Локально ограниченные религни
Локально ограниченные религни
Возникновение иудаизма
Одной из древнейших, сохранившихся до наших дней
локально ограниченных религий является иудаизм. Зачатки иудаистской религии
появились во 2-м тысячелетии до н. э. среди евреев, живших на территории
Палестины. Возникнув в политеистической форме, иудаизм в 1-м тысячелетии до н.
э. постепенно трансформировался в монотеистическую религию.
Первоначально иудаизм был распространен на весьма
ограниченной территории и почти не выходил за пределы небольшой страны -
Палестины. Проповедовавшееся иудаизмом положение о „религиозной
исключительности" евреев не способствовало развитию прозелитической
деятельности. Вследствие этого иудаизм, если не считать незначительных
исключений, всегда был религией одних евреев. Однако своеобразие их
исторических судеб привело к расселению последователей иудаистской религии по
многим странам мира.
Одной из сект иудаизма является караимство. Секта
возникла в VIII в. в Вавилонии. В отличие от прочих иудаистов, караимы не
признают Талмуд - собрание законоположений иудаистской религии, появившееся
значительно позже канонической книги иудаистов — Танаха. Приверженцы караимской
секты представляют собой отдельную небольшую этноконфессиональную группу.
Другая секта иудаизма - самаритяне, отвергающие не
только Талмуд, но и часть книг Танаха (обязательными считаются лишь Тора и
книга Иисуса Навина).
Зороастризм
Весьма древней локально ограниченной религией является
также и зороастризм. Религия эта возникла на рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до
н. э. в Юго-Западной или, по мнению отдельных исследователей, Средней Азии и
распространилась также в восточной части Закавказья Основателем зороастризма
считается легендарный пророк Заратуштра. Важнейшая особенность зороастризма —
ярко выраженный дуализм, представление о противоборстве доброго и злого начал.
Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как
„очищающая сила". Покойников последователи зороастризма хоронят в особых
„башнях молчания". Они считают, что тела людей нельзя ни предавать земле,
яи сжигать, так как трупы оскверняюг землю и огонь. Зоро-астрийцы верят в
бессмертие души, загробную жизнь и конец мира. Священной книгой зороастризма
является Зенд-Авеста. В VII в. после завоевания Юго-Западной и Средней Азии
арабами позиции этой религии были сильно поколеблены, а затем она была
вытеснена с этой территории почти полностью. Значительная группа зороастрийцев
эмигрировала в Индию. Индийских зороастрийцев называют парсами. К настоящему
времени зороастризм испытал значительные изменения, в нем заметно усилились
монотеистические тенденции.
К зороастрийцам примыкает секта йазидов (или езидов),
в вероучение которых наряду с зороастрийскими положениями вошли также элементы
ислама и христианства. Являясь, как и зороастрийцы, дуалистами, йазиды, однако,
почитают не только доброе начало, но и злое, изображая его в виде павлина. В
связи с этим наблюдается предубежденное отношение к йазидам со стороны
некоторых групп мусульман и христиан, которые считают эту секту
„чертомолами", „поклонниками дьявола".
Мандеизм
В Юго-Западной Азии возникла еще одна сохранившаяся до
нашего времени религия - мандеизм. Она появилась в I в. н. э. в Двуречье и
вобрала в себя ряд элементов христианства, иудаизма и более древних восточных
верований. Для мандеизма характерны некоторые близкие христианству обряды,
например крещение и причащение. Мандеи в качестве своего пророка почитают
Иоанна Крестителя.
Индуизм
В раннеклассовой Индии в качестве местной религии
получил распространение бралманизм (1-е тысячелетие до н. э.). Во второй
половине 1-го тысячелетия до н э. позиции брахманизма в южноазиатском регионе
стали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями. Лишь в
первой половине 1-го тысячелетия н. э. учение брахманизма начинает вновь
возрождаться в Индии в форме индуизма.
Индуизм фактически не является единой религией, а
представляет собой систему местных индийских верований. Индуизм политеистичен,
однако некоторые индуистские теологи пытаются толковать его как пантеистическую
религию (школа веданта). Главные божества - Брахма, Вишну и Шива. Основные
принципы индуизма — это представления о дхарме (долге), карме (воздаянии) и
сан-саре (перерождении) Индуисты имеют свои священные книги (Веды), однако для
индуистской религии характерно отсутствие каких-нибудь строгих канонов. Индуизм
освящает своим авторитетом кастовые различия в обществе.
В индуизме существуют два основных направления:
вишнуизм (сторонники которого особо почитают бога Вишну) и шиваизм (адепты бога
Шивы). Среди шиваитов выделяются почитатели женского начала - шак-тисты.
Во второй половине XIX в. в недрах индуизма возникло
реформистское движение Арья самадж, имеющее в настоящее время значительное
число последователей. Сторонники этого течения отвергают кастовый строй. В Арья
самадж сильно упрощены ритуалы.
Джайнизм и сикхизм
К локально ограниченным религиям Индии следует отнести
также джайнизм и сикхизм. Обычно считают, что джайнизм возник в VI в. до н. э.,
однако есть основания полагать, что корни этой религии гораздо древнее.
Название религии происходит от имени полулегендарного пророка - Джины,
почитаемого в качестве основателя религии. Джайнизм возник в обстановке острого
недовольства широких слоев индийского общества кастовой системой, связанной с
господствовавшим в то время брахманизмом. По джайнизму, спастись может каждый
человек, вне зависимости от его сословной или кастовой принадлежности. Объектом
почитания джай-нов являются их 24 пророка. В настоящее время среди джайнов
много зажиточных людей - торговцев, ростовщиков и т. д.
Сикхизм намного моложе джайнизма. Он сложился в конце
XV - начале XVI в. н. э. и представлял собой на первых порах как бы
протестантское течение в индуизме. Сикхизм монотеистичен, он не признает
духовенства, отрицает публичные богослужения. Сикхи решительно выступили против
кастового строя и провозгласили равенство людей. Со временем сикхизм стал
постепенно утрачивать свой антифеодальный и демократический характер. Основное
острие борьбы сикхов все более направлялось против иноверцев.
Даосизм
Религии Китая - даосизм и конфуцианство — зародились
соответственно в VI-III и VI-V вв. до н. э. Первоначально оба учения были
скорее не религиями, а философскими системами. Основателем даосизма считают полулегендарного
философа Лао-цзы. Важнейшие каноны даосского учения заключены в книге „Дао дэ
цзин". В этой книге наряду с идеалистическими положениями имеется и ряд
элементов стихийной диалектики и наивного материализма. Постепенно даосизм дает
все больший крен в сторону идеализма и со II в. н. э. превращается в настоящую
религию. В этот период складывается даосский пантеон божеств, причем одним из
главных богов объявляется Лао-цзы. Появляется даосское жречество, занимающееся
гаданиями, совершениями различных магических обрядов, продажей священных
амулетов.
Конфуцианство
Философская система конфуцианства была создана Кун-цзы
(Конфуцием) . В отличие от даосизма, отражавшего интересы архаического,
терявшего свое влияние жречества, конфуцианство было философией складывавшейся
в Китае феодально-чиновничьей элиты. Одно из главных положений конфуцианства -
так называемое учение о чжэн мин (буквально — выправление имен) - требовало от
каждого человека твердо помнить свое положение в обществе. Вообще в
конфуцианстве на первом месте стоят социально-этические мотивы, проблемы же
мировоззренческого характера отходят на задний план. В первых веках нашей эры
конфуцианская философская система постепенно трансформировалась в религию.
Однако конфуцианство как религия имеет ряд особенностей, довольно резко
отличающих его от прочих верований, и некоторые исследователи до сих пор
считают учение Конфуция не религией, а этико-моральным учением. Конфуцианство
совершенно не знает жречества, и его ритуалы и церемонии всегда выполнялись
государственными чиновниками или главами семей. Тем не менее конфуцианство
имеет свой пантеон божеств, обожествлен и сам Конфуций. Практикуются
жертвоприношения. Весьма большое место в конфуцианстве занимают культ предков и
вера в духов.
Синтоизм
Локально ограниченная религия Японии - синтоизм по
своему происхождению весьма сильно отличается от даосизма и конфуцианства.
Синтоизм возник не в результате трансформации философской системы, а в процессе
развития примитивных родо-племен-ных верований (культ предков, культ природы и
т. д.). В своей современной форме синтоизм - типичная религия классового
общества. Сонм синтоистских божеств весьма велик, но верховным среди них
считается солнечная богиня Аматэрасу. Для синтоизма было характерно
обожествление особы японского императора. Формально культ императора был в 1945
г. упразднен, однако умерших японских императоров некоторые синтоисты
по-прежнему почитают как богов.
Список литературы
Арутюнов С, Светлов Г. Старые и новые боги Японии. М.,
1968.
Вопросы научного атеизма. М., 1979. вып. 24.
Гусева Н. Джайнизм. М., 1968.
Гусева Н. Индуизм. М., 1977.
Донини А. У истоков христианства. М., 1979.
Клибанов А. Религиозное сектангст-во в прошлом и
настоящем. М., 1973.
Ковалев С. Основные вопросы происхождения христианства.
М., 1964.
Кочетов А. Н Буддизм. М., 1983.
Крывелев И. История религий, т. 1, 2. М., 1975, 1976.
Массэ А. Ислам. Очерки истории. М., 1981.
Народы Австралии и Океании (серия „Народы мира.
Этнографические очерки"). М., 1956.
Народы Америки, т. 1, 2 (серия „Народы мира.
Этнографические очерки"). М., 1959
Пучков П. Современная география религий. М., 1975.
Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии.
М., 1970.
Свенцицкая И. С. От общины к церкви. М., 1984
Токарев С. Ранние формы религий и их развитие. М ,
1964.
Токарев С Религия в истории народов мира. М., 1986
Шаревская Б, Старые и новые религии Тропической и
Южной Африки. М., 1964.
Шпажников Г Религии стран Западной Азии. М., 1976.
Шпажников Г Религии стран Юго-Восточной Азии. М., 1980.
Шпажников Г. Религии стран Африки. М., 1981.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://religion.historic.ru