История возвращения еврейского народа на родину
История
возвращения еврейского народа на родину
(1880-1939)
До Нового
времени было известно два пути решения проблемы существования евреев в
изгнании. Первое решение - приспособиться (временно, пока не пришел Избавитель)
к "рабству у царств"*. В сущности, это означало - примириться с
судьбой изгнанников в постоянном поиске нового "царства", которое в
данный момент нуждается в еврейском уме и еврейском труде и готово - правда,
ценой унижений и дискриминации - обеспечить евреям сносное существование, не
задевая их национально-религиозной сущности. Это временное решение затягивалось
все больше и становилось все более постоянным по мере того, как слабела надежда
евреев на возвращение в Страну Израиля, опустошенную, разрушенную и отсталую.
Но по мере
того, как продолжалось изгнание, по мере того, как увеличивались преследования
и гонения, возникало второе решение - радикальное. Оно существовало в двух
вариантах. Один - это мессианские движения, стремившиеся "приблизить конец
изгнания" сверхъестественным, мистическим путем. Такова была цель
лжемессий. Как известно, мессианские движения окончились крахом. Другой вариант
- массовое возвращение евреев на их историческую родину, с тем, чтобы возродить
ее из развалин, - увенчался успехом.
Провозвестники
Сиона
Историческая
реальность Европы ХШХ века поставила под вопрос первое решение. Вслед за
движением Просвещения* (Гаскала) и эмансипацией* евреи наконец-то добились
облегчения бремени "рабства у царств"* - дискриминации и унижений, к
которым они привыкли еще со времен средневековья.
Однако цена
приспособления была слишком высока: от евреев требовался отказ от их
национально-религиозной сущности - вплоть до полной ассимиляции. С другой стороны,
по мере того, как евреи старались приспособиться к европейскому обществу,
ненависть к ним не только не стала меньше, но приобрела наукообразное
обоснование и предстала перед миром в новом обличье современного антисемитизма.
Оба эти фактора вновь напомнили евреям о существовании альтернативы -вновь
ожили надежды "приблизить конец" изгнания, "вернуться в
Сион", чтобы возобновить на древней земле нормальное существование евреев
как нации. На этот раз, однако, речь шла не о сверхъестественных путях достижения
этой мечты - мистике и каббале, как это было в эпоху мессианских движений, - а
о путях вполне земных и реальных, тех же самых, по которым шло в XIIIX веке
национально-освободительное движение других народов Европы.
Идеи
национально-освободительных движений на Балканах и в особенности в Италии
оказали глубокое влияние на первых "провозвестников Сиона", вышедших
из разных кругов европейского еврейства: как "традиционных", так и
"просвещенных". Надо учесть, что идея
"Возвращения
в Сион" встретила противодействие у многих раввинов, которым было памятно
тотальное разочарование, постигшее еврейский народ вследствие трагического
крушения мессианского движения Шабтая Цви. Тогда раввин Калишер* в своей книге
"Дришат-Цион" ("Стремление к Сиону") предложил концепцию
"начала Избавления": сделать первый шаг в медленном и долгом
движении, конец которого будет назначен Высшим Провидением. В 1836 г. рав
Калишер предложил барону Ротшильду* и сэру Монтефиоре* купить земли Палестины у
египетского султана Мухаммада Али, который к тому времени захватил Страну
Израиля и Сирию у Оттоманской Империи. В соответствии с этой идеей в 1870 г.
Карл Нетер, секретарь общества "Коль Исраэль Хаверим" ("Все
евреи - товарищи") построил сельскохозяйственную школу в Микве-Исраэль.
Сходные идеи высказывали сефардский раввин Алкалаи* и ассимилированный
социалист Моше Гесс* в своей книге "Рим и Иерусалим", а также другие
"провозвестники Сиона", предлагавшие соединить "политический
сионизм" с сионизмом практическим.
"Практический
сионизм" халуцианское движение
Идеи
"провозвестников Сиона" (как и идеи христианских сторонников
"Возвращения в Сион", по разным причинам - религиозным,
гуманистическим, политическим, - поддерживавших идеи сионизма) не могли бы
найти своего воплощения, если бы не движение "Хибат-Цион"*, которое,
как мы уже говорили выше, во многом было вызвано к жизни русским антисемитизмом
и погромами. В движении "Хибат-Цион" участвовали как ортодоксальные
раввины, так и "просветители". Под воздействием этого движения
отдельные энтузиасты (халуцим*) и группы ("Билу"*) начали
репатриироваться в Страну Израиля, чтобы воплотить основную идею
"практического сионизма". Эту идею можно сформулировать так: изгнание
- это тяжкая болезнь, от которой народ Израиля "выздоровеет", когда
вернется на свою родину и станет обрабатывать родную землю, когда построит в
Стране Израиля справедливое общество, основанное на ценностях Писания и
еврейской традиции. Среди репатриантов "Первой алии"* были в основном
религиозные люди, соблюдавшие традиции. Р. Аврагам Ицхак Кук* (благословенна
будь память праведника!), раввин Яффо и еврейских поселений Страны Израиля во
времена Первой алии и Главный раввин Страны Израиля в период британского
мандата, видел в поселенческом движении "начало Избавления", а в его
пионерах -нерелигиозных "халуцим" - средство в руках Божественного
Провидения.
На фоне мощного
потока еврейских эмигрантов на Запад (см. приложение 4: с. 150),
представлявшего классическое воплощение первого пути евреев диаспоры: из
изгнания в изгнание, - движение "халуцим" из России и Румынии,
отправлявшихся не на Запад, а на Восток, было лишь тонкой струйкой. Но оно
встретилось с другой струей - с евреями Грузии, Йемена, Северной Африки, Ирака,
Бухары, которые ничего не знали о том, что происходит в Европе и не были
связаны с национальным движением европейских евреев, но также стремились в
Страну Израиля. Большинство из них поселились в Иерусалиме и "святых
городах" - Хевроне, Тверии и Цфа-те. Халуцим создавали
сельскохозяйственные поселения в Иудее, Шомроне (Самарии), Галилее; в свою
очередь, жители "старого ишува"* в 1860-1878 начали селиться за
стенами старого Иерусалима и также основали ряд сельскохозяйственных поселений.
Поселенцы-халуцим
оказались в очень тяжелой ситуации. Им не хватало знаний и навыков для ведения
сельского хозяйства на земле Палестины; их соседи -арабы - крайне враждебно
относились к самой идее еврейского поселенчества в Стране Израиля. Им не
хватало рабочей силы, инструментов и денег. Все это вынудило жителей
большинства новых поселений обратиться за поддержкой к барону Ротшильду и
поставило их в то самое положение, которого они хотели избежать - в положение,
сходное с жителями "старого ишува", живших на средства
"халуки" (т.е. на деньги, которые собирали для них евреи диаспоры).
Постепенно часть халуцим Первой алии превратилась в издольщиков у администрации
Ротшильда, часть оставила страну; наиболее удачливым удалось разбогатеть и они
стали нанимать на работу арабов. Идеология движения "Билу"* потерпела
крах. Мечта своим трудом создать в Стране Израиля образцовые поселения, в
которых сыны древнего народа могли бы возродиться к новой жизни - эта мечта
оказалась несостоятельной дважды: в области хозяйственной и в области культуры
и идеологии.
"Политический
сионизм". Теодор Герцль
Разочаровывающие
итоги Первой алии заставили многих восточно-европейских деятелей "Ховевей
Цион" - и в их числе основателей движения "религиозного
сионизма" раввинов Могилевера и Рейнса - поддержать "политический
сионизм" в той форме, в которой сформулировал и выразил его идеи такой
весьма нестандартный еврейский лидер, как ассимилированный австрийский
журналист Биньямин Теодор Герцль*. В своей книге "Еврейское
государство" он предложил европейским народам новый способ решить
"еврейский вопрос" и избавиться от ненавистных чужаков: предоставить
евреям во владение клочок земли, на котором они могли бы жить как народ...
Вернувшись на свою землю, они не будут больше рассеяны по всему миру. Герцль
обращался к немецкому кайзеру, к турецкому султану, к властям Франции и Англии
в надежде получить "чартер" - документ, дающий евреям право на
владение собственной территорией. Лихорадочная политическая деятельность Герцля
не приносила плодов, но тем не менее он скептически относился к
"практическому сионизму", считая, что "филантропическое
поселенчество" сможет привести к решению "еврейского вопроса"
только через сотни лет. Нет, считал Герцль, этого можно достичь только путем
коренного преобразования - "метаморфозы" самого еврейского народа,
когда в Стране Израиля будет создано новое, прогрессивное общество, которое
будет нерелигиозным и весьма мало связанным с еврейской традицией.
В отличие от
"неповоротливых" восточноевропейских деятелей, "Сионистов
Сиона"*, Герцлю - светскому европейцу и обладателю выдающегося
организационного таланта - удалось добиться значительных успехов на
политической арене. По его инициативе 29 августа 1897 г. в Базеле собрался
первый Сионистский конгресс, в котором участвовали 197 представителей еврейства
со всех концов света. Герцль считал Сионистский конгресс основным средством
построения "государства в пути". Он писал: "В Базеле я основал
еврейское государство. Самое большее через пятьдесят лет его признают
все". Эти пророческие слова сбылись: в 1948 году возникло государство
Израиль. Конгресс объявил о создании "Всемирной сионистской
организации" и принял знаменитую "Базельскую программу",
определившую задачи сионистского движения. В ней говорилось:
«"Сионизм
стремится создать в Стране Израиля для еврейского народа дом и родину, которые
были бы защищены международным законодательством. Для достижения этой цели
следует обратиться к следующим средствам:
1. Развитие
Страны Израиля путем заселения ее евреями-земледельцами, ремесленниками и
владеющими какой-либо профессией.
2. Организация
и сплочение всего еврейства в различных меропроятиях, местных и общих, в
соответствии с законами каждой страны.
3. Усиление
национального чувства и национального сознания.
4.
Подготовительная работа к достижению согласия государств с целями сионизма.
Уже к моменту
смерти Герцля (1904 г.), благодаря его усилиям, сионистское движение было
хорошо организованным и эффективным. Наряду с "Сионистским
конгрессом" - всеобщим органом сионистской организации -был создан
"Совет сионистских деятелей" как исполнительный орган. В 1898 г. был
организован Национальный банк - "Фонд еврейских поселений". На Пятом
конгрессе (1901 г.) была создана "Керен га-Каемет ле-Исраэль" -
организация, которая по сей день занимается освоением пустынных земель и
посадкой деревьев в Стране Израиля.
Кишиневский
погром 1903 г. привел Герцля к убеждению, что следует использовать любую
возможность для того, чтобы решить проблему евреев России. Английское
правительство предложило для еврейского поселенчества одну из своих колоний -
Уганду, малонаселенную страну с плодородной почвой и прекрасным климатом.
Герцль представил "План Уганды" на Шестом Сионистском конгрессе в
1903 г. Шестой конгресс стал ареной острого конфликта "политических
сионистов" из стран Западной Европы с более традиционалистски настроенными
"сионистами Сиона" из России и Польши. Хотя предложение Герцля было
направлено в первую очередь на решение проблем российского еврейства,
"Сионисты Сиона" категорически отвергли его. Герцля удивило то, что
значительная часть еврейства продолжает мыслить в традиционных и, как ему
казалось, давно отброшенных категориях: не стремится к "нормализации"
(т.е. унификации) еврейской жизни и сохраняет ничем не объяснимое влечение к
"не нормальной" Стране Израиля, которую нельзя заменить никакой
другой. Основатель "политического сионизма" почувствовал, что эти
евреи, прочно связанные с традицией, никогда не откажутся от Страны Израиля -
даже если принятие "Проекта Уганды" поможет им решить те политические
проблемы, во имя которых и было создано его движение.
"Синтетический
сионизм". Декларация Бальфура
После смерти
Герцля усилились позиции сторонников "практического сионизма",
призывавших сосредоточить все усилия на алие и поселенческой деятельности в
Палестине - вопреки всем объективным трудностям. По их мнению, только упорная
работа на месте сможет, когда придет время, оказаться решающим аргументом в
пользу "чартера", которого добивались "политические
сионисты".
На Восьмом
сионистском конгрессе (1907 г.) доктор Хаим Вейцман*, из сторонников
"практического сионизма" предложил синтез обеих сионистских
концепций. "Я вижу, - сказал он, - в политическом сионизме синтез работы
по всем направлениям, а в практической работе - средство для достижения
политических целей".
* В 1904 г. началась Вторая алия - новая
волна репатриации, большую часть которой составляла революционно и
социалистически настроенная молодежь. Побудительным фактором этой новой волны
явились гнев и разочарование после погромов, а также прозвучавший из Страны
Израиля призыв спасти дело еврейского сионистского поселенчества. Эта волна
алии получила полную поддержку "синтетического сионизма" в лице
"Управления Страны Израиля", открывшегося в Яффо в 1908 г.
"Управление", во главе которого стоял А.Руппин, поддержало
организацию учебной сельскохозяйственной фермы "Киннерет", первой
поселенческой сельскохозяйственной коммуны (киббуца*) "Дегания",
кооператива (мошава*) "Мерхавия", постройку городского квартала
"Ахузат-Баит", который в будущем стал основой Тель-Авива, и
"Эйн-Ганим" - рабочего поселка недалеко от Петах-Тиквы.
Рост
сельскохозяйственного поселенчества и "завоевание труда" (т.е.
рабочих мест) евреями в конкуренции с арабами породило первое национальное
движение арабов Палестины, выразившееся прежде всего в жестоком еврейском
погроме в Яффо (1908 г.), а также в попытках воспрепятствовать покупке земли
кооперативом "Мерхавия" в Изреэльской долине. Реакцией на это стало
создание организации "га-Шомер" ("Страж") -первого зародыша
еврейской самообороны в Стране Израиля.
Большая часть
репатриантов Второй алии не выдержала трудностей и покинула Страну Израиля. Те,
кто остались, во многом продолжили халуцианские традиции Первой алии. В то же
время у них было и свое идеологическое наследство - социалистические идеи,
привезенные из страны исхода - России. Они стали почвой, на которой возникли
первые рабочие партии Израиля, существующие и по сей день.
Наконец,
стараниями Хаима Вейцмана, бьш получен "чартер", которого так долго
ждали "политические сионисты". Вейцману удалось использовать
сложившуюся уникальную ситуацию, в которой соединились политические и моральные
факторы: с одной стороны, Англия была озабочена своим престижем в глазах
американского еврейства, поскольку ей очень хотелось получить мандат на
Палестину; с другой стороны, английские политические лидеры признавали законность
и справедливость стремления еврейского народа наконец обрести родину. В 1917
г., в конце Первой мировой войны, была опубликована Декларация Бальфура, в
которой говорилось:
"Правительство
Ее величества благосклонно смотрит на создание национального дома для
еврейского народа в Стране Израиля. Оно сделает все возможное для того, чтобы
достичь этой цели, однако под ясным и четким условием: чтобы это не ущемило
гражданских и религиозных прав нееврейских общин Палестины, а также не
повредило политическому положению евреев в других странах мира".
"Чартер"
- "политическое чудо", которое послал Бог сионизму, - придал
сионистскому поселенческому движению необходимое ему политическое
покровительство английских мандатных властей. Это дало возможность маленькому еврейскому
ишуву*, составлявшему в 1914 г. 85.000 евреев на 600.000 арабов (см. приложение
3: с. 149), возможность развиваться, создавать условия для приема следующих
волн алии, все увеличивающейся в связи с нарастанием антисемитизма в Европе
между Первой и Второй мировыми войнами (см. приложение 5: с. 151), и готовиться
к неминуемой схватке с арабами, количество которых увеличивалось параллельно
увеличению еврейского ишува. Нарастание арабского сопротивления еврейскому
поселенческому движению нашло поддержку среди арабских государств,
освобождавшихся в это самое время от опеки европейских держав.
И все же надо
хорошо понимать: только практическая работа на местах уберегла
"чартер" от забвения. Люди Первой алии, заложившие основы сельского
хозяйства и общества в Стране Израиля, и особенно люди Второй алии - те, кто
сумел осуществить "захват работы"; те, кто основал первые киббуцы и
мошавы; те, кто боролся за введение иврита в повседневной речи и в образовании,
включая Технион (1913 г.), - только они не дали идее "чартера"
разделить судьбу многочисленных утопических прожектов и великих идей, которыми
полны книги еврейских и христианских "провозвестников Сиона" в ХШХ
веке. С другой стороны, если бы не политический "чартер", признанный
народами мира и положенный в основу британского мандата в 1922 г., по-прежнему
сохранялся бы медленный ритм первых волн алии, состоявших из идеалистов. И
тогда - на фоне враждебных действий английской администрации в Палестине и
увеличения арабского населения, усиленно подстрекаемого к беспорядкам и
погромам, - кто знает, многим ли отличалась бы тогда судьба сионистского дела
от судьбы предыдущих попыток еврейского заселения Страны Израиля.
Волны алии в
страну Израиля в период "государства в пути"
Декларация
Бальфура - величайшее достижение политического сионизма - не подняла, против
всех ожиданий, волну алии евреев Западной Европы, чьи проблемы пытался
разрешить сионизм. У евреев Восточной Европы Декларация Бальфура вызвала
всеобщее ликование, но и здесь не привела к массовой алие в Страну
Израиля - даже
среди тех, кто мечтал об этом. Причиной тому была большевистская революция,
которая закрыла двери алии и начала преследовать сионизм и сионистов. И все же
среди людей Третьей алии (1918 -1923), на счету которой - осушение и заселение
Изреэльской долины и деятельность "Гдуд га-Авода"* ["Рабочего
батальона"], среди участников алии "ге-Халуц"*, возглавляемой
Йосефом Трумпельдором* и алии "Поалей-Цион"*, под руководством Давида
Бен-Гуриона* и Ицхака Бен-Цви*; - большую часть среди них составляли выходцы из
России, к которым присоединились также евреи из Польши, Литвы и Румынии. В
общем, эта волна алии была не из самых больших (см. приложения 4 и 5: с.с.
150,151 ); из нее многие возвратились обратно или эмигрировали в Америку.
Массовая алия -
которую, в отличие от всех предыдущих, составляли представители средних классов
(см приложение 5: с. 151) началась в 1924 г. Это так называемая Четвертая алия
(1924 - 1928), последовавшая за экономическим кризисом и подъемом антисемитизма
в Польше. Эта алия увеличила население городов, особенно Тель-Авива, который
вырос с 16 тысяч в 1922 г. до 40 тысяч в 1925 г.
Но все
предыдущие волны алии несравнимы по количеству с Пятой алией (1929 - 1939 гг.)
- 235.000 человек! Эту волну репатриантов составляли польские и немецкие евреи.
Выходцы из Польши, большей частью представители среднего класса, бежали оттуда,
спасаясь от растущего антисемитизма властей и народа. Немецкие евреи в основном
были образованными и состоятельными людьми, которым удалось вовремя оставить
нацистскую Германию. Они внесли большой вклад в развитие промышленности в
Стране Израиля. В 1935 г. в Страну Израиля "легальным образом"
въехали 60.000, а "нелегальным образом" - еще 12.000 евреев.
Последние большие волны алии, несли с собой не сионистов-идеалистов, но
беженцев, у которых не было другого выхода. Сыграло тут роль и принятое в это
самое время решение американских властей ограничить въезд в страну, что
увеличило алию в Страну Израиля.
Перед Второй
мировой войной еврейский ишув в Стране Израиля уже приближается к полумиллиону
жителей. 120.000 из них живут в сельскохозяйственных поселениях, в большинстве
своем разбросанных на прибрежной низменности и в долинах, а также в Галилее, в
Иудее и в Негеве (см. карту 13, с. 184). Прибывшие с последними потоками алии
"буржуа" привезли с собой немалые средства (в особенности немецкие
евреи), что сразу подстегнуло ритм индустриализации страны. Быстро развивалось
строительство в больших городах. В 1939 г. Тель-Авив насчитывает уже 132 тысячи
жителей.
Первые волны
алии, численно еще небольшие, но движимые благородным идеалистическим пафосом,
наложили свой неизгладимый отпечаток на формирующиеся в Стране Израиля общество
и культуру, определили ее характерные черты: социалистический сионизм,
неприятие всего, что связано с "галутом"* (изгнанием),
антиклерикальная настроенность. Последние большие волны алии несли беженцев,
которые застали в Стране Израиля уже более или менее сформировавшиеся традиции
и приспособились к ним.
Поселенцы
отвоевывали у безжизненной пустыни все новые и новые территории. Там, где
больше тысячи лет не жили евреи, где ничего не росло и не могло расти,
поднимались города и поселки. Так мечта политических сионистов о
"национальном доме" превращалась в реальность "государства в
пути" в границах исторической Страны Израиля. Все это было весьма не по
душе британским мандатным властям и особенно арабам, которые с трудом верили
своим глазам, наблюдая, как стремительно меняется Страна Израиля за считанные
годы между двумя мировыми войнами.
Правительство
Англии любой ценой хотело сохранить свое господство в Палестине: она обладала
исключительной стратегической ценностью, в частности, как возможная военная
база вблизи от Индии и Афганистана. Что же касается Декларации Бальфура,
английская администрация видела в ней всего лишь удачный ход в политической
игре, подобный тем, которые ей не раз уже удавалось проделать в тайных
дипломатических сношениях с Францией, Россией и арабскими государствами
Ближнего Востока. Получив мандат на Палестину, в тех границах, которые наметили
сами англичане, исходя из своих интересов на Ближнем Востоке, британское
правительство окончательно уяснило себе, что исполнение мандата, его духа и
буквы - в частности, превращение еврейского населения Палестины из
национального меньшинства в большинство, - идет вразрез со стратегическими
целями Англии. Кроме того, англичане ни в коем случае не хотели портить
отношения с арабами. Не последнюю роль в этом играл, конечно, экономический
фактор, в особенности полученные англичанами сведения о запасах нефти на
территории арабских княжеств. Исходя из этого, английское правительство начало
и скрыто и явно "сокращать" Декларацию Бальфура, содержавшую
двусмысленные выражения, которые при желании можно было истолковать по-разному.
Толкование англичан все больше склонялось в пользу арабов.
Англичане
рассчитывали остаться в Палестине надолго. Усиление еврейского ишува и его
первые скромные шаги к независимости противоречили их планам. Вот почему
английское правительство стремилось свести на нет два важнейших фактора
осуществления сионистской программы: массовую алию и поселенческую деятельность
евреев в границах исторической Страны Израиля. (О границах Страны Израиля,
согласно заявлению "Всемирной сионистской организации" на мирной
конференции 1919 г. - см. карту 10, с. 181).
Возникновение
"арабской проблемы"
Арабы,
населявшие Страну Израиля, принадлежали к разным этническим группам. Среди них
были потомки разных народностей, принявшие ислам после арабского завоевания.
Особенно много таких сравнительно недавних мусульман было в горных районах
Страны Израиля, где им удалось уцелеть после опустошительных нашествий
завоевателей и не менее смертоносных набегов местных бедуинов. Параллельно
усилению нового еврейского ишува усилился также приток в Страну Израиля арабов
из соседних арабских стран - Египта, Сирии, Трансиордании, Ливана. (Об арабской
иммиграции в Страну Израиля см. приложение 3: с. 149). Все они с презрением и
ненавистью относились к репатриантам Первой алии. Нападения вооруженных
арабских банд на вновь основанные еврейские поселения были обычным делом.
Поначалу они никем - ни арабами, ни евреями -не осознавались как национальное
движение: это был просто разбой.
Но вот в 1911
г. 150 знатных арабов обратились в турецкий парламент с протестом против приобретения
евреями земель в Стране Израиля и вообще против репатриации евреев в Страну.
В Декларации
Бальфура (1917 г.) содержалось заявление о том, что сионизм получает отныне, с
согласия мирового сообщества, покровительство великой державы. Это заявление
дало новый мощный толчок развитию конфликта между евреями и арабами. Конфликт,
начавшийся на задворках агонизирующей Оттоманской империи, начинает
перемещаться в самый центр мировой политики.
С момента
опубликования Декларации Бальфура арабо-еврейский конфликт получил новый
статус. Теперь это было столкновение между двумя национальными движениями. При
внимательном рассмотрении обнаруживалось, что у этих движений были похожие, но
разные цели. Арабам, населявшим страны "Дома ислама" ("Дар-аль-Аслам"),
от Индии до Марокко, была нужна государственная независимость. Евреи же,
рассеянные по всем уголкам планеты, хотели в первую очередь "собрать
изгнанников" ["киббуц галуйот"], чтобы решить демографическую
проблему в странах рассеяния. С международного согласия они хотели создать в
Стране Израиля свой "национальный дом", как сказано в Декларации
Бальфура.
В 1918 г. во
главе "Комитета делегатов" - органа при английской администрации в
Стране Израиля -встал Хаим Вейцман. Он стремился рассеять недоброжелательность
арабов, подозрительно относившихся к вторжению "чужаков" в "Дом
Ислама". Ему удалось организовать встречу с королем Фейсалом из рода
Хашимитов, который был в хороших отношениях с англичанами. На встрече был
подписан документ, в котором говорилось, что возвращение евреев на родину
встретит благосклонный прием у арабов, поскольку откроет возможности взаимного
сотрудничества в общих интересах. Казалось, что после этой встречи больше не
останется оснований для конфликта между арабами и евреями-сионистами. В 1921 г.
на Двенадцатом сионистском Конгрессе была принята резолюция, в которой, в
частности, говорилось, что евреи должны жить в обстановке гармонии и взаимного
уважения с арабским народом в месте их совместного проживания. Вейцман,
отличавшийся весьма трезвым подходом к политике, не обошел вниманием
исключительно жесткую позицию, занятую Иерусалимским муфтием Хадж Амин
эль-Хуссейни. Он предложил такую формулировку: "Не владеть и не быть во
владении" Но и эта попытка компромисса потерпела неудачу. Точно так же не
вызвало интереса у арабов неофициальное предложение руководителей ишува в 1938
г.: дать еврейскому ишуву на срок 5-10 лет статус национального меньшинства
(40%). Оказалось, что у арабов нет никакой административной инстанции, которая
могла (и хотела бы) принять решение о компромиссе на этой основе.
Зеэв
Жаботинский*, считавший себя продолжателем линии Герцля в сионизме, сочетал
припниципы "политического сионизма" с новыми идеями о еврейской
военной организации. Его идеология получила название "ревизионизм"*.
Жаботинский признавал законность национального движения арабов и готов был
предоставить им все права в качестве национального меньшинства в еврейском
государстве. Однако он считал, что мира с арабами нельзя достигнуть путем
уступок. Мира можно будет добиться только с позиции силы, "железной
стены".
Давид
Бен-Гурион, вождь "социалистического сионизма", в начале своей
деятельности (1921-1933) верил, что арабскую проблему удастся решить на основе
идей классовой солидарности. Он считал, что сионистскому движению удастся
попутно освободить арабских крестьян - феллахов - от эксплуатации
землевладельцев - эффенди. Будучи избран в руководство сионистской организации
(1933-1938), Бен-Гурион неоднократно встречался с лидерами арабов Страны
Израиля и арабских государств. В качестве основы для переговоров между евреями
и арабами он предлагал совместное участие в органах власти (в течение срока
действия мандата) и федеративное сотрудничество будущего еврейского государства
с соседними арабскими странами. Но все его предложения были отвергнуты. Только
тогда Бен-Гурион сосредоточил свои усилия на организации еврейской самообороны
в преддверии неминуемого столкновения с арабами.
Арабы не желали
идти ни на какие компромиссы. Вначале (в 1917-1920) их жесткая позиция находила
поддержку во враждебном отношении английских оккупационных властей к
сионистскому движению в Палестине. В дальнейшем она опиралась на
"практическую политику" английского правительства, сформировавшуюся
уже во времена верховного комиссара Палестины лорда Сэмюэля, еврея и либерала,
который лично был не склонен уступать арабам. Однако те устраивали погромы,
вслед за которыми начинались "комиссии по расследованию" и издавались
"Белые Книги"*. Общий смысл их выводов сводился всегда к одному:
чтобы предотвратить беспорядки, надо прекратить или хотя бы уменьшить еврейское
поселенчество в Стране Израиля.
Арабы же
предпочитали политику силы, которая выражалась прежде всего в погромах. Эта
политическая линия формируется уже в начале 20-х годов, когда арабы нападают на
Метуллу и Тель-Хай, при защите которого погибает Йосеф Трумпельдор*. Погромы
преследуют и еще одну цель: помешать Англии получить мандат на конференции в
Сан-Ремо*. В период мандата арабы продолжают ту же политику, видя, что
еврейский ишув* в стране растет и укрепляется. В 1921 г. они предпринимают
попытку напасть на "старый ишув". В 1929 г. происходит кровавый
погром в Хевроне, в ходе которого было вырезано почти все еврейское население
города. В 1936 начинается "Большое восстание", представлявшее собой,
в сущности, реакцию на большую алию 1935 г., когда арабы почувствовали, что
еврейский ишув в Стране Израиля превращается в заметное национальное
меньшинство, и - если сохранятся те же темпы заселения Эрец Исраэль - быстро
станет народом, способным самостоятельно, без английского покровительства,
противостоять всем попыткам остановить его развитие.
Позиция арабов
и английских властей застала еврейских поселенцев врасплох: совсем не так они
представляли развитие отношений с арабами. Однако они быстро оправились от
удивления. Постепенно в еврейских поселениях развивается система обороны,
благодаря которой в дальнейшем удастся успешно отбивать нападения арабов. В
начале 20-х годов возникает еврейская военная организация "Гагана"
["Оборона"]. Мандатные власти отказываются признать ее законной, но
невзирая на это, "Гагана" становится одним из важнейших учреждений
"государства в пути"*, наряду с другими - такими, как гражданские
организации "Кнесет Исраэль" ["Собрание Израиля"],
"Собрание депутатов", "Национальный совет" и "Главный
раввинат" - официальными организациями, представлявшими евреев Страны
Израиля перед мандатными властями.
Политика
англии в период мандата
Несмотря на
провал попыток запугать евреев и силой добиться прекращения алии, арабам обычно
удавалось добиться своего у английских мандатных властей. По следам
"беспорядков" организовывались комиссии и издавались "Белые
Книги", выводы которых обычно были однозначны: следует ограничить до
минимума еврейское поселенчество и алию. В "Белой Книге" 1922 года
Восточный берег реки Иордан был отторгнут от "национального дома
еврейского народа" и передан эмиру Абдалле - будущему королю Иордании (см.
карты 10, с. 181). В "Белой Книге" 1930 г. английские обещания об
образовании "национального дома еврейского народа" были урезаны до
такой степени, что доктору Хаиму Вейцману, всегдашнему стороннику
"реализма" в политике и "компромиссов" с англичанами,
пришлось уйти в отставку с поста председателя Всемирной сионистской
организации* В 1937 г. комиссия лорда Пиля предложила разделить Страну Израиля
(см. карту 12, с. 183) на маленькое еврейское государство, которое должно было
включать Галилею, Изреэльскую долину и побережье до Беэр-Тувья, и арабское
государство, которое должно было занять всю остальную территорию Страны Израиля
к западу от реки Иордан - за исключением полосы земли между Яффо и Иерусалимом,
которая должна была оставаться под международным наблюдением и под управлением
британских мандатных властей.
В 1939 г.
английское правительство опубликовало "Белую книгу", в которой
вводились суровые ограничения на алию и на приобретение земель
поселенцами-евреями. В "Белой книге" 1939 г. был предложен проект: в
течение 10 лет образовать в "Палестине" - в Эрец Исраэль -
независимое государство, которое управлялось бы арабским большинством; это
государство оставалось бы связано с Англией особым договором. Таким
представлялось англичанам будущее Страны Израиля: арабское государство с
еврейским меньшинством.
"Белая
Книга" 1939 г. была последней. Она положила конец идее "национального
дома еврейского народа" под покровительством Британской империи и привела
к решительному изменению в политике ишува по отношению к британским мандатным
властям. До сих пор борьба с мандатными властями велась в рамках
"гражданского неповиновения": расширение еврейского поселенчества в
"запрещенных районах" (поселения типа "Хома у-Мигдаль"*
["Стена и Башня"]) в 1936-1939 гг., а также начатая с 1934 г.
организованная нелегальная эмиграция, которую евреи называли "Алия
Бет" ["Вторая алия"] или "Гаапала"
["Дерзновение"] (см. карту 11, с. 182). Теперь тактика меняется. В
1937 г. возникает "Иргун Цваи Леуми" ["Национальная военная
организация"], сокращенно "Эцель"*. Эта военная организация под
руководством Зеэва Жаботинского, вождя ревизионистского движения*, отделяется
от уже существовавшей военной организации "Гагана"*.
"Эцель" протестовал против тактики "сдержанности"
["Гавлага*"] по отношению к арабскому террору и к британским
мандатным властям. Таким образом, "Эцель" встал в оппозицию по
отношению к Гагане*, действовавшей в соответствие с указаниями лидеров ишува во
главе с Бен-Гурионом и начал террористическую деятельность, направленную
одновременно против арабских террористов и английских властей.
Публикация
"Белой книги" способствовала нарастанию антианглийских настроений в
еврейском ишуве. Но борьбу за отмену британского мандата пришлось отложить в
связи с началом Второй мировой войны (1939 г.). Весь еврейский ишув, включая
"Эцель", естественно, встал на сторону Англии, сражавшейся с нацистским
врагом. Исключение составляла лишь небольшая группа "Лехи"*
(сокращение от "Лохамей Херут Исраэль" ["Бойцы за свободу
Израиля"]), отколовшаяся от "Эце-ля". Бен-Гурион провозгласил:
еврейский ишув будет бороться плечом к плечу с англичанами, как будто не было
"Белой книги", и будет бороться против "Белой книги", как
будто нет войны. Борьба за независимость была отложена до конца войны - до 1945
г.
Вторая мировая
война коренным образом изменила соотношение сил на мировой арене. Влияние
Англии в международных делах пошатнулось, статус сверхдержавы заняла теперь
другая страна - Соединенные Штаты Америки. Изменилось и положение еврейского
народа. Большая часть европейского еврейства была уничтожена. И в этот
исторический час народы воочию увидели руку Божественного Провидения.
Сионистская мечта осуществилась. 29 ноября 1947 г. сессия ООН признала
еврейское государство в разделенной Стране Израиля.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.judaicaru.org/