Пути совершенствования туризма как средства возрождения культурно-исторических ценностей Калининградского анклава
Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры и Искусства
( Калининградский филиал)
к у р с о в а я р а б о т а
по курсу: ”Прикладная культурология”
на тему: “ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО ДОСУГА , КАК СРЕДСТВА
ВОЗРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ КАЛИНИНГРАДСКОГО АНКЛАВА”
Преподаватель:
Марк Ариевич АРИАРСКИЙ.
г. Калининград
1998 г.
“А еще жизнь прекрасна, потому что
можно путешествовать ...”
[pic]
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
ВВЕДЕНИЕ: ТУРИЗМ КАК ВИД СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИХ
СООТНОШЕНИЯ.
- актуальность проблемы
- цель работы
- задачи работы
- объект исследования
- предмет исследования
- база исследования
- источники исследования
- гипотеза исследования
ГЛАВА I. РОССИЙСКИЙ ТУРИЗМ.
& 1. Из истории туризма.
& 2. Роль развития туризма для России.
ГЛАВА II. КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТУРИЗМ.
& 1. Туризм Калининградского анклава в системе российского туристского рынка.
& 2. Пути совершенствования туристского досуга в
Калининградском анклаве.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ВВЕДЕНИЕ.
С чего начинается подлинно культурный человек?
С понимания того , что культура есть явление не только
многовековое, мощное и каждому необходимое, но и хрупкое. С понимания
того, что ее надо хранить, что ей надо помогать.
Что же каждый из нас может сделать для этого ?
Если ты сохранил в заповедном саду дерево - ты помог не только экологии, ты
помог культуре.
Если ты сберег старую книгу и сделал так, чтобы с ней
могли познакомиться другие - ты помог культуре.
Если ты вместе с друзьями по школе, училищу, городу спас
от разрушения или сноса историческое здание - ты помог культуре.
Если ты, расспросив соседей по улице, району, составил
список хранимыхв семье документов,писем,дневников, воспоминаний, редких
фотографий, старых газет, картин, предметов быта, а потом, может, и
уговорил кого-то передать их в городской музей - ты помог культуре.
Если ты взял с собой топор и лопату, пришел к
реставрируемому в твоем городе памятному зданию, чтобы любым посильным
образом помочь его восстановлению - ты помог культуре...
Впрочем, стоит ли перечислять все возможные способы помощи
ей ?
Вспомним прекрасное и тонкое замечание Николая
Константиновича Рериха:“Всю старину мы должны всячески сохранять не только
как памятник искусства - это само собой, - но и как памятник быта и жизни
других времен”
Очень верные слова! Культура, олицетворенная и в красоте,
и в знании, и в с в памятниках быта, многообразна и безгранична, а потому
поле служения ей тоже бескрайне и благотворно...
Сохранение культурно-исторического наследия, поддержание
самобытных культур разных народов, установление духовных интересов
личности, сохранение памятников культуры, представляющих художственную
ценность - вот проблемы, которые на сегодняшний день приобрели уже характер
всемирных и глобальных.
Главное назначение культуры состоит в ее постоянном содействии духовному
развитию человека, раскрытию его талантов, дарований, способностей...
----------------------------------------------------------------------------
------------------
1.Открытое письмо редакции // Аврора 1987г. №1 С.
На протяжении уже многих десятилетий между миром и людьми
существует посредник. И посредник этот-культура. В ней хранится память
прошлого и настояшего. А память и знание прошлого наполняют мир, делают его
интересным, значительным, одухотворенным. Если мы не видим за окружающим
нас миром его прошлого, он для нас пуст. Нам скучно, нам тоскливо и мы в
конечном счете одиноки, ибо и друзья для нас - друзья по-настоящему,только
тогда,когда нас связывает с ними какое-то общее пршлое: окончили ли школу,
институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех,
с кем воевали, пережили какие-то трудности.
Дома, мимо которых мы ходим, города и села, в которых мы
живем, даже заводы, на которых мы работаем, или корабли, на которых мы
плаваем, - для нас живые, то есть имеющие прошлое! Ведь жизнь- это не
одномоментность существования. Память не есть привилегия людей преклонного
возраста. Конечно, эти люди могут вспоминать больше, чем молодые, но память
хранит все, независимо от возраста. Наверное, не случайно величайшие
достижения в искусстве и культуре называют памятниками. Они достались нам
просто так- в дар от народа, от тех,
кто жил и творил до нас, кто сберег их - для нас. От понимания духовной
красоты культурно-исторических ценностей прошлого до высоконравственных
отношений в нашем обществе должен быть прямой путь.
С созданием, освоением, развитием, сохранением,
распространением культурных ценностей напрямую связана и всегда им
способствует социально-культурная деятельность. Эта сфера деятельности
одновременно является общественно-культурным трудом, который обеспечивает
духовное и физическое развитие личности, развитие у нее ценностей культуры.
В основе социально-культурной деятельности лежит человек, но в нашем
государстве очень мало внимания уделяется людям. Если положение будет
оставаться таким же и в дальнейшем, возможна опасность оскудения духовного
мира, без которого человек уже не является человеком в истинном смысле
слова.
В связи с этой ситуацией возникла необходимость искать пути выхода из
сложившегося кризиса. Без тени сомнения я уверена, что социально-
культурную деятельность необходимо совершенствовать, искать новые и новые
пути ее развития.
Я предлагаю рассмотреть одним из таких путей решения проблемы
социокультурного потенциала у людей, вовлечения их в социально-культурную
деятельность и их воспитания на непреходящих ценностях российской культуры
- это использование туристского досуга, как средства пропаганды культурно-
исторических ценностей.
В современном обществе он является одним из видов социально-
культурной деятельности и играет значительную роль в духовном, физическом
развитии и совершенствовании человека. Если мы обратимся к понятию “досуг”
, то поймем, что в в системе СКД оно давно уже стало неотъемълемой
составной частью всех народов, потому что это естественное состояние любого
общества, любого человека. Если раньше величие государства определялось
количеством добытой нефти, угля, полезных ископаемых, то сегодня величие
государства определяется тем, сколько оно вкладывает в досуг. Во все
времена досуг обогащал и обогащает сегодня личность, расширял и расширяет
сегодня возможности самоутверждения, обеспечивал и обеспечивает сегодня
рекреацию и дальнейшее развитие личности. Не смотря на огромное количество
нерешенных проблем люди культуры пытаются развивать разнообразные и
находить новые виды досуговых занятий в учреждениях культуры, основной
задачей которых является создание условий для формирования и удовлетворения
культурных запросов и духовных потребностей людей, развития инициативы и
реализации творческого потенциала населения. В свою очередь организация
туристского досуга , его насыщенность является механизмом осуществления
социально-культурной досуговой деятельности и одним из эффективных способов
пропаганды культурно-исторических ценностей. В связи с этим актуальной
становится проблема рационального проведения и организации туристского
досуга.
Калининградская область для развития туризма уникальна. Край,
ставший российским после войны, сегодня может выполнять функции моста между
Европой и Россией. Именно Калининградская область может стать тем местом,
куда круглый год будут приезжать туристы не только из других стран, но и
из регионов России. У нас незамерзающие порты, то есть в любое время
возможны прогулки на катерах, водные развлечения. Здесь возможна
организация интереснейших совмещенных маршрутов со странами Балтии и
Европы, то есть практически у нас можно и отдохнуть, и подлечиться, и
съездить на экскурсию в Польшу, Литву, Германию. Тем более, что в нашем
регионе великолепные рекреационные возможности - море, залив, реки,
озера... Здесь можно развивать все виды туризма, уже сегодня востребованы
рыболовный, охотничий, экологический туризм. Зеленоградск и Светлогорск
приступают к реализации проектов строительства трех аквапарков, которые со
временем станут местом притяжения туристов.
Падение железного занавеса сделало Калининградскую область
доступной для многих людей из других стран в качестве туристов и
предпринимателей. Калининград вообще заметно отличается от других
областных центров России. Особая экономическая зона привлекает
----------------------------------------------------------------------------
---------------------
2.Готовимся к выставке “Янтур - 98” // Калининградская правда. 2 сент., 98.
№ 183.
внимание и федеральных органов власти, и зарубежные деловые круги... То,
что Калининградская область - центр Европы, ни у кого не вызывает сомнения,
как не вызывает сомнения и то, что мы - регион России и ни в каком другом
статусе никогда не будем представлять страну. Но стремление Литвы и Польши
вступить в Европейский Союз, ставит тем самым наш регион в весьма сложную
экономическую ситуацию. Являясь географическим эксклавом, область,
возможно, станет еще и эксклавом экономическим, мало чем отличающимся от
индейской резервации. Такие перспективы, думается, никому не понравятся. По
мере нарастания кризисных явлений, перед руководством области, широкой
общественностью все острее становится вопрос: как обеспечить выживаемость
региона?
А туризм сегодня называют крупнейшей в мире индустрией. Деятельность
не тех, кто ездит по миру, а тех агенств, которые организовывают поездки и
получают за это деньги. Более чем 600 миллионов людей во всем мире
совершили в минувшем году туристские поездки за границу. Чемпионы по этому
виду отдыха живут в США, Японии и Германии, а у калининградсцев, хочется
надеяться, пока все еще впереди.
В современном виде туризм - это курс истории, архитектуры,
эстетики и гастрономии, сопровождающийся восторгом открытий, связанных с
путешествием. Исключительно велико его социальное, культурно-воспитательное
и познавательное значение. Благодаря именно ему современный человек может
реализовать стремление познать новое, преодолевать большие расстояния,
чтобы увидеть, а что там, за горизонтом, увидеть своими глазами “живую
историю” ,накопленную тысячелетиями. Это с одной стороны. А с другой -
необходимо использовать с пользой опыт других стран, ведь опыт наиболее
развитых государств показывает: чем больше люди имеют денег, тем они
охотнее тратят их именно на путешествия. Мировой оборот туристской
индустрии насчитывает сегодня 4,4 триллиона долларов, а к 2010 году он
возрастет, по подсчетам специалистов, до 10 триллионов долларов. В
законодательстве РФ и ее субъектов туризм признается приоритетной отраслью
экономики. Но болевых точек у туристской отрасли немало. Ситуация,
сложившаяся в сфере туризма, в частности в Калининградском анклаве,
заставляет искать новые способы его развития. Эту проблему я и попыталась
рассмотреть в своей курсовой работе.
----------------------------------------------------------------------------
----------------------
3, 4 . Закономерности и странности туризма // Калининградская правда, 16
сент., 1998 г. № 203. С.5-6
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: резкий, плохоурегулированный поворот к
рыночным отношениям в стране произошел во всех сферах ее жизни. Это
коснулось и Калининградской области. В связи с этим возникла проблема
создания новых форм и методов развития туристской отрасли,
совершенствование системы туристского досуга, как одного их механизмов
воспроизводства и пропаганды культурно-исторических ценностей, так как
Калининградский анклав - это идеальное с точки зрения исторических и
природных условий место для развития
туристского досуга.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: проанализировать и дать оценку ситуации,
сложившейся в сфере развития туристского досуга в Калининградском анклаве.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ, вытекающие из цели: на основании имеющихся документов, публикаций, собеседований, выяснить
состояние разработанности проблемы туристского досуга в Калининградском
анклаве. вычленить наиболее типичные особенности для успешного развития этой
отрасли в области дать характеристику инфраструктуры курортов Калининградского анклава,
сложившихся к сегоднешнему дню. определить наиболее положительные моменты и наиболее желательные
направления в поиске новых способов и форм развития и реализации
туристского досуга в Калининградской области.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: инфраструктура туристской сферы
Калининградской области.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс организации туристского досуга в
Калининградской области.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Калининградская область (регион Балтики), в
частности курортные города: светлогорск, Зеленоградск, Пионерск, Куршская
и Вислинская косы: курортное побережье ...
ИСТОЧНИК ИССЛЕДОВАНИЯ: публикации в средствах массовой
информации, архивные материалы, собеседования...
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: туризм сможет в полной мере выполнять
одни из своих функций, такие как, сохранение, пропаганда культурно-
исторических ценностей, повышение социокультурного потенциала у людей,
вовлечение их в туристскую деятельность, развитие духовного и физического
совершенствования человека; функции механизма осуществления социально-
культурной досуговой деятельности, если: удастся ненавязчиво привлечь интерес людей к сохранению и развитию
курортов, лечебно-оздоровительныхт местностей, к рациональному
использованию природных ресурсов области; удастся вычленить наиболее положительные моменты в формировании
современной нормативно-правовой базы развития туризма и системы
государственного регулирования туристской деятельности; удастся создать разумную систему налоговых льгот и преференций для
приоритетного развития туристского и санаторно-курортного комплекса;
стимулировать развитие материальной базы туризма и санаторно-курортного
комплекса путем финансирования из внебюджетных источников, а также
привлечения иностранных инвестиций; стимулировать развитие предпринимательства в сфере туризма, оказывать
всякую поддержку малому предпринимательству в этой области; совершенствовать систему информационного обеспечения туристской индустрии
и санатарно-курортного комплекса, совершенствовать проведение активной
рекламной деятельности; содействовать в разработке и внедрении на отечественном туристском рынке
прогрессивных технологий туристского обслуживания; удастся создать условия для развития традиционных и нетрадиционных центров
туризма для освоения новых туристских районов, в том числе путем
организации работ по реставрации и восстановлению памятников истории и
культуры, для поддержки развития экологического туризма и других
нетрадиционных форм оказания рекреационных услуг; удастся создать современную систему подготовки, переподготовки и повышения
квалификации туристских кадров; удастся интегрировать Калининградскую область в сисмему мирового
туристского рынка, развивать международные сотрудничества в области
туризма
ГЛАВА II. РОССИЙСКИЙ ТУРИЗМ.
& 1. Из истории туризма ...
“ А еще жизнь прекрасна,
потому что можно
Эта фраза стала крылатой. Современному человеку особенно присущи
любознательность, стремление познать новое, преодолевать большие
расстояния, чтобы увидеть, а что там, за горизонтом...
А с чего же начинался туризм ?
К глубокой древности относятся известия о первых путешественниках. Так в Древней Греции в честь богов устраивались массовые празднества.
Множество людей устремлялись в Олимпию, где проводились Олимпийские игры и
литературные фестивали. Поэтому сюда ежегодно устремлялись тысячи
путешественников со всей Эллады и Средиземноморья. Во время этих
путешествий эти люди автоматически
становились неприкосновенными, т.е. имели право неприкосновенности. Во
время путешествий на протяжении всей дороги пользовались эти люди рядом
услуг: были организованны точки, где можно было перекусить, набрать
свежей воды, предоставлялся отдых лошадям, ночлег для людей и т.д.
Потом после игр все эти точки устранялись.
Значительного развития туризм достиг в период Римской империи.
Исторические факты свидетельствуют о том, что уже с 3-го столетия до
н.э. у древних римлян действовали транспортные агентства. Через них
получали расписание. В Древнем Риме существовали бюро, которые давали
любителям путешествий разные справки по перемешениям по дорогам, где
можно остановиться, какая цена, расстояния... Для перевозки пассажиров в
Древней империи существовали как государственные, так и частные
экипажи. Некоторые имели спальные отделения - экипажи со спальней и
кухней. Для переезда была необходима уважительная причина - родители,
свадьба и др.
До 18 века практически все эти переезды осуществлялись только в
крайней необходимости, т.е. единичные случаи. В 18 веке потребности
----------------------------------------------------------------------------
--------------
1.2. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89,
1997. С.13-18
бщественного производства вызвали необходимость строительства путей
сообщений. И только после соединения отдельных районов удобными дорогами
рождается ЦЕЛЕНОПРАВЛЕННЫЙ ТУРИЗМ. Первые туристы устремляются в
Италию, где их привлекают древние архитектурные памятники культуры,
любителей музыки певческое скусство, климат сухой и теплый... Любители
светской экзотики устремлялись во Францию, чтобы получить образование,
салоная культура, интеллектуальная среда. С открытием целебного свойства
морской воды увеличились потоки туризма на морские побережья, причем
зарубеж- Франция, Италия, Россию не очень доктора предлагали, только позже
в Крым с сухим и очень целебным климатом.
До середины 19 века туристические путешествия были преимущественно
эпизодическими, небольшого количества, как правило имущих,
самостоятельных, не организованно. С бурным развитием промышленности,
производства начинается бурное перемещение населения в поисках заработка, устройства жизни, начинают возникать, как инструмент торгового капитала, туристические фирмы и агентства, т.е. начали приносить прибыль. Первая
туристическая фирма появилась в Англии "Томас Кук и Сыновья". Эта фирма
первая в 1863 году организовала заграничные путешествия группы в 30
человек в Швейцарию. И с легкой руки этой компании Швейцария становится
туристической страной. Уже к 1885 году фирма "Томас Кук и его сыновья"
превратилась в самую крупную туристскую фирму в мире. она открывает
филиалы в Америке, Азии, Африке. Постепенно турфирмы начинают открываться
и работать в различныхъ регионах планеты: они начинают конкурировать. В
начале 20-го века с удишивлением билетов на морское перемещение, т.к.
стала развиваться судостроительное производство, стал и развиваться морской
туризм.
Европейский туризм расцветал, но грянули 1-ая, 2-ая мировые войны,
которые нанесли огромный ущерб развитию туризма. Его развитие
преостановилось: резко уменьшились поездки, была разрушена самая главная
материально-техническая база ( гостиницы, турбазы, транспортное хозяйство,
автотранспорт) Восстановление и развитие туризма происходило после войны в
очень тяжелых условиях, но поскольку это очень прибыльный бизнес, уже к
концу 50-х, 60-х гг. восстановительный период туризма в странах Европы
завершился.
Наибольшее количество турпоездок после войны были в Италии, Испании,
Франции, ФРГ. Решением генеральной асамблеи ООН, подчеркивает значимость
туризма, 1967 год был провозглашен годом международного туризма, что также
дало толчок для развития туристской
индустрии.
---------------------------------------------------------------------------
---------------
3.4. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89,1997.
С.18-21.
Сегодня во многих странах развитию туризма уделяется огромное
внимание, т.к. туризм является одним из источников доходов отдельных
стран, либо дает быстрый доход, т.е. не надо долго ждать. Поэтому строится
много комфортабельных туристских баз, цепи гостиниц, существует целая
система подготовки кадров, как руководящих турбизнесом, так и
обслуживающих.
Интерес к путешествиям в нашей стране тесно связан с развитием
краеведения. Начало краеведческих исследований в России приходится на
время выхода приказа Петра 1 обо всех любопытных находках. В конце 19 века
в Ялте возник Кружок любителей природы, горного спорта и крымских гор. От
этого в России пошло развитие общественного туризма, альпинизма,
экскурсионного дела. наряду с тем, что по России появляются юбители
"природного туризма", в больших промышленных центрах появляются
городские экскурсии, начинают создаваться выставочные залы и музеи. Первый
такой музей был открыт в Москве в 1872 году, это был политехнический музей,
а годом позже в 1873 году - исторический музей. В 1892 г. Третьяков
передает свою коллекцию картин в дар Москве и это становится началом
картинной галереи доступной всем людям.
В России первая туристская фирма появляется в Петербурге в 1885
году. Это была частная фирма "Леопольд Липсон". В то же время повсеместно
создаются множество различных обществ (не специально подготовленные люди)
любителей горнолыжного отдыха, конных экскурсий, любителей пешеходных
экскурсий. И к 1910 году более чем в 100 крупных городоах России
появляются ОБЩЕСТВА ТУРИСТОВ, которые разрабатывали свои маршруты и
предлагали их другим любительским клубам.
В 1918 году создается опытная показательная экскурсионная база
Наркомпроса, которая руководила экскурсионными учреждениями на местах. А в
1920 году в Москве, Петрограде создаются первые курсы, готовящие
руководителей экскурсий. Выходит много методической литературы.
В 1925 году создается общество советских туристов "СОВЕТСКИЙ
ТУРИСТ" , но в 1928 г. оно ликвидируется и создается общество пролетарского туризма, которое разработало более 80 туристских маршрутов по стране и
предлагало их во всех уголках страны.
В 1936 году правительство приняло постановление о передаче
руководства туризмом и экскурсиями ВСЕСОЮЗНОМУ ЦЕНТРАЛЬНОМУ СОВЕТУ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ (ВЦСПС) учредив при этом Центральное туристское и
экскурсионное управление.
---------------------------------------------------------------------------
---------------
5,6. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89,
1997. С.21-25.
До 1960 г. начинает активно создаваться туристские объединения уже
не только в крупных городах, но и при всех Профсоюзных организациях.
Туристские бюро стали арендовать пароходы, поезда.
Особенно быстро туристская деятельность развивается в 1970-1980
годах - в стране широкая сеть туристских хозяйств, появлялись в больших
количествах хозяйственные учреждения - гостиницы, кемпинги, тур. автопарки.
С перестройкой вся эта система рухнула. Оскудели материально
технически, не стало средств. В России много интересных маршрутов Алтай,
Байкал, но развалилась отлаженная структура, не оказалось достойного
сервиса . . .
----------------------------------------------------------------------------
----------------------
7,8. Российский туризм: не пора ли открыть себя миру ? // Вестник Рата.
Июнь 1997 г. ,№5. С. 10-11.
& 2. Роль развития туризма для России.
После принятия Россией статуса независимого государства, постепенно
стала образовываться структура, способная кардинально изменить ситуацию на
российском рынке туристских услуг.
Сегодня туризм в широком смысле слова представляет собой
совокупность отношений, явлений, связанных с путешествием и прибыванием в
какой-либо местности, это общее понятие для всех форм временного выезда
людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для
удовлетворения познавательных интересов в свободное время. С помощью
туризма в стране, а в частности, в России можно решить множество проблем:
- экономические
- социальные
- географические
- культурные
- медицинские
- международные
Возникает вопрос: как ?
В России туризм, можно сказать, является рдним из важных факторов
укрепления экономического положения страны. массовое появление и развитие
частных туристских фирм , которые в основном пропагандируют и предлагают
туры за рубеж, в России стало приметой последнего десятилетия ХХ века. Это
опять таки выездной туризм, где большая часть прибыли остается за
пределами России . . .
У въездного туризма в России существует множество проблем. И то, что
мало фирм работают по этому направлению, является лишним свидетельством
того, как тяжело у нас заниматься въездным туризмом. И тем не менее
въездные потоки формируются и увеличиваются. Трудно себе представить
страну, в которую бы сократился поток туристов, имей она хотя бы малую
часть той антирекламы, которая за последние 15 лет была направлена против
России. Таким образом, рост въездного туризма в нашей стране говорит о том,
что у России гигантский туристский потенциал и она является очень
перспективным рынком.
Одновременно несколько факторов отрицательно сказались на состоянии
выездного туризма. Среди них ограничение платежеспопобного спроса, в том
числе и в связи с невыплатами
----------------------------------------------------------------------------
------------------
1.Туристская биржа // Калининградская правда. 9 октября 1998 г. С. 23.
заработной платы, и проходящая в стране очередная смена загранпаспотрот.
Если такая ситуация сохранится, то въезд и выезд могут оказаться на
одинаковом уровне .
Сегодня на планете практически не осталось районов, памятных мест,
которые бы не посещались туристами. Международный туризм в России стал
важным средством развития и укрепления деловых, культурных и научных связей
с другими государствами и странами. Исключительно велико для нашей страны
его социальное, культурно-воспитательное и познавательное значение.
Возросла его роль и во внешнеэкономических отношениях. В средствах массовой
информации постоянно подчеркивается благородная роль туризма для России в
плане международных культурных связей, которые становятся важным фактором
укрепления взаимного доверия и тем самым вносит значительный вклад в
решение важнейших проблем современности - поддержание мира с другими
государствами и странами.
Во всем мире туристский бизнес приносит очень большие деньги
- сотни миллиаров долларов. Некоторые страны Мексика, Греция, Кипр живут
только за счет туризма. Россия также может получать от туризма гораздо
большую прибыль, чем сейчас. “Россия хочет повысить эффективность
туристского бизнеса, хочет получать деньги от туризма, но не знает, как это
правильно сделать . . .” - такого мнения иностранные консультанты, около
четверти века обучающие инвесторов работе на туристском рынке. Ведь для
американских консалтинговых компаний в плане туризма Россия - очень
перспективный рынок. Дел хватит не на одно десятилетие. В Москве, Санкт-
Петербурге, в Сочи уже сейчас имеются все условия для развития туристского
бизнеса. Но ведь есть еще Байкал, Дальний Восток, Прибалтика - эти
заповедные места интересны для иностранных туристов.
Российское правительство и российские власти за последние годы наконец-
то обратили внимание на туристский рынок. Но программы и постановления не
могут решить всех проблем. Главный недостаток - это то, что у нас не знают,
как правильно организовать туристский бизнес. И не хотят покупать
иностранных специалистов. России тем не менее сейчас просто необходима
квалифицированная помощь. Ей надо в первую очередь ориентироваться на
иностранного туриста, который привезет в страну валюту А иностранцы
привыкли к высокому уровню сервиса, которого в России пока нет. Этому нужно
и необходимо учиться.
----------------------------------------------------------------------------
-------------------
2, 3. Богатые туризмом // Вестник Рата. Июнь 199г г., №5, С.15.
4. Взгляд со стороны // Коммерсент-Дейли. Июль 1998 г., №21, С.9.
Нельзя забывать, что доходы от развития туризма зависят не только от общего
состояния экономики страны, ее природного и культурного наследия или
природно-климатических факторов. Не менее важно само отношение к туризму со
стороны государства, которое должно быть уважительным и профессиональным,
чего уже долгие годы пытаются добиться россияне, избирая и переизбирая
правительство . . .
Раньше люди часто уезжали за границу, чтобы предоваться занятиям, на
которые они не осмеливались у себя в стране. Это объясняет ту дурную
репутацию, которую многие страны приобрели за пределами своих границ. Но
теперь поездки не имеют ничего общего с “опасными” приключениями, когда в
различных странах мира туристам предлагают один и тот же набор услуг.
Возникает вопрос: а где же восторг открытий, связанных с путешествием ? Его
всегда надо искать в человеке. Теперь экзотика поездки в чужую страну
должна состоять в знакомстве с людьми, которых у себя дома вы обычно не
можете встретить. ведь каждый человек интересен своей особой историей: его
опыт включает создание собственного образа жизни, сделанный им выбор,
преодоление и
мелких неприятностей, и больших бед, каждый есть исключение из правил.
Согласно одному старинному путеводителю, человек - это айсберг, внутренний
мир которого на девять десятых скрыт от постороннего глаза под водой”.
Несмотря на все сложности, которые переживает сейчас российская
экономика, стремление испытать чувтсво первооткрывателя, да и просто
отдохнуть, увидеть новое толкает людей обращаться в туристские фирмы и
агенства. По данным специалистов к середине 90-х годов в мировой экономике
туризм по эффектикности опередил даже добычу и переработку нефти, продажу
оружия и прочно занял лидирующее место. Благодаря туристскому бизнесу
уровень жизни во многих странах значительно возрос - это является прямым
условием опережающего развития туризма.
Что касается нашей страны, то число разнообразных туристских фирм
и агенств, которые появились у нас за последние годы с огромной быстротой,
с одной стороны, не может не радовать, ведь есть выбор, но с другой . . .
качество оставляет желать лучшего. Зачастую в них работают люди, совершенно
не владеющие предметом в этой области. Отсюда - низкий уровень предлагаемых
услуг, необязательность в выполнении договоров с клиентатми и т.д.
Профессиональному туризму, которому надо учиться нам, нужны многие факторы,
как:
- квалифицированные кадры
- расширение турбизнеса (создание новых рабочих мест) . . .
----------------------------------------------------------------------------
-------------------
5. Райнов Б.Е. Методика и техника экскурсий. М., 1954 г. С.3.
6. Туризм // Столичный. Февраль 1998 г. №7(111). С.77.
Чтобы туризм в нашей стране был действительно той сферой деятельности,
которая дает достаточно быстрый оборот средств, позволяющий этой отрасли
динамично развиваться без бюджетных ассигнований, чтобы он был
действительно “рычагом поднятия” экономики страны, надо все туристские
продукты (турпродукты) - исторические памятники, музеи, церкви, монастыри,
природные объекты...
- лишь привести в привлекательный вид, с умом организовать транспортные
перевозки пассажиров, обеспечить соответствующий высокому уровню комфорт и
предоставляемые услуги.
Но не все так плохо . . . По мнению специалистов, во- первых, начался
процесс реанимирования курортов, то есть наблюдается возврат отдыхающих на
отечественные курорты, во=вторых, курортная отрасль - “работающая” отрасль.
Многие курорты все же содержат города, поскольку платят очень большие
налоги. Поэтому нельзя смотреть на курортную отрасль, как на убыточную.
Такая ситуация и на курортах стран СНГ, и на курортах Балтии . . .
Хочется надееться, что несмотря на ситуацию, сложившуюся с российской
экономикой, туроператоры все же будут иметь шанс работать в полную мощь.
Тем более что этого хотят сами туристы.
----------------------------------------------------------------------------
---------------------
7. Не нужен нам берег турецкий // Аргументы и факты. Сентябрь, 1998 г. №36.
С.13
ГЛАВА II. КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТУРИЗМ.
& 1. Туризм Калининградского анклава в системе российского туристского рынка.
“Канарам бросим вызов в следующем тысячелетии” - такие слова
прозвучали из уст Веры Зимоглядовой, председателя комитета по туризму
областной алминистрации на открытии 1-ой Международной туристской выставки
“Янтур-98”, которая проходила в Калининграде в рамках регионального
совещания руководителей органов управления туризмом Северо-Запада России.
Она, в частности, сообщила, что в целях развития рынка
туристских услуг и формирования представления об области как о регионе,
благоприятном для туризма, в комитете приняли решение об участии в крупных
выставках и ярмарках, таких, как “ТВ-Berlin”, “ORSLL-MESSE”, “MITT-98”. На
период до 2000 года разработан проект региональной программы развития
туризма и санаторно-курортного комплекса. Однако в связи с острым
недостатком средств отказали в финансировании туристской отрасли из
областного бюджета. Получили и отказ о включении в бюджет 1998 года статьи
расходов на участие области в международных выставках и биржах. О том, что
интерес к нашему региону огромен, свидетельствует характерный момент,
отмеченный Зимоглядовой. На выставках рекламные проспекты и материалы о
развитии туристского бизнеса в области расходятся в считанные минуты. Для
некоторых россиян является откровением то, что Калининградская область
имеет доступ к Балтийскому морю. О Канарах знают больше, чем о курортах и
ландшафтных красотах самого западного региона страны.
Вывод, который напрашивается, очевиден: туризм нуждается в
государственной поддержке. Да и нашей области необходимо его развитие. Для
прелприятий, осуществляющих прием туристов на территорию нашей области и
деятельность по инвестированию средств в инфраструктуру и материально-
техническую базу туризма, на третий квартал 1998 года запланирована
подготовка проекта о предоставлении им налоговых льгот.
В целях защиты прав и интересов туристов осуществлялись в области
лицензирование и сертификация туристских фирм и агенств. В 1997 году 37
предприятиям выданы лицензии на осуществление туристской деятельности.
Лицензионный сбор составил 141,933 тысячи рублей -
----------------------------------------------------------------------------
----------------------
1, 2. Канарам бросим вызов в следующем тысячелетии // Янтарный край. Май
1998 г. С.2 -5.
какая помощь бюджету! Хочется отметить довольно активную деятельность
калининградских туристских фирм такие “акулы”, как “Анюта”, “Бизон”,
“Дуглас”, “Экзотика”, “пеликан”, “МИК” и многие другие. Первоочередной
задачей в работе этих фирм является привлечение туроператоров к
взаимовыгодной деятельности. Одним из главных направлений работы фирм -
привлечение турагенств для совместного использования богатств нашего края.
Под “богатствами”, естественно, подразумеваются наши курорты, базы отдыха,
санатории, лечебницы с историческими и памятными местами, не забывается и
Куршская коса. Еще одно прибыльное положительное направление работы -
автобусные путешествия в Западную Европу через Калининградскую область.
Турфирмы пытаются взаимовыгодно сотрудничать. В прошлом году
была создана Ассоциация туристских агенств Калининградской области, куда
вошло около 20 предприятий, которую возглавляет директор турфирмы “Анюта”
А.Шамшиев. Побывав там, вот, что мне удалось узнать из моего разговора с
менеджером по туризму фирмы “Анюта”: при содействии этой ассоциации и в
целях формирования реестра туристских ресурсов разработаны и собраны анкеты
средств размещения туристов, паспорта объектов санаторно-курортного
комплекса, кадастры месторождений минеральных вод и лечебных грязей.
Ведется работа по подготовке пакета документов для придания светлогорску и
Зеленоградску статуса “Курорт Федерального значения”.
Калининградская область располагает значительными курортно-
рекреационными ресурсами. Благодаря уникальным природно-климатическим
условиям и богатой истории наш регион является привлекательным для
российских и зарубежных туристов. Мы имеем множемтво красивых заповедных
мест, которые могут и должны стать раем для путешественников. Что для этого
делается ? Например в Национальном парке” уже началась работа по
оборудованию экологических маршрутов в соответствии с международными
стандартами. Это первый шаг к организации экотуризма в Калининградском
анклаве, чтобы была полная готовность Национального парка и жителей
поселков принимать туристов. Ведь понятие “экологический туризм” в
последние годы все чаще фигурирует в программах международных экологических
и туристских конгрессов, форумов, семинаров. Он давно уже получил широкое
распространение на туррынке Европы и включает в себя все маршруты,
связанные с пребыванием туристов в естественных природных условиях.
Экотуризм - это туристская деятельность на природе, приносящая прибыль для
----------------------------------------------------------------------------
-------------------
3. Старт взят: Экотуризм. // Калининградская правда. Май 1998 г. С.4.
сохранения этой Среды, а также для улучшения жизненного уровня местного
населения. В следствие этого фактора Калининградские заповедники и
национальные парки постепенно меняют подход к своей работе. От полной
закрытости они переходят к большей доступности. И экологический туризм
создает для этого процесса наиболее безболезненные условия.
Но для того, чтобы интерес к нашему региону на мировом рынке резко
возрос, экотуризма мало. Необходимы мероприятия для создания элементарных
условий. Следует оборудовать места отдыха, кострища, велосипедные дорожки,
решить проблему своевременного вывоза мусора. Эти несложные и недорогие
меры помогут сохранить порядок на охраняемых территориях и привлечь интерес любителей путешествий к ним.
Еще одна важная причина, по которой необходимо развивать
туристскую деятельность в Калининградской области - Калининградский анклав
многие видят центром рекреационного туризма на западе России. До недавних
пор наш регион был закрыт, и все бюджетные средства на эти цели
вкладывались в соседние республики. сегодня они стали странами с жестким
визовым режимом, который ограничивает въезд российских туристов. Поэтому
мы должны сейчас найти пути цивилизованного пересечения границыв туристатми
и создать все условия для того, чтобы ехали они не в палангу и Юрмалу, а в
наш удивительный и многими россиянами не познанный край.
На сегодняшний день туристским бизнесом у нас в области
занимаются более семидесяти фирм и агенств, и многие из них хорошо известны
в Европе как надежные партнеры. Это заслуженный имидж.
Хочется дать характеристику наиболее крупным из них:
Калининградский областной совет по туризму и экскурсиям предлагает более 150 местных и всесоюзных туристских маршрутов, свыше 200
экскурсионных маршрутов. Это путешествия по стране с отдыхом на
туристских базах, маршруты выходного дня, загородные, городские экскурсии.
Туристы знакомятся с местами, связанными с жизнью и деятельностью
выдающихся людей, историческими местами...
Сеть экскурсионных учреждений в городах: Калининграде, Советске,
Гусеве, Черняховске, Светлом, Светлогорске, Зеленоградске обслуживают
туристов и экскурсантов. В основном все турфирмы заняты деятельностью по
формированию, продвижению и реализации туристского продукта... Две
туристические базы "Дюны", “Якорь", гостиницы "Турист", "Балтиксконтурист",
мотели "Балтики", "Командор", "Дейма" в г. Калининграде: гостиницы
"Россия", "Тильзитский Двор", "У Липы" в г. Советске: гостниница "Волна"
в г. Светлогорске и многие другие из сети туручреждений организуют отдых
для Калининградцев и гостей области.
В нашей одласти немало мест, где зелень лесов соперничает с
голубизной озер, где море отдает прохладу песчанным дюнам, что создает
благоприятные условия отдыха на турбазах области. В живописных местах
расположены турбазы "Якорь" (поселок Приморье) и "Дюны" (на Куршской
косе). Гостей из других городов принимают уже современные гостиницы,
предоставляя весь спектр сервисных услуг.
Все турфирмы подчиняются областному совету по туризму, многие из
которых являются частными:
1. Турфирмы "БАЛТМА ТУРС" и "НОКТЮРН" , деятельность их направлена на привлечение интереса к нашему региону со стороны иностранных туристов.
2. Одна из ведущих туристских фирм Калининграда "АНЮТА" из сети
турфирм "СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА" заинтересована не только нашими морскими
курортами, но и возможностью автобусных путешествий из Калининграда по
Европе. Они уверены, что наш регион в скором времени для россиян станет
воротами в Европу в самом прямом смысле.
3. Туристская фирма "ЭКЗОТИКА" работает в направлении рекреационного,
экскурсионного и спортивно-оздоровительного туризма.
Туры в основном разработаны на Польшу, Чехословакию, Кипр и Тунис.
4. Турбюро "ЦВЕТ" предлагает совим клиентам отправиться в самые
экзотические страны, где туристов ожидают тихие санатории и дома отдаха,
самые разнообразные экскурсии и даже отдых на горнолыжных курортах.
5. Турбюро "ОНИКС-ТУР" предлагает услуги по путешествиям в Европу с
посещением столиц. Разработаны познавательные туры.
6. Турфирма "ВАНГ" - одна из немногих, которые предлагают своим
клиентам обширные экскурсионные туры в соседнюю Литву. Самые обширные
программы связанны со столицей Литвы Вильнюсом - одним из самых больших и
старых городов Восточной Европы. Предлагается также посетить популярные
литовские курорты с их историческими достопримечательностями и с
оздоровительными турами. Особенно актуальны литовские туры на уикэнд и в
дни школьных каникул.
7. Туристское агенство "МИК" предлагает совершить чартерные рейсы в
страны Европы по индивидуальным заказам.
8. Турфирма "ЭЛЬДО" - организация детских туров в автобусе по Европе в
разные страны с целью обогащения детей новыми знаниями.
Еще ряд турфирм в г. Калининграде:
туристские агенства: "ИНТУРИСТ"
"СВЕНА-ТУР"
"АЙНИ-ТУР"
туристские фирмы: "УНИВЕРСАЛСТРОЙ"
"БРИЗЕН"
"ФЛОРИДА"
Все эти учреждения работают в сфере туризма в разных направлениях с
предоставлением широкого выбора услуг : внутренним и международным
туризмом.
В других городах Калининградской области также работают Бюро
Путешествий и Экскурсий, в городах :
- Гусев
- Светлогорск
- Правдинск
- Гвардейск
- Черняховск
- Зеленоградск
- Балтийск
- Светлый
В Советске, городе, в котором я живу, так же существуют туристские
фирмы:
- "ЯНТАРНЫЙ ВЕТЕР",
- "ЕВРОКОНТАКТ",
- "ТИЛЬЗИТСКИЙ ДВОР"
Все они работают в разнообразных направлениях, таких, как
- международные путешествия,
- экскурсии по региону,
- экскурсии выходного дня,
- бизнесс-туры,
- образовательная деятельность
Областные власти придают большое значение упрочению
приобретенного фирмами заслуженного имиджа: требования комиссии по
лицензированию международной туристской деятельности весьма высоки,
соответствие им доступно только профессионалам, способным постоянно
совершенствовать качество туристских услуг и расширять их перечень. Не
случайно пять учебных заведений готовят специалистов туризма и его
инфраструктуры.
Внимание руководства области к этому напрвлению экономики
проявляется и в том, что власти являются инициатором формирования
нормативно-правовой базы основ развития туристской сферы. После принятого в
начале 1998 года Закона о туристской деятельности на очереди нормативные
акты по антимонопольному и антидемпинговому вопросу.
Законодательное сопровождение развития туризма - один из гарантов
успеха. И гарант тем более надежный, что потенциал нашего региона без
преувеличесния можно назвать уникальным. Но самое главное еще впереди. Это
реализация проектов развития туризма, в разработке которых принимают
участие не только российские специалисты, но и эксперты Союза российских
городов, а также международных программ TACIS, ЕКАРТ-Калининград. Проекты
рассматривают создание аква- и Луна-парков, спортивных площадок, центров
отдыха и развлечений. Это означает комплексное развитие всех систем
экономики: строительства, транспортного узла, систем связи, торговли, сферы
обслуживания . . .
Это будущее нашей области . Но, как известно, будущее начинается
сегодня. И поэтому необходимо привлекать для принятия участия в этом
созидательном процессе всех тех, кто заинтересован в результативном
вложении своих средств.
В Калининградском регионе в большей степени развиты такие виды туризма,
как :
РЕКРЕАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ - посещение стран с наиболее благоприятными
климатическими условиями : Испания, Италия, Кипр, Греция и т.д.
Особенность - массовое использование авиатранспорта, прежде всего
использование чартерных перевозок. Практикуются индивидуальные туры и
совместные.
ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ - основан на индивидуальных и групповых поездках
с познавательными целями. Характерны различные виды туризма: авиационный,
включающий чартерные перевозки, железнодорожный, речные и морские круизы,
автотуризм.
ЭТНИЧЕСКИЙ - цель его посещение родственников или мест рождения
родителей. С каждым годом происходит естественное сокращение первого
поколения и все больше места начинают занимать представители 3, 4-х
поколений, у которых теряются в значительной степени прямые родственные
связи. И для этих людей в большей степени путешествия становятся, как
знакомство с родиной предков. В связи с этим накладывается отпечаток на
характер их спросов поездок.
В меньшей степени развиты:
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ - слишком дорогой вид туризма, требует больших
финансовых затрат.
НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ - поездки с целью участия в совещаниях, конгрессах,
симпозиумах. Занимает значительное место в международном
---------------------------------------------------------------------------
---------------------
4. Закон о туристской деятельности Калининградской области //
Калининградская правда. Март 1998 г. С. 4.
5. Канарам бросим вызов в следующем тысячелетии // Янтарный край. Май 1998
г. С.2 -5.
6. Туризм в регионах // Туризм: Практика, проблемы, перспективы. Апрель
1998 г. №4. С.13.
туризме.
Если в своей работе я предполагаю, что туризм может являться
средством пропаганды культурно-исторических ценностей нашего региона, то
какие историко- культурные объекты есть содержит, представляющие интерес
для туристов ?
Волею судьбы мы получили огромное культурно-историческое наследие
и обязаны восстановить связь времен. Духовное и культурное наследие,
исторические памятники - все это требует доброго отношения,
все это должно создать условия, в которых человек может стать более
нравственным.Только на государственном учете в области стоят более 3-х
тысяч памятников истории и архитектуры. Но более половины из них исключены
из культурного оборота, то есть используются не по назначению. Более того,
каждый третий находится в аварийном состоянии и нуждается либо в
реставрации, либо в серьезном ремонте. Тем не менее, старинные кирхи,
форты, ворота, крепости и т.п. сдаются в аренду, реконструируются. Есть над
чем задуматься . . .
Земля и камни стойко хранили память тысячелетий. Много пролито крови
на этой земле, но и много славных и памятных исторических и культурных
событий прошло здесь. Хранит земля память о древних племенах, о пруссах.
Память о более близких к нашему веку событиях сохраняется в камне, многое
еще можно востановить.
Десять городов в области по-праву считаются историческими это и сам
Калининград-Кенигсберг, и Советск-Тильзит, и Железнодорожный-Гердауен,
Багратионовск-Прейсиш-Эйлау, Правдинск-Фридланд,Балтийск-Пиллау, Черняховск-
Инстербург, Зеленоградск-Кранц, Светлогорск-Раушен. Их градостроительная
застройка само по себе уникальна и восходит к средним векам. А в
Железнодорожном сохранился единственный во всей Восточной Пруссии вариант
застройки, относящийся к 14 веку. На нашей земле находится самый древний
рыцарский замок, вернее его руины. Расположенные в живописном месте на
берегу залива, среди разросшихся деревьев, они всегда привлекают
туристов и ценителей старины. Сохранение этого замка, кстати, разрушенного
еще до войны, задача принципиальная, восстановление его подняло бы наш
престиж и стало бы свидетельством коренного поворота в нашем отношении к
прошлому. Здесь планируется создать заповедную зону и одновременно
культурно-туристический центр. Проходят работы по подготовке и
обследования места, затем руины будут законсервированы, восстановлена
кирха, закреплены археологические объекты - ведь здесь кроме замка было
древнее поселение, место пребывания первобытных людей, места поселений
пруссов.
----------------------------------------------------------------------------
------------------
7. Удастся ли сохранить памятники ? // Янтарный край. Май 1998 г. С.1.
Так же восстанавливается немецкое кладбище.
Примечательных исторических мест немало на территории нашей области,
руины средневековых замков можно встретить во многих городах и поселках.
Это и замок Прейсиш-Эйлау в Багратионовске, и замок в Ушаково, и замок
Рагнит в Немане, и замки Инстербург и Георгенбург в Черняховске, и замрк
Лохштайн под Балтийском, и замок Нойхаузен в Гурьевске. К сожалению,
средств на их восстановление сегодня нет, но надо хотя бы предотвратить их
дальнейшее разрушение, законсервировать то, что сохранилось, создать на
их базе историко-археологические заповедники и туристические комплексы.
Наибольший урон вследствие войны, бомбандировок и штурма города понес центр нашей области Кенигсберг-Калининград. Но столь добротно и на века
были построены здесь форты и бастионы, что и сегодня они могут быть
использованы для создания культурных и туристических комплексов. И
работа эта уже ведется. Форт Донна вместил Музей янтаря, форт Врангеля
преобразуется в музей - океанариум, во Фридрихсбургских воротах
предполагается создать историко-археологический музей. Фридрихсбургские
ворота - особый памятник, связанный с историей ратной славы России,
ведь именно здесь в Семилетнюю войну русский генерал Корф принял ключи от
жителей Кенигсберга, а ранее Петр 1 изучал курс артиллерийских наук.
Уцелели руины Кафедрального собора, который реставрируется и по
сегодняшний день и уже давно стал духовным и культурным центром. Сегодня
стены Собора, могила Канта подле них, парк скульптур являются самым
притягательным местом как для туристов, так и для всех жителей нашей
области. В перспективе остров, где расположен Собор, а также Литовский вал
с его фортами и бастионами могут стать основой для создания больших
туристических комплексов.
В области сохранился целый ряд памятников искусства - это и фонтан
Путти скульптора Станислава Кауэра, и полуротонда, посвященная королеве
Луизе, выполненная скульптором Раухом, и борющиеся зубры - работа
скульптора Августа Гауля, и памятник Швайцгерду - директору Ботанического
сада, и великолепные женские скульптуры Германа Брахерта в Светлогорске,
музей которого был открыт в 1993 году. Кроме того, на уцелевших зданиях
можно увидеть различные скульптурные композиции, барельефы, украшения.
Областной город сегодня может гордиться тремя основными памятниками:
подле областного театра высится бронзовый Шиллер - романтический поэт
Германии - памятник этот уцелел в войну, и еще установлены два памятника -
великому философу Канту и гению русской литературы Пушкину. Три этих имени
дороги каждому культурному человеку, и очень символично, что именно они,
как олицетворение общемировой культуры, воплощены в металле и камне, чтобы
вечно жить в наших сердцах.
Постоянно ведется в нашей области работа по созданию мемориалов и
памятников тем, кто геройски пал в боях Великой Отечествной войны. Край
наш свидетель многих ратных подвигов воинов России, как во время войны с
фашизмом, так и в периоды Семилетней войны, наполеоновских войн и Перво
мировой войны.
Особый и большой вопрос - это состояние старых кладбищ, здесь в
прошлые годы допущено трагическое недопонимание истории, и как иначе
нежели вандализмом назвать то, что творилось. В результате на месте
кладбищ возникали парки так называемой культуры. Такая участь постигла и
старейшее мемориальное кладбище города Калининграда Луизенваль,
существовавшее более пятисот лет. Сегодня все приходится воссоздавать
постепенно. Так, привели в порядок кладбище жертв первой мировой воны в
городе Советске, восстановленны интернациональное кладбище в
Багратионовском районе, немецкие кладбища в Озерске и Гусеве. Ведь для
нашего примерения, для проявления общечеловеческих чувств нам необходимо
отдать дань памяти всем тем, кто жил и почил В Кенигсбереге и области,
надо уважать чувства бывших жителей этой земли. В этом тоже одна из вех
культурного наследия.
Работа по изучению и выявлению памятников ведется постоянно. Все это
требует забот, постоянного вложения немалых средств, системного подхода...
Для проведения этих работ создан Центр по охране и реставрации памятников.
В этой деятельности активно участвуют местные краеведы, создатели и
хранители музеев. Число подвижников с каждым днем множится, и в этом
надежный залог повышения уровня работ с культурно-историческими
памятниками.
В крае нашем издавно взаимодействовали различные национальные
культуры, и не только немецкой культуры оставлено нам богатое
наследство, здесь был и центр литовской культуры - создавались и
печатались первые литовские книги, места наши связаны с деятельностью
таких великих просветителей, как философ Видунас и поэт Донелайтис,
связан наш край и с польской культурой - так, основатель польской поэзии
Ян Кохановский учился в Кенигсбергском университете.
Память обо всем этом хранит земля. Сегодняшние руины после
восстановления могут стать центрами культуры и представлять интерес для
туристов, посещающих наш край.
Большинство жителей нашего края уже осознали, что культурное наследие
нельзя делить на свое и чужое, что все это - общечеловеческие ценности. И
прошлое нужно не только для сегодняшнего дня - в нем и наше будущее, в
нем залог непрерывной связи культуры и истории, и от того, сохраним ли мы
культурное наследие, зависит духовность и нравственность новых поколений,
зависит состояние экономики нашего региона. Люди, занятые в сфере туризма
могут выгодно использовать все эти богатства края с пользой и для него, и
для его гостей. В области существуют люди, которые понимают выгоду от
содержания памятников истории в надлежащем состоянии. Ведь это какое
улучшение туристской инфраструктуры и в то же время создание уникального
городского имиджа . . . В соседней Польше они давно уже эксплуатируются в
полную силу, приносят владельцам хороший доход и содержаться в отличной
состоянии (например, Мальборк. Там и музей, и ежегодные соревнования по
историческому фехтованию, съезды рыцарей, конные площадки, магазинчики и
многое другое).
Теплый умеренный климат, наличие песчанных пляжей, лечебных грязей,
минеральных источников, уникальные ландшафты Куршской и Вислинской кос с
дюнными массивами делают наше побережье единственным наиболее комфортным
курортным побережьем России на Балтике. Увы, с рядом условий. Одно из
важнейших из них - создание высокоэффективного и конкурентноспособного
туристского и санаторно-рекреационного комплекса. Именно тогда следует
ожидать пополнения бюджета от туристской деятельности в области. Роста
налоговых поступлений, притока в регион “зеленых”, увеличения количества
рабочих мест.
Актуальной является и интеграция Калининградской области в
систему мирового туристского рынка, развития международного сотрудничества
- верного пути к осуществлению желанных целей в туристской отрасле. Ведь
балтийское море на протяжении многих веков было не только ареной военного
противостояния за морское владычество и присоединения соседних побережных
территорий. Во все времена прибалтийсике народы сотрудничали и занимались
торговлей меж собой, перенимали опыт в различных сферах жизни друг друга,
обменивались идеями, дополняли и развивали различные ремесла, культуру и
искусство своих соседей. Именно мирное взаимовыгодное сотрудничество и
положено в основу туристского союза стран Балтийского моря.
Еврорегион “Балтика” образован по доброй воле, живущих в южной
Швеции, на острове Борнхольм, в северной части Польши, на западе России, в
Латвии и Литве. И признан на пороге ХХI века совместными усилиями всех
участников добровольного сообщества сделать все возможное, чтобы сблизить
наши народы, в первую очередь, молодое поколение. Сквозь призму общности
интересов можно по-новому взглянуть на историческое прошлое наших народов,
чтобы увидеть завтрашний день. Схема и структура Еврорегиона дает
наглядное представление о наших объединенных возможноятсх. Мы просто
обречены на совместный поиск оптимальных решений наших общих проблем, в том
числе и проблем туризма. Охрана окружающей Среды и привлекательное
истоическое наследие становятся всеобщей заботой. Самой главной целью
станет передача этих ценностей в первозданном виде последующим поколениямю
И у нас есть шанс, взаимовыгодно используя преимущества друг друга,
стимулировать развитие всего региона, заметно повысить уровень жизни всего
наследия балтийского побережья.
Города самого западного региона России Калининград, Балтийск,
светлый, Приморск, Советск установили и поддерживают международные контакты
со многими городами Польши, Германии, Литвы. Ассоциация городов
Калининградской области станет коллективным участником Еврорегиона
“Балтика”, а ссама область площадью 15 тысяч кв. км с наследием 900 тысяч
человек, опираясь на закон о Свободной экономической зоне может стать
“Янтарем” трансграничного сообщества. истина. не требующая
доказательств: нет ничего невозможного для тех, кто стремится вырваться из
стереотипов повседневности, сделать шаг вперед, заглянуть в завтрашний
день. В этом понимании жителям калининградской области пришлось приложить
немало усилий, чтобы выйти за рамки привычного восприятия нашего края
исключительно как военно-морской базы. Земля на территории калининградского
анклава - “клондайк” для развития туризма, строительства санаторно-
курортных комплексов, домов и пансионатов отдыха. На балтийсике пляжи
протяженностью более 40 км морские волны щедро выносят солнечный камень -
талисман янтарного края России. Калининградский регион - это альянс
окружающей Среды и сервиса - первозданность уникальной природы Балтийской
косы в сочетании с аэродромом для приема самолетов и вертолетов ...
Богатое историческое наследие, живописное природное окружение, тенденция к
развитию туристской сферы в регионе дают основание предполагать, что в
будущем наша область может стать одним из самых ярких рекреационных центров
мира. Сегодня калининградцы пытаются для этого сделать все возможное -
строят порты, приступают к развитию курортно-рекреационного потенуиала. И я
верю, что все у нас получится! Заглядывая в грядущее тысячелетие, очень
хочется надеяться, что Россия не забудет наш крайи будет во многом этому
способствоватью . . .
----------------------------------------------------------------------------
-----------------
8. Деньги на памятники старины // Свободная зона. Май 1998 г. С.5.
9. Туристская биржа // Калининградская правда. 9 октября 1998 г. С. 23
& 2. Пути совершенствования туриского досуга в
Калининградском анклаве.
Лето осталось позади, погода не слишком радует теплыми
деньками . . .
Но несмотря на это в офисы турфирм ежедневно поступает множество
факсов с намерениями заключить договоры на обслуживание туристов. Больше
всего наши соотечественники хотят провести свои осенние отпуска в чехии, на
горнолыжных курортах в Словении, а также в странах Западной Европы.
Наш же прибалтийский короткий туристский сезон уже закончился. В
осенне-зимний период регион пустеет . . . Как изменить ситуацию,
превратить Калининградский регион в курортную зону, куда хотелось бы
приехать в любое время года и отнюдь не на пару деньков ?
Интерес к Калининградскому анклаву, как к потенциальному центру
российского туризма, определяется очень многими фактами. Для того, чтобы
увидеть возможные изменения в будущем регионального туристского досуга ,
следует попытаться сравнить с организацией его в других странах. Ежегодно
туристы из России тратят на отдых за границей 10,5 млрд долларов, помогая
тем самым развитию западной индустрии туризма, а также другим отраслям
экономики, работающим в одной связке с турбизнесом. Во многих странах,
например в Турции, туризму давно уже отведена роль “локомотива”
национальной экономики, который тянет за собой развитие транспорта,
строительства, сельскохо хозяйства, товаров народного потребления. Сами за
себя говорят такие цифры: США зарабатывают на туризме 60,4 млрд долларов,
Франция - 30, испания - 21, а всего мировые доходы от туризма в прошлом
году достигли 423 млрд долларов. Если сравнивать эти данные сос статистикой
вложений, то получится, что каждый вложенный доллар принес той же Франции
375 долларов прибыли. Возникает сам собой вопрос: чем мы хуже ? А теперь
другая статистика: каждый год во все эти страны отправляются на отдыхоколо
5 млн россиян, а приезжает с ответным визитом только 2,5 млн зарубежных
гостей. Естественно, что наши соотечественники за рубежом тратят денег
гораздо больше (10.597 млрд долларов), чем иностранные туристы, посещающие
Россиийские регионы (около 5 млрд долларов). При этом в других странах,
средства,
----------------------------------------------------------------------------
---------------
1. Круизное путешествие - самый лучший отдых // Калининградская правда. 18
марта 1998 г. С.7.
2, 3, 4. Сезон 98: Статистика туризма // Вестник Рата. №6, 1998 г., С.11-
12.
полученные от турбизнеса, очень эффективно используются. Вот один из
примеров: всего три года назад аэропорт в турецком городе Анталья мало чем
отличался от аэропорта в любой российской провинции. Сегодня там
суперсовременный международный аэропорт, оснащенный по последнему слову
техники. Притом турки не скрывают, что это все было построено на деньги
туристов из России. Есть над чем задуматься ...
А с чем остаемся мы? Во всех международных справочниках Россия
фигурирует в разделе “Экстремальный туризм” - не познавательный, а
“экстремальный”. Но Калининградский турбизнес должен изменить расхожее
мнение об опасности путешествия в Россию. Позитивная криминальная
ситутация, благоприятная экологическая обстановка, радушие и
гостеприимство калининградсцев во многом этому способствуют. как же сделать
так, чтобы Калининградский турбизнес также приобрел роль “локомотива”
региональной экономики, который потянет за собой развитие всех других в
области? Какие пути совершенствования туристского досуга найти, чтобы
калининградский анклав имел возможность в будущем стать “второй Юрмалой”?
Во-первых Калининградским властям необходимо обсудить
серьезность намерений надо ли создавать в нашем регионе туристский рай?
Если ответ положительный, то Комитету по туризму необходимо поставить
перед собой важную, в то же время трудную задачу - разработать региональную
программу развития туризма пока до 2000 года. Главное в этой программе -
это организация культурно-массовых мероприятий, связанных с туристским
досугом (выставки, фестивали, ...), привлечение внимания туристов и
преуспевающих турфирм к калининградской области. Это будет великолепная
реклама наших возможностей и позволит активно заявить о себе на российском
и мировом туристских рынках.
Среди огромного количества задач, которые необходимо решать при
организации туристского досуга, это: создание системы налоговых льгот для
приоритетного развития туристской материальной базы, формирование
современной нормативно-правовой базы развития туризма, совершенствование
системы информационного обеспечения, внедрение прогресивных технологий
обслуживания. В числе первоочередных задач также:
создание условий для развития традиционных и нетрадиционных центров туризма
и их поиск, т.к. сегмент туристского рынка, который предлагает именно
нетрадиционные места отдыха, развиваются динамичнее остального. Объясняется
это тем, что потребители этого
----------------------------------------------------------------------------
-----------------
5. Готовимся к выставке “Янтур-98” // Калининградская правда. 18 марта
1998 г. С.7.
6. Зкономерности и странности туризма // Калининградская правда.
16 сентября 1998 г. С.5.
рынка - люди еще не дряхлые, с деньгами, тягой к приключениям и большинство
туристских троп они уже освоили. Им нужно что-то новенькое, и по-
возможности вдали от поп-культуры и таких же путешествующих
соотечественников. Также статистика показывает, что большинство (90 %)
туристов предпочитают “протоптанные” тропы;
освоение новых туристских районов;
проведение современной подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров . . .
Какие же конкретные мероприятия для совершенствования путей
развития в области туристского досуга я могу предложить? Вот несколько
предложений :
необходимо разработать градостроительную документацию детальных планировок
локальных зон освоения приморской зоны. Этим вполне может заняться
управление архитектуры и градостроительства обладминистрации. Компанию его
сотрудникам может составить Комитет по туризму и управлению курортами
профсоюзов, которые в свою очередь должны обратить внимание на разработку
генеральной схемы размещения объемов туризма и рекреации в области;
неоходимо подтвердить статус курорта федерального значения городам
светлогорск и Зеленоградск;
необходима реконструкция санаторно-курортного комплекса региона и другое;
Сразу может возникнуть вопрос: где в такой тяжелой экономической
ситуации брать средства? Необходимо использовать заемные капиталы,
задействовать иностранные инвестиции, использовать собственные средства
предприятий, фредства федерального бюджета . . .
Вот еще несколько интересных проектов по совершенствованию
туристского досуга в регионе, которые мне удалось узнать в областном
Комитете по туризму:
реконструкция санаториев “Светлогорск”, “Отрадное”, детский санаторий
“Майский”, “Янтарный берег”, “Зеленоградск”;
строительство новых корпусов зеленоградской гостиницы “Балтийская корона”,
в том числе водного комплекса;
строительство зеленоградской гостиницы “Роза ветров” с водно-
развлекательными комплексами;
строительство в светлогорске гостиницы “Балтиская звезда” и гостевого дома
в п.Отрадное;
строительство в калининграде гостиницы “Янтарь”, гранд-отеля “Русь”,
гостиницы по названием “Открытые двери Балтики”;
открытие в Калининграде своей зоны отдыха на Верхнем озере, уровень
которой, как предполагают, будет не хуже польской “Тропиканы”, она даст
возможность состоятельным людям вложить свои сбережения в самую доходную и
прибыльную отрасль - туристско-досуговую. Сам проект, а по сути дела это
целая концепция, предполагает не только строительство шикарного 5-ти
звездночного отеля, аквапарка, зоны отдыха для детей, сети баров, кафе и
т.д. Впервые полностью продумано ландшафтное оформление этого паркового
уголка города, для чего использовались, архивные материалы, которые помогли
направить архитекторов по пути исторически сложившейся городской зеленой
зоны;
реконструкционные работы на Куршской косе;
Куршская коса известна и дорога каждому жителю Калининградской
области. Это по-истине жемчужина нашего края известна и далеко за его
пределами, как у нас в стране, так и за рубежом. Известно, что после
распада СССР Куршская коса почти поровну была разделена - одна часть
принадлежит теперь РФ, другая - Литовской республике. В настоящее время обе
части косы имеют статус Национальных парков. Море и песок не знают границ,
и как перед нашей, так и перед литовской стороной встают вопросы укрепления
береговой линии, охраны лесов, развития туристской инфраструктуры и
сохранения редких видов растений и животных, уникальных дюн и лесов,
сохранения богатоного культурно-исторического наследия. Будущее местного
туризма определяется в первую очередь Законом РФ “Об особо охраняемых
природных территориях” и положением “О Национальном парке”, которые в целях
повышения отдачи природоохранных мероприятий предписывают культурно-
досуговой деятельности среди посетителей и жителей Национального парка.
“Куршский” туризм, несомненно, заметно отличается от туристского бизнеса в
целом, который сложился на сегодня в нашем регионе. Иными словами, оказание
услуги с целью получения прибыли не является основополагающим принципом.
Кроме того, накопленный за долгие годы научный и познавательный потенциал
позволит этот уникальный уголок природы прелставить к обзору действительно
полно, качественно и разнообразно, ди даже тот, кто уже неоднократно бывал
на косе, может открыть для себя немало нового. В целом задайи, которые
ставит сегодня перед собой Национальный парк, прекрасно вписыаются в рамки
стремительно набирающего сейчас популярность во всем мире экологического
туризма, суть которого сводится к экологическому просвещению, охране
природы и духовному и физическому восстановлению человека. На косе
сохранены разнообразные экосистемы, социально-культурный образ эизни
населения - традиционные промыслы и уклады, существует развитие
определенного стиля архитектуры. По своим природным достоинствам, богатству флоры и фауны Куршская коса занимает второе
----------------------------------------------------------------------------
------------------
7. Туризм в Советске: реальность и перспективы // Калининградская правда.
20 мая 1998 г. С.7.
место после косы в Бискайском заливе. Еще одним ее преимуществом является
то, что среди объектов, входящих в Список Всемирного наследия, абсолютное
большинство занимают культурно-исторические объекты и крайне редко
встречаются природные, имеющие общие богатую историю и культурную традицию.
Значительные поступления в местный бюджет могут принести расширение сети
общественного питания и сервисных услуг в местах концентрации туристов на
Куршской косе, создание в каждом поселке платных автостоянок мн. др. Эти
проблемы вполне решаемы, но надо только, чтобы было желание и хозяйские
руки.
Чтобы не быть голословной, замечу - в принципе уже факт, что начальним
этапом выбранной формы туристской деятельности на косе в осенним период
мтала программа “Экологическое просвещение”, составленная с учетом недавно
принятой комплексной программы развития Куршской косы и направленная прежде
всего на уащихся общеобразовательных заведений. В ближайших планах -
предложить ребятам нашей области новые привлекательные маршруты по косе с
использованием специально приобретенного для этой цели автобуса. Причем
такие же экскурсии будут обязательно “увязаны” со школьным курсом. За счет
подобной формы работы можно рассчитывать на приобщение молодого поколения к
родному краю. Ведь именно им прийдется продолжать развивать туризм в
области.
Не следует, однако. забывать, что для совершенствования
туристского досуга в области существует еще одна коса - Балтийская,
отделяющая от моря Калининградский залив. Она имеет статус заказника, и
данный режим охраны и сохранения объекта не вполне соответствует его
значению. Поэтому ведутся разговоры об изменении статуса косы,
рассмотрения проектов по превращению Калининградской (Вислинской) косы в
Национальный парк - открытого и вполне имеющего возможность приносить
доходы места для посещения туристами.
магазинам... Но средств, как везде и повсюду, не хватает катастрофически.
На содержание курортных городов нужны большие средства, а финансируют их,
как обычные заштатные районные центры.
И в этом случае города пытаются идти на эксперименты в предоставлении
отдыхающим и туристам платных услуг: хочешь шезлонг - плати, хочешь лежак
- тоже. За зонтик, за надувные игрушки для детей - да мало ли чего
захочется отдыхающему на пляже! Вот за это он и должен платить, пустть
недорого. Это уже давно во всем цивилизованном мире практикуется. Вводятся
новые формы досуга: “водные мотоциклы”, прогулочный катер, сеть
нетрадиционных кафе . . .
Регулируются и транспортные вопросы, заключаются договоры на ремонт дорог к
городам-курортам, увеличивается количество электропоездов в сезон . . .
Для привлечения туристов на Калининградский туристский рынок
основной акцент необходимо сделать
П р и л о ж е н и я :
1. Закон о туристской деятельности в Калининградской области.
2. Закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации.
3. Письмо-обращение с просьбой оказания помощи в сборе материала к организациям, связанным с туристской деятельностью.
4. Список организаций, оказавших помощь в сборе материала при написании работы.
5. Структура рынка организованного туризма в регионе.
И с п о л ь з о в а н н а я л и т е р а т у р а :
1. “Калининградская правда” - подшивка газет за 1997-1998 гг.
2. “Янтарный край” - подшивка газет за 1998 гг.
3. “Запад России” - журналы, № 4(8) 1993 г., № 1(9) 1994 г.
4. “Аргументы и факты” - подшивка газет за 1998 г.
5. “Вестник Рата” - журналы, № 5 , № 6 1997 г.
6. “Свободная зона” - подшивка газет за 1998 г.
7. Брошюры областного комитета по туризму, 1997-1998 гг.
8. Сапрунова В. Туризм: Эволюция, Структура, Маркетинг. М.: Ось-89,
1997 г., 160 с.
9. “Туризм: Практика, Проблемы, Перспективы” - журналы, № 3, № 4
1998 г.