Основные положения концепции преобразования системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России
Основные положения концепции интенсивного
инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного
воспитания детей, подростков и молодежи России
Заслуженный работник физической культуры Российской
Федерации, член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор В.К.
Бальсевич, Российская государственная академия физической культуры, Москва
Прошедшее
в конце января нынешнего года Заседание Госсовета при Президенте Российской
Федерации можно с полным основанием назвать историческим событием не только для
сферы физической культуры и спорта, но и для всех сфер культуры, образования,
воспитания молодежи, всех инфраструктур, обеспечивающих формирование и
сбережение физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего и
будущих поколений нашей страны.
Благодаря
работе Госсовета создан весомый политический потенциал для активной стимуляции
давно назревших перемен в отношении общества и государственной власти к
проблеме воспитания детей, подростков и молодежи, для понимания роли, которую
предстоит выполнить в решении этой проблемы нашей отечественной физической и
спортивной культуре.
В
этих условиях важно выработать научно обоснованную стратегию формирования
приоритетов в выборе главных направлений деятельности по коренному
преобразованию ныне существующей катастрофической ситуации с состоянием
здоровья россиян, и прежде всего подрастающего поколения.
Опираясь
на результаты проведенных нами и другими исследователями многолетних научных
изысканий в сфере проблем физического воспитания, физической культуры и спорта
[1-28] попытаюсь обозначить, по крайней мере в принципиальном плане, основные
положения такой стратегии.
1.
Целью реформирования структуры и содержания физкультурной и спортивной сфер в
Российской Федерации является: в предельно короткий срок - 6-7 лет - обеспечить
существенное повышение социокультурной эффективности сферы физического
воспитания и спорта для детей и подростков и спорта высших достижений для
молодежи.
2.
Главным направлением физкультурно- спортивной деятельности во всех ее сферах
является формирование и совершенствование физического, нравственного и
духовного здоровья занимающихся.
3.
Содержательной основой для повышения эффективности обязательного физического
воспитания детей, подростков и молодежи является использование приемлемых
технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при
максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности,
ее формы, интенсивности и лично приемлемого уровня планируемой
результативности, при обязательности выполнения индивидуально определенных
образовательных стандартов. Научно-технологическая сущность
организационно-методических инноваций в физическом воспитании детей и
подростков состоит в приоритетной направленности содержания педагогического
процесса в общеобразовательной школе на освоение обучающимися нравственных,
интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных,
коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической
и спортивной культуры по механизму конверсии приемлемых элементов элитной
национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое
воспитание.
4.
Содержательной основой для развития детско-юношеского спорта является
достижение детьми и подростками высокого уровня здоровья и базовой физической
подготовленности в системе обязательного физического воспитания, использование
высоких технологий спортивной подготовки в строгом соответствии с
ритмологическими особенностями возрастного развития физического потенциала
юного спортсмена, использование все более совершенных методов выявления и
развития спортивных талантов и их научно обоснованной ориентации на
индивидуально приемлемые виды, содержание и режимы спортивной подготовки.
5.
Содержательной основой для развития спорта высших достижений является безусловный
отказ от допинговых технологий спортивной подготовки, высокая наукоемкая
технология спортивной тренировки в условиях непрерывного контроля за состоянием
спортсмена на основе качественной и оперативной диагностики фазы предутомления,
обоснование индивидуально адекватных стратегий многолетней спортивной
подготовки, научно обоснованное проектирование структуры соревновательной
деятельности, приоритет здоровьесбережения при организации подготовки
спортсмена.
6.
Критерием эффективности деятельности государства и общества в сфере физической
и спортивной культуры детей и подростков является интенсивный прогресс
физического и нравственного здоровья этой части населения России как
первостепенного по значимости фактора повышения культуры и качества жизнедеятельности
современного и будущих поколений нашей страны.
7.
Условиями интенсивного роста показателей нравственного и физического здоровья
детей и подростков являются:
-
ясно и безальтернативно выраженная политическая воля Президента страны,
правительства и парламента сконцентрировать интеллектуальные, духовные,
материальные и финансовые ресурсы страны на решении практических задач
строительства новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания
здорового подрастающего поколения;
-
ускоренное создание мощной государственной и региональной бюджетно-коммерческой
инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный рост качества физического воспитания
и спортивной подготовки значительной части детского и подросткового населения
страны на основе использования современных высоких образовательных и
воспитательных технологий и быстрого создания необходимой и достаточной
материально-технической и научно-технологической базы системы физического
воспитания и спортивной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений различного
типа;
-
создание системы инвестиционных преференций и правовых гарантий для участия
отечественного и зарубежного капитала в построении и развитии современной
инфраструктуры социокультурной сферы и мощной экономической отрасли физического
воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи;
-
определение конкретных заданий Минобразованию, Минздраву, Госкомспорту,
Госкомнауке, Минэкономики, Минфину, Минюсту, Минпечати, Гостелерадио на
ускоренную разработку собственных отдельных целевых программ деятельности в
направлении обеспечения реализации инновационных преобразований по приоритетным
направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Реализация
предлагаемой здесь концепции, и прежде всего ее приоритетных направлений, не
может не встретить очень серьезного сопротивления, а возможно, и полного
неприятия во многих кругах российского общества. И к этому нужно быть готовым
тем прогрессивно настроенным гражданам нашей страны, которые уже давно и с
понятным нетерпением ожидают не красивых и правильных слов о заботе о
подрастающем поколении россиян и о здоровье нации в целом, а реальных перемен в
отношении к этим проблемам со стороны тех, от кого зависит действительное
изменение приоритетов, характера и интенсивности организаторской и
управленческой деятельности во всех звеньях вертикали власти и векторов
поддержки их инициатив.
Рассмотрим,
например, препятствия, которые предстоит преодолеть на путях развития новых
прогрессивных форм организованного физического воспитания в образовательных
учреждениях разного типа и ведомственной принадлежности.
Наиболее
явные "болевые точки" здесь следующие.
Во-первых,
- это правовое и финансовое разрешение проблемы обязательных по всем
педагогическим и физиологическим канонам шести еженедельных учебных часов,
обеспечивающих три полноценных учебно-тренировочных занятия в неделю.
Во-вторых,
- это отсутствие в большинстве образовательных учреждений
материально-технической базы для троекратного увеличения объема
регламентированной учебно-тренировочной работы с обучающимися.
В-третьих,
- это хорошо отработанные методы использования этих аргументов чиновниками
различного уровня для пресечения всяких попыток преодолеть эти "болевые
точки".
Между
тем, как показали результаты наших многолетних исследований [2, 3], такое
преодоление все-таки возможно, а главное, оно приводит к результатам не
сопоставимым с затратами на осуществление такого рода инноваций в
организованном физическом воспитании детей и подростков.
Об
этом свидетельствуют некоторые итоги проводимого нами уже в течение восьми лет
масштабного эксперимента в школе № 32 г. Сургута [2].
На
первом, подготовительном этапе, который длился с сентября 1994 г. по июнь 1996
г., наряду с изучением состояния проблемы и разработкой вариантов рабочих
гипотез решались задачи подбора кадров, способных и готовых работать по-новому.
В этот же отрезок времени была создана материальная база для проведения
инновационных преобразований в физическом воспитании учащихся школы № 32 г.
Сургута. Были подготовлены к проведению учебно-тренировочных занятий четыре
спортивных зала (зал гимнастики и акробатики, зал художественной гимнастики,
два полноразмерных зала для спортивных игр). Все залы располагали необходимым
основным и вспомогательным оборудованием и достаточным количеством спортивного
инвентаря. С января 1996 г. началась разъяснительная работа с учащимися 3-х и
5-х классов и их родителями, с педагогическим коллективом. Была получена
поддержка идеи обновления содержания и организации физического воспитания в
школе № 32 со стороны Комитета по науке и образованию г. Сургута. К этому же
периоду была в основном завершена теоретическая разработка методологического и
организационно-методического аспектов реорганизации физического воспитания в
общеобразовательной школе на основе идеи его спортизации. На втором этапе
исследования, с 1996 г. по настоящее время, проводится педагогический
эксперимент, разработаны и апробированы программы для разных спортизированных
специализаций, расширена их номенклатура. Суть обновления формы и содержания
физического воспитания состоит в том, что обучающиеся занимаются добровольно
избранными ими видами спорта в учебно-тренировочных группах спортивной
гимнастики, художественной гимнастик, волейбола, баскетбола, настольного
тенниса, спортивных единоборств, лыжного спорта, в группах общей физической
подготовки, группах корригирующей гимнастики. Занятия вынесены за сетку часов
учебного расписания и проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа.
Основной
и наиболее значимый вывод, который можно сделать из анализа результатов
эксперимента, состоит в том, что предложенная новая форма организации учебного
процесса по предмету "физическая культура" оказалась значительно
более эффективной, чем ныне существующие образцы организации физического воспитания
в общеобразовательной школе.
Содержательной
предпосылкой такого заключения является прежде всего изменение отношения
учащихся к предмету "физическая культура", их высокая деятельностная
активность в процессе занятий, возросший уровень дисциплины на
учебно-тренировочных занятиях и, наконец, значительное повышение уровня
физической подготовленности, которая по большинству параметров существенно
превысила аналогичные показатели как контрольных групп, так и школьников и
школьниц аналогичных возрастных групп таких стран, как Великобритания, Испания,
Словакия, Венгрия, Турция (Западная).
Интересен
отставленный эффект другого эксперимента, проведенного нами в 80-е годы с
группой детей одной параллели 3-х классов школы № 59 г. Омска в течение трех
лет. 100 детей занимались 3 раза в неделю, ежемесячно изменяя вид спорта для
занятий. Через 14 лет после их поступления в спортивные школы разной
направленности 15 участников этого эксперимента стали мастерами спорта
международного класса и СССР, членами сборных команд СССР и Российской
Федерации, победителями и призерами мировых и европейских чемпионатов [3].
Реформирование
систем физического воспитания необходимо осуществлять на основе длительной и
настойчивой реализации быстро и энергично развертываемых проектов
преобразования инфраструктуры физического воспитания и спорта. Первоочередными
задачами в этом смысле являются проектирование специализированных школьных
спортивных сооружений современного типа, рассчитанных на использование
несколькими образовательными учреждениями, разработка и производство недорогой
детской спортивной экипировки для занятий на открытом воздухе, подготовка и
переобучение кадров специалистов для работы по новым учебно-тренировочным
технологиям, разработка системы поощрения инновационных инициатив в области
физического и спортивного воспитания детей и подростков, прежде всего на
региональном уровне.
Список литературы
1.
Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как
актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для
всех//Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 4, с. 21 - 23.
2.
Бальсевич В.К., Прогонюк Л.Н. Теория и технология развития инновационных
процессов в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы // Совершенствование
системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в
условиях различных климатогеографических зон. Сургут: Изд-во СурГУ. - 2000. -
С. 5 - 7.
3.
Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической
культуры, 2000. - 274 с.
4.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.:
Медицина. - 1966. - 166 с.
5.
Булгакова Н.Ж. Актуальные проблемы научных исследований в спортивном плавании
(1980 - 1990)//Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 7, с. 56 - 58.
6.
Булкин В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной
деятельностью спортсменов: Автореф. докт. дис. Л., 1984. - 44 с.
7.
Булкин В.А., Иванова И.В. Оперативная оценка готовности спортсменов к
предстоящей тренировочной деятельности//Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 6,
с. 40 - 45.
8.
Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки//Теор.
и практ. физ. культ. 1998, № 7, с. 41-54.
9.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР. 1996. - 544 с.
10.
Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Психосемантические механизмы управления
двигательными действиями человека//Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 9, с. 2 -
6.
11.
Железняк Ю.Д., Хаупшев М.Х. Развитие точностных двигательных действий у юных
волейболистов 13 - 16 лет с учетом индивидуальных особенностей //Теор. и практ.
физ. культ. 1994. № 7, с. 32 -34.
12.
Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Диагностика и дифференцированная коррекция
симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система
мер их профилактики// Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 1, с. 18-24.
13.
Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях
баллистического типа. - Омск: СибГАФК,1998. - 322 с.
14.
Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. -
М.: ФОН. 1995. - 174 с.
15.
Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация,
здоровье. - М.: ФОН, 1995. - 395 с.
16.
Локтев С.А. Педагогический и медико-биологический контроль за юными бегунами на
средние дистанции//Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 11, с. 11- 14.
17.
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и
пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, №
6, с. 10-15.
18.
Лысаковский И.Т. Алгоритмизация процесса скоростно-силовой подготовки
спортсменов. Монография. - Омск: СибГАФК, 1997. - 240 с.
19.
Матвеев Л.П. К дискуссии о теории спортивной тренировки //Теор. и практ. физ.
культ. 1998, № 7, с. 55 - 61.
20.
Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Некоторые итоги исследования проблемы
индивидуализации подготовки юных спортсменов//Теор. и практ. физ. культ. 1998,
№ 10, с. 19 - 22.
21.
Озолин Н.Г. Путь к успеху. - М.: ФиС,1985. - 111 с.
22.
Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. - Киев: Здоров'я,1978.- 92
с.
23.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев:
Олимпийская литература. 1997. - 583 c.
24.
Попов Г.И., Ратов И.П. Методологические подходы к разработке новых
психофизических и психобиомеханических технологий//Теор. и практ. физ. культ.
1998, № 5, с. 24 - 26.
25.
Суздальницкий Р.С., Левандо В.А. Иммунологические аспекты спортивной
деятельности человека // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 10, с. 43 - 46.
26.
Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пос. для ИФК. - М.: ФиС,
1987, с. 55 - 68, 84-85, 95 - 98.
27.
Шестаков М.П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием
моделирования//Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 3, с. 51-54.
28.
Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. Соотношение "стрессор - адаптация" как
основа управления процессом тренировки //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 1,
с. 28-30.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru