Молодежная политика в Республике Татарстан

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,70 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Молодежная политика в Республике Татарстан

Формирование и реализация молодежной политики в РТ: Система органов государственной власти и управления.

Содержание.

Введение.
1. Молодежная политика. Сущность и основные направление.
2. Деятельность Госкомитета по делам детей и молодежи. Приоритетные направления в реализации МП.
3. Государственный комитет ДДМ в системе органов государственной власти и управления РТ.

Заключение.

Введение.
Актуальность.
Современная ситуация в России, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участие молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.

Молодое поколение в возрасте до 29 лет составляет в республике
Татарстан 42%, в том числе молодежь старше 16 лет- 22%. ( ) И именно эта категория населения в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и поддверженной раличным радикальным и экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида. Данное воздействие могло бы осуществляться с помощью создания определенных границ в рамках которых и происходило бы становление молодого человека. Под этими границами понимается, с одной стороны необходимость ограждения молодежи от влияния уличной среды
(наркотикомании, проституции и других социальных девиации), с другой- создание первоначально равных условий для всего молодого поколения с целью получения ими необхомых знаний и других ресурсов государства для полноценного развития и возможности раскрытия своих потенциальных возможностей.

На сегодняшний день в Республике существует большое количество министерств и ведомств, которые в той или иной степени принимают решения о судьбе молодого поколения. Однако, не все они осуществляют свою деятельность в соответствии с единой стратегией. Отсутствие общей координации и единого центра позволяет нам рассмотреть реализацию молодежной политики в республике через анализ деятельности всех государственных органов, которые так или иначе участвуют в судьбе молодого поколения .
Разработанность.
Работы многих ученых посвящены проблемам молодежи. Так К. Манхейм - изучал роль и задачи молодежи в обществе, С.Н. Айзенштад (“От поколения к поколению”), Т. Парсонс (“Высшее образование и изменяющаяся социализация”) исследовали процесс социализации, И. С. Кон В. А. Ядов, И. В. Бестужев, опираясь на конкретные социологические исследования, раскрывают проблему выбора профессии и отношение молодежи к труду, Фельдман Р.(Молодежь и социальные службы. Энциклопедия социальной работы.), Лисовский
В.(Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики), Фармер
(Рациональный выбор: теория и практика) уделяют первостепенное значение теоретическим аспектам молодежной политики, Фарукшин М. (Политическая элита в Татарстане: вызовы времени и трудности адаптации) - участию молодежи в политике.
Однако в настоящее время в нашей стране необходим новый подход к молодежным проблемам. Формирующаяся молодежная политика должна опираться на теоретические разработки в данной области. Необходимо всестороннее изучение молодежной политики и проведение современных социологических исследований в молодежной среде, связанных с занятостью, здоровьем, образованием, отдыхом молодежи и т.д.
Первый шаг в этой области на основе Госкомитета ДДМ в нашей республике сделан Г. Морозовой, Л. Воловичем, Г. Ахмисиной и специалистами Госкомитета
ДДМ. Так появились первые данные о положение молодежи в РТ- результат деятельности всех министерств и ведомств, реализующих молодежную политику
(20; 4). И на сегодняшний день первостепенной задачей является координация этих госучреждений с целью осуществления единой молодежной политики в республике.

Цели и задачи.
Целью данной работы является анализ деятельности системы государственных органов, реализующих молодежную политику в РТ.
Для чего определены следующие задачи:
. n определить и раскрыть значение следующих ключевых терминов: “молодежь” и
“молодежная политика”. n изучить походы к определению МП, раскрыть их значение рассмотреть деятельность Госкомитета ДДМ и выделить приоритетные направления в реализации молодежной политики. n осуществить анализ деятельности всех органов государственной власти, принимающих участие в осуществление молодежной политики в республике.
Исходя из цели и задач была разработана структура работы.

В первой главе основное внимание уделено теоретическим аспектам рассматриваемого вопроса. Раскрывается смысл основных понятий “молодежь”,
“молодежная политика”. Также определяется концепция, в рамках которой возможно осуществление молодежной политики в нашей Республике.
Вторая глава посвящена реализации молодежной политики в РТ. Анализируется работа Госкомитета ДДМ РТ, рассматриваются основные направления деятельности и дается их оценка.
Третья глава включает в себя материал по реализации молодежной политики государственными органами РТ и делается вывод о степени их взаимодействия и сотрудничества.

1. Молодежная политика. Сущность и основные направления.
Для начала необходимо определить значение и смысл основных терминов, использующихся в данной работе.
В социологии молодежи существует три исследовательских подхода к рассмотрению молодежи. Все они по своему трактуют это понятие, поэтапно рассмотрим каждое из них (12; 45):
1. Научные подход. Он присущ ученым, изучающим молодежь в ее становлении и развитии с учетом тех конкретных исторических социальных условий, в которых проходит ее жизнедеятельность.
2. Критически- осуждающий, или негативистский подход. Он характерен для тех социологов, которые называют молодежь “потеренным”, “расстеренным”,
“равнодушным”, “опоздавшим”, “взрывающимися” и т.п. поколением.
3. Восторженно- оптимистический, Он проявляется в идеализаций и захваливании молодежи.


Исходя из этих определений можно выделить несколько методологических направлений. Первое- структурный функционализм, в рамках этой парадигмы сформировалась парсоновская модель социализации. Основной тезис этого направления в том, что в связи с усложнением структуры современных обществ, процесс перехода от детства к взрослости становится еще дольше. Поэтому увеличивается такая социальная группа, как молодежь, и ее состояние называемое “молодость”. Основная задача молодежи в этот период- переход от
“общинных” ценностей, прививаемых с детства в семье, к ценностям всего общества.

Второе направление рассматривает молодежь как целостную группу, объединенную “временными” рамками жизненного опыта и стоящую в оппозиции к предшествующему поколению. Это направление совмещает в себе как конфликтную парадигму (конфликт “детей” и “отцов” непреходящ, неизбежен и является атрибутом современных динамических обществ), так и феноменологическую ориентацию (жизненный опыт каждого поколения, зафиксированный в особых ценностях и нормах, уникален, и поэтому не сводим к ценностям всего общества). Наиболее ярким представителем данного направления является К.
Манхейм.
Первое направление больше развивалось в рамках американской социологии, второе- в рамках европейской.
Рассмотрим структурно-функциональное направление. Апогеем развития этого направления в социологии молодежи стали 50-60-е года. Важнейшими работами этого периода стали : книга Айзенштада “От поколения к поколению” (1956), статья Парсонса в соавторстве с Плеттом “Высшее образование и изменяющаяся социализация” (1972) и “Американский университет” (1973).
Рассматривая современное состояние молодежи Айзенштад отмечает, что во всех обществах дети для того, чтобы достичь статуса взрослого должны пройти стадию социализации. Они должны усвоить господствующую систему ценностей, правила поведения, приобрести навыки, необходимые для выполнения ролей взрослых. В примитивных обществах переход не является сложным- знания и навыки “взрослости” приобретаются естественным образом в качестве одного из момента взросления. В таких обществах сам переход во взрослое состояние носит ритуальный характер и молодежь как социальная группа не существует.
Особую функцию, по Айзенштаду, несет молодежная культура. Она понимается как “феномен, связанный с процессами, посредством которых современное индустриальное общество “изымает” детей из семей и подготавливает их для успешного функционирования в более широкой социальной системе”.
Как видно из данного анализа, концепция молодежи в рамках структурно- функционального подхода дает ответ на вопрос о механизме воспроизводства общества, имея ввиду процесс социализации, но не объясняет источники и механизмы социальных изменений и социального развития общества. Вместе с тем как бы с противоположной точки зрения- социальных изменений- рассматриваются общество и роль молодежи в нем появившаяся в 30-40-е годы манхеймовской концепции поколений. Эта концепция рассматривает общество в
“историческом измерении”.

По мнению К. Мангейма, общества различаются по престижу молодых людей и в зависимости от того, объединена ли молодежь в группы или движения, которые влияют на ход событий. Так в СССР существовала монополистическая организация молодежи, носящая милитаристские черты.
Молодежь- это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность. Общества, считает Мангейм, делятся на статичные и динамические. Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном типе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиций.
Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
В противоположность им динамические, стремящиеся к новым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Они организуют и используют свои жизненные ресурсы, нарушая установившийся ход социального развития. Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.
Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь- это оживляющий посредник.
Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток- эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.
Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.

К примеру Ленин видел задачу молодежи в строительстве нового коммунистического общества путем учебы и активной общественной жизни
(14;10).

Исходя из выше сказанного, можно сказать, что главная задача молодежной политики- создание социально-экономических условий для реализации молодежью своих функций в динамическом обществе .
Теперь мы можем определить значение термина “молодежная политика”. Для начала обозначим что входит в понятие молодежная политика. Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 29 лет
(детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье). Во вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных и муниципальных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи. В-третьих, термин “молодежная политика” охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи. Данный подход сужает понятие молодежной политики. Следует заметить: как узкое, так и широкое трактование сути молодежной политики подвергается ныне критике со стороны ученых и практиков. Такие подходы приводят или к сужению содержания этого вида социальной политики или к ее “размыванию” в других социально-экономических вопросах, решаемых правительственными и муниципальными органами в отношении различных категорий населения. Теперь, почему же за долгие годы существования комсомола в нашей стране мы только сейчас подходим к определению целенаправленной молодежной политики.
Практика выработала три подхода к определению молодежной политики: тоталитарный, консервативный и либеральный.
В СССР имел место тоталитарный подход. В научном знании и на практике в нашей стране все это время постулировалось совпадение государственных и групповых интересов. Господствовало представление о гармоническом единстве в обществе интересов различных групп и слоев населения, при этом вся проблематика интересов молодежи сводилась в лучшем случае к изучению предпочтений юношей и девушек в сфере досуга, образования, труда. Сама постановка вопроса о системе интересов молодежной общности, о ее согласованности или рассогласованности с интересами других групп населения была неприемлема, вне зависимости от наличия реальных проблем в молодежной среде и потребностей в их разрешении. В результате до сих пор нет специальных исследований, в которых изучались бы интересы (экономические, политические, правовые, культурологические и проч.) различных социальных институтов, социальных групп и слоев по отношению к молодежи, ее социальному статусу, качеству жизни. Мы не знаем также, как относятся молодые люди к другим группам общества, институтам, призванным решать молодежные проблемы. Например, мы не знаем, как относятся молодые к проводимым Государственным комитетом по делам детей и молодежи мероприятиям и программам.
Современный подход можно охарактеризовать как консервативный (создание госкомитетов и государственная поддержка молодежи). Но чтобы ясно представлять направленность молодежной политики, необходимо знать, какие проблемы призвана решить данная политика. Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции
(не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества) (11;34-38).
Цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни(15;82-85). Необходимо, чтобы молодежная политика государства строилась с учетом взаимозависимости и преемственности поколений. Решения по проблемам молодого поколения принимаются только после анализа возможных последствий для смежных и близкостоящих демографических общностей, после просчета долгосрочных последствий этих решений для самой молодежи в последующие годы. Можно утверждать, что государственная молодежная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Поэтому анализ молодежной политики в западных странах играет также немаловажное значение для определения курса нашей
Республиканской молодежной политики, не отрицая при этом особенностей, сложившихся в нашей культуре и менталитете. То есть, необходим какой-то синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики (11; 127-134). Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:
Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства.
Государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных “свободных носителей” молодежных услуг.

Эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.
4. Происходит переход от всеобъемлющих, единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым, гибким проектам. При реализации, которых акцент делается на усилиях местных (муниципальных, районных) органов власти как более приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности и конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика.

1. Деятельность Госкомитета по делам детей и молодежи. Приоритетные направления в реализации МП.

Перейдем к рассмотрению нашей конкретной ситуации. На основе зарубежного потенциала постараемся сопоставить нормативные документы, их принципы с принципами, которые заложены в молодежную политику западными учеными и политиками.
Татарстан - субъект Российской Федерации. И поэтому логичнее начать с нормативной базы Российской Федерации. К тому же в ней заложены лишь основные направления молодежной политики. Начну с того, что нет определенного закона на уровне всей России. Это в первую очередь связано с тем, что трудно составить закон, который бы учитывал потребности и интересы всей российской молодежи. Она настолько разнообразна в плане жизненных ориентаций, что это практически невозможно. Поэтому на уровне России существуют лишь молодежные программы и концепции государственной молодежной политики(13;54-57).

Наиболее полное выражение практические меры по реализации государственной молодежной политики нашли в Федеральной программе “Молодежь
России”, которая была подготовлена в 1993 году. Данная программа - наиболее действенный инструмент достижения конечных результатов, она предполагает прежде всего выделение бюджетных средств на развитие приоритетный направлений молодежной политики, увязку действий федеральных и местных органов власти и управления - все это способствует созданию механизма решения молодежных проблем, способного функционировать в дальнейшем без участи федеральных органов власти и управления.

Таким образом, анализ федеральной программы (например, “Основные направления государственной молодежной политики”) показал, что данные программы являются действенным инструментом реализации молодежной политики
(и, следовательно, разрешения противоречий социального развития молодежи ) в силу комплексности, взаимоувязанности со смежными программами (“Жилье”,
“Занятость населения” и т.п.), достаточной децентрализации, гибкости.

Государственный комитет по делам детей и молодежи определяется как “орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование и межотраслевую координацию в области молодежной политики в Республике
Татарстан”.
Анализируя закон, полное название которого “О государственной молодежной политике в Республике Татарстан”, выделим в нем ряд некоторых логических групп. Через них мы и постараемся представить себе структуру закона.
Обеспечение соблюдения прав молодежи (Разделы 1-3). В этой связи предусматривается недопущение каких-либо ограничений социально- экономических, политических и личных прав и свобод прав по мотивам возраста,, а также возложение дополнительных обязанностей только в соответствии с законом.
Несоблюдение прав молодежи является одной из главных причин неполноты социального статуса молодежи. Эта проблема актуальна не только для нашей
Республики. Несмотря на обще конституционные гарантии прав и свобод всем гражданам независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встречаются гораздо чаще, чем в других группах. Это объясняется не только незнанием молодежью своих прав, злоупотреблениями со стороны администраторов, педагогов, родителей, но и вытекает из ряда ведомственных и местных актов, ущемляющих права несовершеннолетних и молодежи.
Вот письмо в редакцию газеты “Молодежь Татарстана” (34;8):

“ Здравствуйте, дорогая редакция. Пишу вам в надежде на помощь. Я просто не знаю, к кому еще обратиться. Отец издевается надо мной, как хочет.
Несколько раз я убегала из дома... Не вернусь туда никогда, лучше покончу с собой. Оксана, 15 лет”. И это не единственное письмо подобного рода. В семьях и на улицах в обыденной жизни происходит полнейший беспредел.
Действует закон джунглей. Но даже там родители любят своих детей. И хотя в разделе закона “Обеспечение молодежи” имеются две статьи, которые регулируют взаимоотношения в семье ( это статьи 7 и 9, в которой, в частности, говориться: ”Уход за детьми и их воспитание естественное право родителей и их обязанность. За осуществлением этой обязанности следит государство”), в данной ситуации надо заметить, что механизмы осуществления закона “О молодежи” еще не действуют. К этой проблеме мы еще вернемся в дальнейшем.
2. Гарантии в сфере труда, занятости, меры по содействию предпринимательской деятельности и государственной поддержки молодой семьи.
(Разделы 3-4). Эти гарантии создают предпосылки для разрешения противоречий в сфере социально-профессионального, материального статуса. Так заложена основа осуществления мер, облегчающих процесс адаптации молодежи к условиям труда для поддержки предпринимательской деятельности, предоставлены льготы начинающим молодым предпринимателям по налогообложению и кредитованию; обеспечение их средствами производства и помещениями. Стимулируется создание молодыми фермерами своего хозяйства “путем установления льгот на приобретение скота, средств малой механизации, выкуп земли.
Предоставление социальных услуг, создание условий для духовного и физического развития молодежи (Раздел 3). Молодежи обеспечивается гарантированный уровень социальных услуг. Меры в этом направлении прежде всего связаны с образовательным статусом молодежи. Той же цели служит служба социальной помощи молодежи, функции которой обусловлены данным законом.
Определяется статус и мера участия молодежных организаций в государственной молодежной политике (этой темы я коснусь в отдельной главе).
Таковы основные положения Закона "О молодежи". Существующий закон далек от действительности. Не создан сам механизм реализации закона. Вот как оценивает его Председатель Государственного комитета по делам детей и молодежи М.М. Бариев :”Не смотря на то, что закон "О молодежи" гарантирует социальную поддержку молодых семей, студенчества, других категорий молодежи, политика правительства красноречиво свидетельствует обеспечение обратном - никаких гарантий. Так например, из расходной части бюджета на
1995 год (3,5 миллиардов рублей) на реализацию молодежной политики выделяется лишь 500 миллионов рублей, то есть 0,15% всех денег. Понятно, что здесь ни о каких долгосрочных государственных проектах речь идти не может”(28;3) Для сравнения в Башкортостане не молодежную политику было выделено 10 миллиардов рублей в этом же году.
Таким образом, финансирование молодежной политики - достаточно острая проблема и в нашей Республике. Даже выделенные деньги не всегда доходят до назначения.
Закон "О молодежи" предусматривает финансирование государственной молодежной политики (Раздел 7), здесь также описаны основные мероприятия, которые финансируются в первую очередь. Вышло также Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 10.07.95г. №452 “Об утверждении
Положения о государственной финансовой поддержке деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений”(8).
Также отсутствует механизм контроля за расходованием выделенных средств, непонятно соотношение долей республиканского и городского бюджетов, нет четкой базы распределения выделенных денег. Закон "О молодежи" - недостаточная нормативная база для работы с молодежью. Некоторые документы, в частности, “Положение о комиссии по делам несовершеннолетних”, принятое еще в 1968 году, устарели. Не определен статус детско-подростковых клубов и молодежных центров. Но, тем не менее, это все лишь трудности данного периода.

Определив две взаимосвязанные задачи молодежной политики: создание объективных условий для становления и развития подрастающего поколения и материальная поддержка малообеспеченных, можно постараться определить приоритетные направления молодежной политики. На мой взгляд, это проблема занятости, жилищный вопрос и социальное обеспечение.

Первостепенной значение в проблеме занятости молодежи имеет охрана прав несовершеннолетних и молодежи, вступающих в трудовые соглашения. В этой связи в Республике принимается ряд мер, направленных на координацию усилий по трудоустройству подростков и молодежи. Так, ежегодно принимается постановление Кабинета Министров Республики Татарстан “Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков”, программа создания специализированных рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи в летний период.
Однако в области занятости Закона Республики Татарстан “О молодежи” также не работает. Те инструкции, которые приняты на сегодняшний день по реализации Закона, не обеспечивают тех преимуществ, которые первоначально закладывались в Законе, а многие еще не разработаны, в частности, по ст.21, п.3 Закона. В результате, в организациях и местных органах управления это положение Закона или вообще не воспринимается или трактуется по-разному. Не действует и п.2 ст.23, так как он напрямую связан с п.3 ст.21.
Важная и очень сложная по своему решению проблема профориентации. Сегодня эта проблема осложняется тем, что учебные заведения выпускают во многом специалистов без учета спроса на рабочую силу. Нет серьезного прогноза рынка профессий. Учебные программы в школах и профессиональных учебных заведениях недостаточно связаны с реальной жизнью. Не хватает специалистов, а соответственно и методики по профориентационной работе с учетом новых рыночных условий, хотя потребность молодежи в профессиональной консультации резко возросла. Нет и эффективно функционирующей системы профессиональной информации, содержащей сведения о работе профессиональных курсов и перспективах трудоустройства после них.
В этой связи для решения проблем занятости молодежи в Республике был принят ряд мер (22;33-41):
- во-первых, в целях профессиональной подготовки и содействия производственному ученичеству была разработана программа “Молодежная практика”, которая включает комплекс мер по профессиональному обучению
(переобучению) и отработке навыков непосредственно на рабочем месте. Целью проведения Молодежной практики является приобретение молодежью профессиональных знаний и опыта для увеличения конкурентоспособности на рынке труда в целом, и, в частности, получение постоянного рабочего места на конкретном предприятии по завершению Молодежной практики или досрочно.
Продолжительность Молодежной практики 6 месяцев;
- во-вторых, предпринято создание специализированных предприятий по содействию трудоустройству молодежи, в частности, Республиканской молодежной биржи, образованной Государственным комитетом Республики
Татарстан по делам детей и молодежи, государственным комитетом Республики
Татарстан по труду и социальным вопросам.
Основной целью создания Республиканской молодежной биржи труда являлась организация трудоустройства несовершеннолетних граждан и молодежи на временную работу, повышение качества и расширение спектра услуг, предоставляемых молодежи на рынке труда и смягчение социальной напряженности в молодежной сфере. Все эти меры позволяют решить следующие проблемы в части занятости молодежи, целью которых являются:
1. Создание условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права на труд несовершеннолетних граждан и молодежи.

Приобщение к труду возможность дать профессиональные навыки учащимся общеобразовательных школ, начальных и средних учебных заведений в возрасте от 14 до 18 лет, а также подросткам, которые по каким-либо причинам не являются учащимися на момент обращения в органы занятости.
2. Проведение индивидуальной воспитательной работы с подростками, состоящими на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних, обеспечить их занятость и адаптацию к труду.

Для оказания содействия безработным гражданам в развитии самозанятости, малого и среднего бизнеса, адаптации безработных к условиям рынка труда была разработана в 1996 году Государственным комитетом Республики
Татарстан по труду и социальным вопросам и Государственным комитетом по делам детей и молодежи программа “Казанский городской социально-деловой клуб “БИНК”, включающий сферу услуг от консультации и профессиональной ориентации безработных с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей до оказания помощи начинающим предпринимателям в обеспечении производственными площадями. На содействие системы самозанятости и предпринимательской инициативы предусматривается выделить из Государственного фонда занятости Республики 5,0 млрд. рублей.
Эти мероприятия будут проводится в тесном взаимодействии с другими ведомствами. Таким образом, мы видим, что работа, проводимая в Республике в области занятости молодежи достаточно эффективна, но она, к сожалению, ограничена рамками столицы. Сейчас открываются филиалы Республиканской молодежной биржи труда, других структур, связанных с трудоустройством молодежи и развитием молодежного предпринимательства. Основной упор в работе Республиканской молодежной биржи труда будет сделан на временную, сезонную и кратковременную занятость молодежи, возрождение штаба студенческих строительных отрядов.
Анализируя весь материал по проблеме занятости молодежи, можно постараться сформулировать основные направления молодежной политики государства в сфере занятости: а) обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации прав молодых граждан на труд; б) формирование эффективной системы профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; в) снизить набор на специальности, которые на рынке труда не имеют спроса; г) создание специальных служб занятости для молодежи, разрабатываемых и финансируемых правительством программ по переобучению и подготовке таким профессиям, на которые имеется спрос; д) занятость детей и подростков в летний период, в свободное от работы время с приоритетным правом при трудоустройстве на временную работу детей, оставшихся без родителей, подростков из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростков, состоящих на учете в Комиссиях по делам детей и несовершеннолетних; е) поддержка и содействие трудовым инициативам молодежи, в том числе в области среднего и малого бизнеса; ж) создание эффективной рекламно-информационной службы по работе
Республиканской молодежной биржи труда и других структур занятости.
Отмечу, что такая постановка обусловлена спецификой молодежной безработицы, наличием в ней большой доли впервые вступающих в рынок труда, высоким уровнем мобильности молодых работников, их частыми увольнениями и возвращениями на рынок труда.
Наше правительство осознает необходимость внедрения молодежи в экономическую среду. Некоторые направления из предложенных уже воплощены в жизнь.
Важным критерием, определяющим уровень жизни, являются жилищные условия.
В существенной мере они определяют качество жизни. По полученным результатам почти две трети молодежи неудовлетворено (полностью или отчасти) своим жильем (20;35). Среди проблем, требующих первоочередного решения, строительство жилья в возрастной группе до 30 лет назвали в 1,7 раз больше респондентов, чем среди остальных групп. По данным Госкомстата
Республики Татарстан доля молодых семей, состоящих на учете для получения жилищной площади на протяжении 90-х годов, практически не менялась (6,2% в
1990г., 6,5% - начало 1995г.). Из числа семей, получивших жилье в 1994 году, доля молодых семей была существенно больше: если число семей, улучшивших свои жилищные условия в 1994 году составило 7,8%, то на долю молодых семей приходилось 15%(20;35). Однако эта доля не может удовлетворить потребности молодых в жилье.
Отчасти, это результат существовавшей системы распределения жилья, которая, по сути, ограничивала, нарушала права молодежи на жилье, например, стаж работы на предприятии и т.п., что привело к общим негативным тенденциям в жилищных условиях молодежи бывшего СССР.
Особенно эта дискриминация имела, видимо, место в провинции, в городах и поселках Республики, что отчасти можно считать объясняющей версией ухудшения демографической ситуации в Республике, связанной с воспроизводством населения, падением рождаемости. Жилье относится к самым существенным благам, определяющим качество жизни. Поэтому его можно отнести к ценностям инструментального порядка, задающего параметры поведения, его мотивационную структуру и в экономической сфере. И в сфере труда и досуга, и во внутрисемейных отношениях.

Постараюсь выделить первоочередные меры, которые могли бы улучшить жилищные условия молодежи:
Безотлагательная реализация законодательных актов, постановлений Российской
Федерации и Республики Татарстан в части решения жилищного вопроса среди молодежи, содействие молодежному жилищному строительству.
Формирование экономико-организационного механизма на базе государственных и общественных учреждений по созданию благоприятных жилищных условий молодым гражданам и молодым семьям Республики, включающего: реализацию права на льготы в выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства и молодежных жилищных комплексов; получение долгосрочных кредитов на приобретение и строительство жилых домов и квартир; предоставление субсидий для уплаты вступительных взносов в жилищно- строительные кооперативы.
Разработка Целевой комплексной программы молодежного жилищного строительства на основе различных источников финансирования. Из-за острой жилищной проблемы в молодых семьях в высших сферах родился термин - государственная молодежная жилищная политика в рамках ее реализации и появилась Республиканская программа государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья(25;4). Одним из вариантов улучшения жилищных условий молодежи является государственное кредитование.
Именно по этому пути пошла наша Республика. Суть программы, созданной в
1996 году, в следующем: нуждающимся предоставляется беспроцентный займ до
10 лет в размере тысячекратной российской “минималки” для приобретения квартиры, улучшения жилищных условий или строительства дома. 60% поступлений пойдет из республиканского бюджета, 40% - из казанского.
Экспертно-координационный совет по решению жилищно-бытовых проблем молодежи займется контролем, юридическим оформлением договора, подбором нужных вариантов. Другими словами, все заботы заказчика возьмет на себя. Программа распространяется на молодые семьи, определение таковых в статье 2 Закона
Республики Татарстан “О молодежи”. Программа рассчитана на 10 лет.
Специалисты рассчитали, что за этот срок жилищные условия могут улучшить 24 тысячи молодых семей. У молодежи существует ряд проблем, связаных с существовавшей системой ценностей: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. В отличие от старшего поколения сегодняшней молодежи нечего терять. Но и приобретать нечего, ибо старшие, не жившие в капитализирующемся обществе, ничем не могут им помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее - быстрое обогащение любыми (вплоть до криминальных) средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям. В этой связи важной частью государственной молодежной политики должна стать помощь молодежи в смягчении последствий перехода к рынку.
Отсюда возникает необходимость системы социальной защиты молодежи. Ее цель
- помочь молодым людям обрести чувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее (11;123-132). Здоровый человек нуждается не только и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении ему возможности самоопределиться, самоутвердиться. Поэтому социальную защиту можно рассматривать в четырех аспектах: защита самого процесса формирования и развития личности молодого человека, защита среды формирования и развития личности, защита прав молодого человека, целевая социальная защита.
Необходимость социальной защиты осознали в нашей Республике.
Шесть лет назад в Татарстане появилось понятие “социальная служба для молодежи”. Но тогда, по словам Алешиной (26;4) (Зам. Председателя
Государственного комитета по делам детей и молодежи), во главу угла была поставлена “минимальная стартовая поддержка”, а не весь спектр необходимой молодежной помощи. Теперь же в основу социальных служб заложены меры по социально-психологической адаптации подростков, ранняя профилактика преступности, организация клубов общения по месту жительства.
Государственный комитет по делам детей и молодежи Республики Татарстан в своей работе по созданию и развитию данных служб опирается на следующие модели социальной работы: помощь должна быть комплексной, включая в себя согласованное действие медиков, психологов и социальных работников; помощь должна быть территориально ориентирована; поддержка отношений сотрудничества с действующим на данной территории детскими социальными, медицинскими и другими организациями; конфиденциальность. Одним из примеров может быть консультативный центр медико-психологической помощи “Ювента”. В
Набережных Челнах соц. обеспечению уделяется значительное внимание (26;4).
Здесь принято постановление “О мерах по совершенствованию социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”. Сироты также приобретают право на бесплатное медицинское обследование по направлению отдела опеки и попечительства, на 50-процентную скидку на медикаменты, будут получать бесплатные путевки в профилактории. Начиная с 1998 года, частично будут компенсироваться наем жилья и стоимость коммунальных услуг детям-сиротам и семьям, воспитывающим двух и более детей-сирот. Городской и пригородный транспорт также будет для них бесплатным.
Рассмотренные направления молодежной политики в нашей Республике являются наиболее актуальными. Можно сделать вывод, что в настоящее время в нашей республике первостепенное значение приобретают проблемы занятости молодежи, ее трудоустройство и обеспечение молодых семей жильем. Создано ряд учреждений, направленных на создание эффективной системы поддержки молодежи. Положительным моментом является также тот факт, что у нас государство пошло по пути формирования единой многоступенчетой программы молодежной политики , где существует координационный центр (ГКДДМ) и ряд звеньев, которые имеют свою специализацию (Молодежная биржа, деловой клуб
“Бинк” служба социальной помощи...). Такой подход способен быстро ориентироваться в изменяющийся ситуации и своевременно реагировать на нее.
Однако существует ряд проблем, которые мешают полноценной реализации молодежной политики в нашей республике.

О молодежи. Закон Республики Татарстан - К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1995г.
О республиканской системе поиска и всесторонней поддержки талантливой молодёжи. Указ Президента РТ от 02.03.92 №112 // Ведомости ВС РТ .-1992.-
№4.
О порядке введения в действие закона РТ “О молодёжи”. Постановление ВС от
02.03.93 // Ведомости ВС РТ.-1993.-№3.
Об образовании Госкомитета по делам детей и молодёжи. Постановление ВС от
02.03.93// Ведомости ВС РТ.-1993.-№3.
О Госкомитете по делам детей и молодёжи. Постановление КМ от 22 08 94
№405 // Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып. 2.Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1995г.
О разработке Государственной Республиканской Программы “Молодёжь РТ”.
Постановление КМ от 09.06.95 №37// Молодежный вестник Татарстана
(информационно-аналитический бюллетень). Вып. 3.Под общ. редакцией М.М.
Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1995г.
О состоянии и мерах по профилактике и предупреждении правонорушений среди студенческой молодёжи. Постановление КМ от 10.07.95 №447 // Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып. 3.Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1995г.
Об утверждении положения о государственной финансовой поддержки деятельности детских и молодёжных общественных организаций и объединений.
Постановление КМ 10.07.95 №452// Молодежный вестник Татарстана
(информационно-аналитический бюллетень). Вып. 5.Под общ. редакцией М.М.
Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1996г.
Об утверждении номенклатуры учреждений органов по делам детей и молодёжи.
Постановление КМ от 25.09.97 №727 // Компьютерная правовая система
“Консультант плюс”.
О мерах по подготовке доклада о положении молодёжи РТ в 1996. Распоряжение
КМ от 04.04.97 №225-Р // Компьютерная правовая система “Консультант плюс”.
Социология молодёжи.//Учебн.пособие.-М.:1996г.
Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики./Отв. ред. В.Т.
Лисовский.- М.:1993г.
Теория и практика социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт./Отв. ред. Т.Ф. Яркина. В 2т. т. 1-2.-М.:1993г.
Фармер М. Рациональный выбор: теория и практика. - Полис .-№3.-С.57.
Фельдман Р. Молодежь и социальные службы. Энциклопедия социальной работы.
Перевод с англ. В 3 т. т.2.- М.: 1994г.
Фарукшин М.Х. // Полис.- 1994.- №6.
Молодежь в условиях социально-экономических реформ.// Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 1-2./ Научн. ред. В.Т.
Лисовский.- СПб.:1995г.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции “Научное обеспечение государственной молодежной политики”.// 23-24 ноября 1995г. -
К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1996г. - 74 с.
*Материалы межреспубликанской научно-практической конференции “Положение молодежи в республиках РФ”. //23-24 октября 1997г. -К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи, 1997г. - 136 с.
Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень). Вып.
5./Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1996г.- 96 с.
* Молодежный вестник Татарстана (информационно-аналитический бюллетень).
Вып. 8./Под общ. редакцией М.М. Бариева.- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1998г.- 96 с.
Молодежь Татарстана: динамика социального статуса. Вып.3./Под общ. редакцией М.М. Бариева - К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1995г. - 54 с.
Основные показатели экономики Республики Татарстан.(январь-июнь 1995г.).-
Казань.-1995г.- 43с.
Положение молодежи в Республике Татарстан./ Под общ редакцией М.М. Бариева
- К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1997г. - 142 с.
Политическая социализация молодежи Республики Татарстан./ серия “Молодежь
Татарстана”. Вып. 3./ Под общ. редакцией М.М. Бариева - К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи , 1995г. - 44 с.
Социокультурный и интеллектуальный статус молодежи в Республике Татарстан.
Вып. 6./ Под общ. редакцией М.М. Бариева - К.: Государственный комитет по делам детей и молодежи ,-1995г. - 36 с.
Время и Деньги.- 1996.- № 61.
Время и Деньги.- 1997.- № 54.
Вопросы экономики. - 1995.- № 9.
Казанские ведомости.- 1995.- 18 января.
Молодежь Татарстана. -1995.- 27 января.
Молодежь Татарстана. -1995.- № 5.
Молодежь Татарстана. -1996.- № 3.
Молодежь Татарстана. -1997.- 21 марта.
Молодежь Татарстана. -1997.- 10 апреля.
Молодежь Татарстана. -1997.- 1 мая.
Молодежь Татарстана. -1996.- №9
Республика Татарстан. - 1996.- 15 ноября.
Республика Татарстан. - 1997.- 9 мая.
Республика Татарстан. - 1996.- 28 декабря.
Российская газета. - 1997.- 25 октября.
Независимая газета.-1997.-22 января.

ПРИЛОЖЕНИЯ

|ПРЕСС-ЦЕНТР |
|ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА |
|РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН |
|Тел. 64-13-83, 36-81-94, факс 36-81-14, |
|e-mail: ageeva@gossov.kcn.ru, ageeva@gossov.tatarstan.ru |
|Послание президента Татарстана Минтимера Шаймиева |
|Государственному совету |
|ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАТАРСТАНА: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ |
|Двадцатый век принес нашей стране колоссальный социальный|
|и политический опыт. Эта эпоха стала подлинным испытанием|
|для духовной сущности народов Татарстана. |
| |
|Сегодня мы убеждены: эпоха революций и войн, человеческих|
|страданий и жертв должна завершиться. |
| |
|Вступая в ХХ1 век, общество должно встать на путь |
|подлинной духовности, целостного и гармоничного развития |
|человека, опираясь на многонациональную культуру народов,|
|мировой опыт. Тем более, что сегодня возникли |
|благоприятные предпосылки в политической области для |
|качественного преобразования общественной жизни |
|республики. Мы обязаны их полноценно использовать. |
| |
|Сегодняшние перемены в обществе, безусловно, носят |
|формационный характер. Радикально меняются как способ |
|материального производства, так и прежний тип духовности.|
|Это ведет к значительным изменениям в сознании и |
|психологии отдельного человека, всех социальных групп, |
|народа в целом. Изменения эти настолько велики, что ряд |
|социально-демографических групп не успевают за ними: они |
|еще видят себя живущими в “несколько видоизменившемся |
|СССР”, мыслят порой исчезнувшими категориями. |
| |
|Произошел как бы разрыв в темпах перемен: на практике и в|
|сознании. Результат очевиден: в немалой степени |
|скомпрометированы позитивные по своей сути идеи |
|демократии, которая для большинства ныне ассоциируется с |
|хаосом и разрухой. Скомпрометировано во многом и другое |
|достижение реформ – свобода, которая определенной частью |
|населения была воспринята как “вседозволенность”, |
|своеволие, правовой беспредел. |
| |
|Поэтому сегодня самая главная проблема - не подойти к |
|грани, за которой начинается деградация нации. На ее |
|вырождение “работают” многие факторы: экономический, |
|экологический, социальный, демографический. Предстоит |
|огромная работа по стабилизации ситуации в духовной |
|области. |
| |
|Именно поэтому от соответствующих министерств и ведомств,|
|от работников социальной сферы мы ждем не информации о |
|количественных показателях, а способности воздействовать |
|на качественные изменения в сознании человека. |
| |
|В нынешних непростых условиях необходимо обеспечить |
|преемственность и смену поколений, нравственных норм и |
|принципов, моделей мышления и поведения, создать условия |
|для свободного развития каждой личности и жизнетворчества|
|общества в целом. Сегодня крайне важно, чтобы каждый |
|житель Татарстана ощущал себя гражданином, думающим не |
|только о себе, но и способном неравнодушно мыслить о |
|своем селе, своем городе, о республике. |
| |
|При этом мы должны помнить о недавнем грандиозном |
|эксперименте по формированию так называемого “советского |
|человека”, положительный и отрицательный вклад которого в|
|“социальную материю” нашего общества еще предстоит |
|определить. Действительно, “новыми” людьми можно назвать |
|только тех, кто родился после начала перестройки - им |
|сейчас 14-15 лет. Все остальные это те, кого еще недавно |
|именовали “советский народ”. Многие необъяснимые “тайны” |
|происходящего в России, пожалуй, и кроются в особенностях|
|мышления и поведения “советского человека”. Жажда |
|“абсолютной” истины, поиск “единственно верных” решений, |
|слепая вера в “вождя”, ожидание экономического “чуда” – |
|мощный инерционный компонент нашего сегодняшнего |
|сознания. |
| |
|Сменится, видимо, не одно поколение, прежде чем мы сможем|
|сказать, что сформировался новый человек нового |
|Татарстана. |
| |
|Поэтому хотелось бы особо остановиться на том виде |
|жизнедеятельности общества, которое мы понимаем как |
|духовное производство, как процесс творения идей, знаний,|
|художественных ценностей и всего того, что помогает |
|человеку и обществу жить. |
| |
|Мы говорим о том, что старые ценности разрушены, новые |
|только формируются. Но вопрос “Ради чего, во имя чего я |
|живу?” остался и до сих пор волнует каждого из нас. Не |
|отсутствием ли больших целей и идей объясняется замещение|
|сознания низкими и низменными потребностями? |
|Подтверждение тому - прогрессирующее распространение |
|наркомании, СПИДа. А где же реализация идеи здорового |
|образа жизни? Мы говорим об антипатриотизме, |
|западничестве. А где же наши исконные духовные ценности? |
|Так над чем и как работают министерства и ведомства, |
|отвечающие за физическое и духовное здоровье нации? |
| |
|Безусловно, необходимы коренные изменения в подходах к |
|реализации социальной политики. Нам нужно не столько |
|поддержание системы контроля над духовно-нравственными, |
|социальными процессами в обществе, сколько наращивание |
|технологии эффективного информирования населения о |
|сущности государственной политики: сегодня народ страдает|
|не только от экономических проблем, но также и от того, |
|что ему не хватает знаний о сути происходящих перемен, и,|
|пожалуй, даже от недостатка новых качеств характера, |
|которых требует жизнь. |
| |
|Министерства и ведомства подчас воспринимают свою работу |
|весьма узко и обособленно. Изменения же |
|социально-духовной ситуации в республике требуют от |
|органов государственной власти и управления вдумчивого |
|анализа происходящего, своевременной и адекватной реакции|
|и совместной работы по реализации концепции духовного |
|развития человека. |
| |
|Каждый из нас понимает, что нет ничего более ценного на |
|земле, чем здоровье и жизнь человека, которая по праву |
|является сферой национальной безопасности государства. |
| |
|В республике делается немало в этой области: получили |
|развитие современные медицинские технологии в городе и на|
|селе, врачам создаются новые материально-технические |
|возможности для эффективного труда. Нашему |
|межрегиональному клинико-диагностическому центру нет |
|равных в России. За последние годы введен в строй ряд |
|крупных лечебных комплексов республиканского уровня, |
|центральные районные больницы, расширилась сеть |
|санаториев и профилакториев. Сформировались центры общей |
|хирургии, трансплантации органов и тканей, “искусственная|
|почка” и др. Немало сделано и в области профилактики и |
|лечения онкологических заболеваний. Однако, на фоне |
|растущего роста онкозаболеваний, когда ими страдает |
|каждый восьмидесятый житель республики, имеющаяся база |
|явно недостаточна. |
| |
|Поэтому мы и дальше должны сохранять государственное |
|здравоохранение и не допустить его полной |
|коммерциализации. Новому составу Государственного Совета |
|совместно с Кабинетом Министров предстоит принять пакет |
|мер, гарантирующих необходимый набор бесплатной |
|медицинской и лекарственной помощи населению. Главной |
|задачей, по-прежнему, остается организация эффективного |
|управления здравоохранением и обеспечение доступности |
|медицинской помощи. |
| |
|В этом смысле, медицинское страхование, сформированное на|
|принципах автономности, адекватности финансовых ресурсов |
|и объемов медицинской помощи, должно стать гарантом |
|социальной защиты граждан в охране здоровья. И в этой |
|связи особенно важно, чтобы то, положительное, что |
|делается для населения республики, было, прежде всего, |
|понято и осознано самим гражданином. Практически в этом |
|направлении ни Министерством здравоохранения, ни |
|Республиканской больничной кассой не развернута |
|информационная, разъяснительная работа с населением. |
| |
|Надо по-новому посмотреть на проблему охраны здоровья |
|населения и направить усилия на сохранение здоровья |
|здоровых, на предупреждение заболеваний через движение и |
|физическую активность, на профилактику алкоголизма, |
|наркомании, туберкулеза, СПИДа и других социально |
|обусловленных заболеваний. |
| |
|Предстоит сформировать здоровый социально-эффективный |
|стиль и образ жизни граждан республики. В ХХ1 век мы |
|должны войти с идеей ценности физического и духовного |
|здоровья, осознания этого каждым гражданином и |
|общественным институтом. |
| |
|Для этого потребуются и определенные воспитательные |
|усилия со стороны государства. Ведь образование и |
|воспитание - это средства, с помощью которых реализуются |
|все остальные цели общества. Естественно, без трудностей |
|здесь не обойдется. Вспомним хотя бы стандартные, не |
|учитывающие специфики региона и конкретного ребенка, |
|учебные планы. Не отсюда ли неизжитая шаблонность |
|мышления, стереотипность подходов к решению проблем? |
|Сегодня эту социальную, интеллектуальную одноликость в |
|обществе мы должны преодолеть. И в немалой степени через |
|образование. |
| |
|Сегодня мы ждем от нашей системы образования мобильности |
|и адекватности, ответа на задачи, поставленные новым |
|этапом исторического развития республики. Бесспорно, |
|образованность и интеллект все больше относятся к разряду|
|национальных богатств, а духовное здоровье человека, |
|разносторонность его развития, широта и гибкость |
|профессиональной подготовки, стремление к творчеству, |
|умение решать нестандартные задачи, превращаются в |
|важнейший фактор реализации потенциала республики. |
| |
|Велика роль системы образования в укреплении |
|межнациональных отношений. Освоение языка - лучший способ|
|приобщения к культуре другого народа. Обучение в |
|республике ведется на 7 языках, а русский и татарский, |
|как государственные, изучаются в равных объемах. В этом |
|есть свои плюсы и минусы. Хорошо, что изучение татарского|
|языка приобрело всеобщий характер. Но плохо, что порой |
|оно ведется формально, а результаты оцениваются по |
|внешним признакам. К сожалению, на практике не всегда |
|проявляется гибкость и тонкое отношение при обучении |
|татарскому языку русскоязычных детей, чего допускать |
|впредь мы не имеем права, потому что все одинаково |
|ответственны за сохранение национального согласия в |
|республике. Национальная школа не может быть школой |
|национальной замкнутости, она должна строиться на |
|принципах единства национального, интернационального и |
|общечеловеческого. Взаимное познание, интерес, обогащение|
|друг друга - вот путь сближения людей и народов. Школа |
|вносит в это свой вклад, свою лепту. |
| |
|Система образования республики содержательно развивается.|
|Укрепляется материальная база. Уменьшается двухсменность |
|занятий, количество ветхих школ, развивается его |
|вариативность, внедряются новые педагогические |
|технологии. |
| |
|Министерствами и ведомствами реализуется программа |
|“Образование и здоровье школьников”, через которую |
|разворачивается решение проблем нравственного, |
|патриотического, экономического, экологического |
|воспитания школьников. |
| |
|Отрадно, что сегодня общество начинает осознавать |
|ценность семьи, ее высокую роль в становлении личности, |
|формировании духовного и физического здоровья. Не забывая|
|о многовековых традициях и принципах семейного |
|воспитания, семья как никогда нуждается в помощи |
|психологов, педагогов, врачей. Ориентация детей на |
|поведение родителей, как пример для собственных действий |
|- это одновременно и реализация воспитательного |
|потенциала семьи. Вот почему так принципиально важны |
|поведение, образ мыслей и действий взрослых и в семье и |
|вне ее. |
| |
|Хотя в республике в прошлом году и возросло количество |
|браков на 1200, достигнув 21600, в тоже время не |
|уменьшается количество разводов. За разрушением каждой |
|семьи - судьбы детей и проблемы, которые придется решать |
|уже государству. Соответственно растет количество |
|детей-сирот, число беспризорных. |
| |
|Следует поддержать всем обществом инициативу Министерства|
|образования об объявлении текущего учебного года “Годом |
|объединения воспитательных усилий семьи и школы”. |
| |
|Душевное благополучие детей, их здоровье - вот что должно|
|стать нашей основной заботой. Это нужно воспринимать как |
|государственный социальный заказ министерствам |
|образования и здравоохранения, Госкомитету по делам детей|
|и молодежи. |
| |
|Душа школы - учитель. Сегодня ему наряду с хорошим |
|знанием предмета, методики, любви к детям, необходимы |
|такие качества как широкий кругозор, общая культура, |
|интеллигентность, стремление постоянно совершенствовать |
|свое мастерство. С этого года начнется постепенный |
|переход системы образования на двенадцатилетнюю форму |
|обучения. Нельзя сказать, что это будет легко сделать. |
|Эту заботу совместно с Министерством образования |
|республики должны разделять главы городских и районных |
|администраций. |
| |
|Назрела необходимость разработать республиканскую |
|концепцию реформирования начального и среднего |
|профессионального образования с тем, чтобы оно стало |
|более гибким, многоуровневым, адаптированным к запросам |
|рынка труда. |
| |
|Общество только тогда может развиваться, когда оно умеет |
|работать на перспективу. Мы не только должны предвидеть, |
|каким будет образование через 25 лет, но и готовиться к |
|этому. Поэтому настало время органам государственного |
|управления разработать и представить в Государственный |
|Совет республиканскую доктрину образования. |
| |
|Государственная поддержка общего и профессионального |
|образования, создание условий для повышения качества |
|образования и воспитания, сохранение и воспроизводство |
|кадров, повышение престижа их труда, укрепление научной, |
|информационной, материальной базы духовной сферы - |
|остается одним из приоритетных направлений. |
| |
|Приближающийся новый век требует и новых духовных |
|ориентиров. Он должен стать решающим этапом в развитии |
|татарстанской культуры. Нынешнее ее состояние вызывает |
|немалую тревогу: если, с одной стороны, это - |
|недостаточное финансирование, низкий уровень оплаты труда|
|творцов культуры, с другой стороны, не менее тревожное |
|явление - это - сокращение потребителей культурных благ. |
| |
|Интенсивный отрыв нашего молодого поколения от |
|традиционных основ отечественной культуры, народных |
|традиций, народной мудрости, под напором иностранной, |
|западной массовой культуры, низкопробной литературы |
|угрожает сегодня духовно-нравственной безопасности. |
| |
|Поэтому особой заботы со стороны государства и |
|общественности заслуживает культура с ее непосредственной|
|ориентированностью на человека, близостью к его |
|повседневным нуждам и запросам. Мы должны обеспечить |
|всему населению доступ к культурным ценностям за счет |
|укрепления инфраструктуры культуры на селе. Министерству |
|культуры следует восстанавливать и развивать систему |
|художественно-образовательной работы учреждений культуры |
|и искусства с подрастающим поколением, создавать условия |
|для свободного развития творческой личности. Поддержка |
|талантливой молодежи должна стать политикой государства. |
| |
|Эти и ряд других животрепещущих для работников культуры |
|вопросов поднимались в ходе прошедших в прошлом году |
|съездов республиканских творческих союзов: писателей, |
|художников, композиторов. Думается, что Кабинету |
|Министров требуется более полно привлекать потенциал |
|данных союзов для решения крупных республиканских |
|проблем, для созидательной деятельности. Это тем более |
|важно, что позволит поднять авторитет работников сферы |
|культуры за счет совместных усилий государства и |
|творческой общественности. |
| |
|Необходимо восстановить в правах творческий труд, |
|обратить особое внимание на творцов культуры. В связи с |
|этим важнейшими направлениями должны стать формирование |
|государственной системы поддержки творческих деятелей, |
|повышение общественной роли работников культуры, |
|обеспечение социальной и правой защиты институтов |
|культуры и их работников, осуществление политики |
|протекционизма по отношению к отечественному искусству. |
| |
|Мы должны сделать все, чтобы сохранить наше национальное |
|своеобразие. Усилия и средства, вложенные сегодня в |
|образование и культуру человека, завтра принесут обществу|
|наибольшие дивиденды. |
| |
|Наша политика в духовной сфере должна благоприятствовать |
|созданию необходимых условий для равномерного, |
|полнокровного развития всех национальных культур, диалога|
|поколений, для сохранения и развития богатейшего |
|физического, образовательного, культурного наследия |
|народов Татарстана. |
| |
|Все это - лишь основные, необходимые предпосылки нашего |
|духовного роста. Их окончательное формирование - насущная|
|задача для руководства республики. Однако процесс этот, |
|как мы видим, непростой. Всем, конечно, хотелось бы, |
|чтобы он прошел безболезненно и быстро, быстрее, чем это |
|объективно возможно. |
| |
|Современная религиозная ситуация и тенденция развития |
|государственно-конфессиональных отношений характеризуются|
|такими явлениями, как возрастание влияния религии и ее |
|институтов на общественно-политическую и духовную жизнь |
|общества, расширение сферы деятельности религиозных |
|организаций. Принятый в прошлом году республиканский |
|Закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” |
|заложил надежную законодательную базу для эффективного |
|решения проблем, имеющихся во взаимоотношениях |
|государства и религиозных объединений. Это, прежде всего,|
|усиление позиций органов власти и управления по ряду |
|направлений деятельности религиозных организаций, |
|особенно по вопросам религиозного образования. События |
|минувшего года свидетельствуют о том, что при |
|недостаточном контроле со стороны государства, учреждения|
|религиозного образования могут быть использованы для |
|формирования у учащихся медресе радикальных идей, |
|несовместимых с исторически сложившимися религиозными |
|традициями многонационального народа Татарстана. |
| |
|Нас беспокоят и имеющиеся факты нарушения действующего |
|законодательства со стороны некоторых протестантских и |
|православных организаций. Для недопущения подобных фактов|
|необходимо обеспечить более четкую координацию действий |
|заинтересованных министерств и ведомств по охране |
|общества от религиозного экстремизма и распространения |
|религии посредством насилия и психического давления. |
| |
|Деятельность средств массовой информации республики в |
|последние годы развивается, как правило, на основе |
|демократического, цивилизованного подхода к освещению |
|социально-экономических преобразований, |
|общественно-политических событий и возникающих в связи с |
|ними проблем и ситуаций. |
| |
|Средства массовой информации сегодня стали действенным |
|инструментом создания гражданского общества, обрели |
|громадную власть над умами и душами миллионов людей. |
|Выполняя информационную функцию, они являются при этом и |
|каналом общественного мнения, и средством его |
|формирования, и инструментом социального контроля |
|гражданского общества над властью и государством. Заметен|
|поворот СМИ к социальной проблематике, что закономерно: |
|сама жизнь требует того, экономика становится социально |
|ориентированной. |
| |
|Нет ни одного дня, чтобы люди не обращались к СМИ. |
|Востребованность журналистской продукции растет, и это, |
|соответственно возлагает большую ответственность на тех, |
|кто работает в сфере производства информации. |
|Журналистика должна обладать доверием общества, вести |
|поиск истины и правды в любом виде, а не навязывать свои |
|оценки. В то же время нравственные нормы общества |
|определяют и нормы журналистики. |
| |
|Избирательная кампания 1999 года показала, что СМИ |
|Татарстана более конструктивно, объективно и ответственно|
|отнеслись к этому важному политическому событию. В |
|отличие от многих федеральных СМИ не было в той степени |
|войны компроматов, передергивания фактов и событий, |
|манипулирования общественным мнением. Хочется надеяться, |
|что так будет и в будущем. |
| |
|Важнейшей задачей является наиболее полное использование |
|имеющегося научно-технического потенциала республики. С |
|этой целью в 1999 году была создана Правительственная |
|комиссия по научно-технической и инновационной политике. |
|Мы ожидаем от этой комиссии осуществления взаимодействия |
|республиканских и федеральных органов для реализации |
|единой государственной политики в научно-технической, |
|промышленной и инновационной сферах. |
| |
|На основе концепции развития науки в Республике Татарстан|
|Академия наук Татарстана с привлечением ученых и |
|специалистов НИИ, вузов, министерств и ведомств должна |
|разработать республиканскую Программу по развитию |
|приоритетных направлений науки на 2001-2005 годы. |


При использовании материалов ссылка на сайт "Новости из Казани" обязательна

Немцы ищут, чем помочь молодежи

Всю прошлую неделю делегация Земельного объединения AWO Дюссельдорф
(Германия), приехавшая в Казань 10 октября, посвятила изучению сети социальной защиты детей и молодежи в Татарстан.е Это уже не первый случай обмена опытом наших работников социальной сферы со специалистами из
Германии, однако надеяться на какую-то конкретную помощь от заграничных посетителей молодежи Татарстана не стоит, поскольку выяснилось, что развитие сферы социальной помощи в Германии и у нас идет в совершенно разных направлениях. Правда, цель одна и та же - найти методы психологического и морального оздоровления подрастающего поколения, о чем и говорилось на пресс-конференции, прошедшей в прошлую пятницу в Госкомитете
РТ по делам детей и молодежи.
Юлия БЕСПАЛОВА, "ВиД"
За время пребывания в республике немецкая делегация побывала в челнинском детском доме смешанного типа, психолого-педагогическом центре Нижнекамска
"Эйвос", познакомилась с работой профсоюзного комитета на ОАО "КВЗ" и ассоциации инвалидов. В общем, программа была достаточно насыщенной и, главное, могла позволить представителям делегации в короткий срок составить достаточно полное представление о проблемах нашей молодежи.
По словам заместителя руководителя организации семейных объединений и семейного образования AWO Гудрун Зибель, основной целью визита стало развитие отношений с организациями соцпомощи в республике. Кстати, результаты ознакомления с опытом наших специалистов и тем более установление различий между Германией и Татарстаном вызвали у делегации неподдельный интерес.
Например, руководитель консультативной помощи молодежи AWO Михаэль
Кипсхаген нашел сходство в проблемах подростков, но считает, что не стоит сразу ломать голову над тем, как бороться конкретно с насилием и наркотиками. По его мнению, начать работу нужно с организации самых простых клубов, где руководство и управление вели бы сами подростки. А что касается работы социальной сферы, то, по словам г-на Кипсхагена, у нас она наиболее централизована, нежели в Германии, где придерживаются широкой дифференциации. Хотя в целом сходство, безусловно, есть.
Обратили делегаты внимание и на различия в терминологии: оказывается, значения тех или иных терминов, используемых нашими и немецким специалистами, не всегда одинаковы. Ну а такое понятие, как валеология
(наука о здоровье), пока что используется только в Татарстане.
Интересным для членов общественной организации AWO явился тот факт, что в течение небольшого времени мы уже добились определенных показателей работы социальной системы, которая по сути только сейчас в полной мере получает развитие. Ведь если обратиться к этой сфере в Германии, то там она развивается уже на протяжении более семидесяти лет и, конечно же, многого добилась за это время и в общественной жизни страны и приобрела богатейший опыт. И если у привыкших к порядку немцев все разложено по полочкам, то мы, как заметила Гудрун Зибель, часто экспериментируем.
Руководитель молодежной организации округа Нижний Рейн Эссен, член руководства AWO г-н Рюдигер заметил еще такую особенность: очень многие проблемы, которые решаются их специалистами с педагогической точки зрения, у нас находят решение с точки зрения психологии.
Что касается вопросов молодой семьи, то в этом деле, как выяснилось, различий между Татарстаном и Германией хоть отбавляй.
- Различие есть уже в самом подходе к термину "молодая семья", - говорит
Гудрун Зибель. - У вас молодая семья определяется по возрасту супругов, у нас собственно по состоянию (молодой семья считается первые три года независимо от возраста ее членов - Ю.Б.). Затем, у вас абсолютно нет уверенности в будущем ваших детей, что естественно повышает степень ответственности за их судьбу.
И в то же время г-жа Зибель заметила, что их семьи (ячейки общества как таковые) уже пора бы заносить в "Красную книгу", поскольку очень много семей, не состоящих в официальном браке или попросту живущих раздельно. А собственно классическая модель семьи (женатые отец и мать и их дети) - это лишь одна небольшая составляющая из всех видов и форм, которых в Германии теперь очень много. Это смешанные семьи, где у кого-нибудь из супругов есть дети от прежнего брака, семьи с одним родителем. К отдельной группе можно отнести и однополые семьи с правом на усыновление.
Кто-то уже говорил, что по состоянию семьи в обществе можно определить, насколько решены проблемы благосостояния в данной стране. И как это ниприскорбно, но и неблагосостоятельное общество в этом смысле имеет свой ма-а-аленький плюс - классическая семья, как ячейка общества, все же имеет в нем место быть. А если мы действительно не уверены в том, что сможем когда-нибудь обеспечить спокойное существование своей семье, то не все ли равно, в каком возрасте заводить таких же неуверенных в своем завтра детей.
Поэтому неудивительно, что возраст нашего общества значительно моложе, чем в Германии, где возможно в ближайшие 5-10 лет больше половины населения составят люди старше шестидесяти лет. Так что и выпадает на долю нашей молодежи расхлебывать наиболее острые и сложные проблемы, будь то экономические и образовательные или же наркомания и СПИД.


Молодежное объединение в рамках ВТОЦ. Программные положения организации мало чем отличаются от программы Всетатарского общественного центра, разве что акцентированы на деятельности молодежи. Демографический и социальный состав активного ядра объединения достаточно виден на примере участников 11 курултая (съезда) "Азатлык", состоявшегося в 1991 г.: до 18 лет - 24,1% всех делегатов, от 18 до 22 лет - 24,8%, от 22 до 30 лет - 40,6% старше 30 лет - 10,5%; из них учащихся - 19,5%, студентов Вузов - 25,9%, ученых -
23,О%, рабочих - 31,6%. По образовательному составу распределение следующее: делегатов со средним образованием - 16%, со средним специальным образованием - 13,5%, с неоконченным высшим образованием - 33,9%, с высшим образованием - 36,6%.
Принятые на съезде резолюции позволяют судить и о характере деятельности объединения: "О территориальных претензиях к русской империи под названием
РСФСР", "О демографической политике в Татарстане", "О вооруженных силах
Татарстана", "О создании Татарского молодежного центра в Казани", "О положении татарского населения в БССР", "О подготовке организационного съезда Лиги тюркской молодежи", "О необходимости изменений в ВТОЦ".

Похожие работы на - Молодежная политика в Республике Татарстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!