Ифигения
Ифигения
Ифигения
· дочь Агамемнона и Клитеместры. Когда греческий флот, направлявшийся под Трою,
задержался в беотийской гавани Авлиде из-за отсутствия попутного ветра, жрец
Калхант объявил, что богиня Артемида гневается на греков за оскорбление,
нанесенное ей Агамемноном, и требует принести ей в жертву Ифигению. Уступая
настойчивым требованиям ахейского войска и главным образом Одиссея и Менелая,
Агамемнон вызвал Ифигению в Авлиду под предлогом ее бракосочетания с Ахиллом; в
момент жертвоприношения Ифигения была похищена с алтаря Артемидой, заменившей
ее ланью; по другой версии - медведицей или телкой (возможно, с этого момента
место Ифигении среди дочерей Агамемнона занимает Ифианасса, Hom. Il. IX 145).
Сама же Ифигения была перенесена богиней в Тавриду и сделана жрицей в ее храме.
Здесь она должна была приносить в жертву всех попавших в эти края
чужеземцев.
От
руки Ифигении чуть было не погиб ее брат Орест, прибывший в Тавриду по велению
Аполлона для того, чтобы вернуть в Элладу деревянный кумир Артемиды. Но брат и
сестра узнали друг друга, и Ифигения спасла Ореста, после чего они вместе
возвратились в Грецию.
Ифигения
продолжала служить Артемиде в ее храме в аттическом поселении Бравроне. Здесь
уже в историческое время показывали могилу Ифигении, а в соседнем селении Галах
Арафенидских и других местах деревянную статую Артемиды, доставленную якобы из
Тавриды. Таким образом сводились воедино данные культа и мифа об Ифигении,
сложившегося в Греции на протяжении VII-VI вв, до н.э. и распространившегося
далеко за ее пределами [Геродот (IV 103), сообщая о существующем у скифов в
Тавриде культе богини Девы (местная параллель греческой Артемиды), добавляет,
что они называют эту богиню Ифигению дочерью Агамемнона. Согласно Павсанию (II
35, 2), Артемида иногда носила прозвище Ифигения].
В
мифе об Ифигении отразились напластования различных периодов общественного
сознания и стадий развития греческой религии. Культы Ифигении в Бравроне и
Мегаре, а также отождествление ее то с Артемидой, то с Гекатой свидетельствуют,
что Ифигения была некогда местным божеством, чьи функции затем были переданы
Артемиде. В чудесной замене Ифигении на жертвенном алтаре животным сохраняется
воспонимание о первоначальных людских жертвоприношениях, которые были обычными
в эпоху первобытной дикости, но затем стали восприниматься как отвратительная
жестокость, недостойная греков и оттесненная на периферию
"варварского" мира. При этом выбор животных, заменяющих человека в
жертвоприношении Артемиде, указывает на древнейшую зооморфную стадию в
представлениях о божестве: почитаемая первоначально в облике лани или медведицы
богиня Артемида затем охотнее всего принимает в жертву именно этих
животных.
Миф
о принесении в жертву Ифигении впервые получил отражение у Гесиода
("Каталог женщин", фрагмент 23а, 17-26) и в эпической поэме
"Киприи" (VII в. до н.э.), затем - в хоровой лирике (Стесихор,
Пиндар) и у афинских драматургов V в. до н.э. От трагедий "Ифигения"
Эсхила и "Ифигения" Софокла дошли незначительные фрагменты; целиком
сохранились "Ифигения в Авлиде" и "Ифигения в Тавриде"
Еврипида. Использованный в последней из них миф о возвращении Ифигении из
Тавриды получил обработку также в не дошедших до нас трагедиях Софокла
"Хрис" и "Алет". Материал греческих авторов был положен в
основу произведений римских трагиков: Энния ("Ифигения в Авлиде"),
Невия ("Ифигения"), Пакувия ("Хрис"), Акция
("Агамемнониды" по "Алету" Софокла).
В
римской поэзии жертвоприношение Ифигении послужило Лукрецию для изобличения
жестокости религии (Lucr. I 82-101); краткое изложение всего эпизода у Овидия
(Met. XII 24-36).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/