Восстановительный процесс субъекта системы "специалист-специальность" по годам обучения в зависимости от типа темперамента
Восстановительный процесс субъекта системы
"специалист-специальность" по годам обучения в зависимости от типа
темперамента
Кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Афанасьев,
Владимирский государственный университет, Владимир
Цель
настоящей работы заключается в том, чтобы проанализировать динамику изменения
восстановительного процесса после стандартных нагрузок по годам обучения в
зависимости от типа высшей нервной деятельности и экспериментально проверить
эффективность рекомендуемых методик.
Восстановительный
процесс осуществлялся по подсчетам ЧСС на финише и после 1, 3 и 5-й мин
восстановления. ЧСС фиксировалась на финише после 1, 3, 5-й мин; по методике,
предложенной Мелеровичем (1956) и Карпманом (1980), то есть за 6 с. В покое и
на старте, после разминочной части, использовали автоматический прибор ИА-767
японской фирмы "А&D", который синхронно определяет ЧСС и АД.
Исследования
. В процессе исследований нам удалось установить, что субъекты системы
"специалист - специальность" по годам обучения ухудшают свои
показатели в восстановительном процессе после выполнения стандартных нагрузок
как максимальной, так и субмаксимальной мощности. Сравнительные величины по
годам обучения, типам темперамента, итогам эксперимента будут выражаться
результатами после 5 мин восстановления, так как 1- и 3-минутные периоды
являются промежуточными. Итак, у студентов организм восстановился после
стандартной анаэробной нагрузки в конце первого года учебы на 69,7%; второго -
на 67,3%; третьего - на 66,7%. Аналогичная регрессирующая динамика наблюдается
в результате выполнения аэробной стандартной нагрузки.
Мы
провели тестирование по определению типов высшей нервной деятельности
(сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик). Анализировалось восстановление
только после стандартной нагрузки анаэробного характера. Результаты
исследований несколько отличаются от предыдущих показателей. Например, у
сангвиника за три года учебы и занятий уровень восстановления улучшился на
0,2%, холерик ухудшил этот показатель на 1,1%, а флегматик - на 7,0%, в то же
время у меланхолика регрессирующая динамика - 9,2%
С
целью проверки рекомендаций и прдложений нами был проведен поисковый
эксперимент на студентах ВлГУ в 2001/2002 годах. В начале учебного года в
результате тестирования были укомплектованы три учебные группы по типам высшей
нервной деятельности:"сангвиник", "холерик","флегматик"
и смешанная без учета типов темперамента. Все экспериментальные группы
занимались по единому учебному плану и графику, контрольные тесты выполняли по
существующим правилам и методическим требованиям. В конце эксперимента, то есть
в конце учебного года все участники исследований выполняли контрольную
стандартную нагрузку субмаксимальной мощности (бег 1000 м), после которой
определялся уровень восстановления организма. Разница в величинах
экспериментальных групп свидетельствует, что степень восстановления организма у
холериков лучше на 63,0%, чем у представителей других типов высшей нервной
деятельности. Последующие места распределились по значимости:
"флегматик" - 62,4%, "сангвиник" - 61,1% и смешанная группа
- 57,8%, хотя у данной группы худший технический результат - 3 мин 46 с.
Статистическая обработка полученных показателей подтверждает, что
восстановительную подготовку осуществляли в условиях односторонних типов
темперамента. Например, результаты смешанной группы по отношению к показателям
других групп ниже (р < 0,001).
Полученные
по окончании эксперимента данные характеризуют положительный акцент
восстановительного процесса в учебных группах, которые были сформированы с
учетом типа высшей нервной деятельности, что позволяет говорить о правомочности
идеи, высказанной авторами.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/