Воинские искусства - Бу-дзюцу
Воинские
искусства - Бу-дзюцу
Секреты
воинских искусств (бу-дзюцу, или бу-до), самураи, как и все прочие смертные на
Дальнем Востоке, осваивали в рамках традиционных школ (рюха, или просто рю).
Система школ, дожившая до наших дней, например, в каратэ, уходит корнями в
раннее средневековье и имеет аналогии в воинских искусствах Китая, Кореи,
Вьетнама, Бирмы. Слово рюха состоит из двух иероглифов, где рю означает
"течение" в прямом и переносном смысле, а "ха" -
"школа", "секта", "группировка". Здесь
подразумевается передача традиций
бу-дзюцу во времени.
Японское слово
"бу-дзюцу" образовано двумя иероглифами: "бу" -
"воинский, военный, относящийся к военному делу", и "дзюцу"
- "искусство, умение, способ, средство, уловка, магия". Под бу-дзюцу
следует понимать всю совокупность военного искусства, в западном понимании
этого термина, во всех его проявления - в сфере столкновений государств, армий
или индивидуумов.
Далее Вы можете
ознакомиться с основными направлениями Бу-дзюцу средневековой Японии.
Мидзоку-бу-дзюцу
Под
мидзоку-бу-дзюцу понимаются те формы воинского искусства, которые существовали
до появления первых школ боевых искусств, т.е. с древнейших времен до рубежа
XIII-XIV веков.
Мидзоку-бу-дзюцу
представляли собой начальный этап развития военного искусства. Тактика ведения
боевых действий и приемы единоборства еще пребывали в зачаточном состоянии. Они
были слабо систематизированы и лишь проходили отбор и шлифовку. Поэтому до
конца XIII века окончательно сложился только один вид будзюцу - сумо (борьба
без оружия и одежды). Кроме сумо относительно высокого уровня развития достигли стрельба из лука с коня (кися) и борьба в
доспехах ( кумиути, ёрои-гуми). Остальные боевые искусства, по сравнению с
последующим периодом, были крайне примитивны.
Говоря о
воинском искусстве этого периода стоит упомянуть еще кэмбу - ритуальные танцы с
мечами. Кэмбу были тесно связаны с
культом меча в японской национальной религии синто. Возможно, что помимо чисто ритуальных функций, они служили
и для обучения воинов фехтованию на мечах. Во всяком случае позже танцы-кэмбу
были канонизированы в ряде самостоятельных школ, а также в некоторых школах
фехтования на мечах кэн-дзюцу.
При всей
недоразвитости воинских искусств недооценивать значение этого периода в истории
японской воинской традиции нельзя.
Во-первых, в
это время был заложен теоретический фундамент будущих классических бу-дзюцу. Это было связано, прежде всего, с
активным заимствованием достижений военной мысли древнего Китая. Речь идет об
импорте выдающихся военных трактатов - "Сунь-цзы", "У-цзы",
"Лю тао", "Сыма фа", "Сань люэ", "Вэй
ляо-цзы", "Ли Вэй-гун вэньдуй" и других. Начиная с VIII века они
служили надежным подспорьем для японских военачальников, и, по сути дела, все
последующее развитие будзюцу отталкивалось от идей китайских классиков. Во всех
без исключения классических бу-дзюцу мы находим различные интерпретации
гениальных мыслей Сунь-цзы об изменениях, о полноте и пустоте, о мощи.
Во-вторых, именно
в эти дни сложилось военное сословие самураев, которое в дальнейшем
превратилось в основного носителя воинской традиции в стране Восходящего солнца
и стало питательной средой для совершенствования бу-дзюцу.
В-третьих,
войны с айнами, сражения между самурайскими дружинами, столкновения с монголами
послужили естественным отбором, благодаря которому удалось выявить наиболее
эффективные методы ведения войны - от стратегии и тактики крупномасштабных
сражений до рукопашного поединка.
Рюги-бу-дзюцу
Первая половина
XIV века в истории японских бу-дзюцу ознаменовалась возникновением первых школ
(рюха, рюги) воинских искусств. Споры о том, какая школа была создана первой,
продолжаются по сей день, но большинство японских исследователей отдают
предпочтение школе Нэн-рю, созданной дзенским монахом Дзионом и ставшей истоком
для целого ряда крупных рюха бу-дзюцу. После Нэн-рю школы будзюцу стали
плодиться как грибы, и к концу XIX века их число, по некоторым оценкам,
достигло 9000.
Возникновение
школ воинских искусств в этот период было вполне закономерным. В это время в
Японии окончательно утвердилась власть военного сословия самураев во главе с
родом Асикага, представителям которого в войне удалось сорвать последнюю
попытку императорского двора восстановить свое былое господство. Установление
сёгуната как формы правления самурайского сословия способствовало росту
престижа военного дела и переосознанию его как особого военного искусства или
даже священнодейства.
Раздробленность
страны на многочисленные феодальные княжества, владельцы которых явно и тайно
вели непрерывную борьбу друг против друга, также способствовала выделению из
общего объёма древнего "национального" военного искусства особых
территориально-родовых традиций и превращению их в отдельные самостоятельные школы,
обслуживающие те или иные феодальные дома.
Сильная
конкуренция во всех областях военного дела в условиях войн, когда военное
превосходство было важнейшим фактором выживания, потребовала от японских
самураев колоссальных мозговых и физических усилий по совершенствованию
собственного мастерства. Приемы боевых искусств всесторонне анализировались,
совершенствовались и подвергались испытанию на поле боя. Так осуществлялся
отбор наиболее эффективной боевой техники, которую затем канонизировали и
передавали последующим поколениям великие мастера, вышедшие живыми из сотен
смертельных передряг.
Различные
условия, в которых возникали школы боевых искусств - временные,
территориальные, подверженность тем или иным внешним влияниям или
приверженность прежним местным и родовым традициям, ранг мастера-основателя
(конный тяжеловооруженный самурай высокого ранга или легковооруженный
пехотинец-асигару) - привели к тому, что сложилось большое количество внешне
мало похожих школ будзюцу.
С другой
стороны для всех будзюцу, вне зависимости от конкретного предмета, была
характерна потрясающая целостность. Методы управления большими воинскими
соединениями, фехтование мечом, или любым другим видом оружия, военный шпионаж
и разведка - все они были пронизаны одними и теми же идеями, принципами,
психологическими установками. Недаром в период средневековья военная стратегия
и фехтование мечом обозначались одним термином "хэйхо" - "закон
войны".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.aikido.km.ru/