ВОХР, ОМОН
Оглавление
Введение
1. Правовые и организационные
основы деятельности вневедомственной охраны при ОВД
2. Порядок приёма объектов и
имущества собственников и организация их охраны
3. Взаимодействие вневедомственной
охраны с другими службами ОВД, хозяйственными органами и общественностью
4. Правовое положение и основные
направления деятельности ОМОН
Заключение
Литература
Введение
Обеспечение сохранности собственности является одной из важнейших задач
государства. На протяжении многих периодов истории России ее государственные
органы, в том числе и Министерство внутренних дел, выполняли задачи, которые
были неизменными в течение длительного времени. Однако охрана материальных и
других ценностей возлагалась, в основном, на ведомственную охрану при органах
внутренних дел, финансируемую государством (ведомственная охрана фактический
прообраз современной вневедомственной охраны МВД Российской Федерации).
Сложность в выделении достаточных средств на содержание такой системы охраны в
послевоенный период объективно вынудило правительство СССР искать новые формы
обеспечения охранной функции государства.
В этой связи 29 октября 1952 года Совет Министров СССР принимает
постановление № 4633-1835 "Об использовании в промышленности, строительстве
и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и
мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и
ведомств". Данное постановление, разрешив создание при органах милиции
республиканских, краевых и областных центров подразделений вневедомственной
наружной сторожевой охраны, положило начало становлению вневедомственной
охраны.
Дальнейшим шагом по пути повышения надежности охраны товарно-материальных
ценностей, сокращения численности ведомственной охраны и удешевления ее
содержания явилось принятие Советом Министров СССР постановления от 24 января
1959 г. № 93-42 "Об упорядочении охраны предприятий, организаций и
учреждений", которым предусматривалось установление двух видов
вневедомственной охраны: военизированной и сторожевой.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 мая 1962 г. № 670 перед
вневедомственной и ведомственной охраной были поставлены задачи по внедрению
технических средств охраны. В 1964-1966 годах в порядке эксперимента с
разрешения советов министров союзных республик в некоторых городах страны
взамен сторожевой охраны была введена милицейская охрана объектов. Преимущество
такой охраны по сравнению со сторожевой было бесспорно, т.к. вооруженный
работник милиции, находясь на посту (в дальнейшем маршруте), осуществляет охрану
не только объектов, но и общественного порядка и обеспечивает борьбу с
преступностью. Охрана объектов подразделениями милиции себя оправдала.
В связи с этим Совет Министров СССР распоряжением от 10 мая 1967 г. №
1025р предложил данную форму охраны объектов распространить на другие города
страны с заменой занятых на обходных постах сторожей лицами рядового и младшего
начальствующего состава милиции с содержанием их за счет средств
вневедомственной охраны.
Постановление Совета Министров СССР от 31 декабря 1970 г. № 1049 "О
совершенствовании охраны объектов народного хозяйства" положило начало
развитию специфического вида охраны - милицейской охраны с помощью пультов
центрального наблюдения (ПЦН). В этом же году в составе вневедомственной охраны
созданы подразделения ночной милиции. В 1976 году внедряются первые
автоматизированные системы централизованной охраны и создаются группы
задержания ПЦО. С 1979 года под вневедомственную охрану начали передаваться
учреждения банков.
В 1985 году часть объектов, охраняемых так называемой ведомственной
милицией, перешла также под вневедомственную охрану.
С принятием Закона РФ "О частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации" вневедомственная охрана стала
функционировать в условиях все возрастающей конкуренции с другими охранными
предприятиями. В этих условиях для вневедомственной охраны появилась
необходимость не только пересмотреть нормативно-правовую базу своей
деятельности, но и полностью перестроить свои отношения с собственниками,
существенно увеличить перечень оказываемых услуг на комплексной основе,
подготовить кадры руководителей всех звеньев, способных и умеющих работать в
условиях рыночных отношений.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что среди государственных
охранных структур особое место занимает вневедомственная охрана при органах
внутренних дел. Ее значимость обусловлена следующими факторами:
1. Вневедомственная охрана, представляя органы исполнительной власти,
осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования
и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по
договорам от собственников.
2. Подразделения вневедомственной охраны вносят существенный вклад в
охрану общественного порядка и борьбу с преступностью, не получая никаких
бюджетных ассигнований.
3. Вневедомственной охраной накоплен весомый опыт в сфере обеспечения
имущественной безопасности. В настоящее время вневедомственной охраной
обеспечивается безопасность более 1,5 млн. квартир граждан, 430 тысяч объектов различных
форм собственности, четвертую часть из которых, составляют объекты особой
важности и жизнеобеспечения, в том числе 57 тыс., подлежащих государственной
охране.
Основная цель исследования состоит в изучении основных
нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность службы
вневедомственной охраны при ОВД и ОМОН.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие
задачи:
1.
Рассмотреть порядок приёма
объектов и имущества собственников и организация их охраны.
2.
Отразить правовые и
организационные основы деятельности вневедомственной охраны при ОВД.
3.
Изложить
правовое положение и основные
направления деятельности ОМОН.
1.
Правовые и организационные основы деятельности
вневедомственной охраны при ОВД
Вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации
создается на договорной основе для защиты имущества собственников и
организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.
Основополагающими (статусными) нормативными правовыми актами,
регламентирующими деятельность службы по охране имущества юридических и
физических лиц, а также наиболее полно определяющими ее задачи, функции,
организационные основы и источники финансирования за счет средств, поступающих
на основе договоров, являются Закон Российской Федерации «О милиции»,
постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589
«Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел
Российской Федерации», приказ МВД от 20 октября 1992 года № 372. «Об
организации исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 14
августа 1992 года № 589 “Об утверждении Положения о вневедомственной охране
при органах внутренних дел Российской Федерации”, Наставление по организации
службы военизированных и сторожевых подразделений ВОХР, введённое приказом МВД
России от 22.03.93 № 121. В соответствии с разделом 2 Положения о милиции
общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации,
утвержденного Указом Президента РФ N 209 от 12.02.93, подразделения
вневедомственной охраны при органах внутренних дел, относятся к подразделениям
милиции общественной безопасности (местной милиции) и как составляющая часть
милиции входят в систему органов исполнительной власти. То, что милиция в
Российской Федерации - это система государственных органов исполнительной
власти, призванных защищать, в частности, собственность от преступных и иных
противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения,
установлено статьей 1 Закона РФ "О милиции".
В рамках выполнения этих функций Положением о вневедомственной охране на
подразделения вневедомственной охраны возложены следующие основные задачи: [2]
-
охрана имущества
собственников на основе договоров;
- участие в разработке и реализации государственных мер по
упорядочению охраны материальных ценностей;
- проведение на территории Российской Федерации единой технической
политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного
освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и
эксплуатационного обслуживания.
Вневедомственная охрана в соответствии с возложенными на нее задачами:
- обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренные
договорами с собственниками;
- в пределах своей компетенции подготавливает проекты нормативных актов
по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств;
- участвует в подготовке и выполнении государственных, региональных и
иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
- осуществляет инспектирование ведомственной охраны предприятий,
учреждений и организаций;
- организует и проводит научные исследования, опытно-конструкторские и иные
работы в области создания и применения средств охранной сигнализации, выполняет
функции генерального заказчика указанных средств для собственных нужд;
- осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением
проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации,
использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической
документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Проводит эти
работы на договорной основе на неохраняемых объектах;
организует и проводит испытания средств охранной сигнализации, в том числе и
зарубежной, а также обеспечивает в установленном порядке выдачу сертификатов на
ее использование на территории Российской Федерации;
участвует в разработке и согласовании стандартов на средства охранной
сигнализации.
До нынешнего года организационная структура управления службой
вневедомственной охраны осуществлялась в соответствии с рис. 1.
Министерство внутренних дел России во исполнение решения Комиссии
Правительства Российской Федерации по оптимизации бюджетных расходов проводит
внутреннее реформирование своих структурных подразделений. В 2004 году
вневедомственная охрана переведена на сметно-бюджетное финансирование. В
текущем году была продолжена работа по реорганизации вневедомственной охраны
при органах внутренних дел Российской Федерации.
В системе МВД РФ создано два самостоятельных структурных подразделения,
призванных от лица государства обеспечивать безопасность и охрану имущества на
охраняемых объектах.[3]
Первая структура МВД РФ включает в себя строевые подразделения милиции
вневедомственной охраны, основной задачей которых является обеспечение
безопасности и охрана материальных ценностей на объектах государственной формы
собственности и на критически опасных объектах (критерии и перечень критически
опасных объектов устанавливаются постановлением Правительства РФ), а также
обеспечение охраны объектов различных форм собственности и квартир граждан,
подключенных на пульты централизованной охраны подразделений вневедомственной
охраны при ОВД. Охрана коммерческих объектов, осуществляемых в настоящее время
стационарными милицейскими постами вневедомственной охраны передается
военизированным подразделениям.
Рис. 1. Организационная схема управления службой
вневедомственной охраны
Этим решением достигается выведение милицейской службы из-под
непосредственной финансовой зависимости от собственников охраняемого имущества,
сведение к минимуму фактов втягивания охраны (непосредственно сотрудников
милиции вневедомственной охраны) в имущественные споры коммерческих структур.
Таким образом, теперь в состав вневедомственной охраны при ОВД входят
только милицейские подразделения, а также инженерно-технический и обслуживающий
персонал.
Высвобождаемая численность перераспределена под новые объемы работы, в
том числе по охране и антитеррористической защищенности объектов особой важности,
повышенной опасности и жизнеобеспечения, жилых помещений граждан, на создание
для этих целей дополнительных мобильных групп задержания милиции,
задействованных в системе единой дислокации органов внутренних дел.
В этой связи переработаны типовые структуры и штаты подразделений
вневедомственной охраны всех уровней, предусматривающих объединение
обеспечивающих служб (материально-технического обеспечения, бухгалтерий,
кадровых аппаратов и др.) с сокращением административно-управленческого
персонала.
Вторая структура МВД РФ создана для выполнения государством функций
безопасности объектов и охраны имущества службами ВОХР и сторожевой охраны на
объектах различных форм собственности, в том числе подлежащих государственной
охране.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11
февраля 2005 года № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при
органах внутренних дел Российской Федерации» на базе военизированных и
сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел
Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при органах
внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих функции по проектированию,
монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, создано федеральное
государственное унитарное предприятие «Охрана» (далее – ФГУП) Министерства
внутренних дел Российской Федерации.
Данное предприятие имеет статус юридического лица, с организацией
филиальной сети на всей территории Российской Федерации и жестким подчинением
органам управления МВД.
Функции учредителя ФГУП осуществляют Правительство Российской Федерации,
федеральный орган по управлению государственным имуществом и МВД России в соответствии
с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ №66
от 11.02.2005 г. предопределено, что ФГУП является правопреемником обязательств
по договорам, заключенным подразделениями вневедомственной охраны при органах
внутренних дел Российской Федерации на военизированную, сторожевую охрану и на
проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны в
соответствии с передаточным балансом, в том числе и действующим тарифам.
Услуги оказываемые Предприятием физическим и юридическим лицам
осуществляются на тарифах разработанных на основании законодательства РФ, что
является стабилизирующим фактором на стоимость всех видов охранных услуг на
территории России.
В соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской
Федерации № 66 приказом МВД Российской Федерации от 21.05.2005 года № 401
утвержден Устав федерального государственного унитарного предприятия «Охрана»
Министерства внутренних дел Российской Федерации.[7]
В соответствии с утвержденным уставом создаются филиалы ФГУП
"Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации во всех
регионах страны, которые будут иметь свои структурные подразделения во всех
районах, где базируются подразделения вневедомственной охраны.
Предприятие будет осуществлять в установленном законодательством
Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:
1. Охрану имущества физических и юридических лиц в соответствии с
заключенными договорами.
2. Охрану на договорной основе объектов, подлежащих государственной охране в
установленном порядке.
3. Защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств. Принятие
мер к пресечению (профилактике) на охраняемых объектах преступлений и
административных правонарушений.
4. Обеспечение в соответствии с заключенными договорами на охраняемых
объектах пропускного и внутриобъектового режимов.
5. Оказание услуг юридическим и физическим лицам по разработке
проектно-сметной документации, изготовлению, поставке, монтажу, пуско-наладке,
гарантийному и эксплуатационному обслуживанию, капитальному ремонту
инженерно-технических средств охраны и систем безопасности, в том числе систем
видеонаблюдения, контроля доступа, связи и техническому укреплению объектов
(помещений) посредством монтажа (установки), эксплуатационного обслуживания и
ремонта:
противоугонных автомобильных систем;
домофонов в жилых домах;
металлических усиленных дверей с замками повышенной прочности и
секретности, декоративных решеток, жалюзи на оконные проемы и иных элементов
технической укрепленности объектов;
досмотрового оборудования и обеспечение безопасности (рентгеновских
просмотровых комплексов, эндоскопов для осмотра труднодоступных зон, комплектов
досмотровых зеркал, носимых и стационарных металлоискателей, дозиметров,
обнаружителей взрывчатых веществ и блокираторов дистанционно-управляемых
взрывных устройств);
систем и оборудования пожаротушения, дымоудаления, оповещения о пожаре,
других чрезвычайных ситуациях и управления эвакуацией;
изготовления и установки решеток, дверей, упрочнения стекла специальными,
защитными пленками и осуществления других видов механической защиты строительных
конструкций.
Проводит на основании договоров мониторинг состояния технических средств
охраны, монтаж систем и комплексов централизованного наблюдения, в том числе в
подразделениях вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской
Федерации.
Участвует в разработке и реализации государственных, региональных и иных
программ и мероприятий по вопросам обеспечения сохранности имущества.
Подразделения вневедомственной охраны при ОВД (милицейские подразделения
вневедомственной охраны) обязаны организовывать свою работу в полном взаимодействии
с предприятием ФГУП «Охрана» МВД Российской Федерации и его структурными
подразделениями в вопросах участия милицейских подразделений в обеспечении
охранных функций, контроля несения службы работниками ВОХР и сторожевой службы
ФГУП, реагирования на сигналы «тревога», в том числе поступающие с устройств
тревожной сигнализации (кнопки), установленные на объектах охраняемых ВОХР и
сторожами ФГУП.
Обеспечение работников ВОХР и сторожей ФГУП единой формой одежды, средствами
вооружения (гладкоствольное и газовое оружие, средства связи, специальные средства
защиты) будет осуществляться в прежнем порядке. Все вооружение и снаряжение данной
службы передается из подразделений вневедомственной охраны в ФГУП в полном объеме.
В настоящее время в рамках создания филиалов ФГУП «Охрана» проводится
работа по перезаключению соответствующих договоров, заключенных подразделениями
вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и
исполняемых военизированными и сторожевыми подразделениями вневедомственной
охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, а также
подразделениями, осуществляющими функции по проектированию, монтажу,
обслуживанию и ремонту технических средств охраны непосредственно с создаваемыми
филиалами ФГУП.
В связи с реформированием службы вневедомственной
охраны переименованы:
б) государственное учреждение «Научно-исследовательский центр «Охрана»
Главного управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел
Российской Федерации в федеральное государственное учреждение
«Научно-исследовательский центр «Охрана";
в) государственное учреждение «Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной
сигнализации» Главного управления вневедомственной охраны Министерства
внутренних дел Российской Федерации в федеральное государственное учреждение
«Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации».
Структура и штаты подразделений вневедомственной охраны утверждаются в
следующем порядке:
- Центра оперативного руководства деятельностью вневедомственной охраны -
Министром внутренних дел Российской Федерации;
- управлений (отделов) вневедомственной охраны при министерствах
внутренних дел республик в составе РФ, управлениях (главных управлениях)
внутренних дел краев, областей, городов Москвы, Санкт - Петербурга и
Ленинградской области, автономных образований - руководителями соответствующих
министерств, управлений (главных управлений) внутренних дел;
- отделов (отделений) вневедомственной охраны городского, районного и
поселкового уровня - руководителями вышестоящих органов вневедомственной
охраны, в прямом подчинении которых они находятся. Численность этих
подразделений устанавливается исходя из средств, поступающих в качестве платы
за услуги охраны.[3]
2. Порядок приёма объектов
и имущества собственников и организация их охраны
Многообразие видов договоров заключаемых отделами вневедомственной охраны
с различными собственниками проиллюстрирует рис. 2.
Рис. 2. Договорная основа защиты имущества собственников
Основным видом договоров заключаемых отделом вневедомственной охраны с собственниками
различной формы собственности, являются договора с полной материальной
ответственностью. Данный договор предусматривает полное возмещение убытков
причиненных собственнику вследствие кражи с охраняемого объекта в момент
времени, когда объект находился на охране, при выполнении собственником всех
условий, которые отдел вневедомственной охраны предписал собственнику для
обеспечения выполнения условий договора со стороны охраны. Например: отдел
охраны предписывает собственнику установить металлические решетки с внутренней
стороны оконных проемов с диаметром прутка 16 миллиметров, при этом сделанные и
установленные определенным образом. Если собственник по каким-либо причинам
данное требование не выполнил, то за кражу совершенную с объекта в течение 5
минут до прибытия группы задержания, отдел охраны имущественную ответственность
нести не будет.
Для собственников, которым по каким – либо причинам требования отдела
вневедомственной охраны выполнить затруднительно или невозможно, предусмотрена
вторая группа договоров (с частичной материальной ответственностью),
которая предусматривает внесение в договор при его заключении определенных
условий, при которых договаривающиеся стороны берут на себя обязательства не
предъявлять друг к друг имущественных и иных претензий.
Таким же образом действует договор, не предусматривающий материальную
ответственность, так называемый договор на выезд группы задержания.
Отдел охраны обязуется высылать наряд при поступлении тревожного сигнала с
объекта, при этом наряд обязан прибыть в определенное время, но при этом
материальную ответственность за имущество находящееся на объекте охрана не
несет. Данный договор может заключаться в двух видах: в первом случае на
объекте устанавливается охранно-пожарная сигнализация, во втором случае на
объекте устанавливается только кнопка тревожной сигнализации.
Существует ещё такой вид договора, как охрана общественного порядка.
В этом случае отдел охраны выставляет на объекте пост милицейской или
военизированной охраны, которая обязана пресекать преступления или
административные правонарушения в зоне действия поста, при этом кнопка
тревожной сигнализации на объект устанавливается в обязательном порядке в не
зависимости от желания клиента. При этом отдел охраны материальную
ответственность за имущество клиента не несет.
Аналогичная ситуация возникает и при выставлении стационарных постов на
объекты, где требуется осуществлять пропускной режим. Разница с охраной
общественного порядка заключается в том, что вневедомственная охрана несет уже
полную материальную ответственность за имущество собственника находящееся в
зоне действия поста, за исключение тех случаев, когда в зоне действия поста
имеется имущество арендованное собственником у третьего лица.
Сопровождение грузов, материальных и денежных ценностей заключается в
назначении сопровождающего, как правило, вооруженного лица из числа
подразделений охраны, для охраны груза в момент его следования по определенному
маршруту от посягательств на него третьих лиц с целью его хищения или порчи.
При заключении договора обговариваются обязанности сторон, так охрана,
например, обязуется предоставить автомобиль и сопровождение в определенное
время, собственник со своей стороны обязуется соблюдать условия выдвинутые
охраной. Как правило, отдел охраны по таким договорам несет полную материальную
ответственность.
Договора, заключаемые между отделом вневедомственной охраны и гражданами
(физическими лицами), относятся к разряду публичного договора.
Основные положения договора между физическим лицом и отделом вневедомственной
охраны:
1. Клиент поручает, а Охрана осуществляет охрану имущества путем
централизованного наблюдения в течение времени охраны за состоянием средств
сигнализации, установленных в отдельной квартире или ином помещении с личным
имуществом Клиента и членов его семьи по такому-то адресу.
2. При поступлении на пульт централизованной охраны информации о
срабатывании на Объекте средств сигнализации Охрана обеспечивает на Объект
прибытие наряда милиции для выяснения причин их срабатывания, а при
необходимости – принятия мер к задержанию проникших на Объект посторонних лиц.
Клиент и Охрана имеют друг перед другом соответствующие права и
обязанности.
Обязанности Охраны:
1. Осуществлять в установленном порядке прием под
централизованное наблюдение средств сигнализации, установленных на Объекте.
2. При поступлении информации о срабатывании
сигнализации на Объекте незамедлительно направить на Объект наряд милиции для
выяснения причин срабатывания сигнализации, а при необходимости – принятия мер
к задержанию проникших на Объект посторонних лиц.
3. При наличии признаков проникновения на Объект посторонних лиц, принять
меры к вызову Клиента, членов его семьи или доверенного лица.
4. Осуществлять за свой счет эксплуатационно-техническое обслуживание и
текущий ремонт средств сигнализации, установленных на Объекте за исключением
неисправностей возникших по вине Клиента, членов его семьи, доверенного лица.
Обязанности Клиента:
1. Соблюдать правила пользования средствами охранной
сигнализации, не вносить изменений в схему блокировки Объекта, своевременно
сообщать Охране о возникших неисправностях, обеспечить возможность доступа на
Объект работников Охраны для проведения работ по технической эксплуатации
средств сигнализации. Выполнять требования Охраны по технической укрепленности
помещений с личным имуществом.
2.
Не разглашать посторонним
лицам правила пользования средствами сигнализации и присвоенный условный номер
Объекта.
3.
Сообщить Охране свой
служебный телефон, служебные телефоны членов семьи
4.
Обеспечить Охране
возможность доступа во все помещения охраняемого Объекта для выяснения и
устранения причин срабатывания сигнализации, для чего сдать Охране комплект
ключей от Объекта. При смене замков или кодов, а также утере ключей, немедленно
информировать об этом Охрану и немедленно производить замену комплекта ключей.
5. При обнаружении нарушения целостности охраняемого Объекта немедленно информировать
об этом Охрану.
Работникам вневедомственной охраны для выполнения возложенных на них
обязанностей предоставляется право:
- требовать от рабочих и служащих охраняемых объектов и других лиц
соблюдения установленного пропускного режима;
- задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные
ценности с охраняемого объекта;
- доставлять в служебные помещения охраны или в милицию лиц,
подозреваемых в совершении правонарушений, связанных с посягательством на
охраняемое имущество;
- производить в установленном законодательством порядке на основании
условий договоров досмотр вещей, а в исключительных случаях - личный досмотр на
контрольно-пропускных пунктах, а также досмотр транспортных средств и проверку
соответствия провозимых грузов сопроводительным документам при въезде (выезде)
с территории охраняемого объекта;
- использовать для обнаружения и изъятия незаконно выносимого
(вывозимого) имущества, а также для фиксирования противоправных действий
технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан и окружающей
среде;
- применять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством,
огнестрельное оружие;
- требовать от должностных лиц выполнения обязательств по договору,
направленных на обеспечение сохранности материальных ценностей и создание
безопасных условий труда для работников охраны.
Сотрудники милиции подразделений вневедомственной охраны для выполнения
возложенных на них обязанностей, кроме того, пользуются правами,
предоставленными милиции Законом РФ "О
милиции".
3. Взаимодействие
вневедомственной охраны с другими службами ОВД, хозяйственными органами и
общественностью
Как милицейская структура вневедомственная охрана стоит на защите общественного
порядка, занимается выявлением, предупреждением и пресечением преступлений и
административных правонарушений, раскрытием преступлений по делам, для которых
производство предварительного следствия не обязательно, ведет розыск граждан.
Вневедомственная охрана оказывает содействие криминальной милиции в исполнении
возложенных на нее обязанностей.
Работники отделов охраны являются сотрудниками милиции, действующими в единой
дислокации ОВД. Группы задержания ОВО, патрулируя по улицам города, оказывают
содействие сотрудникам служб ОВД в предотвращении преступлений и
административных правонарушений.
Наряду с охраной имущества силами милицейских нарядов службы ежегодно
пресекается свыше 160 тыс. преступлений, выявляется около 6 млн.
административных правонарушителей.
При выполнении возложенных задач и своих функций подразделение
вневедомственной охраны при охране перевозимого имущества собственников в
соответствии с приказом МВД России №851-97 г. № 851 от 29 декабря 1997 г.
обязано осуществлять взаимодействие с:
- другими подразделениями вневедомственной охраны;
- подразделениями государственной автомобильной инспекции;
- линейными подразделениями органов внутренних дел на транспорте;
- иными подразделениями органов внутренних дел, расположенными в местах
дислокации подразделения и по маршруту перевозки охраняемого имущества;
- другими подразделениями и предприятиями, осуществляющими охрану
объектов и имущества собственников;
- органами управления железнодорожным, водным и воздушным транспортом.
Кроме того, для выполнения возложенной задачи и своих функций по охране
перевозимых грузов это подразделение поддерживает связи:
- со средствами массовой информации;
- с представителями Страховой компании правоохранительных органов при
осуществлении страхования охраняемого перевозимого имущества заказчиков
от рисков, пожаров или взрывов, аварий транспортного средства,
повреждений имущества в ходе погрузочно - разгрузочных работ, стихийных
бедствий и других опасностей.
Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от
непосредственной связи милиции с трудовыми коллективами, населением и
средствами массовой информации. Правоохранительная практика показывает, что,
опираясь на поддержку трудовых коллективов, населения и средства массовой
информации, милиция более успешно решает задачи по обеспечению общественного
порядка и общественной безопасности.
Сотрудники подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних
дел милиции проводят в трудовых коллективах объектов, которые они охраняют и
среди населения информационно-консультативную деятельность. Разъясняют законы и
иные правовые акты по вопросам обеспечения правопорядка, личной и общественной
безопасности, охраны собственности от противоправных посягательств.
Необходимым условием выполнения задач и функций, возложенных на органы вневедомственной
охраны, является поддержание ими связи со средствами массовой информации.
Контакты с журналистами и другими представителями средств массовой информации
могут включать в себя оказание им помощи в получении и проверке информации (проведение
интервью, ознакомление с материалами, привлечение представителей прессы для
участия в рейдах, патрулировании и других мероприятиях).
По наиболее актуальным и важным вопросам деятельности органов внутренних
дел проводятся пресс-конференции, брифинги, приёмы, встречи представителей
прессы руководителями служб и подразделений органов; для более эффективного
информирования представителей средств массовой информации готовятся пресс-релизы.
Как сообщила пресс-служба ГУВО МВД, в связи с захватом заложников в
средней школе г. Беслана 1 сентября 20004 г. Главное управление
вневедомственной охраны МВД РФ (ГУВО МВД) готово взять под техническую охрану
все школьные и дошкольные учреждения страны и рассмотреть возможность
применения для данной категории объектов специального тарифа,
По данным пресс-службы, в России на сегодня под вневедомственной охраной
лишь 9168 школ (10%), в том числе 682 школы - в Москве. И только 7221 (9%)
учебное заведение имеют такой простой способ защиты, как "тревожная
кнопка", выведенная на пульт централизованного наблюдения подразделений
вневедомственной охраны. ГУВО заверяет, что техническая возможность для
оснащения всех школ данным видом технического средства имеется.
Пресс-служба сообщает, что во все подразделения ведомства направлены
указания о проведении встреч с соответствующими должностными лицами с
предложением об организации охраны учебных заведений силами вневедомственной
охраны.
Правда, пока не известно, на какие средства будет осуществляться охрана
детских учреждений. Напомним, что 5 сентября с.г. председатель Совета Федерации
Сергей Миронов предложил направить часть Стабилизационного фонда на
обустройство школ и детских учреждений современными средствами безопасности и
обеспечение их охраны.
Стоимость же оборудования только всех московских школ одной лишь
"тревожной кнопкой" (канал прямой связи с милицией) составляет 300
млн. руб.
Органы вневедомственной охраны готовы охранять другие объекты социальной
сферы (школы, больницы и т.д.) на уровне себестоимости содержания сотрудников и
работников охраны (без прибыли).
4. Правовое
положение и основные направления деятельности ОМОН
Отряд милиции особого назначения органов внутренних
дел Российской Федерации является специальным самостоятельным подразделением
милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации и
создается в республиканских, краевых, областных и автономных центрах, крупных
городах с населением свыше 200 тысяч человек, на транспортных узлах с наиболее
неблагоприятной оперативной обстановкой.[9]
В своей деятельности ОМОН руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, не противоречащими федеральным законам, нормативными актами МВД
России, типовым положением об отряде милиции особого назначения органов
внутренних дел Российской Федерации (Приложение 1к приказу МВД РФ от 19 марта
1997 г. N 162).
Деятельность ОМОН осуществляется в соответствии с
принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности,
невмешательства в политическую деятельность.
Общее
руководство отрядами милиции особого назначения осуществляет Министр внутренних
дел Российской Федерации с возложением соответствующих полномочий на
заместителя Министра внутренних дел, курирующего милицию общественной безопасности,
ГУООП, ГУВДТ МВД России.
Непосредственное руководство деятельностью ОМОН в местах их постоянной дислокации
осуществляется министрами внутренних дел республик, начальниками ГУВД, УВД
краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области,
автономной области, автономных округов, управлений внутренних дел на транспорте
В случае осложнения оперативной обстановки,
возникновения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков,
иных чрезвычайных событий руководители МВД, УВД имеют право своим приказом
использовать силы и средства ОМОН за пределами районов их дислокации, в
границах соответствующей республики, края, области, автономных образований,
транспортного узла.
Сотрудники отрядов милиции особого назначения в целях
выполнения возложенных на них обязанностей имеют право применять физическую
силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке,
предусмотренных статьями 12 - 16 Закона РСФСР "О милиции".
Социальную и правовую защиту сотрудников отрядов милиции особого назначения определяют
соответствующие нормы Закона РСФСР "О милиции", Положения о службе в
органах внутренних дел Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
Прохождение службы в ОМОН осуществляется на контрактной основе.
Основные задачи отряда милиции особого назначения:
1. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан на улицах и в
других общественных местах.
2. Обеспечение правопорядка и общественной безопасности на улицах и в
других общественных местах, объектах транспорта, предупреждение и пресечение
правонарушений.
3. Участие в раскрытии преступлений.
4. Оказание помощи в пределах своих полномочий гражданам, должностным
лицам, предприятиям, организациям и учреждениям, общественным объединениям в
осуществлении их прав и законных интересов.
5. Участие совместно с другими службами и
подразделениями органов внутренних дел, воинскими частями внутренних войск МВД
России, органов федеральной службы безопасности, Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов в борьбе с
террористическими, диверсионными, разведывательно-десантными группами.
Функции отряда милиции особого назначения
1. При выполнении задач в обычных условиях на отряд
милиции особого назначения возлагается выполнение следующих функций:
- Участие в охране общественного порядка и общественной безопасности на
улицах и других общественных местах, объектах транспорта, в том числе при
проведении различных массовых мероприятий.
- Осуществление мероприятий по предупреждению, пресечению и локализации
групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, связанных с
этим иных противоправных деяний, выявлению и задержанию лиц, к ним причастных,
в городах, других населенных пунктах и отдельных местностях, на объектах
транспорта.
- Проведение самостоятельно и совместно с другими подразделениями органов
внутренних дел и воинскими частями и подразделениями внутренних войск МВД
России целевых рейдов и специальных операций по поддержанию правопорядка
на улицах и в других общественных местах, отработке наиболее криминогенных мест
с целью выявления и пресечения преступлений, иных видов правонарушений, в том
числе в сфере потребительского рынка.
- Осуществление совместных с другими службами и подразделениями органов
внутренних дел и внутренних войск МВД России специальных мероприятий по
обнаружению, блокированию и задержанию террористов, членов бандитских
формирований и других вооруженных преступников.
- Участие в специальных мероприятиях по обнаружению, изъятию,
обезвреживанию взрывоопасных предметов и обеспечению при этом личной
безопасности граждан.
- Взаимодействие со строевыми подразделениями патрульно-постовой службы милиции,
другими подразделениями органов внутренних дел, специальными моторизованными
воинскими частями и воинскими частями оперативного назначения внутренних войск
МВД России, а при необходимости с соответствующими подразделениями Вооруженных
Сил Российской Федерации по вопросам обеспечения общественного порядка и общественной
безопасности в обычных условиях, при возникновении чрезвычайных событий.
- По решению вышестоящего начальника участие в
различных мероприятиях по линиям других служб органов внутренних дел, а также
по линиям деятельности таможенных органов, территориальных органов
безопасности.
При участии в ликвидации последствий аварий,
катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, а также
чрезвычайных событий криминогенного характера на отряд милиции особого
назначения дополнительно возлагается выполнение следующих функций:
- Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в
районе возникновения чрезвычайного события и на прилегающей к нему территории.
- Участие в неотложных мерах по спасению, эвакуации людей и оказанию им
первой медицинской помощи.
- Участие в охране особо важных объектов, а также объектов транспорта и
жизнеобеспечения населения, сохранности имущества, оставшегося без присмотра,
предупреждении и пресечении фактов хищения собственности, ее умышленного
уничтожения.
- Участие в выполнении мероприятий по временному ограничению или
запрещению движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах как в районе
возникновения чрезвычайного события, так и на прилегающей к нему территории,
досмотре в установленном порядке транспортных средств и пассажиров, их багажа.
- Участие в проведении мероприятий, связанных с разблокированием
транспортных магистралей, объектов жизнеобеспечения, разграждением различных
препятствий при пресечении и локализации массовых беспорядков, а также при
возникновении чрезвычайных событий, вызванных иными причинами, в том числе
техногенного и природного характера.
-Участие в выполнении иных мероприятий, осуществляемых по решению руководителя
органа оперативного управления в районе возникновения чрезвычайного события.
При выполнении задач в условиях чрезвычайного
положения и при вооруженном конфликте на отряд милиции особого назначения
дополнительно возлагается выполнение следующих функций:
- Участие в осуществлении мероприятий по усилению охраны общественного
порядка, особо важных объектов и объектов обеспечения жизнедеятельности
населения.
- Участие в осуществлении мероприятий по усилению охраны объектов органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в районе действия режима
правового положения и в зоне вооруженного конфликта.
- Участие в разъединении противоборствующих сторон.
- Участие в обеспечении режима комендантского часа.
- Участие совместно с другими службами и подразделениями органов
внутренних дел, воинскими частями внутренних войск МВД России, территориальными
органами безопасности, Вооруженными Силами Российской Федерации, другими
войсками, воинскими формированиями и органами в обеспечении правового режима
чрезвычайного положения, в том числе в специальных операциях по изъятию незаконно
хранящегося оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, освобождению заложников.
- Участие в обеспечении охраны изъятого оружия.
- Участие в обнаружении, блокировании и задержании вооруженных
преступников, разоружении незаконных вооруженных формирований, в том числе
путем нанесения огневого поражения при их вооруженном сопротивлении.
- Участие в разблокировании дорог, стратегически важных участков
местности, административных зданий и иных особо важных объектов.
- Участие в сопровождении колонн и грузов, пассажирских и грузовых
поездов, досмотре автотранспорта, поездов, пассажиров и багажа на объектах
транспорта.
- Участие в обеспечении безопасности деятельности оперативно-следственных
групп органов внутренних дел и прокуратуры при проведении следственных действий
в районе, где введено чрезвычайное положение, оказании содействия им в
задержании лиц, причастных к совершению преступлений.
- Участие в мероприятиях, связанных с эвакуацией граждан из зон, опасных
для их пребывания.
- Участие в выполнении иных задач по обеспечению общественного порядка и
общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных
конфликтах.
Боевая деятельность в ОМОН
сложна и многообразна. Сюда входят различные виды военно-профессиональной и
специальной деятельности. Одни из них определяются видами оружия и боевой
техники, другие выделяются на основе разделения функций по подготовке и ведению
боя. Кроме того, выделяются виды воинской деятельности и по вертикали:
командная, штабная, инженерно-техническая, военно-педагогическая и др.
Все бойцы ОМОН МВД России включены в следующие виды воинской деятельности:
боевую (ведение боя), военно-учебную, военно-служебную, общественную, хозяйственно-бытовую.
Все они имеют свою специфику.
Основным, ведущим видом воинской деятельности является боевая. Ей
подчинены все остальные виды. Она имеет место только в условиях войны или при
проведении специальных операций, в бою. В данном исследовании боевая
деятельность принимается как комплексная функция, состоящая из множества других
функций, входящих в ее состав. Существенным признаком комплексной боевой
функции выступает информационная направленность на реального противника, и
осуществляется она в форме противоборства с ним с применением оружия и боевой и
специальной техники.
Заключение
В результате проведённого исследования по теме: «Служба
вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Отряд милиции особого
назначения» можно сделать ряд выводов:
1. Исторические предпосылки возникновения охраны как
специфического вида человеческого труда появляются еще в первобытно-общинном
строю. На протяжении истории развития человечества менялся только способ
охраной деятельности. Главная суть данного труда оставалась и будет оставаться
одной и той же - защитить имущество (а подчас и жизнь) собственника от
преступных посягательств.
И на сегодняшний день Служба вневедомственной охраны остается лидирующей
структурой на рынке обеспечения имущественной и личной безопасности.
2. В структуре МВД России подразделения вневедомственной охраны
насчитывают 144 тыс. сотрудников милиции и 224 тыс. работников, на которые
возложены функции обеспечения охраны и безопасности всех форм собственности за
счет внебюджетных средств. Фактически это четвертая часть сил МВД России,
задействованных в обеспечении охраны общественного порядка.
3. Действующая система организации и финансирования службы
вневедомственной охраны за счет средств, поступающих от собственников по
договорам, позволяет:
а) Выполнять социально-значимую функцию по охране личного имущества
граждан, оставляя ее общедоступной для всех социальных слоев населения;
б) Охранять другие объекты социальной сферы (школы, больницы и т.д.) на
уровне себестоимости содержания сотрудников и работников охраны (без прибыли);
в) Активно участвовать в мероприятиях антитеррористической
направленности, борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка, в
том числе при проведении массовых общественно-политических и культурных
мероприятий - без привлечения бюджетных средств;
г) Совершенствовать и внедрять в практику новые охранные технологии,
проводить комплексные мероприятия по материально-техническому и
организационному развитию службы, расширению ее возможностей в охране различных
категорий объектов также без привлечения бюджетных средств;
д) Создавать необходимые условия для эффективного труда сотрудников и
работников подразделений службы, осуществлять своевременную выплату им
денежного довольствия и заработной платы, решать их социально-бытовые вопросы.
4. Необходимость в 1988 году создания отрядов милиции особого назначения
была продиктована временем: распад СССР сопровождался выбросом революционной
энергии народных масс. По всей стране шли митинги и демонстрации, политические
партии звали людей на баррикады. Усмирять разбушевавшуюся толпу голыми руками
было невозможно.
Но за прошедшие 17 лет страна изменилась. Политические процессы приняли
цивилизованные формы, зато укоренились гораздо более опасные явления -
организованная преступность, международный терроризм, работорговля, захват
заложников.
Сейчас в стране действует 98 отрядов милиции особого назначения. Почти 8
тысяч омоновцев награждены правительственными наградами, 21 присвоено звание
Герой России, 17 из них - посмертно.
5. Основой деятельности ОМОН является:
·
постоянная оперативная,
боевая и физическая готовность;
·
комплексное использование
сил и средств, конспиративность, внезапность, быстрый маневр силами и
средствами;
·
обеспечения безопасности
сотрудников и граждан во время проведения специальных мероприятий.
Литература
1.
Закон РСФСР "О
милиции "от 18 апреля 1991г. №1026-I (в ред. от 09.05.2005 N 45-ФЗ).
2.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 14.08.92 № 589 “Об утверждении Положения
о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации” (в
ред. Постановлений Правительства РФ от 11.02.2005 N 66, от 04.08.2005 N 489).
3.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года № 66 «Вопросы
реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской
Федерации».
4.
Приказ МВД РФ от 20
октября 1992 года № 372. «Об организации исполнения постановления
Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 589 “Об
утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел
Российской Федерации”.
5.
Приказ МВД РФ от 22.03.93
№ 121 “Об утверждении Наставления по организации службы военизированных и
сторожевых подразделений вневедомственной охраны”.
6.
Приказ МВД РФ №851-97 г. №
851 от 29 декабря 1997 г. «О милицейских подразделениях вневедомственной охраны
при органах внутренних дел РФ по охране перевозимого имущества собственников».
7.
Приказ МВД РФ от
21.05.2005 года № 401 «Об утверждении Устава федерального государственного
унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской
Федерации.»
8.
Приказ МВД РФ от 19 марта
1997 г. N 162 "О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности
отрядов милиции особого назначения органов внутренних дел РФ" (с
изменениями от 22 декабря 2000 г.)
9.
Приложение 1 к приказу МВД
РФ от 19 марта 1997 г. N 162 «Типовое положение об отряде милиции особого
назначения органов внутренних дел Российской Федерации».