Драконы
Драконы
Анна Кривошеина
Пожалуй,
нет ни одного уголка на Земле, где бы ни знали легенд и мифов о драконах. Эти
загадочные существа занимали умы людей с древнейших времен, постепенно
изменяясь и обретая все новые черты и формы, на первый взгляд противоречащие
друг другу: подобно Шиве, дракон воплощает то силу жизни, то силу разрушения.
Эмблема
воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса,
хранитель, изображенный на носах длинных судов древних викингов. Изначальные
«владыки земли», стражи сокровищ и тайных знаний, с которыми почему-то
приходится бороться героям и созидателям Зигфриду, Георгию, Гераклу... Змей
Горыныч и чудо-юдо русских сказок и былин. Чудовище, опустошающее огромные
территории, об ужасных местах обитания которого рассказывали в каждой стране.
Однако у римлян дракон был значком когорты, отсюда современное dragon,
«драгун». Символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его
лицо именовалось Лицом Дракона, а трон — Троном Дракона. На щите Агамемнона,
читаем мы в 11-й песни «Илиады», был изображен синий трехглавый дракон. Легенды
буддизма изобилуют упоминаниями о них, сказания даосизма повествуют об их
деяниях. По всему миру жрецы-адепты именовали себя Сынами Дракона и Сынами
Бога-змия. «Я — змий, я — друид», — восклицал кельтский жрец. А имя Дракулы,
великого мага, превращенного суевериями в вампира, переводится как «Сын
дракона».
Все
в Едином, Единое во всем
Дракон
появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних
народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом,
который вступает в борьбу с Творцом. В этих космических битвах, как правило,
побеждают силы или боги, олицетворяющие порядок и поддерживающие равновесие в
мироздании, а из чудовища создается небосвод и поднебесный мир: «И рассек он ей
внутренность, и пронзил сердце... и создал из одной половины твердь небесную, а
из другой — твердь земную...» В каждой стране поэты воспевали эту титаническую
битву. В древнейшем вавилонском сказании «Энума элиш» («Когда вверху»)
говорится о борьбе бога Мардука с Тиамат, богиней первобытного космического
океана. Один из богов ведического пантеона, Индра, побеждает дракона Вритру,
сирийский бог Баал — бога Ямму, владыку изначального океана... Широко известен
и библейский сюжет о чудовище Левиафане, некогда побежденном Творцом.
Один
из ключей к разгадке символа дает средневековая алхимия. Эта древняя наука
основывается на великом Законе единства материи. Все творение происходит из
Единого и к Единому возвращается. Материя одна, но принимает различные формы,
комбинируясь сама с собой и производя бесконечное множество новых тел. Эта
Первоматерия, существовавшая прежде всех элементов, называлась Хаосом,
причиной, мировой субстанцией и обозначалась древнейшим алхимическим символом —
змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос («пожиратель
хвоста»). Изображение уробороса сопровождали подписью «Все в Едином» или
«Единое во всем». А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota).
Дракон
— это дух изменения, а потому дух самой жизни
Вначале
этот символ был полностью благоприятным и означал воды, несущие жизнь (змея), и
дыхание жизни (птица). В Средневековье, чтобы изобразить дракона,
«заимствовали» разные части тела и элементы у семи или девяти различных
животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.
На
востоке извивающийся дракон рассказывал о созидательных ритмах и циклах
природы, жемчужное зерно в его рту означало силу начинания. «Весной он подымается
в небо, а в августе хоронит себя в толщах воды. Дракон покрывает себя грязью в
осеннее равноденствие и появляется весной, своим пробуждением возвещая
возрождение природы». Он обладает способностью по своему желанию становиться
видимым или невидимым, может преображаться.
Два
дракона, играющие с жемчужиной, — это символ взаимного созидательного действия
сил инь и ян, порождающих мир, символ всех противоположных и взаимодополняющих
сил, символ целостности вселенной (именно дракон-лошадь передал императору
рисунок круга дао, в котором отражена взаимосвязь инь и ян). В даосизме и
буддизме это жемчужина совершенства, мудрость, духовная суть вселенной, знак
Высшего предела. По легенде, китайский монарх, обладавший жемчужиной, мог
превратить ночь в день. Дракон вместе с фениксом (в Китае) или орлом (в
алхимии) — символ союза неба и земли, божественной потенциальности,
взаимодействия макро- и микрокосма, ритмов эволюции и инволюции, рождения и
смерти.
Сила
у него не в зубах, а в хвосте, и убивает он скорее дыханием, чем укусом
Один
из наиболее распространенных мифологических сюжетов — сражение с драконом:
герой, благодаря своей отваге, побеждает дракона, завладевает его сокровищами
либо освобождает пленную принцессу. Этот сюжет рассказывает о двойственности
природы человека, о внутреннем конфликте между светом и тьмой, о силах
бессознательного, которые могут быть использованы для достижения как
созидательных, так и разрушительных целей. Битва с драконом символизирует те
трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами
внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и
достичь самообладания. Только выполнив это условие, герой мог нести истинный
свет и спасение миру.
Спасти
непорочную девицу из лап дракона значит освободить чистые силы, сокрушив злые.
Подвиги Геракла, освобождение Андромеды Персеем, бой Ясона с драконом в
сказании об аргонавтах, легенда о скандинавском герое Сигурде и его победе над
драконом Фафниром, бой святого Георгия с драконом лишь некоторые тому примеры.
Каждый из них дает свой совет, как сражаться с собственной тьмой: например,
Геракл до тех пор не мог победить многоголовую гидру, у которой на месте каждой
отрубленной головы тут же вырастала новая, пока не догадался прижигать рану
факелом. Не то же ли происходит с человеком, пока он сражается с проявлениями и
последствиями своих недостатков, но не находит их корней? И хотя дракон,
подобно египетскому Сету, причиняет жестокую боль, он помогает человеку познать
себя.
Дракон
не был бы драконом, если бы не умел летать. И человек не был бы человеком, если
бы, веруя в драконов, не попытался такого летающего дракона сделать
С
древнейших времен люди запускают в небо воздушных змеев. А в Японии когда-то
драконов запускали даже в городах, с крыш домов. Почему? Возможно, сами того не
осознавая, мы не представляем себе жизни без летающего дракона, великого
покровителя и защитника. Драконы были символами могущественных богов, дающих
жизнь: Кецалькоатля, бога утренней звезды, Атума, бога вечности, Сераписа, «Дракона
мудрости». А также — земных «детей» этих богов: Учителей, мудрецов — хранителей
Центра мира, его сокровищ и тайн. Этот символ бесконечен, как бесконечен вечно
развивающийся мир, охраняемый кольцом уробороса. Драконы и сейчас населяют
страницы наших книг. Клиффорд Саймак, Роберт Желязны, Евгений Шварц, Ричард
Бах, Джон Рональд Толкиен — рассказывают нам о драконах. О нашей слепоте и
лени. О пульсе и дыхании жизни. О знаках на нашем пути. И о том, что все
великие битвы и победы лишь результат маленьких, ежедневных сражений.
Восточный
дракон не ужасный монстр... но гений и символ силы и доброты. Он скрывается в
пещерах неприступных гор или погружается в недоступные глубины моря, ожидая там
времени пробуждения и действия. Он раскрывается в грозовых тучах, он умывается
своей гривой во мраке бурлящих круговоротов. Его когти — в изгибах молний; его
чешуя начинает искриться в коре сосновых деревьев. Его голос слышится в
урагане, который катится по ослабевшему лесу, пробуждая его к новой весне.
Какудзо
Окакура. «Пробуждение Японии»
Пять
тысяч лет назад в созвездии Дракона находился Северный полюс мира. Снова
охранять этот загадочный центр Дракон будет лишь через 20 000 лет.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.newacropolis.ru