Боги
Боги
Обычно
боги олицетворяют просто некую безличную сверхъестественную силу. В
мифологических сказаниях сверхъестественное получает имя и образ, так что
анонимное чудесное вмешательство становится богом, обладающим именем и играющим
определенную роль в сюжете той или иной истории. Вот почему в рассказах о
Троянской войне уже не счастье или удача, но Афина или Гера благоволят к
ахейским героям, а троянцам помогают Афродита или Аполлон.
При
знакомстве с отдельными мифами складывается впечатление, что едва ли не любой
бог мог бы выступить в этой роли, в местных преданиях она отводится местному
божеству. Однако иногда сам характер сверхъестественного события обусловливает
выбор божества: внезапная «естественная» смерть вызывается незримыми стрелами
Аполлона (у мужчин) или Артемиды (у женщин), иррациональное чувственное
влечение – дело Афродиты и т.д.
Боги
живут своей собственной жизнью отдельно от людей, они не подвержены недугам,
боли и смерти. Их жизнеописания – это волшебные истории, совершенно лишенные
того трагического измерения, которое появляется лишь тогда, когда на сцену
выступает смертный человек. Только проникшись чувством привязанности к
какому-нибудь смертному, бог может познать подлинное страдание. Как утверждал
Гесиод в Перечне жен (смертных женщин, которых любили боги), Зевс попытался
истребить человечество в великом потопе, чтобы избавить богов от скорби.
В
каком-то смысле все боги олицетворяют «судьбу», «ход вещей» или «надлежащий ход
вещей». Однако иногда сама судьба персонифицируется в образе богини судьбы
(греческая Тиха, римская Фортуна), или трех богинь судьбы (греческие мойры
Клото, Лахесис и Атропос, прядущие и обрывающие нить жизни; римские Фаты), или
Немесида («Возмездие»).
Зевс
(Юпитер). Зевс возглавляет сообщество богов. Именно Зевс олицетворяет собою
божественное начало как таковое, и именно ему принадлежит верховная власть во
всех ситуациях, где участвуют прочие боги. Он и центр этого сообщества, так как
сверг старших богов и правит «здесь и теперь»; статус других богов определяется
степенью их родства с Зевсом.
Из
критских и восточных источников греки почерпнули (и развили) представление о
младенчестве Зевса, сына бога Крона, который царствовал над предшествующим
поколением богов, титанами. Зевс возмужал и заточил Крона вместе с большинством
титанов в подземном царстве. В результате установился существующий порядок
мироздания, где Зевс, царь богов и людей, властвует над своими беспокойными и
вечно ссорящимися братьями, сестрами, сыновьями и дочерьми.
Под
влиянием гомеровских поэм Зевса начинают воспринимать как некое подобие
микенского царя с дворцом на горе Олимп в Северной Греции, соответствующей
холму земного акрополя. У него есть свой двор, состоящий из других богов,
которые на пирах вкушают амбросию и пьют нектар, разливаемый Гебой («Юностью»)
или – на общую потеху – хромым кузнецом Гефестом, и слушают игру Аполлона на
лире, которой тот сопровождает пение муз. Зевс изображается бородатым мужчиной
в расцвете лет, величественным и внушающим скорее благоговение, нежели страх.
Поскольку
изначально Зевс был небесным божеством, его оружием считались громы и молнии, а
Олимп мыслился также как небеса. От него зависела и погода. Греки могли
сказать: «идет дождь» или «Зевс дождит». Главными его общегреческими
святилищами были алтарь и оракул в Додоне (в горах на северо-западе Греции) и
святилище в Олимпии (названной в честь Зевса Олимпийского) в западной части
Пелопоннеса. Олимпия прославилась олимпийскими играми – атлетическими
состязаниями в честь Зевса, которые устраивались каждые четыре года.
В
отдельных городах-государствах Зевса почитали на акрополях (укрепленных холмах
с плоской вершиной, вокруг которых располагалось большинство греческих городов)
или в других подобных местах. Здесь ему поклонялись как божеству,
поддерживающему общественных порядок; этот культ сохранялся еще долгое время
после того, как микенских царей, утверждавших, что свою власть они получили
непосредственно от Зевса, сменили новые аристократии и демократии. Как и
большинство других греческих богов, Зевс осуществлял множество функций, на
которые указывали его священные эпитеты; так, в качестве Зевса Полиея он
покровительствовал городу-государству («полису»), а как Зевс Геркей
(«Оградитель») он защищал очаг отдельного человека.
Формально
у Зевса была единственная супруга – его сестра Гера. Но, как и его земные
подобия – микенские цари, он уделял внимание не только своей законной супруге,
причем вследствие некоторых особых обстоятельств его мужская доблесть
пользовалась исключительной популярностью. Дело в том, что в Греции было
множество местных богинь (часто – главных богинь городов), по-видимому, нередко
происходивших от богинь, которым поклонялось догреческое население. Поскольку
все они становились персонажами мифологических преданий, их наделяли
родителями, мужьями и возлюбленными. Зевс же часто выступал в какой-нибудь из
этих ролей, поскольку в Зевсе видели воплощение мужского начала. Кроме того,
установление связи местной богини с царем богов обеспечивало ей высокий статус
и знатную родословную. Зевс считался основателем многих царских родов,
поскольку его благосклонность распространялась не только на богинь или нимф
(младших божеств), но и на смертных женщин.
Гера
(Юнона). В религии Гера почиталась и как супруга Зевса, и как покровительница и
защитница женщин и брака. Однако в мифологии она обыкновенно выступала лишь в
роли ревнивой жены или злой мачехи, – как, например, в истории Геракла (сына
Зевса от Алкмены). Первоначально она была главной богиней Аргивской равнины –
области, находившейся под властью Микен, и потому выступает покровительницей
аргивских героев. В религиозном культе и в искусстве она может изображаться с
брачным покрывалом богини супружеских уз, как и пристало супруге Зевса.
Посейдон
(Нептун). Посейдон в мифологии – это прежде всего бог моря, дикий и гневливый
брат Зевса. Как и Зевс, в искусстве он изображается бородатым мужчиной с
трезубцем в руке. Его супруга – нимфа Амфитрита; их отпрыск Тритон также
принадлежит к морской стихии. Кроме того, Посейдон считался отцом чудовищ
(например, одноглазых киклопов). Однако первоначально (что отразилось и в
культе) он был еще и земным божеством, связанным с плодородием и пресными
водами, насылающим землетрясения, а в некоторых областях – супругом Деметры,
богини урожая, и покровителем коней (вид которых он иногда принимает сам).
Аид,
или Плутон (Дис). Аид («Невидимый») был другим братом Зевса. После победы над
титанами ему достался в удел подземный мир, названный по его имени Аидом.
Однако греков не слишком волновала загробная жизнь. Они полагали, что после
смерти от человека остается лишь дыхание или дым; бесплотным теням подземного
мира нечего ожидать награды или наказания. Понятно, что владыка этого мира не
вызывал особого интереса. (Правда, существовали также предания о наградах,
уготованных избранным в Элизии, и о наказаниях в Тартаре грешникам, оскорбившим
богов.)
Наиболее
известное предание, действующим лицом которого является Аид, повествует о
похищении им Персефоны (Прозерпины), дочери Деметры. Несмотря на вмешательство
Зевса, Аид обманом заставляет Персефону вкусить плод граната, вследствие чего
она принуждена каждый год возвращаться к нему на четыре месяца как его супруга
и, соответственно, царица подземного царства. Персефона – не греческое имя;
видимо, первоначально ей приписывались более широкие функции как царице
мертвых, и лишь впоследствии она была отождествлена с дочерью Деметры,
настоящее имя которой было Кора («Дева»).
Деметра
(Церера). Принято подразделять всех греческих богов на олимпийских (небесных) и
хтонических (земных). Однако и в мифологии, и в культе такое деление далеко не
всегда себя оправдывает. Лучше всего это подтверждает случай Деметры, сестры
Зевса и одной из самых важных богинь греческой религии. Деметру условно
причисляют к олимпийским божествам, однако она – богиня посевов и,
соответственно, от нее зависит плодородие земли. Было бы правильнее сказать,
что некоторые боги, культы и мифы имели «хтонические» аспекты,
контрастировавшие с их «небесными», или «олимпийскими» аспектами. Так, Зевс в
качестве бога неба и дождя оказывается супругом богини земли Деметры и отцом
«Девы» – Коры, олицетворяющей прорастающие посевы.
Земля
всегда занимала важнейшее место в религиозном сознании людей. В земле хоронят
мертвых, из земли же вырастают живые и необходимые для жизни злаки. В этом
парадоксе источник т.н. мистериальных культов. Самый известный из них - культ
Деметры и Коры в Элевсине близ Афин. Ключевую роль в элевсинских мистериях
играл миф о горестных скитаниях Деметры в поисках дочери, похищенной Аидом.
Неузнанной ее принимают и привечают домочадцы царя Элевсина. В благодарность за
это она пытается сделать бессмертным царского сына, втайне закаляя его в огне,
однако чары разрушены пришедшей в смятение от этого зрелища матерью. В конце
концов, когда скорбь Деметры повлекла за собою неурожай и голод, Кора была
возвращена ей в Элевсине. Перед уходом Деметра вознаградила элевсинцев, научив
их особым обрядам.
Афина
(Минерва). У Гомера Афина предстает покровительницей героев. Первоначально она
была микенской дворцовой богиней, подобной богиням, почитавшимся в минойских
дворцах на Крите. Во всяком случае, ее храмы всегда размещались на холмах
акрополей. С развитием ее культа в Афинах она становится общегреческой богиней.
Покровительница героев, она сама - воительница и изображается с копьем и в
шлеме, а также в нагруднике, именуемом «эгидой» (первоначально – магическая
козлиная шкура). Однако Афина также богиня ремесел и мудрости. Это
символизируется мифом о ее рождении: согласно одной из версий, она вышла из
головы Зевса, по другой версии (у Гесиода), она была дочерью Зевса и титаниды
Метиды («благой совет», «мысль»).
Аполлон
и Артемида (Диана). Аполлон и Артемида считались близнецами, детьми Зевса от
титаниды Лето, о которой известно только, что она была их матерью. Они выросли
на острове Делос, где Лето пришлось укрыться от ненависти Геры и где
впоследствии Аполлону и Артемиде были посвящены святилища. Аполлон был одним из
самых важных богов – богом музыки, поэзии, очищения, пророчества и
целительства. Лишь в поздних мифах его начинают ассоциировать с солнцем. Ему
приписывалось учреждение оракулов в Дельфах и других, менее важных религиозных
центрах. В Аполлоне нередко видят анатолийское божество, воспринятое греками. В
гомеровском эпосе он поддерживает троянцев Малой Азии против греков, однако в
классическую эпоху становится едва ли не самым «греческим» из богов,
изображаемым в виде прекрасного безбородого юноши. Оружие Аполлона – лук.
Артемида
– охотница, покровительница охотников и богиня диких мест и зверей – также
использует лук. Во многих областях с ней отождествлялись древние доэллинские
богини. Артемида девственна, однако в то же время она является богиней
чадорождения, а в Эфесе (на западном побережье Малой Азии) она изображалась со
множеством грудей. Создается впечатление, что ее девственность лишь
символизирует ее независимость и превосходство над мужским полом. Она охотится
в диких местах в сопровождении нимф (греч. «юная женщина»). Охотника Актеона,
подсмотревшего ее купание в лесном ручье, она наказала, превратив в оленя,
которого растерзали его же собственные псы. Вместе со своим братом Аполлоном
она погубила семерых сыновей и семерых дочерей смертной женщины Ниобы,
похвалявшейся тем, что у нее больше детей, чем у Лето, – яркая иллюстрация к распространенной
теме божественного гнева, вызванного человеческой гордыней.
Именно
Артемиде Агамемнон, возглавивший поход на Трою, должен был принести в жертву
свою дочь Ифигению в наказание за незначительную обиду, нанесенную им богине во
время охоты. Однако, согласно одной из версий, Артемида в последний момент
спасает деву, заменив ее на жертвенном алтаре ланью. Позднейшие предания
отождествляют Артемиду с богиней жителей Тавриды (на побережье Черного моря) и
сообщают, что Ифигения сделалась жрицей Артемиды в Тавриде и оставалась там,
пока ее не увез ее брат Орест.
Афродита
(Венера). Афродита, богиня красоты и любви, являет собою полную
противоположность Артемиде. Почти наверняка ее культ пришел с Ближнего Востока,
где было множество богинь такого рода. Гомер говорит о ней как о дочери Зевса
от Дионы, однако Гесиод утверждает, что она родилась из морской пены (aphros),
оплодотворенной кровью гениталий оскопленного Урана, отца Крона. Такое грубое
происхождение вполне соответствовало ее стихийной сущности, и греки относились
к ней со страхом – как к могущественной космической силе, которой невозможно
противиться. Рассказывалось, что она была оскорблена преданностью Ипполита,
сына героя Тесея, Артемиде и внушила мачехе Ипполита Федре безрассудную и
неукротимую страсть к нему. Ипполит отверг Федру, и она покончила с собой,
ложно обвинив Ипполита в тех чувствах, которые владели ею самой. Тесей, поверив
предсмертной лжи своей супруги, проклял Ипполита, что стало причиной гибели
последнего.
Даже
любовь Афродиты к смертным могла служить источником опасности. Ее возлюбленный
Адонис был убит вепрем, а ее любимец Парис погиб во время Троянской войны,
которая началась не без ее помощи. Надо сказать, что в Риме Афродиту (под
именем Венеры) почитали гораздо больше, чем в Греции, ведь сын Венеры, Эней,
считался родоначальником римлян.
Гефест
(Вулкан). Гефест, кузнец богов, первоначально мог быть божеством вулканов.
Однако эта его функция была забыта, и ему стали поклоняться как богу
ремесленников. В греческой мифологии это комический персонаж; согласно Илиаде,
он был хром, потому что Зевс сбросил Гефеста с небес за попытку вмешаться в
ссору с Герой. В Одиссее Гефест предстает мужем Афродиты, которая изменяет ему.
Однажды он притворился, что уезжает, а Афродита пригласила на свое ложе бога
войны Ареса. Гефест же изобрел чудесную сеть, в которой любовники запутались в
самый разгар объятий. Тем не менее боги больше завидовали Аресу, чем
сочувствовали Гефесту. В Илиаде Гефест состоит в более счастливом браке с одной
из нимф; он кует Ахиллу новое оружие и доспехи, когда тот лишается старых.
Арес
(Марс). Арес, чье имя – синоним слова «война», был олицетворением грубой силы;
его уважали, почитали, но не любили. Гомер изображает его хвастуном и трусом,
хотя было полезно иметь его на своей стороне. В мифологии ему отводится роль
предка многих жестоких и воинственных героев.
Гермес
(Меркурий). Гермес – бог пастухов. Особенно его почитали в гористой Аркадии
(Центральная Греция), по традиции считавшейся его родиной. От Гермеса зависит плодовитость
стад (а возможно – и людей), поэтому он иногда изображался в виде простого
деревянного или каменного столба с бородатой головой и торчащим фаллосом. Этот
тип был развит в портретной пластике, более благопристойно отображавшей его
мужественность. Кроме того, в 6 в. до н.э. возникает и другой иконографический
тип: Гермеса начинают изображать прекрасным безбородым юношей, покровителем
атлетики и гимнасиев.
Для
мифологии особенно важна его функция бога дорог. Вместе с Иридой («Радугой»),
он становится вестником богов. Он покровитель не только путешественников и
купцов, но и других людей «большой дороги» – воров и грабителей. Как бог
странствий Гермес выступает также в роли провожатого душ умерших в царство
мертвых. По своему характеру он похож на всех людей «большой дороги» –
находчив, изобретателен и не всегда заслуживает доверия.
Дионис,
или Вакх (Бахус). Дионис, бог чувственного раскрепощения, достигаемого с
помощью вина, плясок и драматического действа, был единственным из олимпийцев,
имевшим смертную мать – Семелу из Фив (хотя по своему происхождению она,
вероятно, была местной богиней земли). Мифы повествуют о его появлении со своей
экстатической религией и танцующими адептами, в частности, менадами
(«безумствующими женщинами»). Примечательно, что он встречает сопротивление, а
его религия отвергается, однако в конце концов он получает признание как
божество. Культ Диониса утвердился в Греции уже в микенскую эпоху.
В
дионисийских культах сохранялись некоторые дикие черты, характерные для его мифов,
и после 3 в. до н.э. Дионис приобретает особое значение как покровитель
процветающих мистериальных культов в Греции и Риме. Он изображался как
изнеженный бородатый молодой человек, часто сопровождаемый козлоногими сатирами
или силенами с лошадиными ногами; в его свите были и менады.
Орфей.
Орфей, строго говоря, не был богом, но его следует здесь упомянуть, поскольку
он был покровителем мистерий. По преданию, музыкант и поэт из Фракии (Северная
Греция) был растерзан неистовыми вакханками. Орфей спустился в подземный мир,
чтобы вернуть Эвридику. Согласно древнейшим версиям мифа, ему это удалось,
однако по более распространенной версии, он оглянулся на нее до того, как
закончился их путь обратно на землю, и потому вновь ее потерял.
Другие
боги. В греческой мифологии фигурирует множество других богов. Гестии (Весте),
богине священного домашнего очага и сестре Зевса, посвящено мало преданий, но
она занимала важное место в народной религии. Эрос (Купидон) – «чувственная
любовь», «вожделение» – часто считался одним из самых древних богов, однако
впоследствии в нем стали видеть сына Афродиты. Самый известный миф об Эросе –
рассказанная Апулеем история Психеи («Души») и Купидона – это типично сказочный
сюжет, облеченный автором в мифологическую и аллегорическую форму. Козлоногий
Пан был богом стад и лугов, как и его отец Гермес. Геката – богиня колдовства
была устрашающей и таинственной фигурой, связанной с загробным миром.
Несколько
богов старшего поколения сохранили свое положение и после того, как Зевс со своим
родом пришел к власти. Те из них, которые олицетворяли природные силы или чьи
имена обозначали некие сущности, по-прежнему фигурировали в качестве древнейших
божеств в народных верованиях, хотя и не играли особой роли в религиозном
культе или мифе. Гея (Теллус), «Земля», была бабкой Зевса и «матерью всего».
Она представляет собою древний тип богини плодородия, какие были известны во
многих местах и под разными именами. Лишь после того как Кибела (богиня того же
типа, почитавшаяся в западных областях Малой Азии) проникла в Грецию, была
отождествлена с матерью Зевса Реей, а затем перенесена в Рим, этот тип обрел
конкретное воплощение. Отдельно от культа Кибелы в Малой Азии существовал культ
ее юного возлюбленного или сына, Аттиса, подвергшегося оскоплению. Согласно
некоторым версиям мифа, Аттис, подобно возлюбленному Афродиты Адонису, стал
жертвой дикого вепря.
Гелиос
и Селена – «Солнце» и «Луна» – также были персонажами народных верований,
наделявших их колесницами, в которых они совершали свой путь по небосводу.
Культ Гелиоса играл важную роль на Родосе, и только в самом конце классической
эпохи Гелиос стал ассоциироваться с Аполлоном. В эпоху Римской империи он
становится центральной фигурой языческой религии. Селену часто отождествляли с
другими мифологическими персонажами, особенно с Гекатой и Артемидой. Еще один
неопределенный образ того же типа – Эос (Аврора), «Заря».
Пространство
греческого мифа было заселено и менее значительными существами: местными
божествами, речными богами, полубогами и всевозможными великанами, чудовищами и
миксантропическими созданиями (полуживотными-полулюдьми).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://florell-page.narod.ru