Начала содержательной логики
Начала содержательной логики.
Юрий Кузнецов
О разуме
Сила
человека - в его разуме. Любое деяние осуществляется человеком или при помощи
разума, или при его активном посредничестве. Даже Дон Хуан (см.: Кастанеда
"Путешествие в Икстланд") стремится добиться иррациональных
результатов развития личности своего друга исключительно силой убеждения, ясной
демонстрацией и доказательностью, то есть вполне рационально. Стремление
отмежеваться от разума (в какой бы то ни было форме) представляется совершенно
несостоятельным и в перспективе может привести человека только к деградации.
Разум и Абсолют.
Однако,
в понимании Разума еще много неясного, хотя и употребляемого в качестве
само-собой-разумеющегося. В начале исследования мы можем вполне опереться на
главное свойство Разума, уже давно установленное в мировой культуре: Разум есть
"схватывание Абсолютного" (в частном, единичном, относительном,
воспринимаемом чувствами), то есть независимого от прихотей видимой
изменяющейся Материи. Или, если смотреть с другой стороны: Разум - есть «свет
Абсолютного» в весьма относительном конкретном бытии конкретного человека (
может быть не только человека - но этот вопрос остается вне рамок данного
исследования), есть то "место", где Абсолютное выходит на контакт с
«относительной» Материей. Многие говорят о трудностях познания Абсолютного, но
трудности эти сильно преувеличены, и сам факт наличия разума гарантирует, если
и не познаваемость, то вполне адекватную связь с Абсолютным, что, впрочем,
прояснится ниже.
Во
всяком случае ясно, что абсолютное - есть неизменное, а неизменное - есть в
первую очередь независимое от пространства и времени - главных модусов
Изменчивого. Кроме того, абсолютное не есть просто неизменное (наряду с
изменчивым), а есть условие и даже основа относительного. Это можно пояснить
такими примерами.
Так,
из постулатов известной космологической модели "расширяющейся
Вселенной", "Большого взрыва" следует вывод, что до известной
поры(!) времени вовсе не было, оно не шло (до "Взрыва").
Совершенно
ясно, что определить это можно только в координатах абсолютного времени (то
есть тех, где эта "пора" есть). Т.о. попытка превратить абсолютное
течение времени (Ньютонова) в относительное заканчивается появлением "второго"
времени, а первое - абсолютное - сохраняется. Причем, очевидно, что дело тут не
в "допущениях", связанных с "работой исследователя" и его
особенностями (то есть не в металогических допущениях), а в характере самого
изучаемого предмета (Времени). Аналогичные выводы следуют из анализа понятия
"кривизна пространства", предполагающем "место", в котором
эта кривизна проявила бы себя (то есть абсолютное пространство).
Можно
утверждать, что время и пространство суть абсолютные модусы изменчивого.
Точно
так же конкретное множество необходимо предполагает единое, ложное - истинное,
относительное - абсолютное и т.д. Каждое изменчивое предполагает своей основой
и условием неизменное и не может быть отъято от него. Абсолютное и
относительное оказываются имманентными друг другу, причем сам этот факт
является абсолютным. Все это следует отличать от парности категорий (истинное -
ложное, верх - низ, инь - ян и т.п.), ибо речь идет не о категориях, а о
событиях и предметах, жизнь которых предполагает абсолютные условия, не
воспринимаемые нами чувственно и непосредственно (то есть минуя разум,
сознание), но существующие реально.
Постижение
таких условий - прерогатива Разума.
Сущность как конкретное Абсолютное.
Самое
удивительное состоит в том, что Разум не только знает об Абсолютном, но и умеет
находить его в каждой вещи. Все изменчиво вокруг, но любое изменение может быть
зафиксировано только со стороны, то есть неподвижным относительно него
наблюдателем (субъективно) и того, относительно чего изменяется вещь (объективно).
Если
что-то изменилось, то что изменилось? - спрашивал Брэдли. Если, например, мы
утверждаем, что "дом разрушен до основания", то в этом суждении
имеется как нечто изменившееся (разрушенный дом), так и неизменное, которое
сравнивается с ним (дом первоначальный).
В
том, что Разум автоматически усматривает в вещах Абсолютное, можно убедиться,
идя не только "от объекта", но и "от субъекта". Хорошо
известно, что люди часто обозначают одним и тем же словом вещи, далеко не
схожие при их физическом сопоставлении (случаи, связанные с недоразумениями тут
не рассматриваем), или вещи, содержание которых вообще еще не установлено.
Ясно, что без этого "одного слова" оно не могло бы быть установлено,
а вещи - сравнены.
Итак,
абсолютное каждой конкретной вещи, или сущность, обладает следующими
признаками:
независимостью
от изменений воплощаемых ею предметов (предмета);
неизменностью
и независимостью от пространства и времени;
объединяет
собой (по своему основанию) как правило ряд предметов; воплощает их;
относится
именно к предметам, а не их названиям и не к наблюдателям (исследователям);
в
принципе обозначается одним-единственным словом;
является
самодостаточной и не сливаемой с другими сущностями "монадой".
Логика формальная и содержательная.
Часто
можно видеть как спорят: что такое, например, справедливость? Приводят массу
аргументов за то или иное понимание ее, за различные трактовки и факты,
относящиеся к "справедливому". Однако, следовало бы задуматься о том,
почему употреблено одно и то же слово двумя спорящими? Найти надо бы было
именно неизменное содержание справедливости, то, что обозначено этим словом.
Всегда
надо помнить, что понятие - это имя сущности. В этом состоит коренное отличие
понятия от слова (термина), которое (слово) связано и отражает конкретное и
чувственно-воспринимаемое. Обозначить некоторые события термином
"справедливость" совсем не то же самое, что понять справедливость. В
первом случае понятие справедливого было употреблено в качестве само-собой
разумеющегося, также, как и оппонентом (приведшим иные примеры) и спор мог
возникнуть только о примерах, но не о справедливости (вообще).
Если
утверждать, что Логика - это наука о понятиях, то здесь необходимо уточнить
предмет содержательной логики. В отличие от формальной логики, изучающей формы
и связи понятий, причем безотносительно к их содержанию, а исходя лишь из общих
требований мышления как определенного процесса, содержательная логика изучает
понятия как имена сущностей. Ибо всегда сущность дается не непосредственно, а
только в понятиях. Основным методом логико-содержательного можно предполагать
феноменологическое «углубление» в понятие, начиная с того момента, когда оно
сформулировано или просто высказано. Углубление в понятие с целью обнаружения
обозначенной им сущности обычно приводит к нарастанию различия в понимании
между феноменом, послужившим поводом к высказыванию понятия и соответствующей
сущностью, а в методологическом плане это различие создает необходимое
пространство для применения специфических логико-содержательных средств.
Кроме
того (что очевидно, но как правило не рассматривается в традиционной логике),
содержание понятий (откуда и выражение «содержательная логика») имеет прямое
отношение к их исчислению, сопоставлению, анализу и синтезу в своем
специфическом (то есть не формальном) смысле.
Способность воспринимать сознанием.
Хорошо
известно, что понятие есть названное единство существенных признаков предмета.
Но чтобы назвать его, это единство надо усмотреть, обнаружить. Говоря «дерево»
и глядя при этом на него, - как мы видим дерево в целом (а не просто
совокупность веток, листьев, коры и т.д.)?
Способность
усматривать среди частей и предметов целое - есть уникальная способность
Разума, рассматривающего весь мир некоторую как иерархию ансамблей.
Воспринятое
Разумом - есть осознанное. Тут необходимо указать на отличие чувственного
восприятия (пятью органами чувств) от восприятия сознанием (то есть сознания).
Нечто
воспринятое сознанием (заполненное) сразу схематизируется и становится
неизменным, независимо от того, как ведет себя далее (первоначально
воспринятый) внешний объект. В дальнейшем память с легкостью воспроизводит этот
объект на любой стадии и в любой форме, даже если он материально не существует.
Мы
с легкостью представляем себе жизнь римского легионера в самых мельчайших
подробностях и в разные времена. По одной увиденной детали можем воспроизвести
весь его образ; меж тем объекта отражения давно нет. В роли таких же объектов
для Разума могут выступать и разнообразные абстракции.
В
отличие от чувственного восприятия для сознания не имеет значение удаленность
объекта в пространстве и/или времени, или даже неполнота объекта,
восстанавливаемого нашим сознанием в целом даже по мельчайшей детали его. И по
намеку можно понять все намерение.
Все
воспринятое и удержанное сознанием образует особый мир (внутри нас), для
обозначения которого обычно используются понятия типа: память, воображение,
представление и т.д. Эти образы внутреннего мира, связанные с конкретным
(воспринятым) целесообразно называть особым словом - лектон.
Итак:
сущность - конкретное Абсолютного (в явлениях); объекты - явления сущностей;
понятия - имена сущностей; лектоны - образы сущностей (абсолютизированное
отражение).
Основные
свойства лектона:
независимость
от изменений отраженных объектов;
неизменность
и независимость от пространства и времени существования отраженных объектов;
способность
самим выступать в качестве полноценных объектов;
воспроизводимость
по отдельной детали или намеку;
способность
выступать в качестве общего как множества объектов, так и множества ипостасей
одного объекта (модификаций).
Любому
внимательному исследователю ясно, что лектон - постоянный спутник нашей жизни -
является чем-то «средним» между сущностью и объектом (ее воплощающим).
Ясно
также, что такое явление как лектон приобщает Разум к Абсолютному, ибо лектон
имеет как признаки сущности, так и признаки чувственных объектов. На практике
жизнь человека, конечно, проходит в равной степени как в среде объектов, так
среде лектонов и чистых понятий.
Восприятие
сознанием (осознание) является уникальным способом взаимодействия со средой
жизни; способ этот характерен только для объекта, имеющего сознание. Осознание
(происходящего) накапливает чувственные (некогда) восприятия, которые сами по
себе лишь проходят. Очевидна и тесная, буквально имманентная связь лектона с
понятиями; последние выступают по отношению к лектону в качестве:
дополнительного
(для познания сущности) элемента;
«включателя»
лектона, начала его генерации (конкретное понятие ] конкретный лектон);
знака
для лектона, используемого и устно и письменно.
Понятия
выступают своеобразной «азбукой», «алфавитом» систем лектонов и различных
целостных состояний сознания.
Философское открытие.
Открытие
новых сущностей, то есть философское открытие, немыслимо без использования
(чаще неосознанного, но лучше осознанного) арсенала философских средств Разума.
Не
так-то легко открыть какую-либо сущность, даже имея с ней дело.
Так,
не сразу была открыта, например, война, хотя люди и в первобытное время воевали
вполне обыденно. Но они не видели за отдельными кровавыми столкновениями
некоего общего явления (то есть войны). «Открытие» же войны привело, с одной
стороны к ее качественному изменению (появлению военного искусства, стратегии,
тактики и т.д.), с другой стороны стала возможной общая гуманитарная оценка
войны, как некоторого общего явления, выработка определенного отношения к ней
со стороны личности. Так на практике произошло открытие сущности войны.
Аналогичным
образом в ЕЧМ открывались и иные сущности. В настоящее время перед нами
огромное их множество и воздействие открытых сущностей на человеческую жизнь не
меньшее, а во многих случаях и большее чем частных фактов, отдельных от людей и
объектов. Сущности страны, эпохи, культуры, социального статуса, музыка и т.п.
окружают нас плотным кольцом и отдаляют (все более с каждым днем) от любимой
романтиками "первобытной жизни" (кстати, тоже ставшей лишь сущностью,
а не фактом). Это все кажется многим весьма прискорбным, но ничего не поделаешь:
такова судьба Разума, "поселившегося в" или "ведущего"
человека (на выбор для вас).
Накопление
вокруг человека воспринятых (и "действующих") сущностей переходит в
проблему сознательного их открытия, или совершенствования культуры открытия
новых сущностей. Нелишне заметить здесь и то, что открытие оных всегда было
главной целью деятельности философов во все времена.
Воистину,
открытие новых сущностей - есть расширение горизонтов бытия, качественное
развитие сознания, воплощение полноты бытия личности.
Здесь
мы подошли вплотную к сущности сущностей, а поскольку мы собираемся говорить о
ней, то есть именовать, то приходим с неизбежностью к Логике, а точнее - к
содержательной логике (предметом которой - см. главу IV - являются сущности).
И
еще два важных добавления.
Поскольку
сущности вечны и неизменны, они могут только открываться, а не создаваться.
Открытие сущности означает ее осознание+называние (именование) и качественно
изменяет тем самым роль этой открытой сущности в бытии человека, т.к. разум его
фактически устанавливает таким образом еще одну связь с Абсолютным.
С
точки зрения Логики это соответствует открытию нового понятия, означающего
"включение новой сущности" (через лектон - см. главу V).
Приводимая
таблица дает сводное представление о процессе открытия сущности (на примере
"дерева") по мере абстрагирования реальных объектов.
Этап
Открываемые
объекты
Обнаруживаемые
целостности (сущности)
Стадии
формирования
понятия
Грамматические
эквиваленты,виды слов в текстах
Конкретное
дерево
Отдельный
предмет
Предмет
Только
обычные существительные
Деревья
Конкретное
множество
однотипных
предметов
Чувственный
образ
Существительные
с
объективными
дополнениями
и
определениями
"Дерево"
Собирательный
образ
множества
Лектон
(умозрительный
образ)
Существительные
с
субъективными
дополнениями
и
определениями
Лес
Новая
реальность:
Качественная
множественность
предметов
Понятие
(чувственно-
обозримой,
но все же физической
реальности
Существительные,
в
том числе
отглагольных
и
других
производных
форм
Дерево
(в
случаях:
деревянность,
деревенение
и
т.п.)
Сущность
(предмета,
качества,
действия)
Понятие
(уже
нечувственной,
но
все еще всеобще-
физической
реальноcти)
Все
основные
формы
слов
"Дерево"
(в
случаях:
«тупой
как
дерево»,
«глух
как
дерево»,
или
в
выражениях
типа
"деревянные
деньги")
Сущность
(всеобщая,
абстрактная,
абстрактная,
но
живая
для
человека-
разумного)
Понятие
(предельно-
абстрактное,
без
конкретной
физической
реальности,
полное
имя
сущности)
Любые
слова, а
также
символы
и
знаки
Следует
заметить, что видение целого начинается с этапа, на котором возникает
"лектон" предмета. Стадия "лектона" весьма примечательна
тем, что здесь еще целое может быть и не названо (рационально не обозначено);
лектон может воздействовать с уровня подсознательного. Это тот самый этап
первоначального "схватывания" целого, на котором так сильны маги и
мистики, "печенкой" чувствующие появление новой сущности.
Мистики
сосредоточивают внимание на еще-не-целом, они усиленно медитируют над
казалось-бы-разрозненным, интуитивно постигая подкрадывающуюся цельность.
Бывает, что мистики напряженно ждут, пока эта целостность "застанет их
врасплох", тогда внимание сосредоточено на "посадочной площадке",
на которой пока-что-никого-нет.
Разговор
о мистическом лектоне особый. Для нас пока важно, что существует рациональный
аналог этого интуитивного ожидания сущностей.
Экзистенциалы.
Есть
своя прелесть в открытии целостности без называния, в постижении сущности без
обозначения ее (именования). Об этом говорят многие. Но не многие вспоминают,
что это умение пришло к ним вследствие весьма совершенной техники
интеллектуального обозначения сущностей.
Некогда
мольеровский герой обнаружил, что говорит прозой (то есть постиг некую
целостность, единство своей речи). Не назови он эту цельность
("прозой" или другим словом), смог бы он понять ее? Воистину надо
хорошо овладеть называнием целостностей, чтобы "не доводить дело" до
называния.
Попробуем
же проследить процесс постижения сущностей через процесс складывания
(соответствующих) понятий. Здесь собственно можно сказать, что содержательная
логика (как эвристика) - есть наука о формировании новых понятий.
Замечательный
мыслитель М.Хайдеггер для того чтобы полуинтуитивно-полурационально (то есть
синтетически) "ухватить" целостность предложил использовать особые
экзистенциалы, то есть многословные выражения, данные в неразрывном единстве
(используется знак "-")
"Бытие-в-мире",
"Бытие-к-смерти", "Забегание-вперед" и т.д. Экзистенциалы
употребляли уже Кант и Гегель ("Бытие-в-себе",
"бытие-для-себя" и т.п.). Смысл экзистенциалов (логический смысл)
очевиден: "бытие-к-смерти" существенно отличается от "бытия к
смерти", тем, что в 1-ом случае ни одно слово не может рассматриваться
изолированно, а только - все вместе. Тем самым экзистенциал - есть
логико-содержательный элемент, а экзистенциирование (не путать с экзистенцией!)
- логико-содержательный прием формирования целостностей, то есть средство
складывания определенного понятия из первоначально неоформленной группы слов и
понятий.
Если
Аристотель, например, определяет Материю как «всеобщую возможность предметного
многообразия», то для получения такого определения необходимо пройти ряд
этапов, на первом из которых надо усмотреть некоторые феномены (перечислить
исходные понятия):
-
всеобщность, возможность, предметность, многообразие-
среди
которых единство еще неочевидно.
Второй
этап (экзистенциирование, увязка понятий) должен «перед внутренним взором»
представить интуитивно ухваченное единство этих понятий:
-
всеобщность-возможность-предметность-многообразие,
в
котором уже чувствуется целостность.
Наконец,
на третьем этапе (сведение; превращение экзистенциала в определение; в
грамматическом смысле возникает различие слов, связь их возрастает, они
становятся уже не только существительными) на котором определяется, выводится
собственно определение понятия, его «авторское поименование»:
-
всеобщая возможность предметного многообразия .
Ясно,
что экзистенциирование словесно совершенно гомологично воспроизводит образ
сущности, то есть лектон. Умеющие доводить дело до конца (до III этапа) могут
остановиться на II этапе подобно шахматистам, заканчивающим партию до ее
игрового завершения (ввиду очевидности и проницаемости ситуации).
Следует
понимать, что появление экзистенциала свидетельствует уже об обнаружении
целостности, и называние последней лишь "дело техники".
Один
из авторов, например, не так давно обнаружил внутреннее единство
"агрессивного" и "неканонического".
Что
же это? "Ересь". А можно было сказать иначе:
"агрессивное-неканоническое".
И
еще один важный момент:
Экзистенциалы
обладают самостоятельной ценностью и не обязательно перерастают в определение
понятия (как, скажем, как раз в случае с "ересью").
Экзистенциалы
могут быть также самостоятельным средством уточнения понятий при помощи
экзистенциирования одного слова (его "псевдоразделения"), например:
"сознание"----->"со-знание"
"доверие"----->"до-верие". Подобные разделяющие
экзистенциалы могут указывать и на происхождение слов или понятий, заставлять
концентрироваться на предмете, а не на слове.
Еще
несколько слов о медитации, с тем чтобы оная не противопоставлялась разуму.
Медитирующий
находится в состоянии внутреннего ожидания появления целостностей, которые
"сами" должны "выйти" на медиума. Что увидит сей медиум,
целостность чего ему удастся почувствовать и понять? Он сам не знает этого; его
позиция - принципиального ожидания. Логик, напротив (но не против!), подходит к
этому процессу активно и спекулятивно, он "провоцирует" появление
целостности путем спекулятивного конструирования нарочито-умозрительных схем из
слов, символов, образов, а то и из их смеси или взаимной подстановки. Увидеть
за абстракцией неожиданную связь предметов - здесь критерий успеха.
Философское
открытие (новых сущностей) роднит рационалистов и мистиков.
Имеется
еще одна интересная форма экзистенциирования - без формирования самих
экзистенциалов. Это стихи. Ведь стихотворное предложение отличается от
прозаического рифмой; но рифма - есть сугубо грамматическое отличие (то есть
формальное), а с содержательной точки зрения имеет место повышенная связность
понятий в стихотворном выражении.
"Люблю
грозу в начале мая..."
Подразумевается
экзистенциал гроза-в-начале-мая (и только такая гроза); подобное восприятие
текста очевидно.
Экзистенциирование
по сути дела - есть установление в понятиях совокупности свойств того или иного
лектона.
Глава
VIII. Синтез новых понятий из старых
Итак
философское открытие сводится к синтезу нового понятия посредством
экзистенциирования усмотренного лектона. Предстоит теперь рассмотреть природу
этого понятия.
"Деревянным
железом" называл Гегель многословные понятия. Истинное понятие всегда
односложно, а в грамматическом смысле оно всегда существительное (даже в отглагольной
форме или в форме прилагательных, например, "Действенность",
"Гибкость" и проч.).
Недаром
слова "существительное" и "сущность" являются
однокоренными. Содержательный смысл существительного - это предметность. Все
остальные части речи отражают или свойства (прилагательные, деепричастия,
наречия), или действия (глаголы, глаголы с предлогами). Таким образом, всякие
понятия классифицируются лишь по трем видам содержательных смыслов. Ближе всех
к сущности - предметность, которой свойственны:
-
субстанциональность;
-
абсолютность и принципиальная неизменность;
-
способность выступать "центром притяжения" других понятий.
Понимая
язык как способ оперирования понятиями и создания понятийных систем мы
переходим теперь к систематическому изложению уже чисто-лингвистических
способов получения новых понятий.
Гипостазирование
частей речи, то есть преобразование их в существительные - способ, столь не
любимый "землянами материалистами", ибо ведет к т.н. "умножению
сущностей".
Возникает
при охарактеризовании тех или иных предметов, наделении их признаками,
оказывающимися в последствии (усмотренных в качестве) самостоятельными
сущностями.
Например:
"Теплый
воздух" ] "Теплота"
"Неприятный
случай ] "неприятность" и т.д.
"Коллектив"
] "Коллективизация".
Сложение
понятий, то есть получение из двух или нескольких понятий одного нового.
Возникает
при усмотрении некоей "внутренней связи" нескольких исходных понятий
и является основным способом экзистенциирования.
Например:
"Неканоническое"+"Агрессивное"
= "Ересь".
При
этом следует иметь в виду, что слово "ересь" здесь применяется
условно; на его место можно поставить другие слова. Формируются они следующими
способами.
непосредственным
соединением слов (обычно, с их сокращением), например, с получением
"агренеко" (-"ересь", то есть агрессивный)+
нек(анонический), тогда "еретики" были бы "агренеками").
Этот
случай чаще употребляется тогда, когда несколько слов представлены разными
связанными частями речи, например:
"быстрая
река" -----> "быстроречье"
"коллективное
хозяйство ----> "колхоз";.
изменением
полученного понятия путем формирования соединенного слова на другом языке,
например:
"чужие-бытующие-вместе"
----> "синксенозия";
"прошлое+настоящее+будущее"----->"темпоральное"
("всевременное");
аббревиатурно-формальным
способом,
"Агрессивно-НеКанонический"---->
АНК (еретики могут быть "анками").
Важно
подчеркнуть, что повсюду вырабатываются единые односложные понятия в форме
существительных, что по смыслу и психологически важно для обозначения
усмотренного единства некоторых феноменов. Инверсия первоначальных слов в
конечное может быть полной или частичной.
Префиксация
слов, то есть изменение их за счет некоренной части. Этот прием, кстати, часто
используется в качестве "полемического каратэ".
Например:
"мир"+"незаметный"="мирок";
"произведение"+"подлость"="произведеньице"
и т.п.
Весьма
характерен пример с "атомом".
Ведь
это же "Не-делимый" (то есть "Не"+"Делимость":
тут цельное видение отглагольного существительного с его отрицанием, причем при
отсутствии материального референта, ведь никто никогда не видел атома, да и то
что сейчас им зовется - не есть атом).
Стало
быть, в случае с "атомом" мы имеем уже не что иное как
логико-содержательное исчисление понятия со следующими этапами:
-
гипостазирование "делимости" в "Делимость" (по методу 1)
(глагол) (существительное)
-
соединение с самостоятельным "Не", влекущим не отрицание, а полагание
нового, противоположного; (по методу 3) - окончательное сложение слов с
языковым изменением понятия
(по
методу 2b) = "Атом" (уже нечто совершенно определенное и
воспринимаемое сознанием!)
Алгоритм:
1-->3--->2b.
Далее
о префиксации. Имеются другие интересные случаи, например, с формированием
понятия "бессмертие". Тут уже двойная префиксация с "Не"
вначале
была "Жизнь», затем:
"Не"
+ "Жизнь" = Нежизнь; "Нежизнь» + "Становление" =
Смерть;
"Не"
+ "Смерть" = Несмерть;
"Несмерть"
+ "Бытие"= Бессмертие
(2)
(2)
"Нежизнь"
и "Несмерть" - промежуточные понятия, важные для всего процесса
исчисления
Здесь
возможны споры по поводу субстанциональности (подлинной реальности) смерти; но
надо понимать, что это уже вопрос не логики. Точно также, как знаменитый спор о
реальности темноты (что это - отрицание, отсутствие света, или нечто
самостоятельное?) И хотя самой темноты быть может и нет (как "тела")
сущность ее была найдена (когда-то):
-
"Не" + "Свет" = Несвет (3)
-
"Несвет"----> Темнота (2)
Вообще,
следует заметить, что случаи с "Не" очень важны. Ибо "Не"
может отрицать предмет (если оно к нему "добавлено"), но не сущность.
"Не" создает еще одну сущность, а не отрицает исходную. Это положение
принципиально, ибо сущности неуничтожимы (в отличие от предметов).
Кроме
того отметим, что двойное "не" отнюдь не возвращает нас к исходному
понятию, а порождает два других.
Специальные
приемы, то есть "оранжировка" слов. Возникает при попытке
"усилить смысл" понятия, осуществляются следующими способами:
написание
с заглавной буквы, или подчеркивание, например:
"добро"
----> "Добро" (придается т.о. статус всеобъемлемости, всезначимости);
закавычивание,
когда достаточно поставить слово в кавычки, чтобы смысл его изменился, чаще
всего на иронический, "с подковыркой";
преобразование
имени собственного в нарицательное (как правило с префиксацией), например,
Лысенко
] "лысенковщина";
Этим
примером очень грешила советская идеология, но с логической точки зрения он
безупречен. Тут во всеобщее превращается частное, но постояннодействующее
(субъект).
Единый алгоритм синтеза новых понятий из старых
Очевидно,
что все 4 группы приемов синтеза новых понятий из старых едины, и представляют
собой разновидность одной, а именно 2-ой (сложение понятий).
Вначале,
для убедительности самого приема остановимся на логико-содержательном
исчислении (то есть синтезе новых понятий) модальностей.
Ясно,
что:
Необходимое
= Действительное -- Случайное
Возможное
= Потенциальное -- Реальное
Действительное
= Реальное -- Возможное
Помимо
элементарных преобразований, при помощи которых можно, например, выяснить, что
возможное это реальное без необходимого и случайного
(Возможное=Реальное--(Необходимое+Случайное)), следует учесть, что
может быть заменен на "не" (с префиксацией
соответствующего понятия).
Например,
из тождества (2) следует:
Невозможное
= Реальное -- Потенциальное,
причем
это уравнение сложнее усмотреть непосредственно (по сравнению с исходными), но
вполне возможно вычислить, пользуясь элементарными правилами преобразований.
Также
обстоит дело и с плюсами ("+"), например, из вышеприведенных
уравнений следует, что:
Действительное
= Необходимое + Реальное;
Реальное
= Возможное + Действительное.
Думаю,
что понимание всех этих уравнений и предметный смысл сочетаемых понятий
достаточно прозрачен.
Неосознанное
применение логико-содержательных уравнений отнюдь не является большой
редкостью. Тому свидетельство - афоризмы, "крылатые выражения" и
другие "сокращенные высказывания".
У
Ницше, например, есть такое:
"Когда
спариваются скепсис и томление, возникает мистика" (из "Злой
мудрости").
(То
есть: скепсис + томление = мистика).
С
другой стороны, та же мистика может быть определена и множеством других
способов, например как:
Незнание
+ понимание; трансцендентное + Разумное
и
т.д. и т.п. -
-
в зависимости от исходной аксиоматики, что особо хочется подчеркнуть, так как
здесь логико-содержательные исчисления сильно отличаются от однозначных и
всегда-одинаковых логико-математических и формально-логических исчислений.
Логико-содержательная
аксиоматика того или иного понятия или процесса высветляет как индивидуальное
восприятие того или иного конкретного мыслителя (если он дал эту аксиоматику),
так и возможности и направления контакта его с другими (мыслителями).
И
если, скажем, мы, по-прежнему мыслящие, отнесем к мистике одну и ту же
совокупность фактов, но разойдемся в общностном понимании мистики (скажем в
ницшеанском и 2-ом варианте), то это позволит нам сказать, что
скепсис
+ томление = незнанию + пониманию, (и придется отождествить, раз мы используем
одно понятие - см. главу III), и придти к интересным выводам, например, к
выводу, что такое "темное" явление как "понимание" есть (=)
скепсис
+ томление + знание
(по
правилам переноса и замены "не" на "--"),
что
очень любопытно образно проинтерпретировать, представляя себе мыслителя в этом
триедином состоянии.
Возвращаясь
к остальным приемам синтеза понятий, приведу следующие уравнения:
"Теплый"
+ "Бытие" = "Теплота" (то есть гипостазирование в данном
случае, по моему видению есть "обытийствование" свойств или
действий);
"Несвет"
+ "Существование" = "Темнота";
"добро"
+ "всезначимость" = "Добро";
.......
Вообще
сочетаться могут самые различные понятия и самым различным, порой причудливым
образом. Это все заслуживает самостоятельного исследования. Можно отметить, что
сложение понятий отражает меру понимания сущностей (получаемых и открываемых
при этом сложении). То, как мы понимаем сущности ("Темноту",
"Добро" и т.д.) безусловно должно быть эксплицировано с помощью
логико-содержательных исчислений конкретных понятий. После этого очевидной и
разрешимой представляется осуществление творческого взаимодействия любых, сколь
угодно самобытных личностей, причем без ущерба для этой самобытности.
Логический
же смысл сложения понятий состоит в том, что старые понятия (сущности) берутся
в качестве признаков нового понятия (сущности); усматриваются рационально или
интуитивно как признаки. Можно сказать также, что старые понятия экзистируются
(в новом).
Это
собственно говоря и есть суть спекулятивного конструирования, если сравнивать
сложение понятий с обычным, эмпирико-индуктивным методом, когда в качестве
существенных признаков для образования того или иного понятия берутся
обобщенные наблюдения над жизнью природы, общества, различных объектов.
Спекулятивное
конструирование - есть поэтому закономерно возникающий (как способ открытия
Абсолютного) этап развития мышления, Разума, переходящего от обобщения лишь
эмпирически-наблюдаемого мира к обобщению тотального мира, состоящего как из
"материи" чувственных предметов, так и "материи" идей,
возможных миров, лектонов и других духовных явлений; причем обе "материи"
находятся в непрерывном взаимодействии, что и отражается в акте спекулятивного
конструирования.
Спекулятивное
конструирование в узком смысле есть синтез новых понятий из старых.
Спекулятивное
конструирование в широком смысле есть синтез новых понятий из старых и из их
сочетания с традиционными эмпирическими обобщениями.
Николай Петров
Теория
тенденций. Тенденциальная психотерапия (идеокоррекция).
Предпосылки
к созданию гуманитарной* психотерапии через призму отношений и ценностей .
Ценности
и оценки изучает раздел философии - аксиология. Формировавшаяся с середины XIX
века параллельно психологии, аксиология до сих пор связывается преимущественно
с этикой и эстетикой, а в отношении прикладных наук наблюдается некоторое
вытеснение. Наверное, единственным приближением к проблеме ценностей в
психологии, является работа А. Маслоу [3], рассматривавшего ценности в
позитивистском контексте поиска формулы "лучших, самореализовавшихся
людей", который, не выходя за пределы субъективизма, в конце концов, пришел
к неприятию понятия ценностей. Ценности невозможно понять в пределах субъекта,
они проявляют себя и как отдельная интенция** или субстанция***, связывающая
субъект и объект.
Несмотря
на то что на Западе прошел так называемый "аксиологический бум", и
аксиология нашла своё применение в экономике, некоторых прикладных отраслях,
серьезного пересечения её с психологией и, тем более с психотерапией, не
произошло. Наверное, это следствие специфического западного понимания ценности
- в немецком, английском и французском языках, ценность и стоимость не
различаются (wert, value, valeur), т. е. наблюдается смешение общего понятия с
одной из своих производных и увод его в экономическую, т. е. частную сферу,
субстанционирование ценности.
В
России, в период её нахождения в составе Советского Союза, объективно не могло
развиваться аксиологическое направление - В. И. Ленин и другие интерпретаторы
марксизма объявили ценности идеалистическим, антинаучным понятием. Тем не
менее, произошло максимально возможное приближение психотерапии к ценности в
теории отношений В. Н. Мясищева [4], который сумел не только внедрить и
адаптировать в советских условиях динамическое направление в психотерапии, но и
ввел в него фактор отношений, уравновесив, тем самым, господствующий на Западе
детерминизм в динамической психотерапии релятивистским подходом. Грубый
материализм, господствующий в советской науке, не позволил в то время
продвинуться дальше в развитии теории отношений.
В
России, кроме исторических предпосылок создания гуманитарной модели
психотерапии, в 80-е - 90-е годы XX столетия сложились и социальные. Кризисная
ситуация аномии (смешения ценностей), разрыва и построения новых связей,
активной реформации отношений, сформировала социальный запрос на
психологическую и психотерапевтическую помощь в связи с этими проблемами.
Интервенция западных школ несомненно обогатила, но радикально ничего не дала в
работе над вопросом отношений. Отсутствие адекватного ответа на социальный
запрос спровоцировало отток нуждающихся в психологической и
психотерапевтической помощи к сектам, экстрасенсам, астрологам, колдунам, магам
и пр. - тем, кто ненаучно и непрофессионально, а где и во вред здоровью
пытается обращаться с "третьей реальностью", оперирует расплывчатыми
ненаучными понятиями: грех, карма, сглаз, порча и пр.
Профессиональной
предпосылкой создания гуманитарной психотерапии является распространение
использования психотерапевтических методик психологами, педагогами и др.
специалистами немедицинских специальностей. Все ранее существующие модели
психотерапевтических вмешательств теоретически относятся к медицинским. Даже
если предметом психотерапии является не болезнь, а психологическая проблема, то
она так или иначе описана в симптомокомплексе какой-нибудь болезни или
синдрома. Отсюда, работа с проблемой может являться фрагментарным лечением, что
вне общего контекста болезни может нанести вред здоровью пациенту. Таким
образом, психолог, практикующий психотерапию без участия врача, идёт на
этические, юридические и методологические нарушения. С другой стороны,
психолог, проводящий, например, семейную психотерапию, арттерапию,
гештальттерапию, динамическую терапию и другие, явно гуманитарные техники,
может делать это и успешнее врача.
Теория тенденций.
Для
того, чтобы представить тенденции, которые возникают в субъективном (не давая
ему сразу характеристики, что это - интенция, или субстанция) по отношению к
объективному, построим модель отношений только что родившегося ребёнка,
находящегося на стадии простейших отношений. В качестве единого объекта на этой
стадии выступает мать, в качестве делимого, дискретного объективного выступает
пара мать-отец, в качестве сложного, континуального объективного выступает, как
обычно, семья. За феноменологическую основу возьмем желания и потребности
ребёнка.
Общий
уровень отношений. Ребенок - мать. "Я" и "не-Я"
Мать
всегда стремится удовлетворять потребности и желания ребёнка. В зависимости от
степени совпадения действий матери и стремлений ребёнка, у "Я"
ребёнка возникает тенденция к смешению/разделению "Я" с
"не-Я". Если мать опережает, угадывает желания и потребности ребёнка,
то "не-Я" оказывается в приоритете, если же желания и потребности
ребёнка возникают вперёд удовлетворения их матерью, то в приоритете оказывается
"Я". Тенденцию смешения субъективного и объективного при приоритете
того или другого в отношениях можно обозначить как субъективизм/объективизм.
2.
Мать всегда в какой-то степени то ли присутствует в прямом контакте с ребёнком,
то ли отсутствует в его поле зрения. В зависимости от соотношения по времени
того или другого, "Я" стремится к непосредственному приближению к
"не-Я", или к дистанцированию - "Я" - расстояние
("что-то") - "не-Я". Желания и потребности или проявляются
сразу, или тормозятся. Тенденцию субъективного приближаться или удаляться от
объективного в отношениях можно обозначить как
непосредственность/дистанцирование.
3.
Мать может ориентироваться на отношения, либо на материальные нужды (например,
в пище) в разной степени. Например, плачь ребёнка может для матери служить
сигналом как для кормления, так и для устранения плача самого по себе, путём
ласки, игры. Отношения стремятся к обозначению привязки к материальному, или в
нечто отдельное. Тенденцию субъективного к материальному или нематериальному
можно обозначить как субстанциональность/интенциональность.
Дискретный
уровень отношений. Ребенок - мать и отец. "Не-Я" = 2
"суб-не-Я"
Мать
и отец могут одинаково относится к нуждам ребёнка, одинаково реагировать на
выражение его потребностей, а могут и совершенно различно. "Я" в отношении
к "не-Я" то ли предстаёт единым, то ли разным. Тенденцию к единству
или разделению субъективного в отношениях к суб-объектам можно обозначить как
целостность/синкретизм.
2.
Взаимоотношения отца и матери могут строиться по иерархическому или равноправному
принципу. Это принуждает "Я", для удовлетворения своих желаний и
потребностей, ориентироваться на главное "не-Я", или обращать свои
стремления к любому "не-Я". Два "не-Я" предстают, то ли
независимо, то ли причинно. Тенденцию субъективного к поиску причины, или
независимости в отношению к суб-объектам можно обозначить как
детерминизм/релятивизм.
3.
Отец и мать могут разделяться по функциям, а могут удовлетворять одни и те же
желания и потребности. Два "не-Я" предстают либо в виде разных
"не-Я", либо абстрагируются в одно "не-Я". Тенденцию
субъективного к разделению/объединению в отношении к объективному можно
обозначить как синтетичность/аналитичность.
Континуальный
уровень отношений. Ребенок - семья. "Не-Я" = несколько
"суб-не-Я"
В
семье, как группе "не-Я" отношения могут строиться с ориентацией в
той или иной степени на борьбу с недостатками, уничтожение плохого, или
культивацией хорошего. Одни члены семьи больше помогают преодолеть
неудовольствия, другие - предоставляют удовольствия, т. е. с одними можно
больше отрицать плохое, с другими культивировать хорошее. Группа
"не-Я" связывается для "Я" то ли более с плохим, то ли
более с хорошим. С феноменологической точки зрения формируется шкала отношения
к группе "не-Я", где группа положительных "не-Я" и
отрицательных "не-Я" могут перевешивать друг друга. Тенденцию
субъективного в отношении к группе объективных ориентироваться на
отрицательное/положительное можно обозначить как негативизм/позитивизм.
2.
Семья может быть большой и маленькой, что ориентирует "Я" на большую,
или уменьшенную группу "не-Я". С феноменологической точки зрения
шкала отношения или сжата, со множеством суб-объектов, или растянута, с большой
дистанцией между суб-объектами. Тенденцию отношения субъективного к объективному,
как к широкому/минимизированному объективному можно обозначить как
комплексность/избирательность.
3.
Члены семьи могут проявлять себя по-разному, а могут относиться к ребенку
похоже, что вынуждает "Я" ребёнка разделять "суб-не-Я" на
приемлемое и неприемлемое, или не искать различия. С феноменологической точки
зрения на шкале отношения проступает граница между плохим и хорошим, или она
размыта. Тенденцию субъективного относится к объективному как к безразлично
какому, или как к в какой-то части приемлемому, а в какой-то части
неприемлемому, можно обозначить как тенденциозность/толерантность.
Данная
схема ориентирована на детский период лишь с целью упрощения выявления
тенденций. На самом деле любые "взрослые" отношения могут быть
разложены на данные тенденции. Представленная модель, с её же точки зрения,
интенционально-субъективистски следует теории отражения, это делалось с
психологической направленностью, но может быть построена и с другой
тенденциозностью, например, с объективистских позиций. Изучая тенденции, возможно
их рассматривать с различно-тенденциозных точек зрения. Теория выступает за
выделение тенденциологии в отдельную область философии. Тенденции сами по себе
не несут никакой идеи, а формируют идею, сближаясь с другими тенденциями.
Тенденции лишь проявляют некоторые свойства, например: дихотомичность и
трихотомичность...
Философия,
как постоянно освобождающаяся от тенденциозных рамок наука, не может
приблизиться к практической реальности, её уровень - столкновение идей и
тенденций, идея же в реальности может работать, приобретя тенденцию к
субстанциональности. Поэтому вполне правомерна и обоснована позиция психологии,
рассматривающая психические явления в субъект-объектном столкновении, по
существу субъект-субъектно, субстанционально, что приводит к решению конкретной
практической проблемы, но создаёт теоретическую психофизическую проблему,
успешно компенсируемую идеей психо-физического параллелизма,
экспериментальностью. Интенциональный аспект отношений в психологии как бы
расходится на субъект и другой субъект. Так же правомерно такое расхождение и в
отношении ценностей и оценок, - это не противоречит выводам аксиологии о том,
что ценности и оценки могут рассматриваться как интенционально, так и
субстанционально, как отдельная интенция или субстанция, так и свойство
субъекта или объекта [1]. Отношения, при их субъективации всё более выглядят
как эмоции. Эмоции могут подразделяться на ценности и оценки как
интенциональную часть, и презентацию ценностей и оценок - как материальную
часть. Таким образом, ценностно-оценочную структуру правомерно рассматривать в
структуре личности в психологии и она является тем звеном, которое соединяет в
непротиворечие психологию с философией.
Представленные
с интенционально-субъективных позиций тенденции несколько меняют своё понятие
при их субстанционировании. Общая группа превращается в наиболее
субстанциональную, простейшую, но основополагающую - поведенческую, дискретная
- в более усложнённую, связанную с познанием - когнитивную, континуальная - в
наиболее сложную - эмоциональную. Рассмотрим эти группы с точки зрения влияния
тенденций на ценностно-оценочную структуру личности.
Поведенческие
тенденции:
Субъективизм/объективизм
- свои ценности и оценки в этом случае перевешивают, или менее значительны, чем
не свои.
2.
Непосредственность/дистанцирование - свои ценности и оценки в этом случае
непосредственно связаны с не своими, или опосредуются.
3.
Субстанциональность/интенциональность, в связи с субстанционированием по
отношению к предложенной ранее модели, превращаются в материализм/идеализм.
Ценности и оценки расположены более в материальной или нематериальной сферах.
Когнитивные
тенденции:
Целостность/синкретизм
- ценности и оценки представлены в виде одной, или нескольких систем.
2.
Детерминизм/релятивизм - ценности и оценки стремятся к взаимосвязанной
иерархии, или сосуществуют в независимом отношении.
3.
Синтетичность/аналитичность - ценности и оценки стремятся существовать в виде
целого, или разделенной системы.
Эмоциональные
тенденции:
Негативизм/позитивизм
- ценности и оценки, в основном, либо отрицательные, либо положительные.
2.
Комплексность/избирательность для более точной ориентации на ценности и оценки
можно обозначить как гиподифференциация/гипердифференциация. [2]Ценности
множественны, трудноразличимы по приоритетности, или сильно отделяются друг от
друга.
3.
Тенденциозность/толерантность для более точного отображения характера ценностей
и оценок можно обозначить как гиперинтегративность/гипоинтегративность.
[2]Ценности и оценки либо имеют четкую границу, "норму" между
положительными и отрицательными ценностями, либо граница размыта, неустойчива.
Относя
ценностно-оценочные тенденции к субъекту, мы можем составить тенденциальный
профиль личности. Возникает вопрос с соответствием (адаптацией) этого профиля
объективному тенденциальному профилю среды, окружающей субъект. Обычно человек
существует в двух основных средах: профессиональной и семейной. Нетрудно себе
представить, в какой профессиональной среде востребуются те или иные тенденции,
например:
1.
Субъективизм - в индивидуальной трудовой деятельности;
2.
Объективизм - в социально-направленной, общественной деятельности;
3.
Непосредственность - в работе с людьми;
4.
Дистанцирование - в работе с техникой, опасными объектами;
5.
Материализм - в физической, финансовой деятельности, спорте;
6.
Идеализм - в духовной деятельности;
7.
Целостность - в однонаправленной деятельности;
8.
Синкретизм - в разносторонне-несовместимой деятельности;
9.
Детерминизм - в поисковой, руководящей деятельности;
10.
Релятивизм - в рядовой деятельности,
11.
Синтетичность - в созидательной деятельности, искусстве;
12.
Аналитичность - в работе, связанной с реконструкцией, в науке;
13.
Негативизм - в работе, связанной с борьбой с недостатками,
14.
Позитивизм - в деятельности, ориентированной на культивацию, умножение
положительного;
15.
Гиподифференциация - там, где требуется широкий подход, например в науке,
статистике;
16.
Гипердифференциация - там, где требуется продвижение идеи;
17.
Гиперинтегративность - в подвижнической, миссионерской, законоутверждающей
деятельности;
18.
Гипоинтегративность - работа в девиантной среде.
Представленные
примерные ориентировочные компенсации тенденциального личностного профиля на
профессиональном уровне отсутствуют на уровне семейного существования. Чтобы
личность не была тенденционно-декомпенсирована на этом уровне, предполагается,
что существует совершеннейший природный механизм отбора компенсирующей пары - любовь.
Гипотеза
состоит в том, что источником нравственного страдания являются
декомпенсированные тенденции, устранение которых пассивно - субъективно, и
активно - через смену средовых, социальных условий, тождественно устранению
нравственного страдания.
Тенденциальная психотерапия (идеокоррекция).
Тенденциальная
психотерапия, а так как это чисто гуманитарная модель, строгое название - идеокоррекция,
ставит своей целью уничтожение нравственных страданий через устранение
декомпенсированных тенденций ценностно-оценочной структуры, пассивную и
активную ценностно-оценочную адаптацию личности.
Задачей
психотерапии является формирование временной, "лечебной", идеальной
интенции "Я - отношение - парадокс". Создаётся субъективное
"Я", оставляющее все ранее существовавшие представления в области
объективного "не-Я", в т. ч. проблемы, болезни, страдания,
объективные и субъективные, интенциональные и субстанциональные явления. Все
объективные явления при формировании идеального "Я" представляются в
противоречии положительных и отрицательных сторон, через проявление их тенденциозности.
Процесс
психотерапии идёт одновременно в трех сферах: когнитивной, поведенческой и
эмоциональной. Когнитивная работа направлена на формирование парадоксального
видения объекта, поведенческая - формирования устойчивой субъективной интенции,
эмоциональная - на выраженную ценностно-оценочную взаимосвязь субъективного и
объективного на уровне тонких конструктивных оценок.
В
когнитивном плане пациент вместе с психотерапевтом выступает в роли
полноправного исследователя особенностей собственных внутренних и внешних
отношений. Происходит переход от конкретики жизненных явлений к абстракциям,
объединяющим эти явления. Уровень абстрагирования считается достаточным, когда
проблемное видение объектов переходит в диалектическое, любое явление, в. т. ч.
и болезнь рассматривается в равновесии положительных и отрицательных оценок.
Абстракции представлены как ценностно-оценочные тенденции. Психотерапевт
помогает пациенту абстрагировать, стараясь конкретные явления объединить в
тенденциальную группу, например:
1.
Субъективизм содержится в проявлениях эгоизма, стяжательства, гуманизма;
2.
Объективизм - в идеях альтруизма, коллективизма, политиканстве;
3.
Непосредственность - в преобладании оценочных суждений;
4.
Дистанцирование - в рассуждениях об объекте через ссылку на интеллектуальные
построения;
5.
Материализм - в вещизме, ориентации на соматические болезни;
6.
Идеализм - в религиозности, теоретизировании;
7.
Целостность - в стройности, лаконичности и устойчивости суждений;
8.
Синкретизм - в длительных, разорванных суждениях;
9.
Детерминизм - в абсолютизации, или поиске первопричины;
10.
Релятивизм - в холодном переходе с объекта на объект,
независимо-противоположных суждениях, диалектичности;
11.
Синтетичность - в образности мышления, конструктивности;
12.
Аналитичность - в делении объективного на части, деструктивности;
13.
Негативизм - в проблемной ориентации, фиксации на плохом, борьбе;
14.
Позитивизм - в эпикурействе, пренебрежении опасностями;
15.
Гиподифференциация - в трудностях выделения важного в ряду частностей,
случайные действия;
16.
Гипердифференциация - в пренебрежении обстоятельствами,
"панойяльности" суждений;
17.
Гиперинтегративность - в твёрдой моральной позиции, жестком разграничении
плохого и хорошего;
18.
Гипоинтегративность - в непонимании моральных норм, отрицании морали, слабом
разграничении плохого и хорошего.
Для
пациента тенденции всегда могут быть представлены в доступной для него форме,
независимо от образования. Особо подчеркивается тождество тенденций отношения к
внешнему, социальному и средовому, и тенденций в отношении к внутренним
физическим и психическим явлениям. Например: если по отношению к другим людям
наблюдается дистанцирование, избежание выражения собственных и не-восприятие
чужих оценок, пассивно- или активно-манипулятивное общение через
интеллектуализацию, через понятие "надо", "должен", то и в
отношении к себе такая же тенденция: собственные оценки и эмоции не
воспринимаются, физическими потребностями пренебрегается, идут попытки себя
заставить, с собой бороться.
Эмоциональный
аспект психотерапии ориентирован на динамическую проработку оценок и
феноменологическую переоценку ценностей. Оценка, как динамическое явление,
формируется на всём континууме прошлое - настоящее - будущее. Оценочные
тенденции, при проработке в прошлом методами динамической психотерапии
позволяют пациентам вернуться в те эмоциональные состояния, которые эти
тенденции сформировали, и приблизить эмоции к сегодняшней реальности - происходит
переоценка ценностей, коррекция тенденций, если они выбиваются из сегодняшней
средовой компенсации. Так как динамическая психотерапия ориентирована на
прошлое, то, для адекватного позиционирования в настоящем, необходима
постоянная перспективная проработка в будущем. Внимание акцентируется на том, к
чему стремится пациент (обычно это состояние счастья, которое реформируется в
сознании пациента в процессе психотерапии). Рекомендуется виртуальный перенос в
состояние смерти, как стопроцентно неминуемого события в будущем, с целью
переоценки ценностей с точки зрения этого состояния. В этом состоянии ценности
приходят в иерархический континуальный порядок, жизнь предстаёт как главная
неоспоримая ценность. Обращается внимание, что нравственное страдание в одной
среде не является страданием в другой, например: детство, изначально
рассматриваемое как нормальное, при выяснении абстрактных характеристик, может
дальше видится как страдальческое, воспоминания вызывают переживания,
приводящие к переоценке ценностей.
Поведенческая
часть работы состоит в императивах, не являющихся интервенцией. В общении
принимается правило строить любое высказывание по принципу: "Мне (не)
нравитсяЕ", "Я (не) хочуЕ", причем указывается на необходимость
постоянного употребления обеих фраз в паре. "Нравится" понимается как
мгновенная оценка, "хочу" - как протяженная, перспективная,
динамическая. В процессе построения фразы таким образом формируется интенция
отношения: "Я" - субъект, "(не) хочу, (не) нравится" -
отношение, и далее любой объект "не Я". "Я" превращается в
нечто цельное, стабильное, отношение представляется в двух интенциях,
динамической и феноменологической, а объект - в парадоксальную переменную. В
отношении к физическим и психическим явлениям в себе - та же схема. Обращается
внимание на недопустимость кому бы то ни было объяснять эмоции, нельзя говорить
"Я хочуЕ, потому чтоЕ", поскольку рациональное объяснение эмоции
может быть только фрагментарным, искажающим суть оценки, открывающим дорогу
манипулятивному, дистанцированному взаимодействию. В случае декларации некой
объективной истины, построение фразы типа "это хорошо" (в общем
смысле) считается некорректной, субъект в данном случае выступает носителем
некой объективной истины, сливается с объектом. Идеально построенная фраза:
"Я считаю, что это хорошо" (субъект представлен отдельно и в
отношении к объекту). Особое внимание обращается на остановке на собственной
оценке, без требовательности, оставляя за объектом принятие решений
реагирования на оценки субъекта, в т. ч. и в отношении к себе. Временно, на
период психотерапии, декларируется выход их борьбы во всех её проявлениях.
Используется только разрешающий подход.
Тенденциальная
психотерапия, не являющаяся по сути интервентным вмешательством, представляет
собой симметричное творческое взаимодействие. При выходе на достаточный уровень
абстрагирования пациента, психотерапевт сам переходит на ценностно-оценочное
общение с ним, отслеживая и стимулируя такое же со стороны пациента, взаимно
различные оценки допустимы. Такое взаимодействие нейтрализует элементы скрытой
суггестии, возможные на начальном этапе психотерапии. Впоследствии, в реальной
среде, идеальная формула отношения "Я - отношение - парадокс"
приобретает компенсированные тенденции, ценностно-оценочная структура личности
равноправно пассивно и активно адаптируется в реальных условиях. Основной
результат психотерапии наступает намного позже самого взаимодействия.
Тенденциальная
психотерапия, при параллельной работе, не является конфликтной к деятельности
врача любой специальности, служит формированию устойчивой конструктивной мотивации
на излечение. Основанием делегирования пациента к врачу является наличие
физического страдания.
Техника
тенденциальной психотерапии может применяться не только в условиях
непосредственного контакта с пациентом, но и опосредованно, через любые виды связи:
Интернет, электронная почта, обычная почта, телефон и т. д. Представленный
теоретический каркас может быть адаптирован исходя из субъективных возможностей
и предпочтений психотерапевта или гуманитария.
Теория
тенденций декларирует намного более осторожный, корректный подход к психике,
нежели с конкретно-идейной позиции. Идейный подход, даже такой как
гуманистический (гуманизм - субъективистская идея), рассматривается как
тенденциозный.
Теория
утверждает, что:
1)
Рассмотрение любого предмета или явления как отдельного объекта тенденциозно, и
демонстрирует, по существу, субъект-субъектное мышление, искажающее реальность.
Объективным является всегда всё, что не относится к "Я", а отдельные
предметы или явления могут адекватно рассматриваться только как суб-объекты во
взаимоотношении с другими суб-объектами.
2)
Субстратом психического не может рассматриваться один отдельно взятый мозг
индивида, а только лишь группа (социум), связанная отношениями.
3)
Рациональное мышление есть более примитивный уровень, по сравнению с
эмоциональным, вследствие своей фрагментарности, дискретности, и при
абсолютизации ведёт к тупиковому, деструктивному развитию интеллекта.
Континуальное, более адекватное отражение реальности, возможно только в
эмоциях, уравновешенных с рациональным компонентом психики.
4)
Болезнь (в т. ч. и исключительно соматическая) отражается в отношениях не
только на индивидуальном уровне, но и на социальном, или является компенсацией
деформированных отношений. Интервентное вмешательство с целью полного
излечения, не обусловденное субъективной мотивацией, разрушает систему
отношений, может привести только лишь к вытеснению физических страданий в
нравственные и наоборот. Разрушение, при полном излечении индивида, может
вытесняться в социальное окружение и привести к страданию других людей.
Интервентное преодоление субъективного сопротивления лечению аморально.
5)
Тенденции, имеющие место в отношениях на индивидуальном, личном, социальном,
политическом, культурном, экономическом уровнях имеют корреляцию, возможную для
выявления и нетенденциозного вмешательства.
6)
Дезадаптирующей российской тенденцией в современных условиях является
объективизм, сложившийся вследствие коллективистско-военной истории России. В
индивидуальных проявлениях выражается в альтруизме, жертвенности, ориентации на
внешние оценки в ущерб собственным (за собственные выступают интроецированные),
показушности, безынициативности и т. д. По отношению к западной
экономизированной культуре, имеющей тенденцию к субстанционированию, фактическому
материализму, положительной является российская урановешенность материального с
идеальным, духовным.
7)
Глобальной российской парадигме "поиска новой идеи" теория выдвигает
контр-идею - "идейного обеззараживания," целью которой является не
уничтожение локальных идей, а принцип идейного плюрализма, недопущение
главенства в обществе и в жизни индивида одной тенденциозной идеи, ведущей к
деструктивным, дезадаптационным последствиям. "Заражение" макро-групп
идеями с одной тенденциозностью рассматривается как фашизм. Фашизм - неизбежная
стадия развития безальтернативной идеи.
8)
От любого идейного заражения можно "вылечить" разрешающим подходом,
пользуясь техникой идеокоррекции, например, от глобальных и локальных идей:
коммунизма, гуманизма, экономизма, демократии, борьбы, альтруизма, сектантских,
террористических, националистских идей и пр.(проявив для субъекта - носителя
идеи тенденциозность идеи, соответствие тенденций, заключенных в идее и
тенденций, существующих в его личной, внутренней жизни, проследив динамику их
формирования и перспективы развития, и т. д. согласно методике).
Представленная
теория активно используется в практике проекта Mail-психотерапия.
Список литературы
1.
Каган М. С. Философская теория ценности. - СП б., ТОО ТК
"Петрополис", 1997.
2.
Кузнецов Ю. В. Ценностно-адаптивный подход в психотерапии.//Психическое
здоровье. Санкт-Петербург - 2000: Материалы конференции 20-21 апреля 2000 г.
СПб., Изд-во СПБГТУ, 2000, с. 144-148.
3.
Маслоу А. Психология бытия. - М., "Рефл-бук", "Ваклер",
1997.
4.
Мясищев В. Н. Психология отношений. - М., Воронеж, 1995.
Сноски:
*
ГУМАНИТАРНЫЙ (от лат. humanitas) - обращенный к человеческой нематериальной
природе, духовной культуре. Не следует путать это понятие с искаженными
тенденциозными его применениями, например: "гуманитарная помощь" -
обычно употребляется в значении "не военная", "гуманитарные
бомбардировки" - разрушения с "благой" целью, под
гуманистическим флагом, и т. д.
**
ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio - намерение, тенденция, стремление) - направленность
сознания, мышления на какой-либо предмет.
***
СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ (от лат. substantia - лежащий в основе) - здесь употребляется
в значении: привязанный к материальному носителю.