Неогегельянство
Неогегельянство
Неогегельянство,
течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., для которого
характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной
интерпретации философии Г. Гегеля. Н. получило распространение почти во всех
странах Европы и в США, но в зависимости от разнообразных
общественно-политических условий и теоретических предпосылок принимало
различные формы.
В
Великобритании, США и Нидерландах Неогегельянство возникло из запоздалого (по
сравнению с Германией, Россией, Францией и Италией) увлечения традиционным
гегельянством, которое приобрело популярность в этих странах в 70-80-х гг. 19
в.; поэтому здесь труднее отличить ортодоксальных сторонников гегелевского
учения от неогегельянцев, пытавшихся сочетать гегельянство с новыми
философскими веяниями.
В
Великобритании процесс перерастания гегельянства в Неогегельянстве представлен
(если исключить Дж. Стирлинга, впервые познакомившего англичан с философией
Гегеля) Э. и П. Кердами, Ф. Брэдли, Р. Холдейном, Д. Бейли, отчасти Б.
Бозанкетом, Дж. Мак-Таггартом и Р. Коллингвудом.
Основными
моментами этого процесса были:
а) попытки
истолкования идеалистической диалектики в духе буржуазно-либерального
примирения противоречий, а гегелевского мировоззрения в целом - как
религиозного, как "теоретической формы" христианства (Э. Керд);
б) обращение к
гегельянству для преодоления английского позитивизма (П. Керд); диалектический
метод выступал при этом как средство разложения "чувственности",
"вещественности" для достижения истинной, т. е. внеэмпирической,
реальности (Брэдли);
в) тенденция к
преодолению крайностей "абсолютного идеализма" Брэдли, стремление
отстоять права индивидуальности, её свободу; эта тенденция проявилась в
умеренном персонализме Бозанкета и "радикальном персонализме"
Мак-Таггарта, которые пытались сочетать гегелевское учение об абсолюте с
утверждением метафизической ценности личности:
г) попытка
интерпретации Гегеля в духе релятивизма ("абсолютного историзма")
наметилась уже у Холдейна, стремившегося истолковать диалектический метод
Гегеля как "феноменологический" (в смысле "феноменологии
духа") способ определения в понятиях ступеней человеческого опыта, и была
последовательно осуществлена Коллингвудом.
В США, где
гегельянская тенденция, впервые представленная сент-луисской школой во главе с
У. Т. Харрисом, находилась в определённой зависимости от эволюции английских
сторонников учения Гегеля, Неогегельянство у таких мыслителей, как Б. Боун и
Дж. Ройс, оказалось моментом на пути от гегельянства к персонализму.
В Нидерландах
Неогегельянство, связанное с именем видного популяризатора гегелевского учения
Г. Болланда, было наиболее традиционным. Болланд одним из первых на Европейском
континенте провозгласил конец неокантианского периода развития философии и
отказался от противопоставления Гегеля И. Канту, рассматривая их как
"начало и завершение классического периода мышления", в частности
гегелевскую логику - как завершение кантовской критики разума. Истолкование
философии Гегеля в религиозном духе сближает болландовский вариант
Неогегельянства с "правым" гегельянством 1830-40-х гг. в Германии.
В Италии
Неогегельянство, возникшее на рубеже 19-20 вв., имело двойственный характер,
его основоположники - Б. Кроче и Дж. Джентиле пребывали в состоянии многолетней
полемики между собой. Размежевание внутри итальянского Неогегельянства шло по
пути решения социальных проблем (буржуазно-либеральному - Кроче и тоталитарному
- Джентиле). В эволюции итальянского Неогегельянства отчётливо вырисовываются
два основных этапа.
Первый этап -
от возникновения итальянского Н. до окончания 1-й мировой войны 1914-18,
характеризуется совместными выступлениями Кроче и Джентиле против марксистского
материализма и позитивизма под лозунгом "обновления идеализма" и
реставрации гегелевской концепции государства.
Второй этап - с
конца 1-й и до начала 2-й мировой войны 1939-1945, отмечен углублением
философских и политических разногласий между обоими течениями, завершившимся
политическим расколом итальянского Неогегельянства на два течения, поскольку
Кроче встал в оппозицию к фашистскому режиму Муссолини, тогда как Джентиле
выступал в качестве одного из активных идеологов фашизма. Кроче выдвигает на
первый план объективистские, рационалистические и этические моменты в своей
концепции, чтобы преодолеть релятивистские тенденции, таившиеся в
"абсолютном историцизме". Джентиле, напротив, развивает именно
субъективистские и иррационалистические тенденции своей философии, доходя до полного
релятивизма.
В Германии
Неогегельянство выросло из социальных предпосылок, во многом аналогичных тем,
которые питали итальянский . Однако оно существенно отличалось от последнего по
своему теоретическому развитию, возникнув из реакции на методологический формализм
гносеологии неокантианства, а также из осознания неспособности последнего
объединить в цельном мировоззрении теорию познания и философию истории
(философию культуры), науки о природе и "науки о духе".
На рубеже 19 и
20 вв. к выводам, вплотную подводящим к Неогегельянству, пришли виднейшие
теоретики неокантианства - как марбургской школы (Г. Коген, П. Наторп, Э.
Кассирер), так и баденской (В. Виндельбанд и Г. Риккерт, которые первыми
заговорили в Германии о "возрождении гегельянства").
Определённую роль
в формировании немецкого Неогегельянства сыграл В. Дильтей, выпустивший в 1905
книгу о молодом Гегеле. В период 1-й мировой войны в Германии получает
распространение идея "единого потока" немецкой идеалистической
философии, завершающегося Гегелем (Г. Лассон). Однако возникшее из
разнообразных философских устремлений немецкого Неогегельянство не сложилось в
целостное образование.
Ученик Риккерта
Р. Кронер искал в "обновленном" гегельянстве решение той проблемы
соотношения "рационального" и "иррационального", которая
была "задана" неокантианством. Ученик Дильтея Г. Глокнер, издатель
сочинений Гегеля и лидер немецкого Неогегельянства, углубляет
иррационалистическую тенденцию в теории познания, растворяя гносеологическую
проблематику в эстетической. Весьма значительную роль в немецком
Неогегельянстве играла проблематика философии истории, философии культуры и
особенно государства и права (Т. Геринг, Т. Литт, Ю. Биндер, а также Ф.
Розенцвейг, Ф. Блашке, Г. Геллер, Г. Гизе и др.). Вопрос о взаимоотношении индивида
и человеческой общности решался Н. в духе резкой критики буржуазной
"атомизации" и утверждения примата и даже абсолютного господства
общности (нации, государства) над индивидами.
Высший пункт
развития немецкий Неогегельянства совпал со 100-летием со дня смерти Гегеля
(1931). Лидеры немецкого Неогегельянства (в частности, Кронер) возглавили
международную организацию неогегельянцев - "Гегелевский союз" (1930)
и выступили с основными докладами на 1-м (Гаагском, 1930) и 2-м (Берлинском,
1931) гегелевских конгрессах (3-й конгресс состоялся в Риме, 1934). Приход
национал-социализма к власти в Германии вызвал политический раскол, за которым
последовало и теоретическое разложение немецкого Н. Антифашистски настроенные
неогегельянцы в большинстве своём были вынуждены эмигрировать из Германии.
Попытки возрождения Н. в послевоенной Германии (ФРГ) (Т. Лигт, Г. Вейн и др.)
не имели успеха.
Крупнейшим
представителем русского Неогегельянства был И. А. Ильин, стремившийся соединить
религиозно-философскую традицию, идущую от В. С. Соловьева, и новейшие, прежде
всего гуссерлианские, веяния, идущие с Запада, в преобразованном гегелевском
учении. Под влиянием кризиса буржуазного либерализма на Западе русское
идеалистическое правосознание также обнаружило тенденцию к переходу от
неокантианства к Неогегельянству. В работе П. И. Новгородцева "Кант и
Гегель в их учениях о праве и государстве" (1901) проблема соотношения
личности и государства решается на путях взаимного ограничения их прав.
Во Франции
Неогегельянство получило распространение значительно позже, чем в других
европейских странах. Началом его можно считать появление в 1929 сочинение Ж.
Валя "Несчастье сознания в философии Гегеля". Большой популярностью
пользовались лекции А. Кожева о Гегеле (1933-1939); в числе слушателей Кожева
были Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти, Ж. Ипполит, Р. Арон, А. Фессар и др.,
способствовавшие впоследствии распространению "обновленных"
гегелевских идей. Выступая в тесной связи с экзистенциализмом, французский Н.
приобретает влияние среди интеллигенции. Ж. Ипполит, переведший на французский
язык "Феноменологию духа" (1939) и "Философию права"
(1941), стремился связать учение Гегеля с сартровской версией экзистенциализма.
В целом как
самостоятельное течение Неогегельянство исчерпывается в 1930-х гг., однако,
отдельные его тенденции неизменно проявляются в дальнейшем в различных течениях
современной буржуазной философии и социологии.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/