Этрусская мифология
Этрусская
мифология
Спорность и
невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и
времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с мифологиями других
древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки
этрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда,
согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94),
прибыли предки этрусков - тиррены и пеласги. Восточными чертами этрусской
мифологии является наличие в ней представлений о сакральном характере царской
власти, религиозные атрибуты - двойной топор, трон и др., сложная
космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В
ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на
прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с
олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их
переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.
Вселенная
представлялась этрускам в виде трехступенчатого храма, в котором верхняя
ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, нижняя - подземному
царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению
светил в верхней - видимой - предсказывать судьбу человеческого рода, народа и
каждого индивидуума. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура
считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мертвых. В
представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде
разломов в земной коре, по которым спускались души мертвых. Подобия таких
разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для
принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о
делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении
на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и
демонов, в восточную - добрых.
Этрусский
пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по
именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из
Пьяченцы.
В отличие от
греческой мифологии, этрусская мифология, как правило, не имела мифов о браках
богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано
в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии. К древнейшим
религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская
концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился
Тин, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба,
бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог
предостерегать людей, вторым - пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью
другими богами, третьим - самым страшным - карал, лишь получив согласие
избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился
не царем богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав
этрусских государств. Богиня Туран, имя которой означало
"подательница", считалась владычицей всего живого и отождествлялась с
Афродитой. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни,
почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с
Тином и Уни в основанном этрусками в конце VI в. до н.э. Капитолийском храме в
Риме почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремесел и
ремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, которой
соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу, отождествлявшийся
с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог,
охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому
Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому
богу Гефесту - хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский
Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В
городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан).
Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место
занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества - трезубец,
якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен
был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в
римской. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более
древним, чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение государств с
центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города
Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным
чудовищем, ииогда в качестве божества растительности неопределенного пола,
иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации
локального хтонического божества в "главного бога Этрурии", как его
называет Варрон (Antiquitatum rerum... V 46). К числу богов "небесной
долины" этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать
молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о
золотом веке - грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует
представлению о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис
(римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в
другой - войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус -
хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса,
впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного
царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и
Персефоне). Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были
первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определенные ее
функции - мудрость, искусство и др.
Наряду с
культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их
изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные
черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально
священных животных, оттесненных на задний план по мере выделения антропоморфных
богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон
смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ
умерших Харон сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних
памятниках Хару - зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник
смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии - проводник душ в подземном
царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего
имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты.
Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли
богов в преисподней. Из культа божественного множества демонов-лазов (римские
лары) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнаженная женщина с
крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен
любовного содержания. Ее атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы.
Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус -
остается невыясненным. По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что
лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага.
Демоническим множеством были маны (римские маны) - добрые и злые демоны. К
демонам загробного мира относилась Ванф.
Этрусское
изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой
мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с
жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую
представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное
царство и суда над душами умерших.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/