана, однако на исходе временного цикла свет,
представляющий силы Ормазда, освобождается из заточения во мраке, и космос
возвращается в первоначальное состояние. Творение мыслилось иерархически со
множеством промежуточных идеальных звеньев - "ангельских" миров. Эти
представления перекликаются с астральными и другими мифами и культами Древнего
Востока; они явились основой философской мысли и в средние века.
В период
правления Сасанидов (3-7 вв.) в Иране широко распространилась древнегреческая
ученость, в частности философия неоплатонизма, которую развивали изгнанные из
христианской Византии языческие ученые. Большое значение имели манихейство и
маздакизм. После включения Ирана в состав Арабского халифата иранская философия
развивалась в русле идей, общих для всех народов мусульманского Востока,
сохраняя, однако, традицию доисламских воззрений, служивших источником разных
ересей и неортодоксальных теологических школ (наиболее благоприятным для этого
оказался шиизм, особенно в его крайних проявлениях, в частности в исмаилизме).
Дальнейшим
развитием древнеиранских представлений было учение о вечном времени (зурван,
дахр) как первооснове всех циклических изменений бытия. В раннем средневековье
последователи этого философского космологического учения часто вступали в
полемику с догматическим богословием ислама. Вольнодумные тенденции характерны
для воззрений ар-Рази (конец 9 - начало 10 вв.). В творчестве Насира Хосрова
(11 в.) нашли отражение идеи исмаилизма. Широкое распространение получил
восточный аристотелизм, вобравший в себя, однако, немало элементов
неоплатонизма; крупнейшим его представителем был Ибн Сина, богатое и
разнообразное наследие которого развивали затем многие поколения иранских
ученых. Значительным достижением философской мысли Ирана является хикмат-и
ишраки (философия озарения) Сухраварди (2-я половина 12 в.), проложившего путь
к слиянию аристотелизма с суфизмом и древнеиранскими эзотерическими учениям.
И.Насирэддин Туси в освоении наследия Ибн Сины в большей мере опирался на
аристотелизм, будучи также крупным теоретиком исмаилизма.
Новое оживление
философской мысли в ИранЕ отмечается в 16-17 вв. Это так называемое исфаханское
возрождение, выдвинувшее многих крупных мыслителей (Баха-ад-дин Амили, Мир
Дамад, Молла Садр Ширази, А. Лахиджи, Мухсин Файз Кашапи, Мохаммед Хосейн-хан и
др.), которые развивали наследие как хикмат-и ишраки, так и аристотелизма.
Отличительной особенностью идейного развития в 18-19 вв. была борьба между
религиозно-философскими школами "осули" и "ахбари", в
процессе которой возникла школа "шейхи" (А. Ахсаи, начало 19 в.),
существующая и в современном Иране. В 19 в. возникают такие течения, как бабизм
и бехаизм. Видными мыслителями были Хади Себзевари, Кашфи Боруджерди, Абдул
Хасан Исфахани и др. Под влиянием Запада, с развитием капиталистических отношений
появляются разные течения либерально-буржуазной просветительской мысли
(Мальком-хан, Талибов, Зейн-оль-Абедин Мерагеи, Мирза Таги-хан, Эмир Незам, М.
Хасан-хан и др.), противостоявшие традиционным школам идеалистической
метафизикИран В 20 в. в Иран распространяются идеи марксизма, видным
пропагандистом которого был один из руководителей Иранской коммунистической
партии Таги Эран И.
Для
современного состояния философской мысли в Иране характерны попытки соединить
различные течения западноевропейской философии с религиозными воззрениями
ислама, например экзистенциализм с суфизмом и т. п. (А. Хекмат, Х. Наср,
выступающий с критикой европоцентризма, и др.). Сохраняют свои позиции
приверженцы разных традиционных школ мусульманской схоластики (М. Х. Камареи, М.
Г. Табатабаи, М. М. Чахардехи, Р. З. Кермани). Распространены также
западноевропейские учения и школы (Б. Пазаргад, М. Санаи, Г. Гамид).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/