Концепция управления Н.Макиавелли
Федеральное агентство по
образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА
ФИЛИАЛ В Г.УФЕ
ПЦК СПО
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Основы
теории государственного управления"
на тему: "Концепция
управления Н.Макиавелли".
Выполнила:
студентка 2 курса
очного отделения
факультета СПО
спец. «ГМУ», гр.2/9
Таунбаева Юлия.
Проверила:
ст. преп., доцент, к.и.н.
Нуртдинова З.Н.
.УФА 2007
План:
Введение
1. Эпоха междоусобных войн в Европе
2. Основные направления деятельности государя по
Макиавелли
2.1. Завоевания
2.2. Внутреннее устройство
2.2.1. Оборона
2.2.2. Виды войск – наемные, союзнические, собственные
2.2.3. Забота о военном деле
2.2.4. Отношение
к согражданам, поощрения и наказания
2.2.5. Расположение и уважение сограждан
2.2.6. Выбор советников
3. Вопрос добра и зла
Заключение
Библиография
Введение
Введение принято начинать с тех причин,
которые побудили автора написать курсовую работу, показать цели и задачи,
раскрыть суть, содержание того, о чем пойдет речь ниже.
Я же скажу вам,
что единственная причина, побудившая меня написать курсовую – это экзамен по
основам теории государственного управления и желание получить положительную
оценку. Я раскрываю Вам столь не благородную цель написания и это, возможно,
будет уже первой ошибкой, которую вы заметите, но пока у меня нет оправданных
причин вводить вас в заблуждение.
Тему работы я
выбирала лишь по одному критерию - наличие необходимых материалов и
литературной поддержки. Однако те темы, которые Вы предложили, достаточно
сложны и найти хоть что-то под любую из них было напрасным усилием. Возможно,
характер мой таков, что он не позволил мне упростить какую-либо из них и
превратить в некий «обрезанный вариант» для легкого написания работы мне. Да, к
тому же, думаю, Вам читать такое произведение было бы занятием не очень
увлекательным.
Почему же я взяла
именно ту тему, которую Вы сейчас видите на титульном листе? Тут сыграл мой
собственный интерес к философии, как к теории всего бытия, которая дает больше
свободы в плане выражения своих мыслей, при этом не нужно судорожно искать
нормативно-правовые акты, комментарии к ним и последние изменения. К тому же
мне просто понравилась фамилия этого итальянца, - в ней чувствуется некий
колорит. Однако для меня самой было достаточно большим удивлением осознать, что
чтение его труда «Государь» - не такое уж и скучное занятие. Честно говоря,
после того, как я перечитала ее раза три, я перестала считать, что она
адресована только лишь государям. Несомненно, каждый современный политик
пользуется уже не теми утверждениями, что излагаются в книге Макиавелли, они
перешли на более высокий уровень понимания управления государством, но, по
крайней мере, на каком-то этапе своей политической карьеры все они обращались к
«Государю» за советом или ответом. Мне хочется верить в то, что современные
политики давно прошли такой этап, что теперь они как минимум на несколько
ступеней выше политического дилетанта (хоть и талантливого) XV века, поскольку те основы основ, что
изложены в книге Макиавелли, понятны и ясны даже мне, а это уже свидетельствует
хотя бы о том, что я не слишком отстала от понятий политической
действительности. Те рекомендации, которые дает Макиавелли, просты и
естественны, они не требуют, на мой взгляд, глубокого вникания в политическую
жизнь страны.
Другой вопрос, насколько
легко научиться использовать все эти правила руководителям, стремящимся
укрепить свое положение. Однако, это, скорее всего, вопрос только времени. То,
что поначалу дается с трудом, при одном взгляде вызывает восхищение, если
никогда такой работой не занимался, но в реальных условиях, при максимальном
напряжении психических и физических сил, при безвыходной ситуации, когда от
принятого решения зависит наличие головы на плечах, не приходиться выбирать.
Нужно принимать исключительно правильное решение, иное недопустимо. Это не
компромисс; это – целое государство.
Для того, чтобы
быть в состоянии принимать правильные решения и не находиться постоянно в
состоянии нервного срыва, нужно, для начала, набраться опыта у более сильного
человека. Здесь, правда, важно не переборщить: ведь тот, кто длительное время
был в подчинении, замечает все ошибки руководства, самонадеянно считая, что с
легкостью справиться с любой задачей, что он может самостоятельно руководить
предприятием. Дождавшись своего часа, такой человек несомненно станет
руководителем. Но вот принимать решения, 100-процентно правильные решения,
велика вероятность того, что он не сможет. По крайней мере, поначалу. «Лучше
быть первым на деревне, чем вторым в городе» - почти народная мудрость.
Слишком далеко я
отошла от темы курсовой работы, но будем считать это вступлением.
Доказательством
актуальности темы может служить многовековой опыт управления странами. Во
все времена, и до 15 века и после него, государь являлся первым лицом, которое
в глазах народа несет ответственность за все. Что касается взглядов Макиавелли
на государя, то они актуальны в любом мире, в любом государстве, в любое время,
другое дело, что не все это признают. Чтобы не основываться на голых словах
проведем небольшой экскурс в историю 20 века и вспомним такие значительные
фигуры управления как Сталин и Гитлер – не они ли вспоминаются при чтении
«Государя»? Да и в наше время я считаю «Государь» может быть использован в PR-технологиях, при проведении
предвыборной политики.
Целью курсовой работы является
исследование представлений Н. Макиавелли об основных принципах
политической деятельности государя, проще говоря – управления.
Задачей курсовой работы является
выяснение взглядов Н. Макиавелли на нравственные проблемы, связанные с несением
государственной службы и изучение мнения ученых, исследовавших наследие
Макиавелли.
Предмет исследования — труд Н.
Макиавелли «Государь».
Курсовая работа
состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
"Государя"
надо читать под непосредственным впечатлением исторических событий,
предшествовавших эпохе Макиавелли, и современной ему истории Италии, и тогда
это произведение не только получит свое оправдание, но и предстанет перед нами
как истинно великое творение подлинного политического ума высокой и благородной
направленности.
Г. Гегель
Вся теория
Макиавелли основывается на безраздельной безграничной власти
самодержца-государя. Как и сказано в начале его произведения, Макиавелли даже
не рассматривает республики. Объясняется это, конечно же, тем, что в годы жизни
Макиавелли еще не было республик современного типа, ему не приходилось
рассуждать о том, с чем он не был хорошо знаком. А вот с феодальным устройством
государства проблем не было.
1. Эпоха
междоусобных войн в Европе
В XIV-XV веках по всей Европе происходило объединение феодально-раздробленных
стран: Франция, Испания и других. Не обошло это объединение стороной и
Восточную Европу: Киевская Русь хоть и была завоевана Великим княжеством
литовским, но территориально объединилась. Однако две крупнейшие европейские
страны отставали от такого развития – Германия и Италия. Николо Макиавелли,
живя и работая в Италии, на себе остро понял важность объединений всех регионов
под одной рукой. Горячий патриот своей родины, он не мог с равнодушием
смотреть, как итальянцы, воюют с итальянцами, погибая не за что. В бесконечных
междоусобных войнах так и не мог выделиться лидер, способный подмять под себя
других. Этому способствовало и вмешательство соседних государств в военные
конфликты, в частности, призывы помощи некоторых феодалов к правителям других
государств для войн с противником. В XIV веке Италия представляла собой страну культурную и богатую, наследницу
Римской империи, но и самой дезорганизованной, раздробленной, представляющей
легкую добычу для любого завоевателя. Политическая система Италии чем-то
напоминала Грецию с ее полисами. Те же города-государства, хотя и более крупных
масштабов, разнообразие форм правления, их частая смена и бесконечные
конфликты между государствами. В отличие от Греции, в эти конфликты активно
вмешивались соседи. Состояние войны привело к появлению особой категории
воинов-наемников.
Родина Макиавелли
– Флоренция, один из богатейших и культурнейших городов Италии, центр
банковского дела и ремесла. Во Флоренции протекала очень бурная политическая
жизнь. В конце XIV – начале XV века там устанавливается
олигархическая власть банкиров и крупных торговцев. Но различные кланы
продолжают борьбу между собой
2. Основные
направления деятельности государя по Макиавелли
Нельзя сказать,
что судьба Макиавелли была полна крутых поворотов, падений и взлетов. Мы не
можем сказать, что его талант был признан современниками. Даже книга
«Государь», вследствие которой его имя стало известным, не была оценена при его
жизни. Однако Макиавелли даже на посту чиновника смог приобрести столько опыта,
что его работа интересна и сейчас.
2.1.
Завоевания
Принципы
политической деятельности государя можно рассматривать прямо по главам
произведения. Условно произведение можно разделить приблизительно пополам. В
первой части речь идет о том, каких видов бывают государства, как какие виды
государств завоевывать, как удерживать в таких государствах власть. Очень
важным, на мой взгляд, является то, что при любом утверждении, предлагаемом
автором в книге, дается соответствующий пример из истории. Макиавелли в
основном опирается на историю Римской империи и, будучи верующим человеком, на
библейские предания, а также на примеры из недалекого ему прошлого, след
событий которых еще не остыл в памяти. А это действительно важно, поскольку
трудно принимать решение, не имея прецедентов в прошлом.
На время жизни
Макиавелли были распространены две формы правления государством:
централизованная (Турция) и раздробленная (Франция). Приводится также пример
Александра Великого, который, захватив царство Дария, без труда сумел удержать
в нем власть. Макиавелли говорит, что в централизованные государства труднее
захватить, поскольку они имеют одного правителя, одну армию, что позволяет
вести боевые действия с наибольшим эффектом. Однако, захватив власть в таком
государстве и уничтожив правителя, легко удержать власть, при условии, что
война не принесет лишений народу. А кроме убитой родни правителя некому повести
за собой народ, т.к. никто не обладает большим авторитетом. Государство
останется у завоевателя.
2.2.Внутреннее
устройство
Макиавелли дает
советы не только по захвату новых государств и территорий, но и по удержанию
власти и спокойному управлению страной. «Спокойное управление» в понимании
Макиавелли, это жизнь без войн, без раздоров и внешних (недаром ведь он
участвовал во многих посольствах к Папе римскому, германскому и французскому
королям) угроз, почитание, уважение и любовно-трепетное отношение народа к
государю.
Оборона
Сила государя и
государства измеряются возможностью или невозможностью к обороне. Макиавелли
рекомендует государю, при нужде в финансах, всегда иметь возможность укрыть
население за высокими стенами, осада которых завоевателю покажется
изнурительным делом, и обеспечить людей продовольствием во избежание
недовольства в войске. Видя, что неприятель безуспешно атакует город, и не имея
нужды в пище, народ стерпит даже то, что дома за стенами крепости будут
разрушены и разграблены. После удачной обороны государь будет прославлен и
найдет уважение к себе как к полководцу.
Виды войск
В междоусобных
войнах Италии выделилась особая категория наемников. Совет Макиавелли по поводу
этой силы однозначен. Государю разумно будет полагаться только лишь на
собственные силы и собственное войско. Бесполезными Макиавелли также считал
союзнические войска и отвергал применение сил союзников во всех случаях.
Негативное отношение и к союзническим, и к наемным войскам объясняется не
только здравым смыслом, но еще и тем, что автору на протяжение всей его жизни
представлялась возможность увидеть в действии все эти виды войск. Из них именно
наемные приносили больший вред его родине.
Военное дело
Как одна из
теорий возникновения государства, выделяется договорная, при которой народ
отдает всю власть в руки одного человека, призванного их защищать от внешней
агрессии. На этом принципе основывается то утверждение Макиавелли, что основной
заботой государя должно быть военное дело. В связи с этим Макиавелли рекомендует
заниматься собственно военным делом и размышлениями, изучением трудов великих
полководцев. Военное дело Макиавелли считает наиболее важным для государя,
поскольку это не только поможет ему укрепить тело и дух, но и получить
необходимый опыт в военном ремесле.
Отношение к
согражданам, поощрения и наказания
В ходе завоеваний
государю подобает быть щедрым. Но только тогда, когда он тратит не свои, а
завоеванные средства, дарит не свои, а чужие земли. Это будет хорошо
сказываться на его авторитете, как среди собственного войска, так и среди
захваченного народа, который уже не будет расценивать его как завоевателя, но
как добродетеля. Но ошибкой будет обирать народ на захваченных землях и
возлагать на него всяческие подати, т.к. это может помешать государю довести
дело до конца «…ибо, расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда
как расточая свое - ты только себе вредишь…»
Жестокость и милосердие занимают отдельное
место в произведении Макиавелли. Прослыв однажды излишне милосердным и
прощающим, государь может навсегда лишиться уважения народа. А так как народу
постоянно необходим хлеб и зрелища, а так же чтобы кто-то нес наказания за те
беды, которые он терпит, государю необходимо время от временя находить
виноватых для того, чтобы умиротворять народ. Последнее оттого важно, что людям
никогда не хватает духу обвинять себя, в то время как обвинять других в своих
бедах легко, а государь отведет от себя беду и выступит в роли человека,
который отвел беду от народа. Однако Макиавелли не отвергал возможности
применения силы против населения. Лучше несколько раз провести расправы среди
недовольных, чем запускать «болезнь» до такой степени, что ее невозможно будет
уже вылечить. Но не следует учинять расправы продолжительное время, т.к. народ
может распробовать их с непредсказуемыми последствиями выдвинуть человека
взамен государю, и этого следует опасаться.
Учинив расправу, государю следует обелить себя
в глазах народа, показав, что такие действия были необходимы.
Расположение и уважение сограждан
Важно также государю создать о себе хотя бы
иллюзию того, что он наделен умом выдающимся.
Государя также уважают за то, что он открыто
заявляет о враге или союзнике. Мало того, что это внушает уважение, это еще и
правильный дипломатический ход. В таком случае, правильно выбрав союзника,
государь останется в выигрыше и разделит с победителем часть завоеванного.
Выбор советников
Макиавелли определяет людей по умственным
способностям следующим образом: люди, способные самостоятельно обдумать и
принять решения – выдающиеся; люди, способные среди вариантов решений выбрать
наилучшее и правильное – значительны; люди, не способные ни обдумать, ни
принять решение – негодны. В соответствии с принадлежностью государя к первым,
вторым, или третьим, государю нужно выбирать советников. Есть один безошибочный
способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о
государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет хорошим слугой
государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Выбрав хорошего советника
и установив с ним отношения, государю необходимо воздавать ему по заслугам,
чтобы советник не стремился к переворотам.
3. Вопрос
добра и зла
Н. Макиавелли в
«Государстве» неоднократно провозглашал: «Государь по возможности не должен
избегать добра, но и удаляться от зла». Я попробую разъяснить для себя, что он
имел в виду.
Государь должен уметь по необходимости пользоваться то
добром, то злом. Нельзя расположить к себе людей, пользуясь одним добром. Они
должны не только любить и доверять государю, но и бояться его.
Если
государь руководствуется только злом, то народ будет бояться его, восставать
против него и стараться свергнуть. Государь не будет уверен в своих подданных,
не сможет на них положиться.
Народ
должен чувствовать в государе своего защитника. Если государь будет угнетать
народ, то между ними не может быть и речи о какой-либо дружбе. У народа будет
накапливаться обиды, не будет никакого доверия.
Если у
народа плохое мнение о новом государе, то он может, делая кое-какие
добродетели, изменить это мнение в лучшую сторону. Со временем доброе
забывается и, поэтому, его нужно делать порциями и понемногу, чтобы не баловать
людей или, наоборот, не угнетать.
У
государя должно быть много положительных качеств. Люди ждут от него щедрости,
сострадательности, целомудренности, твердости духа. Но он не может всем этим
обладать, хотя бы по той причине, что он человек, а человек не бывает без
недостатков.
Люди
верят тому, что видят и поэтому государю не нужно обладать всеми этими
качествами, а лишь производить впечатление такового. Иногда, конечно, надо и
быть таким, но в случае необходимости применять и жестокость, и скупость, и
даже вероломство, когда это необходимо.
Государь
часто не может исполнить всего, что от него ждут и, чтобы сохранить государство
ему приходиться «идти против своего слова, против милосердия, доброты и
благочестия». Он должен быть всегда готов перейти по необходимости от добра к
злу и наоборот. Тогда он сохранит государство, удержит и защитит народ.
Если
государь делает только добро, он все равно не может быть уверенным в своих
подданных, потому что они не благодарны и не постоянны. Сегодня они будут
носить государя на руках и обещать отдать за него жизнь, а завтра когда в этом
будет необходимость, тут же отвернутся от него. Для государя надёжнее держать
народ в страхе, но не переусердствовать. Главное, чтобы не вызвать ненависть.
Государь должен красиво
говорить и обещать, но не всё исполнять потому что, если он пообещает только
то, что наверняка сумеет выполнить, в него никто не поверит и не последует за
ним, а если много пообещает и попытается всё выполнить, то потеряет все то, что
можно: власть, могущество, государство.
Так
делают наши современные политики, но их ошибка в том, что они из обещанного не
исполняют абсолютно ничего, и народ относится к ним недоверительно и
пренебрежительно.
Для
государей достаточно делать такие добродетели, которые держат их у власти, и
избегать тех, из-за которых эту власть они могут потерять.
Людям
трудно понять, чему можно верить, а чему нельзя. Всегда найдутся люди, которые
поверят всему обещанному и которые не поверят. И в современности, во время
выборов каждый хочет показать себя с наивыгоднейшей стороны, показать свои
лучшие качества. Ими не обязательно обладать. Достаточно быть лицемером и
обманщиком, чтобы в тебя поверили. Важнее суметь удержаться потом, когда все
узнают, что ты из себя представляешь. Даже не делая добродетели суметь остаться
в глазах народа таким, каким тебе выгодно, чтобы удержаться у власти.
Для
государя важно держаться золотой середины, держать подданных между страхом или
любовью к себе одновременно.
«Государь…не
редко вынужден отступать от добра ради того, чтобы сохранить государство, ибо та
часть подданных, чьего расположения ищет государь,- будь то народ, знать или
войско,- развращена, то и государю, чтобы ей угодить приходиться, действовать
соответственно, и в этом случае добрые дела повредить». То есть, мудрый
государь должен действовать в зависимости от обстоятельств, чтобы выглядеть
постоянно в выгодном свете.
«Люди
меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им добро, нежели того, кто
внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди,
будучи дурными, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх
поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно».
Это и
есть то основное правило которым должен обладать (руководствоваться) государь
при управлении государством для того, чтобы удерживать власть в своих руках,
держать в подчинении подданных, вызывая у них при этом страх, уважение и
любовь одновременно.
По моему мнению именно это
хотел сказать Макиавелли в своём изречении.
Заключение
Никогда еще
Франция не была такой ослабленной, а ее народ никогда еще не был таким
обозленным, как во времена промакиавеллистической политики французского короля,
окруженного итальянцами-«макиавеллистами».
И. Жантье
Однако советы, изложенные выше – лишь малая
часть тех принципов, которыми должен руководствоваться государь. Основная мысль
произведения «Государь» в том, что государство выше личности, что для
достижения общих интересов можно пренебрегать интересами отдельных людей. Так,
Макиавелли практически узаконивает массовые расправы, наделяет государя
безграничной властью, оправдывает государя в случаях, когда тот действует на
благо государству. Макиавелли считает позволительным государю уклоняться от
выполнения своих обещаний, этому даже посвящена целая глава его произведения.
Макиавелли полностью деморализирует политику, делает ее «грязным» делом,
таким, какой мы видим ее сейчас.
Макиавелли утверждает, что власть, какой бы
она не была, должна быть твердой, непоколебимой. Власть не должна находиться в
подвешенном состоянии.
Политическая концепция Макиавелли была полной
противоположностью религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Он
основывал политику на воле, силе, хитрости и опыте, а на теологических
постулатах. При этом флорентийский философ опирался на историческую
необходимость, исторические закономерности общественного развития.
Политика для Макиавелли – это результат борьбы
социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая
заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего
политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А к
таковым Макиавелли относит эгоизм, стремление к власти, стремление к
приобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма – в политике
следует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью можно
жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает
неизменность стремлений человека.
Хотя теория «государство превыше всего» берет
свое начало от Макиавелли, от Италии, в действительности же широкого развития в
Европе она не получила. Наблюдать ее мы можем разве что в некотором
переделанном варианте в России после Петра I, а усиление – в советское
время. Также эта теория нашла применение в Китае и некоторых других азиатских
странах.
Такая теория деморализации политики вызвала
острую критику И. Жантье, которая изложена в его трактате «Анти-Макиавелли». По
мнению Жантье, учение Макиавелли – руководство к установке тирании. Само собой,
что эти и другие идеи классика «безморальной» теории политики не могли не
обратить внимание теоретиков политико-правовой мысли. Начиная с XVI
века, в Европе появлялись трактаты, в которых остро критиковалась политическая
доктрина Макиавелли. Со временем идеи и произведения теоретиков различных стран
слились в одно течение антимакиавеллистического характера. Представители этого
направления аргументировано доказывали вред для общественной мысли
политического аморализма, который приобрел вид национальной доктрины.
Библиография:
1. «Государь» Н.Макиавелли /Пер. Г. Муравьевой.
Оригинальное издание: Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит.,1982
2. «Великие мыслители запада» /Пер.
В.Федорина. – М.: Крон-пресс, 1999
3. «История политических и правовых учений». Учебник для ВУЗов под ред. В. Норсеянца. – М.: Инфра-М, 1997