Индо-буддийская культура
Индо-буддийская культура
Контрольная работа
Выполнил студент гр. ГПт-54 Зорин В.В.
Кузбасский государственный технический университет
Междуреченск 2006
1. Буддизм как культурообразующая религиозная система
индийской цивилизации
Буддизм
— самая ранняя по времени появления мировая религия, которой ныне следуют около
700 млн. человек. Расцвет этой религии в Индии пришелся на V в. до н. э. —
начало н. э. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо —
Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э. по буддийской традиции, 563/560 —
483/480 гг. до н. э. — по оценке историков). Происходил он, по преданию, из
царского рода племени Шакьев (одно из имен Будды — Шакьямуии — «отшельник из
Шакьев»). С самого детства он поражал своими способностями. Окруженный роскошью
и великолепием, он проводил жизнь в прекрасных дворцах, побеждал соперников на
рыцарских турнирах. Жена-красавица и любимый сын довершали счастливую и
беспроблемную жизнь принца. Но однажды, когда ему исполнилось 29 лет, впервые
жизнь повернулась своей жестокой и прозаической стороной, ранее ему неведомой.
На одной из увеселительных прогулок он увидел людей, далеко не столь счастливых:
дряхлого старика, больного проказой человека, монаха-отшельника и мертвеца.
Потрясение оказалось столь велико, что, оставив все — счастливую семью, роскошь
и наслаждения, он отправился в длительное семилетнее странствие. Предаваясь
самому суровому аскетизму, познав после долгих раздумий причину зла, впав в
нирвану, он стал Буддой (санскр. букв. просветленный, осененный истиной,
пробужденный к новой жизни) и проповедником учения, получившего название
буддизма. Более сорока лет проповедей создали много учеников и последователей
учения Будды, среди которых появились и первые в религиозной жизни женщины.
Буддизм
не воспринимает моральные нормы как ограничения — в нем они имеют вертикальную
значимость: нормы — это вехи, ведущие к богу, т. е. к самому себе. Если в этих
нормах и есть нравственное содержание, то оно скрыто. Поведение человека есть
только следствие того внутреннего пути, который он проделывает, медитируя с
образами, которые находятся перед его мысленным взором всегда и становятся
большей реальностью, чем окружающие вещи (образ солнца, золотые канаты,
стягивающие лазуритовую основу, Будда, сидящий на цветке, которым и является
сам медитирующий человек, и т. п.).
Учение
не учитывало кастовой принадлежности обращаемого: из числа 550 воплощений самого
Будды 12 приходилось на рождение. В качестве шудры (низшей касты), 10 раз он
рождался пастухом, и по одному разу каменщиком, резчиком и танцовщиком.
Возможно, в условиях кастового общества идея равноправия помогала усилению
царской власти и способствовала ослаблению влияния брахманов-жрецов.
Подвергнув
осуждению брахманизм за пристрастие к богатой и обеспеченной жизни,
преобладание внешних форм религиозной жизни, а джайнизм — за жесткую аскезу,
Будда высказался за средний путь. От древнеиндийских племенных религий он
унаследовал анимистическое представление об одушевленности всего живого в
природе; о карме как законе переселения душ, по которому место человека в жизни
определяется его грехами или добродетелями в предыдущих существованиях.
Центральным
в учении Будды считаются «четыре благородных истины»: жизнь есть страдание;
причина страдания — стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит
через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий
и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечение зли,
способствующих возникновению и поддержанию добра. В конце этого пути наступают
полная свобода и озарение — нирвана, своеобразная пассивная, с точки зрения
христианской культуры, этика, так как призывает к терпимости и бесстрастию,
равнодушию ко всему как к доброму, так и злому.
Выдающийся
правитель династии Маурьев Ашока (273—232 до н. э.) провозгласил буддизм
государственной религией. Им были осуществлены разорительные для
государственной казны пожертвования церкви, построены многочисленные храмы,
созданы могущественные монашеские общины и др. Новая религия способствовала и
объединению страны. К тому же идея непротивления злу насилием способствовала
укреплению любой власти.
Литературные
источники и более поздние изображения свидетельствуют о довольно высоком уровне
архитектуры и изобразительного искусства этого периода. Формы деревянных хижин
— круглых в плане, с полусферическими покрытиями, а позднее — овальных и
прямоугольных в плане, с двухскатной крышей, легли в основу храмовой
архитектуры и других построек. Среди культовых сооружении с широким применением
камня наибольшего распространения получили ступа[1]
, стамбаха — монолитный столб и пещерный
храм.
По
всей стране как реликвии распространяются части скелета Будды — их пепел
(называют цифру 84 тысячи). Более правдоподобна версия о том, что его останки
поделили представители шести племен, в которых побывал Будда, брамин из
Ветхадина и посланец маурьев. Были выстроены и первые восемь ступ. Ступы -
полусферические земляные холмы с реликварием и священным диском. Наиболее
известна ступа Санчи (321 г. до н. э.) с диаметром 32,2 м. В I в. н. э. вокруг
нее была выстроена ограда с четырьмя воротами со скульптурами юных дев - духов
плодородия. Ворота символизируют не только стороны света, но и четыре
"благородные истины", и жизненный путь Гаутамы: рождение (восток),
просветление (юг), проповедь (запад), нирвану (север). Некоторые исследователи
считают, что ступа не только символ пустоты (этого мира или пустоты нирваны, в
которой пребывает Будда), но и образ вселенной: основание ступы представляет
первый сосуд бытия (камалоку - мир желаний, включающий ад), полусфера
представляет собой второй сосуд бытия (рупалоку - мир форм со следами мира
материального) и третий сосуд бытия (apyпалока - сфера чистой мысли). Сферы
бытия разделены на 31 уровень. Примечательно, что эта "иерархия"
эволюции сознания отдельного человека не имеет отношения к иерархии социальной,
не влияет на нее. Кроме того, получили распространение стамбхи - культовые
столбы с высеченными проповедями. Самый знаменитый - Сарнатхский (колонна
Ашоки). На барабане высечены спящие животные - символы сторон света, на
капители — львы, которые несут колесо закона (образ Будды и знак его
просветления). Определились и места паломничества: Капилавасту, где родился
Будда; Гайа, где он прозрел; Бенарес, где он произнес первую проповедь, и
Кусинагара, где он впал в нирвану. С III в. до н. э. создаются буддийские
храмы, высеченные в пещерах Аджанты (самые поздние создаются в VII в. н. э.).
Хорошо сохранилась живопись на их стенах: сцены из жизни Будды, его воплощения,
сцены из жизни индийцев. Изображениям присуща изысканная эстетичность (только
женских причесок насчитывается 240 видов). Древние живописцы руководствовались
принципом: путь добродетели - путь красоты. Каменная резьба покрывает потолки,
стены, колонны храмов. До нашей эры Будда в образе человека не изображался:
подношения Будде изображались как подношения алмазному трону, на котором он
получил прозрение, дереву, ступе, чакре — колесу, символизирующему в данном
случае учение.
Интересен
также пещерный комплекс в Карла (недалеко от Бомбея). Длина главного храма — 40
м, высота и ширина — 15 м. Сохранились деревянные балки из тиса, вдоль стен
тянутся ряды колонн. Капители представляют собой группы коленопреклоненных
слонов с восседающими на них гениями. Против входа, у задней стены, находится
ступа, увенчанная трехъярусным зонтом.
В
южной части штата Бихар в комплексе Бодх-Гая выстроен храм Прозрения: крутая
усеченная пирамида на квадратной платформе. У западной стены храма под деревом
- прямым потомком дерева Будды на невысоком основании лежит плита из
полированного песчаника — "алмазный трон".
Многие
сюжеты росписей и рельефов авторы черпали из джатак — рассказов о перерождениях
(предшествующих жизнях) Будды. В большинстве этих рассказов Будда выступает в
образе мудреца, в других -излагаются печальные истории о тех, кто не следовал
буддийским правилам поведения, но встречаются и такие, в которых Будда
изображен довольно неприглядно: например, играет в кости и, чтобы наказать
плута, прятавшего одну из костей во рту, смазывает их ядом (правда, потом
спасает отравленного). В такие сборники, как "Панчатантра",
"Хитопадеша" и другие, во множестве вошли не только народные притчи,
но и сказки, басни. Правда, образы животных еще не служат олицетворением
конкретных нравственных качеств.
Пещерные
храмы, вначале небольшие и простые, восходящие к архитектуре деревянного
общинного дома собраний, постепенно уступили место чайтья — продолговатым залам
с двумя рядами колонн и ступой, помещенной в закругленном конце зала напротив
входа.
Поражал
своим совершенством и изяществом дворец царя Ашоки. Три зала, расположенных
друг над другом, каменные и деревянные колонны, обвитые золотыми виноградными
лозами, подчеркивали монументальность форм и роскошь отделки. Повторяя и
развивая образцы народного деревянного зодчества, на фасадах дворца
чередовались балконы и арки. Статуи божеств и людей отличались внушительностью
и монументальностью застывших поз и тяжеловесностью форм.
Показатель
высокого уровня развития литературы в Древней Индии — труды, посвященные
вопросам теории литературы (особенно поэзии), тщательно разработанных грамматик
санскритского языка. Самая прославленная из них «Грамматика» Панины составлена
в IV—III вв. до н. э.
Труды
Панины по созданию грамматики санскрита в условиях значительной политической,
экономической, этнической и культурной разобщенности страны трудно переоценить.
Именно санскрит во многом помогал общению и взаимопониманию самых различных
народностей и племен. А отход от разработанных норм «Грамматики" Панини,
со словарным запасом в две тысячи корней, расценивался как вопиющее невежество.
Исследования Панини позволили выявить состав языка, все правила которого он
свел к четырем тысячам стихотворных формул, что впоследствии, в середине XIX
в., способствовало развитию в Европе сравнительного метода в языкознании.
Не
став господствующей религией в Индии, буддизм при Кушанах получил наибольшее
распространение там, где рабовладельческие отношения были наиболее развитыми, —
в долине Ганга, на северо-западе страны. Буддийское духовенство, приспосабливая
культ и вероучение к племенным и общинным верованиям, оформляет в I—II вв. н.
э. новую форму буддизма.
Теперь
Будда из учителя (гуру), указавшего путь к спасению и первым вошедшего в
нирвану, окончательно превращается в божество. Культ могущественного Будды
требует огромных храмов. Создается учение об аде и рае. Формируется культ
святых, достигших ступени Будды, но временно не вошедших в нирвану. Вес большая
роль отводится обрядовой стороне культа с элементами магии. В этих целях
значительно шире, чем раньше, используются произведения изобразительного
искусства.
Роскошно
и пышно оформляются процессии и церемонии. Жертвоприношения приносятся в виде
цветов, воскуривания благовоний, кормления божеств и пр.
Однако
расцвет буддизма завершился кушанским периодом. Буддизм, будучи приемлемым, для
различных слоев общества и разных народов своей симпатией ко всему живущему и
поисками нравственной основы жизни, почитаемый многомиллионными жителями
планеты, получив мощную поддержку царствующих правителей, сформировав широко
разветвленную сеть монастырей, все же уже при Гуптах эволюционно, без
политических потрясений и религиозных войн, начал уступать место индуизму.
2. Кратко ответьте на вопросы: – Каково содержание
«Вед»?
Вед
это религия учение которой было изложено в X – VI вв. до н. э. в четырех
сборниках (самхитах): Ригведа(«Книга гимнов»), Яджурведа («Книга жертв»),
Самаведа («Книга песен»), Артхарваведа («Книга жрецов»).
–
Что представляет собой кастовый строй Индии?
В
условиях упадка рабовладельческих отношений важным элементом общественной
структуры Индии становится кастовый строй, окончательно сложившийся в период
раннего Средневековья. Касты (португ. casta от лат. castus — чистый, санскр.
джати) — это замкнутые группы людей, обособившиеся вследствие выполнения
специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий,
отчужденные друг от друга, занимающие установленное обычаем и законом место в
производственной и общественной жизни.
–
О чём рассказывает «Рамаяна» - древнеиндийская эпическая поэма?
«Рамаяна»,
древнеиндийская эпическая поэма на санскрите, приписываемая легендарному поэту
Вальмики. Создана предположительно около 4 в. до н. э. в Восточной Индии,
современный вид приобрела ко 2 в. н. э. В средние века «Рамаяна» стала одной из
священных книг вишнуизма. Поэма посвящена подвигам Рамы. Полагают, что в основе
«Рамаяна» лежат исторические события: раннее продвижение ариев в Южную Индию,
военные столкновения с племенами аборигенов. Фантастические мотивы преданий и
мифов памятника сочетаются с реальными чертами эпохи его создания.
3. Объясните термины:
«Махаяна»
Махаяна
– санскр., букв. — большая колесница
, наряду с хинаяной одно
из двух основных направлений буддизма, т. н. северный буддизм. Возникнув в
Индии, с начала н. э. распространилось в Китае, Тибете, Японии и др. Махаяна
подчеркнула черты терпимости в этическом учении буддизма и выдвинула идеал
бодхисатвы. Нирвана понимается как абсолютная реальность, отождествляемая с
органической общностью всех вещей — Дхармакаей (космическое тело Будды).
Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа,
возникновению ритуала. Основные философские школы: йогачары, мадхьямика.МОКША
(санскр.), одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма,
высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий
эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т.
д.
«Индуизм»
В
конце I тыс. н. э. в результате развития веденической религии, брахматизма,
процесса ассимиляции народных веровании сформировалась одна из наиболее крупных
по числу последователей религии мира индуизм. Индуизм – в его основе лежит
учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом
воздания (карма) за добродетельное или дурное поведение: почитание верховных
богов или их воплощений соблюдение кастовых правил. Священным считаются корова,
змея, лотос, река Ганг и т.п.
«Брахматизм»
В
I тыс. до н. э. создаются комментарии к ведам Брахманы. «Брахманы» обосновывали
главенствующую роль жреца в обществе. Брахманизм – религия используется для
оправдания общественного неравенства. Складывается иерархия богов Верховные
среди них – Брахма (создатель вселенной), Вишну (её сохраняющий) и Шива (её
разрушающий).
В
основе этого вероучения – признание страданий, людских бедствий
несущественными, ибо весь мир – всего лишь иллюзия.
Подлинная
реальность – существование мирового духа (Брахмы). Жрецы (брахманы) утверждали,
что безропотность в труде, покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым
позволяет душе умершего возродится в телесной оболочке человека более высокого
общественного положения и наоборот.
«Кшатрии»
Индоарийское
общество характеризуется варновой системой, отраженной в ведах. Первоначально
существовали три варны - брахманы, кшатрии и вайшьи. Брахманы - жречество
олицетворяли религиозно-духовную власть. Кшатрии - военное сословие осуществляли
государственно-политическое руководство. Вайшьи - торговцы и земледельцы
занимались непосредственно хозяйственно-производственной деятельностью.
«Нирвана»
Центральным
в учении Будды считаются «четыре благородных истины»: жизнь есть страдание;
причина страдания — стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит
через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий
и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечение зли,
способствующих возникновению и поддержанию добра. В конце этого пути наступают
полная свобода и озарение — нирвана, своеобразная пассивная, с точки зрения
христианской культуры, этика, так как призывает к терпимости и бесстрастию,
равнодушию ко всему как к доброму, так и злому.
«Ламаизм»
ЛАМАИЗМ
- тибето-монгольская форма буддизма, возникшая в Тибете в 8 в. основанная на
сочетани черт махаяны и ваджраяны. Ламаизм распространен в автономных районах
Тибет и Внутренняя Монголия (Китай), в Монголии, а также в отдельных районах
Непала и Индии. В России имеет последователей, главным образом в Бурятии,
Калмыкии и Туве. Считается, что примерно с 1970-х годов термин
"ламаизм" начал постепенно выходить из употребления в европейской
науке....
Формирование
ламаизма началось с VII в. - времени проникновения буддизма в Тибет. В науке
остается открытым вопрос, что следует понимать под ламаизмом: буддизм Тибета,
Монголии, Бурятии, Калмыкии и Тувы в целом со всеми его школами, или же только
школу Гелугпа. Не бесспорен и сам термин ламаизм - его последователи свою
религию так не называют. В Тибете учение Будды вообще называется
"путь" или "закон", но каждая школа обозначает себя
по-своему: Кадампа, Кагьюдпа, Сакьяпа, Ньингмапа и Гелугпа.
В
ламаизме, как и в прочих формах буддизма, представлены его основные концепции:
сансара и нирвана (их противостояние и тождество), жизнь как форма страдания,
путь к спасению и просветление, калачакра, бхавачакра, мандала, психотренинг по
системе йога, практика медитации, передача эзотерических знаний непосредственно
от учителя к ученику путем личного контакта и многое другое. Главными
священными текстами ламаизма являются Ганджур (собрание изречений Будды) и
Данджур (комментарии к изречениям Будды). При этом особый упор делается на
тексты тантры, которых насчитывается 2606.
4. Выполните тесты:
1.
Понятиями, характерными для буддизма, являются:
а)
«доа»;
б)
«увэй»;
в)
«сансара»;
г)
«сяо»;
д)
«карма».
2.
Буддизм в качестве государственной религии принят при царе:
а)
Канишка;
б)
Ману;
в)
Бхарата;
г)
Ашока;
д)
Чандрагупта.
3.
«Бхагавадгита» – это:
а)
часть Вед;
б)
течение буддизма;
в)
каста;
г)
принцесса династии Маурьев;
д)
эпическая поэма.
Список литературы
1.Малюга
Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М18 и испр. – М.: ИНФРА –
М., 2001.
2.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/Под ред. Проф.
Маркова А.Н. – М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
3.
Темкин Э.К. Мифы Древней Индии. – М., 1982.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/
[1]
Ступа — санскр. букв, куча земли, камней