Елена – персонаж античной мифологии
Елена – персонаж античной мифологии
Елена
· спартанская царица, прекраснейшая из женщин. Отцом Елены античная традиция
называет Зевса, матерью - Леду или Немесиду.
В
юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем, досталась по жребию Тесею,
который поселяет ее у своей матери Эфры в Афидне (по другой версии, в Трезене).
В то время как Тесей и Пирифой отправляются в преисподнюю, чтобы добыть
Персефону, Елену освобождают и возвращают в Спарту к своему земному отцу и
супругу Леды Тиндарею Диоскуры (Apollod. III 10, 7). Слух о красоте Елена
распространяется настолько широко по всей Греции, что сватать девушку
собирается несколько десятков знатнейших героев всей Эллады (Менелай, Одиссей,
Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и др.) (Hes. frg.
196-204, Apollod III 10, 8).
Так
как Тиндарей боится своим выбором обидеть остальных претендентов и вызвать их
вражду к себе и будущему зятю, он по совету Одиссея связывает всех претендентов
на руку Елены совместной клятвой оберегать в дальнейшем честь ее супруга. После
этого мужем Елены выбирается Менелай, вероятно, не без влияния его старшего
брата Агамемнона, уже женатого на дочери Тиндарея Клитеместре (Eur. Iphig A
55-71, Apollod III 10, 9). От брака с Менелаем у Елены рождается Гермиона (Hom.
Od. IV 12-14).
Когда
спустя некоторое время богиня Афродита, выполняя обещание, данное Парису, сыну
троянского царя Приама, приводит его в дом Менелая, Елена, по наиболее
распространенной версии, увлекается юным красавцем и, воспользовавшись отъездом
супруга, бежит с Парисом в Трою, захватив с собой большие сокровища и много
рабов (Hom. Il. VII 345-364, Eur. Troad. 983-997).
По
другой версии мифа, восходящей, возможно, еще к Гесиоду, но обстоятельно разработанной
в VI в до н.э. Стесихором, Зевс или Гера подменили подлинную Елену ее
призраком, за который и шла Троянская война. Сама же Елена переносится в
Египет, где живет под защитой мудрого старца Протея, дожидаясь возвращения
Менелая из троянского похода (сюжет обстоятельно разработан в трагедии Еврипида
"Елена"). О путешествии Елены с Парисом также существует несколько
вариантов мифа: по одному из них, оно проходило без особых осложнений и заняло
всего три дня; по другому беглецы были застигнуты бурей, которую подняла богиня
Гера, и их корабль занесло к берегам Финикии (в Сидон), по третьему - Парис
сознательно уплыл в противоположную сторону от Трои и долгое время находился с
Еленой в Финикии и на Кипре, чтобы избежать погони. Прибыв, наконец, в Трою, Елена
своей красотой снискала симпатии многих троянцев, несмотря на бедствия, которые
навлекла на их город.
О
поведении Елены во время Троянской войны античные авторы снова повествуют
по-разному. Гомеровский эпос, видя во всем происходящем неотвратимую волю
богов, относится к Елене без осуждения, ее влечение к Парису он объясняет
воздействием Афродиты, которому не может противиться никто из смертных (Hom.
Il. III 154-165). В остальном Елена в "Илиаде" явно тяготится своим
положением (III 396-412), и в послегомеровских поэмах о разрушении Трои ей
приписывается даже сознательное содействие грекам: она не выдает троянцам
Одиссея, дважды пробиравшегося в город (Od. IV 240-264), и помогает ему и
Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины (Apollod. epit V
13); в ночь захвата Трои симпатии и помощь Елены также на стороне греков.
Однако Менелай после взятия города разыскивает Елену с мечом в руках, чтобы
казнить ее за измену ему как мужу. Но при виде жены, сияющей прежней красотой,
он выпускает меч из рук и прощает ее (Eur. Andr 628-631). Ахейское войско, уже
готовое побить Елену камнями, увидев ее, отказывается от этой мысли.
Возвращение
Елены с Менелаем после долгих скитаний античная традиция приурочивает к моменту
похорон Эгисфа и Клитеместры, павших от рук Ореста. Но, если
"Одиссея" (IV 542-547) ограничивается только констатацией этого
факта, то для Еврипида (с яркой антиспартанской направленностью его трагедий)
этот эпизод служит в трагедии "Орест" для беспощадно-отрицательной
характеристики Елены и ее супруга (71 -131, 682-721); здесь же используется
вариант мифа о перенесении Елены по воле Аполлона на небо и превращении ее в
созвездие. "Одиссея" этой версии не знает, изображая вернувшуюся в
Спарту Елену примерной женой вновь обретшего ее Менелая.
О
последующей судьбе Елены также существуют различные версии. По одним, она была
после смерти Менелая изгнана его сыновьями и бежала то ли на остров Родос, то
ли в Тавриду; по другим, после смерти она была перенесена на остров Левка в
устье Дуная, где соединилась вечным союзом с погибшим в Троянской войне Ахиллом
(Paus. III 19, 13) (объединить эти две популярнейшие фигуры героического эпоса
стремились уже в рассказе о встрече Елены с Ахиллом на Троянской равнине
незадолго до его смерти).
Место,
которое Елена занимает в мифах троянского цикла, и неоднократные обработки этих
мифов в произведениях светской литературы не могли, однако, вытеснить из
сознания греков исторического периода представлений о божественном прошлом
Елены. Недалеко от Спарты было святилище Елены, в самой Спарте находился ее
священный платан (Theocr. XVI1I). Под прозвищем Дендритис
("древесная") Елена почиталась в Кафиях и на Родосе (Paus VIII 23,
4-6; III 19, 10). Все это заставляет видеть в ней древнейшее растительное божество,
возможно, минойского происхождения.
С
формированием греческого сказания о Троянской войне, которое вобрало в себя
также местные культовые и фольклорные элементы, существовавшие в микенских
центрах, Елена стала одним из его персонажей, что обеспечило ее образу прочное
место в литературе и изобразительном искусстве от античности до наших дней.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/