Конституционные основы управления системой физической культуры
Конституционные
основы управления системой физической культуры
Кандидат педагогических наук С.Э. Воронин,
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург
Концепция
развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005
года [13], одобренная Правительством Российской Федерации, характеризуя
современное состояние отрасли, констатирует, что в настоящее время система
управления физической культурой и спортом в России не является оптимальной как
на федеральном, так и на региональном уровне. При этом ее нормативная правовая
база не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина
России на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценное
становление и развитие профессионального спорта. Поэтому одной из основных
задач Концепцией определено совершенствование нормативной правовой базы
физической культуры и спорта.
Успешное
решение данной задачи во многом зависит от правильного понимания предмета
правового регулирования: разнообразных общественных отношений, в которые
вступают в процессе осуществления своей деятельности субъекты системы
физической культуры и спорта. В этой связи весьма важно иметь ясное
представление о системе физической культуры и спорта и содержательных
характеристиках видов деятельности ее субъектов, что позволит определить
адекватность выбора ими тех или иных правовых средств решения своих задач.
Работа
в данном направлении предполагает использование в первую очередь научного
потенциала как теории физической культуры, так и теории права.
Освещая
вопросы правового регулирования государственного управления, Г.В. Атаманчук [2]
подчеркивает основополагающее значение в этом конституции государства как
нормативного правового акта высшей юридической силы в стране. Поэтому при
проведении нашего исследования мы руководствовались следующим положением,
обоснованным названным автором: каждый изучающий проблемы правового
регулирования государственного управления призван знать все положения
Конституции РФ, относящиеся к организации и функционированию государства,
подсистем и отдельных государственных органов и руководствоваться ими при
освещении соответствующих вопросов.
Конституционное
право России - базовая для всей системы российского права отрасль,
представляющая собой совокупность норм, устанавливающих основы конституционного
строя, права и свободы человека и гражданина, государственное устройство, систему
органов власти и местного самоуправления. Как отмечает В.И. Гойман [5],
конституционное право имеет особый способ воздействия - установление ,
юридическая конструкция которого такова, что оно не предполагает точно
определенных прав и обязанностей участников правовых отношений -
конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены
ко всем или ко многим видам субъектов. Рассматривая основные социальные и
правовые характеристики конституционных правоотношений, В.О. Лучин [10] указывает
на то, что даже выраженные в самой общей форме нормы-принципы,
нормы-определения носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них
установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые
социальные субъекты. Основываясь на изложенном, автор делает вывод о
значительном управленческом потенциале конституционных норм, который, к
сожалению, еще в полной мере не востребован. Представляется, что такой вывод
небезоснователен и по отношению к сфере физической культуры. В подтверждение такого
предположения можно привести следующий пример.
На
основе глубокого анализа правовой базы физической культуры и спорта в России
А.П. Душанин и П.А. Виноградов [6] заключают, что она не получила необходимого
нормативного наполнения; Федеральный закон "О физической культуре и спорте
в Российской Федерации" во многом противоречит другим законам по вопросам
финансирования, налоговых льгот, деятельности общественных объединений;
Правительством России не принято содержательных постановлений о развитии физической
культуры, в том числе - в виде федеральной программы. В систему правового и
нормативного обеспечения физической культуры авторы логично включают в первую
очередь "Конституцию Российской Федерации (статья по вопросам физической
культуры и спорта)", не уточняя при этом, какая именно из ее статей
имеется в виду. В тексте Конституции Российской Федерации (далее - Конституция)
[8] словосочетание "физическая культура" встречается дважды: в статье
41 о праве на охрану здоровья, пунктом вторым которой устанавливается, что в
Российской Федерации поощряется деятельность , способствующая укреплению
здоровья человека, развитию физической культуры и спорта; в статье 72 о
предметах совместного ведения, согласно подпункту "е" пункта 1
которой к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и
спорта. Однако такой анализ текста Конституции не дает полного представления о
нормах, устанавливающих конституционные основы деятельности в сфере физической
культуры и спорта. На это справедливо обращал внимание Н.Н. Бугров [4],
рассматривая вопросы роли и значения Конституции СССР в развитии физической
культуры.
К
сфере физической культуры и спорта имеет отношение широкий круг конституционных
прав и свобод. Конкретный перечень таких конституционных норм можно составить,
основываясь на понятии реализации права. Видный российский правовед С.С.
Алексеев [1] реализацией права называет претворение права в жизнь, реальное
воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов, а
одной из форм реализации - использование (форма реализации права, при которой
субъект использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой).
Ответить на вопрос, какие именно нормы права используют субъекты правоотношений
в сфере физической культуры, можно с помощью понятия системы физической
культуры и содержательных характеристик деятельности ее субъектов.
Теория
управления физической культурой оперирует понятием "система", выделяя
ряд главных ее содержательных характеристик и признаков: 1) целостность,
предполагающую совокупность конкретных процессов и объектов; 2) делимость, при
которой система делится на подсистемы и элементы; 3) наличие системных
интегральных качеств, т.е. таких новых свойств, которые не присущи ни одному из
элементов, образующих систему. Для организационной системы физической культуры
и спорта характерно наличие определенной цели - физическое совершенство
человека [12]. Рассмотрение данного вопроса, по мнению С.С. Филиппова [20],
дает четкое, систематизированное представление о тех субъектах управления, где
осуществляется физкультурно -спортивная деятельность. Такая деятельность,
указывается далее, может быть представлена как личное участие в занятиях
физическими упражнениями и деятельность организационно-педагогическая, в том
числе по управлению физической культурой, ее подсистемами. Кроме уяснения
содержания физкультурно-спортивной деятельности через внутреннюю структуру
явления (физическая рекреация, физическое воспитание, двигательная
реабилитация, спорт) более полной характеристике системы физической культуры
способствуют представления о ней как о совокупности предметных ценностей.
Физическая культура как совокупность предметных ценностей представлена
материальными и духовными ценностями, созданными в обществе для обеспечения
необходимой эффективности физкультурной деятельности. Л.П. Матвеев, Ж.К.
Холодов [11] к ним относят гимнастику, спорт, игры, туризм; систему специальных
научно-практических знаний; материально -технические средства и другие условия
функционирования физической культуры. Одну из групп ценностей в сфере
физической культуры составляют, по определению Л.И. Лубышевой [9], интенционные
(направленные) ценности: общественное мнение, финансово-экономическое, материально-техническое
и правовое обеспечение, а также мотивы, интересы, потребности, желание
заниматься физкультурно-спортивной деятельностью.
Таким
образом, современные научные представления о физической культуре и праве
позволяют представить систему физической культуры и ее конституционные основы
следующим образом.
Физические
лица, занимающиеся физической культурой с целью удовлетворения своих личных
нематериальных потребностей, используют при этом такие компоненты физической
культуры, как физическая рекреация и двигательная реабилитация. Конституционную
основу деятельности этой категории субъектов составляют нормы Конституции о
праве каждого на охрану здоровья (п. 1 ст. 41), в связи с чем государством
поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта (п. 2 ст. 41). В развитие этих конституционных
норм Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской
Федерации" [16] рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств
профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой
работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к
защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права
граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом (п. 2
ст. 1 Закона).
Физические
лица, в отношении которых осуществляется процесс физического воспитания -
целенаправленный педагогический процесс, имеющий целью обучение двигательным
действиям и развитие физических способностей, в том числе процесс
профессионального физкультурного образования. Нормы конституционного права для
этой группы участников деятельности в сфере физической культуры и спорта
устанавливают право каждого на образование, гарантируют общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в
государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на
предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее
образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на
предприятии (ст. 43 Конституции).
Законом
Российской Федерации "Об образовании" [7] установлены социальные
гарантии реализации прав граждан на образование: права и социальная защита
обучающихся и воспитанников; охрана здоровья; права и обязанности родителей и
др. (ст. ст. 50-52 Закона).
Физические
лица, осуществляющие свою деятельность, приносящую заработок или доход, в сфере
физической культуры и спорта, которая является объектом приложения их труда и
характеризует их профессиональную специализацию. Основополагающие принципы
регулирования деятельности указанных лиц установлены Конституцией, в
соответствии с которыми: труд свободен; каждый имеет право свободно
распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и
профессию; получать вознаграждение за свой труд; каждый имеет право на отдых
(ст. 37).
Свое
развитие и конкретизацию конституционные нормы о праве на труд находят в
трудовом законодательстве, в частности Трудовом кодексе Российской Федерации
[15], который устанавливает понятия трудового договора, его содержание и
порядок заключения. Согласно Федеральному закону "О физической культуре и
спорте в Российской Федерации" работниками физкультурно-спортивных
организаций считаются лица, занимающиеся физкультурно -оздоровительной и
спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством
спортивную и профессиональную квалификацию. Названным Законом также определено,
что деятельность спортсменов -профессионалов регулируется трудовым
законодательством.
Организации
и физические лица, выполняющие функции по обеспечению занятий населением
физической культурой и спортом посредством создания материальных и
интеллектуальных продуктов или выполнения работ и оказания услуг. Конституция гарантирует
свободу экономической деятельности, признает и защищает равным образом частную,
государственную, муниципальную и иные формы собственности (ст. 8), придавая им
статус экономической основы конституционного строя. Конституционно закреплено
право человека и гражданина на свободное использование своих способностей и
имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на
монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Установлено, что право
частной собственности охраняется законом; каждому гарантировано право иметь
имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как
единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35). Права и свободы человека
и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства (ст. 55).
Организации,
создаваемые для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей
граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения
споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях,
направленных на достижение общественных благ.
Конституцией
гарантируется право на объединение и свобода деятельности общественных
объединений, запрещается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или
пребыванию в нем (ст. 30).
Федеральным
законом "О некоммерческих организациях" [18] предусматривается, что
такие организации могут создаваться для достижения социальных,
благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей,
для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта,
удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты
прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов,
оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение
общественных благ (ст. 2 Закона). К их числу относятся фонды, учреждения,
некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации, общественные
объединения и иные организации.
Особенности
правового положения физкультурно -спортивных объединений определены Федеральным
законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Согласно статье 8 названного Закона порядок образования, регистрации,
реорганизации и(или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций,
союзов, ассоциаций) определяется Федеральным законом "Об общественных
объединениях" [17] с учетом особенностей, предусмотренных вышеназванным
Законом.
Организации,
осуществляющие функции государственного управления и местного самоуправления в
сфере физической культуры и спорта. Учитывая федеративное устройство
российского госуда11рства, отметим следующие конституционные нормы.
Согласно
ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится: установление
системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти,
порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов
государственной власти; установление основ федеральной политики и федеральные
программы в области государственного, экономического, экологического, социального,
культурного и национального развития Российской Федерации. В совместном ведении
Федерации и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания, образования,
науки, культуры, физической культуры и спорта (ст. 72). Система органов
государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в
соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими
принципами организации представительных и исполнительных органов
государственной власти, установленными Федеральным законом (ст. 77).
В
систему федеральных органов исполнительной власти входит и Государственный
комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту. Наряду с
указанным Комитетом управляющую подсистему физической культуры составляют и
другие органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы
физкультурного образования, лечебной физкультуры и спортивной медицины,
физической подготовки военнослужащих и сотрудников.
Действующее
административное, гражданское, финансовое законодательство предоставляет
органам государственного управления полномочия по непосредственному управлению
физкультурными организациями и общему регулированию физкультурной деятельности.
К формам непосредственного управления относятся акты органа исполнительной
власти о создании организаций, утверждении уставов, наделении их имуществом,
утверждении смет, исполнении бюджета, назначении и освобождении от должности
руководителей, реорганизации и ликвидации. Общее регулирование осуществляется в
формах государственной регистрации, лицензирования, аккредитации и аттестации
образовательных организаций, обязательной сертификации продукции и услуг в
области физической культуры, спорта и иных.
Местное
самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая
Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность
деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного
самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его
исторических и иных местных традиций (ст. 130-133).
В
ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также
отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного
самоуправления. К ним, в частности, относится создание условий для развития
физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
Основы
местного самоуправления законодательно закреплены Федеральным законом "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" [19].
Из
изложенного следует, что конституционные права и свободы реализуются субъектами
физкультурно-спортивной деятельности в различных правоотношениях, конкретное
содержание которых определяется значительным по объему массивом правовых актов,
достаточно полно определяющим правовой статус их участников. Поэтому трудно
согласиться с мнением о необходимости принятия широкого перечня законов о
спорте: профессиональном, студенческом, юношеском, детском и т.п. Как
справедливо замечает Ю.А. Тихомиров [14], обосновывая общую концепцию развития
российского законодательства, увеличение числа законов не свидетельствует о
повышении уровня правовой урегулированности общественных отношений и не дает
необходимых результатов, поскольку отрывает их от целевых программ и других
актов. Рассматривая вопросы совершенствования законодательства о спорте, С.Н.
Братановский [3] приходит к выводу о необходимости принятия наряду с законами
пакетов подзаконных актов по вопросам физического воспитания и физкультурной
работы.
Проведенный
в данной работе анализ дает нам основания для следующего вывода. Повышению
эффективности управления системой физической культуры на современном этапе
развития законодательства будет способствовать не увеличение количества
отраслевых законов, а принятие и реализация соответствующих целевых программ -
комплекса обязательных для исполнения всеми органами исполнительной власти
мероприятий, обеспеченных финансовыми и материально-техническими ресурсами и
закрепленных правовыми актами. Такой, в частности, могла бы стать
государственная программа по предоставлению населению возможности для
подготовки и выполнения нормативов всероссийского комплекса "Физкультура и
здоровье" - основы физического воспитания населения Российской Федерации.
Законодательную же работу, на наш взгляд, следует сосредоточить на подготовке и
внесении изменений в действующие федеральные законы, имея в виду устранение
имеющихся в них противоречий и пробелов на основе выявления соответствия тех
или иных положений этих актов Конституции Российской Федерации.
Список литературы
1.
Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного
исследования. - М.: Статут, 1999, с. 114-115.
2.
Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные
вопросы): Учеб. пос. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000. - 302 с.
(Энциклопедия управленческих знаний, с. 156).
3.
Братановский С.Н. Законодательство о спорте: проблемы развития и
совершенствования // Государство и право, 1997, № 10, с. 21.
4.
Бугров Н.Н. Конституция СССР и физическая культура и спорт: Учеб. пос. -
Малаховка: МОГИФК. 1982, с. 7-13.
5.
Гойман В.И. Система права. Общая теория права и государства: Учебник // Под
ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999, с. 219-220.
6.
Душанин А.П., Виноградов П.А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта
в России // Теория и практика физ. культуры, 2000, № 6, с. 62.
7.
Закон Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г.
№ 12-ФЗ) "Об образовании". Собрание законодательства Российской
Федерации, 1996, № 3, ст. 150.
8.
Конституция Российской Федерации. "Российская газета", № 237,
25.12.1993.
9.
Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и
пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры.
1997, № 6, с. 10-15.
10.
Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения: Учеб. пос. для вузов. - М.:
Закон и право, ЮНИТИ, 1997, с. 15-16.
11.
Матвеев Л.П., Холодов Ж.К. Введение в теорию физической культуры: Обучающая
программа для студентов ГЦОЛИФКа. - М.: Издание Редакционно-издательского
отдела ГЦОЛИФКа, 1985, с. 9.
12.
Переверзин И.И., Бугров Н.Н., Вилькин Я.Р. и др. Управление физической
культурой и спортом: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1987, с. 9-11.
13.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 1507-р "О
Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на
период до 2005 года". Собрание законодательства Российской Федерации,
04.12.2002, № 44, ст. 4410.
14.
Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства // Журнал
российского права, 1999, № 1, с. 17.
15.
Трудовой кодекс Российской Федерации. Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, № 1, ст. 3.
16.
Федеральный закон от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ "О физической культуре и
спорте в Российской Федерации". Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, № 18, ст. 2206.
17.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930.
18.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях". Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3.
19.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации". Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506.
20.
Филиппов С.С. Управление физической культурой: Учеб. пос. - СПб.: СПбГАФК им.
П.Ф. Лесгафта, 1996, с. 13-15.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru/