Спортивно-боевые единоборства как синтез культур востока и запада
Спортивно-боевые единоборства как синтез культур
востока и запада
Кандидат педагогических наук С.Г. Гагонин
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.
Лесгафта
Вторая
половина XX века может быть охарактеризована как эпоха взаимопроникновения
культур стран Восточной и Юго-Восточной Азии и стран Европы и Америки. Это
выражается, с одной стороны, во внедрении "западных" технологий в
промышленность стран Востока, а с другой - в проникновении
философско-религиоз-ных воззрений Индии, Китая, Японии и других стран Дальнего
Востока в западную культуру.
В
области физической культуры это взаимопроникновение характеризуется появлением
в спортивных залах западного полушария и бывшего СССР экзотических дзюдо,
карате, ушу (кунгфу) и других видов единоборств, объединенных под общим
названием "боевые искусства Востока", или "восточные
единоборства". Вместе с тем появляются такие оздоровительные системы, как
индийская йога и китайский ци гун.
Вместе
с тем страны Востока начинают интенсивно развивать у себя такие олимпийские
виды единоборств, как бокс, греко-римская и вольная борьба. В спортивную
практику этих стран внедряются теория и методика физического воспитания,
достаточно квалифицированно разработанные учеными стран Запада и СССР.
Однако
энтузиасты восточных единоборств идут дальше и разрабатывают синтетические
виды, такие, как американский фулл-контакт карате, советский рукопашный бой,
китайское ушу-саньда.
В
настоящее время сложилось специфическое направление единоборства -
"спортивно-боевые единоборства" (СБЕ), включающее в себя как
национальные, так и интернациональные виды, отличительной чертой которых
является то, что в рамках этих единоборств соревновательная деятельность может
реализовываться по двум направлениям: спарринг с реальным противником при
различной степени контакта и комплекс упражнений, имитирующих бой с
воображаемыми против никами. Причем в спарринге применяется весьма ограниченный
арсенал приемов, разрешенный конкретными правилами соревнований, который наряду
с защитными средствами и ограниченной степенью контакта обеспечивает
относительную безопасность спортсменов. В комплексах упражнений, как правило,
демонстрируется весь арсенал боевых приемов, свойственный той или иной школе
единоборств. Упражнения могут выполняться с различными видами традиционного
холодного оружия, разрешенного правилами.
По
мнению исследователей, занимающихся изучением СБЕ, их высокая популярность, в
том числе в странах западного полушария, обусловлена метафизическими сторонами
древних боевых искусств Востока, являющихся основой современных СБЕ.
Все
вышесказанное дает нам основание сделать вывод, что СБЕ в большей степени
подпадают под существующую в современной теории культуры категорию
специфического вида физической культуры общества, являющейся основанием, на
котором формируется психофизическая культура личности. При этом СБЕ могут
функционировать в четырех основных видах: базовые, собственно спортивные, рекреативно-реабилита-ционные,
прикладные.
Базовым
видом СБЕ определен кикбоксинг как интегральный и интернациональный вид спорта,
включающий в себя согласно международным любительским правилам пять
направлений: сольные композиции (мягкие стили на основе китайских школ, жесткие
стили на основе японских и корейских школ), семи-контакт (на основе японских и
корейских школ с ограниченным контактом), лайт-контакт как переходный к
полному, или фулл-контакту, фулл-контакт, фулл-контакт с лоу-киком - ударом
ногой по бедру. Базовый вид изучается в рамках программ дисциплин "теория
и методика СБЕ" и "специализация" соответственно на 1-5-м
курсах.
Спортивные
направления (кикбоксинг, ушу, карате), рекреативно-реабилитационные (тайцзи
цюань, ци гун) и прикладные (джиуджитсу, цин на и цзюэли) осваиваются
студентами по выбору в рамках дисциплин "спортивно-педагогическое
совершенствование" или "избранные виды физкультурно-спортивной
деятельности".
В
заключение хотелось бы отметить, что претворение в жизнь указанной выше
теоретической концепции вселяет в нас некоторую долю оптимизма, исходя из того,
что конкурс на кафедру СБЕ стабильно самый высокий в Академии, а студенты
кафедры добиваются определенных успехов на спортивных соревнованиях, включая
1-е и 3-е места на чемпионате мира 1995 г. в Киеве.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru