Безнадзорные дети
Содержание:
Введение
Глава 1. Общая характеристика
беспризорности
несовершеннолетних
1.1. Беспризорность
несовершеннолетних как социальное явление:
семантика и соотношение со смежными
понятиями
1.2. Причины беспризорности
несовершеннолетних
1.3. Связь беспризорности
несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного поведения
Глава 2. Профилактика беспризорности
несовершеннолетних
2.1. Профилактика беспризорности
несовершеннолетних
2.2. Проблемы нормативного
регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ
Заключение
Литература
Введение
Российская Федерация –
это социальное государство. Его политика направлена на создание условий,
которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека; под
государственной защитой находится человек, его права и свободы. Дети – это
будущее государства, и забота о формировании их личности должна быть главной целью
всего общества. Это относится к России, где реально принцип приоритета прав и
свобод человека и гражданина не воплощается, и большинство норм права
приобретают декларативный характер.
Рост безнадзорности и беспризорности неразрывно связан с
социально-экономическим кризисом 90-х гг. прошлого века. Данные статистики,
уголовная хроника и обыденная жизнь наглядно свидетельствуют, что
безнадзорность и беспризорность имеют социальные причины и детерминанты
профилактики. Актуальность темы исследования обусловливается
следующими факторами:
·
Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского
общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность.
Основные причины, способствующие росту безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних, – социально-экономическая трансформация общества, изменения
привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения,
ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.
·
Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение
прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья,
неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства
и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
·
В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных
все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются
в съемках порно-фильмов. Получили распространение общественно опасные деяния,
связанные с использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить
существенный вред их психическому, духовному и нравственному развитию. Многие
из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер,
нарушают духовно-нравственные нормы общества.
Отсюда, цель работы: оценить масштаб
явления детской безнадзорности и беспризорности в России, изучить социальные
причины этих негативных явлений, выявить характеристики безнадзорных и
девиантных детей, перспективы реабилитации.
Задачи исследования:
· Изучение и анализ публикаций в СМИ, результатов социологических
исследований, посвященных проблеме беспризорности и безнадзорности
несовершеннолетних;
·
Оценка социально-экономических причин, оказывающих наиболее
существенное влияние на динамику и уровень детской безнадзорности и
беспризорности;
·
Иерархизация основных проблем, связанных с высоким уровнем
детской безнадзорности и беспризорности;
·
Характеристика системы профилактики детской безнадзорности и
беспризорности.
·
Анализ основных проблем в сфере профилактики безнадзорности
и беспризорности несовершеннолетних;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы.
Во введении отражена актуальность темы работы,
цель, задачи исследования.
В первой главе беспризорность
несовершеннолетних рассмотрена как социальное явление: раскрыты соотношение
беспризорности со смежными понятиями, причины и негативные явления детской
беспризорности и безнадзорности.
Вторая глава посвящена профилактике и проблемам
нормативного регулирования профилактики беспризорности несовершеннолетних в РФ.
В заключении приведены основные выводы по
исследуемой проблеме.
В библиографии указаны статьи из журналов и газет,
результаты социологических исследований, тематические обзоры, посвященные
проблеме беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Глава 1. Общая характеристика беспризорности
несовершеннолетних
1.1.
Беспризорность
несовершеннолетних как социальное явление: семантика и соотношение со смежными
понятиями
Проблема беспризорных детей с особой остротой
возникала в различные периоды российской истории, в первую очередь, в годы
бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми
общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности являлось и
является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях
бездомный ребенок рано включается в уличную борьбу за выживание при отсутствии
воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка
меняется и психология, поэтому беспризорные дети нуждаются в особом
воспитательном подходе. Наша страна много раз испытывала своеобразные пики
беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после
голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны.
Целью работы с беспризорными
несовершеннолетними было включение брошенных детей в нормальную общественную
жизнь посредством организации их физического труда или посредством их
распределения по семьям. Конечно, далеко не все проблемы перевоспитания
брошенных подростков, в первую очередь духовные, были разрешены, однако путь,
который был намечен государством, имел под собой здравое основание.[1]
По
данным социологических служб, сейчас в России детей-беспризорников на порядок
больше, чем их было во время и после гражданской войны. И, несмотря на
определенные (судя по всему, недостаточные) усилия общественности,
правоохранительных и образовательных ведомств, религиозных, политических и
благотворительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число
детей-бомжей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до
2,5 млн. беспризорных, детей-сирот- 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион,
300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из
родителей, десятки
тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч
несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с
родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены самим себе. [2]
Характеризуя масштаб проблемы, ее причины и следствия,
необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и
«безнадзорные» дети. Беспризорные дети – это те, кто не имеет
определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют
не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному
закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по
воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей)
либо должностных лиц. [3]
Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей
характеризуется высоким стажем родительской и общественной запущенности.
Преобладающий возраст безнадзорников – от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти
дети не только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни
в нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе риска, а
многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и
болезнями. Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и
человеческой реабилитации у большинства таких детей очень мало. В определенной
степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе:
сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу
бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей,
слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных
учреждений, мздоимства и коррупции в органах власти и управления, высокой
степенью физической и психической правотравмированности безнадзорных и
беспризорных детей.[4]
Отношение к безнадзорным и беспризорным детям во многом
совпадает с отношением к неизлечимым больным (к великому сожалению, они
таковыми и являются). В общественном мнении, психологии власти начинают
возобладать мотивы: если безнадзорность и беспризорность – неизлечимая
социальная болезнь, то ее не только нельзя, но и можно не лечить, а порой и
эксплуатировать физически и морально детей социального дна. Ослабляется
традиционная для России и россиян милосердная доминанта понимания жизненной
связи потерянных детей с потерянным обществом.
1.2. Причины беспризорности несовершеннолетних
Явление беспризорности
несовершеннолетних получило широкую известность в России еще в начале прошлого
века. До этого забота со стороны общества и государства была направлена,
преимущественно, на категорию детей-сирот. В настоящее время проблема
беспризорности несовершеннолетних является одной из актуальных, так как сейчас
уровень распространенности данного явления в обществе достиг показателей
гражданской и Великой Отечественной войн ХХ века. Точных данных о численности беспризорников
нет. По оценкам государственных структур и независимых экспертов, их число в
России составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних
(по данным переписи 2002 г.), что составляет от 2,9% до 14,7%. Если в ХХ веке
высокие показатели детской беспризорности можно было «оправдать» объективными
причинами: разрухой, голодом, гибелью родственников детей и т.д., то в
настоящее время при провозглашенном благополучии общества и стабильности
развития государства наличие детей, живущих на улице, не поддается логическому
объяснению. [5]
По данным социологических исследований, среди доминирующих
причин детской беспризорности выделяются наиболее острые: бегство из
неблагополучных семей – 76 %; бедственное материальное положение семей – 74 %;
уход из семьи в связи с семейно-бытовыми конфликтами – 68 %; алкоголизм в семье
– 67 %; плохое отношение к детям в приютах – 60 %; наличие психических заболеваний
у членов семьи – 61 %. [6]
1.
Неблагополучие
в семье –
основная причина ненормального детского поведения, когда подростки предпочитают
жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на чердаках, на вокзалах. К
началу 90-х неблагополучных семей стало больше. И основная причина – это
ухудшение общей социально - экономической обстановки в стране. Волна сокращения
рабочих мест и, как результат, падение уровня благосостояния, не могли не
отразиться на микроклимате семьи. Во многих регионах России безработные
женщины, имеющие детей, составляли более 40% от общего числа безработных. На
рынке труда поисками работы были заняты порядка 60 тыс. матерей-одиночек.
Находясь у
черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах, не
видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В
отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение
получает грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия.
Возросло количество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в
органах внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих
обязанности по воспитанию несовершеннолетних.
Психологическая
неготовность многих «старых русских» жить по рыночным правилам. В связи с этим, участившиеся
разводы. В настоящее время в России треть браков распадается. Причем, в
отличие от конца 80-х годов, наше время характеризуется разводами в семьях,
где супруги прожили пять и более лет и имеют одного - двоих детей.[7]
2.
В
последнее десятилетие резко ослабла профилактическая, воспитательная роль
школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого
ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в
образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях
несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально
числясь в образовательном учреждении.
3.
Доступность
спиртных напитков, особенно по сравнению с дефицитом других товаров.
Расширение рынка сбыта наркотиков.
4.
Ликвидация
детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций, кружков и т.д.
5.
Разрушение
системы социального контроля, постоянные изменения в социальном
законодательстве. В начале 90-х годов стало гораздо проще лишить женщину родительских прав,
при том, что оформить усыновление, опеку или попечительство над ребенком – в
несколько раз сложнее.[8]
6.
Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных
путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не
проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему? Причин несколько.
- Невозможность ребенка адаптироваться к
интернатской жизни.
- Недостаточность и задержки финансирования
системы интернатных учреждений. В государственных детских
домах, которых в России 2 тысячи, находится 67 тысяч детей, еще 27 тысяч живут
в 150 школах-интернатах. Однако и у большинства этих детей, вроде бы как-то
устроенных, жизнь далека от благополучия. 10% детских домов и школ-интернатов
не имеют нормальных санитарных условий, 48% требуют капитального ремонта, 5% находятся
в аварийном состоянии. Под более-менее регулярное государственное внимание
попадают только три статьи бюджета: коммунальные услуги, зарплата сотрудникам и
питание детей, которое к тому же резко ухудшилось. Сокращается строительство
детских учреждений, обострился вопрос обеспечения детей-сирот одеждой, обувью,
постельными и школьно-письменными принадлежностями. Массовый характер имеют
случаи воровства и нецелевого использования бюджетных средств администрациями
детских домов. [9]
-
Уходы
детей часто вызваны побоями и жестоким обращением, в том числе со стороны
педагогических работников.
Не секрет, что и в советские времена интернатские
дети были «пехотой любого фронта». После перестройки усилилась тенденция
использовать «казенных» детей как бесплатную рабочую силу. Девочки, живущие в
интернатах, нередко подвергались сексуальному насилию, как со стороны
воспитателей, так и со стороны «заказчиков». Прообразом первых российских
контор «по вызову» стали именно детские дома и интернаты.
Многие сиротские учреждения не подавали сведения об
«исчезнувших», убежавших воспитанниках. В прессе были упоминания и о случаях,
когда администрация детских домов и интернатов оформляла убежавших детей как
заболевших и помещенных в больницы, в том числе и в психиатрические, или вообще
как… умерших.
Как
правило, подростки выходят из детского дома совершенно неподготовленными к
жизни, им не оказывается ни практическая, ни психологическая поддержка в
дальнейшем устройстве своей судьбы. В итоге еще одна страшная статистика: 40%
выпускников детских домов и школ-интернатов для сирот становятся алкоголиками
или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% кончают жизнь
самоубийством. Только 10% более или менее успешно устраиваются в
самостоятельной жизни. [10]
1.3. Связь
беспризорности несовершеннолетних с преступностью и иными видами девиантного
поведения
По
данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается более двух
миллионов беспризорников. У кого-то из этих детей нет родителей. У других
родители потеряли жилье, и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях
родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома.
Причины детской бездомности могут быть разными, но результат общий – дети
вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального
питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду,
живут и воспитываются по ее законам.
По
данным двухлетней давности, в России действовала 41 тысяча групп малолетних
преступников (это в два раза больше, чем скаутских организаций). [11]
В психолого-педагогической литературе
при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих
общепринятым нормам и правилам, используются понятия «правонарушения»,
«противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение»,
«отклоняющееся поведение».
В психологическом словаре понятие
«отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих
принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
В.В. Ковалев определяет девиантное
поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. Им было
выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:
1. Уклонение от учебной и
трудовой деятельности.
2. Систематическое пребывание в
антиобщественно настроенных неформальных группах.
3. Антиобщественные
насильственные действия. Они выражаются в агрессии, драках, совершении мелких
грабежей, порче и уничтожении имущества и тому подобных действиях.
4. Антиобщественные корыстные
действия, выражающиеся в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции,
вымогательстве.
6. Злоупотребление алкоголем.
7. Употребление наркотических и
токсических веществ.
8. Уходы из дома,
бродяжничество.
9. Азартные игры.[12]
Среди факторов, влияющих на
формирование девиантного поведения, ряд исследователей выделяют и
социально-педагогические факторы:
·
недостаточное
взаимодействие семьи и школы;
·
формальное
исполнение учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;
·
отсутствие
преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
·
слабое
вовлечение учеников в творческую и социально-значимую деятельность, нежелание
администрации школы реально, а не на бумаге передать ряд полномочий и
ответственности школьному самоуправлению;
·
запущенность
и принижение значимости внешкольной и внеклассной работы;
·
неумение,
а часто и нежелание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их
социальную реабилитацию и ресоциализацию;
·
слабое
или одностороннее взаимодействие школьных специалистов с органами и
ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. [13]
Результаты проводимых социологических опросов
свидетельствуют, что среди негативных социальных явлений, связанных с
детской безнадзорностью наиболее остро выделяются: наркомания – 67 %;
преступность – 61 %; проституция – 54 %.
Ведущая роль в становлении и «жизнеустройстве» безнадзорных
и беспризорных несовершеннолетних зачастую переходит к асоциальным,
криминальным субкультурам. Все это оказывает существенное влияние на состояние
преступности несовершеннолетних, которые продолжают оставаться наиболее
криминально активной категорией населения. В 2005 году количество детей,
доставленных в органы внутренних дел, составило 1,175 млн. человек (в 1993 году
- 656,3 тыс. человек). [14]
Духовно-нравственный и социально-экономический ущерб,
наносимый обществу злоупотреблением наркотиками, придает особую актуальность
изучению распространенности наркотиков и других психоактивных веществ среди
беспризорных и безнадзорных детей.
Распространенность употребления наркотиков и психоактивных
веществ среди беспризорных и безнадзорных детей характеризуется рядом
тенденций: расширением спектра потребляемых наркотиков; ростом числа
несовершеннолетних младших возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов,
впервые обратившихся за лечением; распространением вирусоносителей СПИДа среди
наркоманов. Озабоченность употреблением наркотиков среди детей и молодежи
актуализируется угрозами и вызовам общественному здоровью, антиобщественным
поведением и преступностью.
Дети, особенно из числа беспризорных, все более активно
вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках
порно-фильмов.[15]
Совершенно
очевидно, что беспризорники – это дети, отданные «демократическим обществом» на
«попечение» уголовному миру. Они – распространители и потребители наркотиков,
носители социально опасных заболеваний, будущие активисты преступных сообществ.
У них формируется стойкое отвращение к нормам цивилизованного общежития,
презрение к учебе и производительному труду, к людям, не имеющим богатства, не
«крутым». Они ценят грубую силу, коварство и жестокость, анархическую свободу и
деньги. Современные нищие - это государство в государстве. У
них свой устав, свои правила, нормы и законы. Можно быть уверенным, что ни один
беспризорный ребенок сегодня не останется все внимания асоциальной «системы».
Власть не смогла справиться - ей нашлась замена. [16]
Президент
Российского фонда образования профессор С. Комков сообщил, что в 2005 году
предполагается снизить ассигнования на борьбу с детской безнадзорностью на 1,7
млн. рублей. На взгляд С.Комкова, «милиция сегодня не заинтересована в
сокращении числа беспризорных детей, поскольку на них вешается масса
нераскрытых преступлений».
Между
тем, если проблему не решить в ближайшие два-три года, количество бездомных и
безнадзорных детей в России может стать критическим. «Огромная неуправляемая,
деклассированная, криминализированная масса людей способна смести любой
государственный строй», – отметил С.Комков.[17]
Глава 2. Профилактика беспризорности несовершеннолетних
2.1.Профилактика беспризорности несовершеннолетних
В целях усиления профилактики беспризорности и безнадзорности
несовершеннолетних федеральными и региональными органами исполнительной власти
Российской Федерации осуществляются следующие меры:
Разрабатываются нормативные акты, регулирующие деятельность
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, изменения в
законодательство, направленные на усиление ответственности родителей (законных
представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию,
содержанию, обучению несовершеннолетних.[18]
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ «Об основах
государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» миссия и задачи образовательного учреждения определены
следующим образом:
- оказание социально-психологической и
педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или
поведении либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении, а также не посещающих или систематически
пропускающих по неуважительным причинам школу, принятие мер по их воспитанию и
получению ими основного общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально опасном
положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в школе спортивных секций,
технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик,
направленных на развитие законопослушного поведения несовершеннолетних.[19]
Федеральный Закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» рассматривает образовательное
учреждение в качестве ведущего социального института детского правопользования
и правоприменения.[20]
Обеспечивается организация работы по подготовке проектов
федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за нравственное
растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних)», «О
внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной
системе Российской Федерации» (в части создания ювенальных судов)».
МВД России обеспечивает координацию деятельности органов
внутренних дел по оперативному выявлению на вокзалах, улицах и других
общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, а также
несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению личности,
обеспечению перевозки в учреждения системы профилактики безнадзорности и
правонарушений по месту выявления и по месту постоянного проживания
несовершеннолетних; усилена работа по выявлению лиц и преступных группировок,
вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или совершающих в
отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния.
Минтруд России создает дополнительные места для приема и
размещения беспризорных детей, оказанию помощи в организации и оборудовании
вновь создающихся в субъектах Российской Федерации специализированных
учреждений для несовершеннолетних, в том числе осуществляющих прием
и перевозку несовершеннолетних к месту их постоянного проживания.
Министерство образования и науки РФ обеспечивает координацию
органов управления образованием по оказанию помощи во временном устройстве
безнадзорных детей в образовательные учреждения (в том числе детские дома,
школы-интернаты, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи и др.), по выявлению и
учету необучающихся несовершеннолетних и принимает меры по их возвращению в
образовательные учреждения, организации воспитательной работы с этими детьми, в
том числе по месту жительства.
Минздрав России обеспечивает координацию деятельности органов
управления здравоохранением по приему в медицинские учреждения беспризорных и
безнадзорных детей с острыми заболеваниями, в том числе инфекционными,
находящихся в состоянии одурманивания психоактивными веществами по медицинским
показаниям, с психическими и наркологическими заболеваниями.[21]
Решение проблемы беспризорности и безнадзорности детей как
проблемы социальной, в значительной мере порожденной общественными условиями,
предполагает принятие мер специальной профилактики.
- Необходимо повысить роль и статус семьи как социального
института, укрепить в общественном сознании представление о семье как ценности,
для чего необходимо развернуть широкую информационно-просветительскую кампанию;
создавать и внедрять системы подготовки молодежи к ответственному родительству;
- усилить ориентацию всех социальных систем
(здравоохранения, образования, социального обслуживания) на семью как объект профессиональной
деятельности;
- эффективность действий органов власти по профилактике
детской беспризорности и безнадзорности находится в прямой зависимости от
результатов реализации социальной политики государства, заметных изменений в
уровне жизнеобеспечения семей, в создании условий для воспитания и развития
детей, в укреплении инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры,
обеспечении их доступности для всех детей и семей.
В основу действующей системы профилактической и
реабилитационной работы по преодолению безнадзорности положена установка на
неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям,
социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на
необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму
существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов,
незамедлительное оказание социальной помощи.
Несмотря на некоторые положительные результаты активизации
деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности,
необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными
остроте проблемы массовой детской безнадзорности, наркомании и проституции,
характеризующейся широким спектром причин и проявлений.
2.2. Проблемы нормативного регулирования профилактики
беспризорности несовершеннолетних в РФ
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с
деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
установлено Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. [22]
В соответствии с
законодательством субъектами системы профилактики безнадзорности и
правонарушений являются комиссии по делам несовершеннолетних и их прав,
различные органы управления (образования, социальной защиты, опеки и
попечительства по делам молодежи, здравоохранения, занятости, внутренних дел) и
создаваемые ими учреждения.
Основными координирующими органами являются комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав.
В Российской Федерации активно развивается сеть учреждений
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее
время действуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних,
69 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального
обслуживания семьи и детей. В 2001 году в учреждениях социального обслуживания
семьи и детей прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги
3,2 млн. несовершеннолетних. В системе образования профилактику
социально-педагогической дезадаптации осуществляют более 550 центров
психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных
учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных
учреждений открытого типа. В системе органов внутренних дел действует 94
центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.[23]
Введение в действие нового Федерального закона создало
дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики
детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений,
активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в
систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением
положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов
и учреждений внутренних дел в проведении профилактической работы с
безнадзорными и беспризорными детьми.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,
призванные обеспечить на всех уровнях координацию работы по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пока не могут в полной мере
реализовать эту функцию, поскольку не обладают достаточными правовыми,
кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую
либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.Отсутствие
на федеральном уровне современного правового обеспечения деятельности указанных
комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах
Российской Федерации.
Дополнительного правового регулирования требуют вопросы,
связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам
несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних
правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении
беспризорных и безнадзорных детей, расширением их возможностей в оказании
экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства.
Заключение
Нестабильность жизни в стране и в мире в целом наносит
удар по обществу, семье, а в конечном итоге — по ребенку. Периодически
возникающий интерес к проблемам семьи и детства обусловлен снижением
рождаемости, повышением смертности, сокращением численности несовершеннолетних
в общей совокупности численности населения России и рядом других причин. В
результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит
дезорганизация социальных отношений, снижается уровень социального контроля и
самоконтроль.
Следствием этого
становятся разрушение семейно-брачных отношений, преступность
несовершеннолетних, массовая беспризорность, увеличение числа детей, оставшихся
без попечения родителей, и иные негативные социальные явления. В этих условиях
особую тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных
принципов и создание достойных условий для его существования и развития.
Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие
социальных и экономических потрясений в обществе. За истекшее десятилетие
появилось множество факторов, подрывающих стабильность семьи, препятствующих
родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени.
Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор
нехватки средств. Не секрет, что бедствуют многие российские семьи, где
родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить
нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе
образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с
катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.
Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных
услуг, также требует затрат со стороны семьи.
Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается в
нашем понимании с такими негативными явлениями, распространенными в среде
несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция.
Состояние и динамика детской безнадзорности и бродяжничества
в РФ можно охарактеризовать как стабильно тяжелое. Подобная медицинская
терминология вполне уместна, поскольку речь идет о тяжелом общественном недуге,
поражающем людей и общество своими типично негативными свойствами и
проявлениями. В отношении к данному социальному явлению начинают преобладать
дискомфорт и равнодушие со стороны общественного большинства, помноженные на
ситуативные общественные кампании, регулярно проводимые органами власти и
управления. «Запущенность» детской безнадзорности, глубина и масштабы
десоциализированности, укорененности синдрома безнадзорности в российском
менталитете убеждают в необходимости возведения данной проблемы в ранг
государственной безопасности, адекватных мер со стороны всех общественных
институтов.
Литература:
1.
Белов Н.А. Дети-бомжи:
как это началось//Правда.- 2005.- №6
2.
Ковалев В.В. Психические
отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992
3.
Максимов Л.Н.
Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.-
№1
4.
Миронов С.О положении детей в Российской Федерации
//Известия.-2005.- №7
5.
Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и
профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
6.
Спартин
В. О беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.-
№8
7.
Шихалиева
С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9
8.
Садовская
Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы
и факты.- 2004.- №4
9.
Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15
10.
Закон РФ №103-ФЗ от 20.07.2000 г. «Об
основных гарантиях прав ребенка», ст. 14
11.
Тематический обзор материалов на сервере #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Максимов Л.Н. Организация
работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1
[3] Закон РФ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999, ст.14, 15
[4] Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и
профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
[5] Спартин В. О
беспризорниках, о безденежье и безмозглости//Комсомольская правда.- 2005.- №8
[6] Пищулин Н.П. Исследование
состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
[7] Белов
Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6
[8] Белов
Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6
[9] Садовская Ю. Беспризорников
гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.-
2004.- №4
[10] Шихалиева С. Дети, вы
чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9
[11] Миронов С.О положении детей в Российской
Федерации //Известия.-2005.- №7
[12] Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков
правонарушителей. - М.: Медицина, 1992
[13] Ковалев В.В. Психические
отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992
[14] Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и
профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
[15] Пищулин Н.П. Исследование
состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3
[16] Шихалиева С. Дети, вы чье
конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9
[17] Тематический обзор материалов на сервере
#"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] Пищулин
Н.П. Исследование состояния,
динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3
[19] Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
ст.14, 15
[20] Закон РФ №103-ФЗ от
20.07.2000 г. «Об основных гарантиях прав ребенка», ст. 14
[21] Пищулин Н.П. Исследование
состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004. №3
[22]Закон РФ
№120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15
[23] Тематический обзор материалов на сервере
http://news.ru.