О религии, религиоведах и апологетах
О религии, религиоведах и апологетах.
Курбанов Гарун
В
последнее время мы все невольно становимся свидетелями того, как на страницах
газет и журналов разворачивается острая, порой непримиримая полемика о месте и
роли религиоведения и ее различных школ и направлений в нашей жизни.
Представители
академических институтов и вузовских кафедр убеждают нас в необходимости
религиоведения, изучения и постоянного наблюдения за процессами, происходящими в
религиозной сфере. В ответ люди весьма далекие от этой науки - инженеры,
зоотехники, вчерашние партийные и комсомольские функционеры, сменившие свои
членские билеты на четки духовных лидеров, наполняют периодическую печать и
телеэкраны такими суждениями, которые поражают своим теоретическим легковесием
и вызывающей безапелляционностью.
Скороспелые
богословы, совершенно не утруждая себя раздумьями, стали говорить о вредности и
антирелигиозностии и даже об античеловечности религиоведения. Научные традиции,
которые на протяжении веков пытаются ответить на вопрос "Что такое религия
и религиозная вера?", стали обретать в рассуждениях новоявленных
мыслителей черты ужасной крамолы. С высоких трибун во всеуслышание говорят о
"лженауке под названием «религиоведение»" и пишут о том, что оно
"показало свою несостоятельность и свое негативное античеловеческое
нутро". Авторы известных опусов, не буду напоминать их имена, для которых
"религиоведение" сравнимо с происками разве что шайтана, забывают о
том, что интерес к исследованию религии возник не сегодня. Религиоведческие
знания, философские, исторические, психологические и другие накапливались на
протяжении веков. Предметные узлы этой науки вычленялись и создавались в самых
религиозных системах. Уже первые, ханифы - проповедники единобожия в Аравии,
если говорить об исламской традиции, невольно были вынуждены вникать в
религиозные представления своих современников, часто казавшиеся им лишенными
всякого смысла. Позднее мусульманские богословы стали заниматься описанием
особенностей культа тех религий, с которыми им приходилось вступать в борьбу,
главным образом для того, чтобы облегчить задачу тем, кто шел следом за ними.
Благодаря их трудам нам стали известны религиозные культы и вероучения
аравийских племен, сасанидов, гуннов и т.д. К этому добавилось и стремление
отыскать критерии, которые позволяли бы решать, какие религиозные убеждения и
действия достойны человека. При этом разброс мнений был достаточно широким. Уже
в 8 в. появились мутазилиты (отколовшиеся), которые выступили против
буквального понимания атрибутов бога и пришли к отрицанию извечности Корана.
Именно
они заложили начало "ильм ат тафсир" - науке комментирования и
фальсафа, первым представителем которого был аль Кинди. Средневековые
мусульманские философы обратились к вопросу о том, "возможно ли?" а,
если возможно, то "до какой степени?" подвергнуть научному
рационалистическому анализу религию. Конечно, сама постановка вопроса и
размышления на эту тему не были безобидными. Представители духовенства прекрасно
осознавали опасность возможного вольнодумства, поскольку внутренняя перспектива
таких изысканий была направлена в глубину таинственного феномена человеческой
реальности ? религии.
Подобные
исследования определяли неоднозначное отношение к религии. Это отношение
зачастую обнаруживало два полюса теистическую и атеистическую. Естественно, в
условиях средневековья, приверженцы последней подвергались бесконечным
гонениям. Таких исторических примеров тысячи. И 70-летний период внедрения
атеизма, которым нас пугают уважаемые ораторы, ничто по сравнению с веками
инквизиции и михны. Кстати, одной из жертв михны стал и Ахмад б. Ханбал -
основатель суннитского мазхаба.
Однако
самые жесткие гонения не были способны подавить устремления критического
разума, поскольку не всех устраивал тезис, провозглашенный Тертулианом
"верую ибо абсурдно", точно так же, как и принцип "не спрашивай
как", заложенного в символе веры Абд ал Кадира.
Можно
спорить и о том, что знать религию или стать религиоведом человек может лишь тогда,
когда он сделает для себя выбор в пользу религии и обретет веру. Разумеется,
понятие "религия" в глазах атеиста имеет иную окраску, нежели для
приверженца религиозной веры. Но, бесспорным является и то, что проникнуть в
существо религиозной веры возможно и совершенно не разделяя ее. Ведь, когда
мусульманский теолог изучает иную, скажем, политеистическую религию, или
современные секты он делает практически то же самое: описывает, анализирует и
отвергает претензии на истинность чужих религиозных убеждений и ритуалов,
поскольку им нет места в доступной для него действительности. При этом их
усилия больше напоминают попытки врачей понять внутренний мир пациентов
психиатрической клиники, имея в виду изначальное отношение к чуждым религиозным
убеждениям как к бреду больного.
Поэтому,
высказываемый нашими алимами тезис о том, чтобы понимать религию и писать о
религии, необходимо сделать выбор в пользу одной из них, представляется не
совсем верным. "Зачем лезть в религиозную идеологию, -вопрошает один из
наших оппонентов, в которой они ничего не понимают?" Да, религию можно
изучать изнутри, будучи ее последователем, симпатизируя ей или снаружи, как
критический наблюдатель, философ, и обе перспективы порождают определенные
методологические проблемы. И все же, действуя с позиции верующего, возможность
субъективизма и потери истинности гораздо выше. Любая религиозная система,
ислам не исключение, говорит нам: если ты следуешь за мной, веди себя так-то,
думай так-то, говори так-то, совершай то-то. Она требует поклонения и
покорности. Здесь даже заблуждения ограничены определенными рамками и заранее
известны.
И
какая может быть свобода исследования религии в рамках религиозной покорности?
Это невозможно точно так же как слепому представить свет. Религиозные изыскания
превратятся в апологетику. Все, что не будет вписываться в рамки данной
религиозной системы, объявят ересью, нарушение заповедей почти неизбежно примет
форму греха, оскорбляющего Всевышнего. При этом грехом объявляется не только
неверие, но и иная вера. Ведь только апологет может написать:
"Христианские миссионеры неустанно стараются развратить мусульман, они
хотят разными путями ослабить силу мусульман и вытравить из душ молодежи
страсть к борьбе за свою веру" и поместить под ней фотографию с надписью:
"Семья амерканских миссионеров в Табасаранском районе РД". А
попробуйте услышать ответ на вопрос: чем же занимаются мусульманские миссионеры
или проповедники?
Вера
отличается от философии прежде всего тем, что отталкивается от признания
зависимости человека от сверхъестественного и выводит из этого все следствия.
Поклоняется ли человек какому либо тотему, пытается ли умилостивить духа
природы или стремится к совершенству, следуя за муршидом, он тот - чья мысль
находится во власти объекта поклонения. В данной системе координат человек
доверяется кому-то, кто, возможно, вовсе не существует и никаким образом с ним
не связан. Для рациональной философии же не существуют извечные догмы, она
способна возразить и сказать, а, может быть Бога нет и человек должен уповать
на самого себя, на свою совесть, на свой исторический опыт.
Для
теолога максимальной истинностью и ценностью обладает информация, которая так
или иначе вытекает из священных текстов. Для атеиста, и если угодно для
рационального религиоведения, напротив, типично наличие доли скептицизма,
особенно по поводу излагаемых в священных текстах описаний рационально
необъяснимых событий. Этот скептицизм, это критическое рассмотрение иногда
может оказать серьезное влияние на исследовательский процесс и на саму религиозную
мысль. Критический разум способен поставить вопрос и увидеть прогрессирующие
симптомы болезни гораздо раньше, чем одухотворенная священными текстами мысль
апологета. Образно говоря, диагностирование - это дело не пациентов, а
квалифицированных специалистов, хотя в наши дни можно встретить людей далеко не
блешущих здоровьем, которые, глядя на ваши не пустые руки, поставят диагноз и
вылечат от самой страшной болезни. Чем в итоге подобное врачевание
заканчивается, думаю, знают многие.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.atheism.ru/