Гражданское общество и политика
Гражданское общество и политика
Виктор Коган-Ясный
Политика
– слово очень многозначное, одновременно и с объективным, и с субъективным
смыслом, и с общим, и с локальным значением в русском языке. Политика (politics
по-английски) – это, к примеру, принятие государственных решений. Тот, кто в
этом участвует, участвует в политике.
Но
человек может этого и не признавать, говорить: я не политик, я просто
общественный деятель, – и будет прав, потому что в узком смысле политика – это
провозглашение не только каких-то частных целей, но и самых общих целей,
касающихся основ общества, и предполагает систематическую ответственность не
только за их декларирование, но и за достижение результата, а значит – предполагает
постоянную профессиональную работу (не «между прочим») для систематического
принятия решений, и в рамках такой работы профессиональное заключение союзов и
коалиций как на уровне всего общества, так и внутри групп, связанных с
управлением, предполагает борьбу за власть, определенную интригу (хотя
последнее может сильно не нравиться).
Наконец,
политика – это (то, что по-английски policy) линия управленческого поведения,
чья угодно линия, например, линия какой-либо государственной власти. Ну,
скажем, когда была политическая линия, политика, воля на то, чтобы создать
гражданское общество в странах центральной Европы, единая как в руководстве
этих стран, так и в западной Европе и США, эта задача была, при всех оговорках
и трудностях, решена достаточно быстро.
В
России и по отношению к России со стороны Запада такой политики, такой линии и
воли не было.
Наконец,
политика – это и наш выбор, когда мы идем (или не идем) голосовать.
Если
говорить о гражданской общественной инициативе, то она, конечно же, не то же
самое, что политика в том или ином узком смысле. Она более конкретна, локальна
по своей сути и поэтому, возможно, шире по охвату людей различного плана и
убеждений. Если власть, исходя из интересов общества в целом, в том числе из
своих корпоративных интересов, своей политической линией не преследует, более
того, не игнорирует и даже приветствует гражданскую инициативу, то инициативы,
соприкасаясь с такой властью, становятся идейно разнообразными, широкими по
числу участников, становятся общественно значимыми и дают начало гражданскому
обществу. Гражданская инициатива происходит «снизу», с уровня, как говорят,
корней травы, «grassroots». Смысл гражданского общества в том, что много людей
по своей собственной инициативе участвуют в гражданских инициативах, понимая,
что решение тех или иных проблем зависит непосредственно от их творческих
усилий. Гражданское общество направлено на решение проблем, оно созидательно по
сути, даже если принимает протестные формы, и ответственная перед обществом (и
перед самой собой) власть всегда это осознает.
Гражданское
общество означает встречное движение обычных инициативных людей и власти. Ведь
важнейшая сфера и ответственность профессиональной политики – это создание
атмосферы для продуктивного развития общества. Элементом такой атмосферы
является диалог. (Имитация диалога, ритуальные мероприятия, манипулирование,
использование с чьей-либо стороны в собственных текущих целях не имеют
отношения ни к теме ответственной политики, ни к теме гражданского общества.
СМИ также лишь вторичны, а не первичны по отношению ко всей обсуждаемой нами
теме. Тем более, не имеет никакого отношения к нашей теме
политико-бюрократический плагиат, преднамеренное перехватывание идей у авторов
с целью передачи на реализацию «своим людям» и «затирки» авторов; из этого
никогда ничего продуктивного не получается).
Правильная
в технологическом плане инициатива самой власти гражданскую инициативу заменить
не может, ответственная властная корпорация и гражданское общество нуждаются
друг в друге.
Насколько
можно утверждать, что гражданская общественная инициатива находится вне
политики? Можно, наверное, при условии, что авторы и участники инициативы со
всей тщательностью не высказывают своих предпочтений в плане всего того, что не
относится к ней конкретно. Насколько такое возможно – зависит от многих
обстоятельств.
В
практическом определении «политика», или «гражданская активность», многое,
конечно, субъективно и произвольно, и зависит от того, кто и по каким мотивам
дает определение (а это делают не на основе тщательных и всесторонних
рассуждений).
Руководитель
государства может про себя сказать: я не политик, – в том смысле, что он не
хочет быть постоянно вовлечен в управленческий процесс, не хочет во что-то
активно вмешиваться без крайней необходимости, а просто стремится лишь смотреть
за тем, чтобы все было честно и в порядке.
Смелые
люди, которые в Советском Союзе открыто ставили вопрос о нарушении прав
человека и международного права, не хотели признавать себя политиками. Они
справедливо утверждали, что не участвуют ни в какой интриге, не стремятся
осуществить смену властной корпорации, а просто громко говорят правду. Но
власть – и не без резона – придерживалась другой точки зрения. Она считала, что
эти люди независимостью своих открытых суждений подрывают сами основы ее
существования, и сажала их за это в тюрьмы или изгоняла за пределы страны. Как
потом оказалось, в своем историческом чутье властная корпорация была права.
Если
репрессивная власть считает, что кто-то «влез» на ее территорию, то этот кто-то
посредством привлечения к нему пропагандистского внимания сразу же становится
политиком, даже сам того абсолютно не желая, даже опасаясь (по моральным
причинам или из самосоохранения) приложения к себе категорий политического
плана. Но на самом деле политиком в такой ситуации не перестает выступать
именно только сама властная корпорация. И термин «политический заключенный»
означает не то, что человек лишен свободы за свою политическую деятельность, а
только то, что власть расправилась с ним, руководствуясь своими политическими
мотивами действий и решений.
Хочу
сказать об одном важном для меня различии между гражданской активностью и
политической работой. Политик обязан максимально просчитывать все последствия
своих шагов, отвечать за это, тогда как гражданский активист не несет на себе в
такой же мере бремени ответственности за последствия своих действий.
Но
понятия эти, конечно же, широки и переходят одно в другое. Бывают попытки их
четко разделить, и они приводят к недоразумениям, к проявлениям гражданской
безответственности, если исходят от активных граждан и их сообществ, и к
историческим провалам, катастрофам, если исходят от властных корпораций,
которые только себя считают компетентными в вопросах общественной важности.
Учитывая
сегодняшнюю ситуацию в России, наверное, следует специально остановиться на
теме, назовем это, «конкордата». Считаю возможным применить этот исторический
термин к такой ситуации, когда авторитарная власть, стараясь не во всем
вступать в открытый конфликт с инакомыслящей частью общества и вообще с
самостоятельными и инициативными людьми, стремится четко очертить, чем можно
заниматься по собственной инициативе и (в той или иной мере) помимо власти, а
чем – нет. В зависимости от «мягкости», «либеральности» тоталитарной или
авторитарной власти поле для независимости варьируется, но такая власть всегда
считает, что оставляет за собой возможность дать немного свободы и возможность
взять ее обратно. Такой характер отношений был присущ, к примеру, отношениям
между советским государством и основными религиозными объединениями в СССР
после 1945 года (Сталин счел непродуктивным уничтожать людей за сам факт
религиозных убеждений и сделал акцент на наблюдении за их лояльностью власти).
В тех или иных границах правила и рамки сосуществования монопольной власти и
инакомыслящих выработаны в ряде стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии,
Ближнего Востока, в Китае. Это наблюдается и на части пространства СНГ.
Результат для развития стран внешне разный, но даже во внешне «успешных» государствах
очевидно ненадежный, требующий серьезных перемен.
Среди
прочего, приходит и мысль об эпохе императора Александра III. Этот царь очень
заботился об управляемости государства. И его можно понять: страна огромной
территории, с очень плохими коммуникациями, населенная очень разнообразными
этносами, абсолютное большинство «простого» населения неграмотно, а
образованный слой в значительной своей части стоит в резкой оппозиции
политическому режиму, вплоть до «поставок» все новых и новых своих представителей
не только в ряды идейных революционеров, но и в отряды вооруженных
заговорщиков. Исходя из этого, он очень жестоким образом подавлял все, что
касалось попыток изменить его систему правления. Но зато в вопросах
благотворительности, здравоохранения, просвещения, местного самоуправления,
строительства, модернизации промышленности и транспорта он дал значительную
свободу. Образованный класс получил как бы безопасное для царя независимое
существование и занятие. И были быстро решены многие важнейшие государственные
вопросы: создана система широкодоступного здравоохранения и начального
образования, заработали суды присяжных с высокой адвокатской культурой. Империя
покрылась сетью железных дорог, которая работает и поныне. Выросли многие
университеты и технические училища европейского уровня. В империи и вокруг нее
не было войны. Казалось бы, путь к историческому успеху. Но оказалось, что
наоборот. Свободомыслие не допускалось до стержня политической системы, и
основы линии царя не подлежали обсуждению, и это обстоятельство привело к тому,
что на важнейшие правительственные должности, в том числе на военные,
подбирались не передовые специалисты, а люди, преданные царю. И вскоре после
смерти Александра III Россия из-за некомпетентности такого типа руководителей попала
в тяжелейший военный и политический кризис войны с Японией, людских потерь,
утраты военной мощи и территорий, вооруженного социального конфликта.
Вообще
все политическое сословие и прежде всего исполнительная власть, ее корпорация,
команда несет ответственность за управление государством и за его
управляемость, за контролируемость в том смысле, чтобы какая-либо острая
ситуация вдруг не стала развиваться стихийно, с опасностью для очень многих
людей. Это огромная и не выдуманная ответственность, и всегда следует помнить,
что политический лидер, будь-то монарх, президент, глава правительства, даже
лидер или участник организованной оппозиции парламентского характера, или
участник общественного движения с широкими задачами, затрагивающими
общенациональные и международные интересы, – это не то же самое, что
обособленный гражданский активист отдельно взятой идеи. И главные вопросыздесь:
где находятся приоритеты, в какой момент забота о текущем управлении является
действительно приоритетной, а в какой момент она пагубна, где моральная (и
рациональная) граница допустимой приоритетности заботы о текущем управлении
перед лицом других важнейших рисков и где граница применяемых средств, за
которой они не оправдывают даже самую искреннюю и верную «общегосударственную»
или иную коллективную цель?
Если
власть ставит «управляемость» отдельно и выше интересов граждан, если она
считает себя ответственной не за граждан, а лишь за управляемость, она имеет в
краткосрочной и среднесрочной перспективе шанс на некоторый успех своей линии,
но в долгосрочной перспективе такую власть ожидает крах всей создаваемой ею
системы.
В
завершение следует отметить, что для того, чтобы сохранялся шанс создать
гражданское общество, необходима одна существенная предпосылка: должно быть
общество. Должна быть страна индивидуальностей, страна, возможно,
индивидуалистов, заботящихся о себе, но способных в каждом другом активно
уважать равного себе по человеческой природе, способных на доверие совместно со
здравым смыслом, не воспитанных всеми окружающими обстоятельствами и длительной
практикой в том духе, что единственный способ выжить – это врать и не верить. У
людей и в обществе есть место радости и печали, смеху и слезам, но лицемерная
насмешница с выспренно-трагическим лицом никакого оптимистического будущего не
имеет.
С
этим большие проблемы не только там, где многие поколения привыкли жить и
выживать по авторитарным или тоталитарным правилам. Во многих странах
традиционной демократии последнего полувека на месте соединения
гражданственности и ответственной политики оказывается корпоративная система
отношений между людьми, вопросы гражданской и политической ответственности
решаются технократически, по-менеджерски, основанные на морали стратегические
задачи уходят на дальний план.
Возвращаясь
к России и к нашим условиям общественного существования, можно утверждать, что
нам не дано инструмента своей волей или своей энергией менять ход истории. Но,
как говорит один мой друг, в такой ситуации свободные люди должны не
переставать, кто как умеет, расставлять на своем пути флажки, отмечая ту часть
дороги, которая остается свободной. В этом и заключается шанс не только не
проиграть полностью, но и добиться победы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.relga.ru/