Великий пост
Великий пост
Диакон Михаил Желтов, А. А. Лукашевич, А. А. Ткаченко
На
церковнославянском – Святый и великий пост, святая четыредесятница; греч.
Tessarakoste; лат. Quadragesima – период литургического года, предшествующий
Страстной седмице и празднику Пасхи. В связи с тем что Пасха может попадать на
разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни.
Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св.
Четыредесятницей.
Установление Великого поста в ранней Церкви
Формирование
структуры и принципов проведения Великого поста заняло неск. столетий и было
тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть
в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память
Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как
праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом,
когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях
была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или
целой седмицы. В частности, 40-часовой пост (проводившийся в полном воздержании
от пищи) уже соединял в себе два основных значения, которые позднее легли в
основу Великого поста– подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после
Крещения на Иордане (Мф 4. 1–2; Мк 1. 12–13; Лк 4. 1–2) и подготовку к
празднику Пасхи (см. послание сщмч. Иринея Лионского папе Виктору: Euseb. Hist.
eccl. 5. 24. 12–13). 6-дневный пост перед Пасхой отмечается в сир.
"Дидаскалии апостолов" (III в.) и в 1-м каноническом послании сщмч.
Дионисия Александрийского († 264/65). В александрийских источниках 2-й пол. III–IV
в. (напр., Orig. In Lev. 10. 2; 1 прав. Петр Ал. († 311)) появляются упоминания
уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан
такой пост с Пасхой, или нет (высказывались предположения, что этот пост возник
не как предпасхальный, а как послебогоявленский в подражание посту Христа после
Крещения, и лишь затем был отнесен к Пасхе; впрочем, как доказать, так и
опровергнуть эти предположения весьма затруднительно).
Еще
один источник, из которого возник Великий пост– это предкрещальный пост. К III
в. в Церкви распространился обычай совершать таинство Крещения в пасхальную
ночь, а практика поститься перед принятием Крещения существовала в Церкви еще в
I в. (см., напр.: Didache 7. 4); предкрещальный и предпасхальный посты могли
объединиться; в позднейших источниках с некоторыми этапами великопостного цикла
могут связываться этапы оглашения.
Самым
ранним бесспорным свидетельством о предваряющем Пасху 40-дневном посте
(включающем Страстную седмицу), по мнению большинства исследователей, следует
считать 2-е праздничное (пасхальное) послание (330) свт. Афанасия Великого (PG.
26. Col. 1386). Пост начинается за 6 седмиц до Пасхи, а число 40 достигается
исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что
этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным
пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила
как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику
Пасхи. Из послания 340 г., адресованного еп. Серапиону Тмуитскому, которое свт.
Афанасий написал, находясь в ссылке в Риме, видно, что этот пост в Египте был
недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный (PG. 26. Col.
1413), в то время как в Риме он соблюдался неукоснительно и был связан с
предкрещальной подготовкой и, возможно, принятием кающихся вновь в церковное
общение (первое свидетельство – письмо папы Иннокентия I Декентию, еп. г.
Губбио, в котором говорится о принятии кающихся в Великий четверг (Ep. 25. 7 // PL. 20. Col. 559; см.: Cabie R. La Lettre du pape
Innocent Ier a Decentius de Gubbio. Louvain, 1973. P. 28–29).
О
некой "четыредесятнице" говорится уже в 5-м правило I Вселенского
Собора, но что именно имеет Собор в виду – Великий пост или праздник Вознесения
Господня (празднуемый на 40-й день после Пасхи) – остается непонятным. В пользу
второго говорит 37-е прав. Апост. (S. Salaville), хотя некоторые исследователи
полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее
воздействие на оформление периода Великого поста в его современном виде (R.-G.
Coquin).
К
кон. IV – нач. V в. уже повсюду в Церкви был принят 40-дневный Великий пост,
хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила
пощения. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье (а в некоторых
местностях – и в субботу) с появлением в календаре периода длительного
аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих
установлений. Церковные историки V в. пишут: "Так называемую Четыредесятницу,
во время которой множество [христиан] постятся, одни почитают состоящей из 6
седмиц: так [считают живущие] в Иллирике и на Западе, и Ливия вся, и Египет с
Палестиной; другие – из 7: так [поступают живущие] в Константинополе и в
ближайших землях, вплоть до Финикии; иные же постятся в течение 3 седмиц из 6
или 7 с пропусками; иные же – в течение 3 [седмиц] перед праздником [Пасхи], а
другие – в течение 2, как, [например,] монтанисты" (Sozom. Hist. eccl.
VII. 19); "Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно... в
Риме постятся непрерывно 3 седмицы, кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии,
во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его
Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц... и постятся только
3 пятидневия... те и другие, разноглася между собой в числе постных дней,
называют пост одинаково – 40-дневным... одни воздерживаются от употребления в
пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только
рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц... одни воздерживаются даже от
плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не
принимают, а иные, постясь до 9-го часа [дня] вкушают потом всякую пищу"
(Socr. Schol. Hist. eccl. V. 22). Обязательность Великого поста для всех была
закреплена 69-м Апост. прав. (окончательная редакция корпуса Апостольских
правил произошла в кон. IV в.).
Духовное содержание Великого поста
Святоотеческое
учение о Великом посте неотделимо от учения о посте вообще. Великий пост
понимается прежде всего как время сугубого покаяния и рассматривается как
инструмент для достижения подлинной молитвы, удаления от зла, угашения
страстей, смирения перед Богом, духовного роста, внутреннего очищения и
обновления (Basil. Magn. Hom. de jejun. 1–2; Ioan. Chrysost. Contra. Jud. III.
4–5). В IV–VI вв. оформляется учение о Великом посте как о "десятине
года" (прп. Иоанн Кассиан, прп. Дорофей Газский), аналогичной обязательной
десятине в ВЗ (Лев 27. 30–32). Если продолжительность года – 365 дней, то
"телесный" пост должен составлять 36, 5 дней (7 седмиц без суббот и
воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й
половины пасхальной ночи). За Великим постом сохраняется значение необходимой
подготовки к празднованию Страстной седмицы и Пасхи: "Кто пренебрегает
Четыредесятницей... тот не празднует праздника Пасхи" (пасхальное послание
свт. Афанасия Великого от 346 г.; ср.: "Постное время светло начнем... да
сподобимся вси видете всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху" –
стихира прп. Феодора Студита вечером в Неделю сырную).
С
постепенным распространением в Церкви практики редкого Причащения, достигшей к
XIX в. максимального развития (когда многие причащались лишь однажды в год),
Великий пост стал пониматься и как средство для подготовки к принятию Св. Таин
(в частности, о том, что Великий пост – время, особенно благоприятное для
Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст; о посте как средстве подготовки к
Причащению говорится и в "Молитвах в начале поста святые
Четыредесятницы", которые в современной практике РПЦ обычно прочитываются
в воскресенье перед Великим постом или в 1-й день поста). В связи с тем, что
дни Великого поста– это дни покаяния, канонические правила предписывают не
совершать в будние дни Великого поста полную литургию (Лаодик. 49) как службу,
преисполненную радости и торжества (с V–VI вв. на Востоке получил
распространение особый чин литургии Преждеосвященных Даров, не являющейся
полной литургией; его совершение в будние дни Великого поста было закреплено
Трул. 52); запрещено устраивать в будние дни Великого поста празднества в честь
святых (их памяти должны переноситься на субботы и воскресенья – Лаодик. 51; в
позднейшей традиции некоторые праздники святых отмечаются в будние дни Великого
поста, но устав богослужения в таких случаях существенно отличается от порядка
празднования памятей святых в обычное время года), торжества по поводу
вступления в брак (этот запрет, в частности, проявляется в том, что в дни
Великого поста не совершается браковенчание) или дней рождений (Лаодик. 52).
Неисчерпаемый источник духовных размышлений о Великом посте – сокровищница
православной гимнографии.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/