Семейные традиции воспитания в императорских семьях
Семейные традиции воспитания в императорских семьях
Кравцова М. В.
История – наука увлекательнейшая
и в то же время – противоречивая. Ищут в ней нередко вещей противоположных, и чаще
всего находят для себя, что хотят, а вот соответствуют ли находки истине – это вопрос
другой. Долго, очень долго российская история играла унизительную роль политической
служанки. Неудивительно, что за масштабным фасадом истории государства не разглядеть
было живых лиц ее творцов. Так и входили в наше сознание люди-идеи, персонажи книжки-раскраски,
то и дело перекрашиваемой очередными демагогами от истории.
И сейчас по-прежнему
тянет многих писателей и публицистов выставить живших некогда людей заложниками
любимой автором идеи – а все-таки получается уже не так хорошо, как раньше. Почему?
Ответ простой – уже немало материалов доступно массовому читателю, погружение в
которые вдруг вдыхает жизнь в нарисованные фигурки, открывая в них искренние чувства,
серьезные противоречия, глубины и трагедии – и при этом самые простые человеческие
качества. Как странно… оказывается русские правители, Цари, Императоры – тоже были
людьми. Более того, все они когда-то были детьми. Росли, играли, учились, плакали
от обиды, радовались простым детским забавам… У них были родители. Были воспитатели.
Детишек старались чему-то учить, подавая практические знания, образовывая ум, влияя
на нравственное развитие души… И воспитывая при этом то, без чего не может обходиться
царский отпрыск – чувство долга.
Императорами наши правители
стали именоваться, как всем известно, по воле Великого Петра. И сотворилось сие
не красного словца ради. Россия на самом деле вырастала в Империю, в великую Державу.
Соответственно, и подготовка достойного преемника становилась для власть имущих
делом государственной необходимости. Впрочем, в восемнадцатом столетии, прошедшем
в России в бурных политических интригах и государственных переворотах, императорам
и императрицам было как-то не до педагогики.
Первым царственным ребенком,
которого пытались воспитывать с учетом реалий нового времени, был будущий Император
Павел Первый. Впрочем, не зря говорят, что общая нестабильность отражается на детях,
а это был не простой ребенок – увы, юный Павел очень долго, начиная с самого рождения,
рассматривался взрослыми как важный козырь в их в политических играх. Кроме того,
ребенок стал жертвой переходного периода от московской лубочности к петербургской
учености. Поначалу воспитывала Павла тетка его отца – Императрица Елизавета, дщерь
Петрова. Вернее, считалось, что воспитывала… "Через несколько минут после рождения
его унесли в покои свекрови и стали кормить, растить, воспитывать сначала по распоряжением
Елисаветы Петровны, а после по усмотрению хлопотливых нянюшек и мамушек. Екатерине
полагалось смотреть на сына раз в неделю. Потом его отдали в руки Никиты Ивановича
Панина, учителей и гувернеров", (А. М. Песков в книге "Павел
I").
Екатерина – будущая
Екатерина Великая – у которой отобрали сына, с горечью вспоминала: "заботами
его буквально душили". "Кроме того, вокруг него было множество старых
мамушек, которые бестолковым уходом, вовсе лишенным здравого смысла, приносили ему
больше страданий, нежели пользы". Период этакого "воспитания" в духе
"московского терема" хотя и продлился не слишком долго, наделал много
вреда Цесаревичу – мальчик стал капризным, малоуправляемым, диковатым и пугливым.
К счастью, нянек сменили толковые наставники С. Порошин, Ф. Бехтеев и наконец –
Никита Иванович Панин, которые приложили все усилия, чтобы исправить вред, причиненный
ребенку в первые годы его жизни. В первую очередь Павлу стали внушать чувство ответственности
– он должен был осознать, принять душой и разумом тот факт, что он не просто мальчик,
желания которого исполняются окружающими, но наследник Российского Престола, что
он не имеет права на капризы и своеволие, что некоторые вещи просто невозможны для
потомка великих Государей. "Правнук Петра Великого ведет себя… Ах! Не токмо
язык мой не может выговорить, но и мыслить ужасаюсь". Проводя подобную линию
воспитания, наставники Павла Петровича положили начало одному из главных принципов
воспитания императорских детей – впоследствии все Государи из рода Романовых вырастали
людьми, исторически образованными, привыкшими с ранних лет гордиться своими предками
и нести ответственность за то великое наследие – Россию – что досталось им от этих
предков.
Собственно, и многие
другие принципы воспитания, сформированные учителями для будущего Павла Первого,
оставались неизменными в роду Романовых на протяжении многих лет. Так, например,
Семен Андреевич Порошин, став одним из наставников Великого Князя, обозначил в дневнике
программу действий:
- Вскормить любовь к
русскому народу.
- Поселить в нем почтение
к истинным достоинствам людей.
- Научить снисходительно
относиться к человеческим слабостям, но строго следовать добродетели.
- Уничтожить предубеждения,
которые легкомысленными людьми почитаются за непреоборимые истины.
- Сколько можно, обогатить
разум полезными знаниями и сведениями…
Н. И. Панин также составил
программу обучения, в которой прописывалось немалое время посвящать "прямой
государственной науке".
В итоге Павел Петрович
вырос настоящим принцем, человеком чести, живо интересующимся всем происходящим
в государстве, образованным, оригинально мыслящим, обладающим тонким художественным
вкусом. И все-таки… и все-таки сохранилось много свидетельств о нем, как о человеке
сложного характера. Выросший Павел сохранил и детскую свою неуравновешенность, и
нервозность, и жажду потакать собственным прихотям – с последним он мужественно
боролся всю свою сознательную жизнь…
Меж тем приближался
уже век девятнадцатый, и Россия твердо встала на путь, уготованный ей Петром Первым.
Слово "просвещение" вошло в моду не только в Европе. Так что неудивительно,
что впервые последовательно о педагогике в отношении воспитания Великих Князей заговорила
Императрица Екатерина Вторая – но уже касательно не сына своего, а внуков. Здесь
необходимо отметить, что сама Екатерина Алексеевна, в девичестве принцесса Ангальт-Цербтсткая
София-Августа-Фредерика, получила вполне приличное воспитание и образование, которое
можно назвать систематизированным. Хотя росла будущая великая Екатерина достаточно
в сложной семейной обстановке, о воспитании ее позаботились с воистину немецкой
ответственностью. Земным хранителем девочки стала гувернантка Елизавета Кардель,
которая не только преподавала принцессе азы знаний, пристрастила ее к книге, но
и дала девочке немало важных нравственных уроков, во многом определила ее отношение
к жизни.
Екатерина Вторая вовсе
не была тем монстром, которым ее привыкли представлять и нередко представляют до
сих пор с легкой руки недобросовестных современников и потомков. Но она была живым
человеком, со всеми присущими человеку чувствами и слабостями. Мать, у которой отняли
ребенка, желая взять реванш, решила сама воспитывать внука… отобрав его у родителей.
Парадокс… Сразу скажем, что на пользу Александру Первому это не пошло. Однако педагогическая
система, разработанная Екатериной для внуков Александра и Константина, тем не менее,
послужила благому делу – она привнесла в такое нелегкое и деликатное дело, как воспитание
императорских детей разумность и ту систематизацию, нехватка которой уже начинала
остро давать себя знать.
Первый и главный принцип
– особое внимание уделялось тем постулатам, что черпали себя из православной морали:
"Стараться при
всех случаях вселять в детях человеколюбие и даже сострадание ко всякой твари...".
"...Кто не имеет
ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот
не будет никогда в людях человек, достойный почтения".
Страхом научить нельзя,
ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге
написать...
"Главное достоинство
наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому, чего не
хочешь, чтобы тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве
ко всем людям, в ласковом и снисходительном обращении со всеми...".
"…отдалять от глаз
и ушей их высочеств все худые примеры, и чтобы никто при детях не говорил грубых,
непристойных и бранных слов и не сердился".
Другие принципы касались
не столь глобальных вещей, однако даже в наши дни они не потеряли актуальности,
и немудрено, что в дальнейшем Романовы взращивали своих потомков прямо "по
Екатерине", пусть даже – в теории.
"Я буду очень заботиться,
чтобы из него не сделали прехорошенькой куклы, потому что не люблю их…" – написала
Екатерина сразу же после рождения внука Александра. Это очень перекликается с наставлением
Александра Третьего, сделанном им воспитательнице своих сыновей: "Имейте в
виду, что ни я, ни Великая Княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов".
В Наставлении
"о сохранении здоровья" Великих князей Екатерина предписывает, чтобы их
платье было как можно проще и легче, чтобы пища была простая, и "буде кушать
захотят между обедом и ужином, давать им кусок хлеба". Спать мальчики должна
"не мягко", а на тюфяках под легкими одеялами, летом - ситцевыми, подшитыми
простынями, а зимой – стеганными. Ложиться и вставать следует рано. Полезно, считала
Екатерина, в любое время года как можно чаще бывать на свежем воздухе, а зимой по
возможности реже находится возле огня. Зимой в комнатах мальчиков температура не
должна превышать 17 градусов по Цельсию. Летом Екатерина велела не ограничивать
купание детей и считала, что он хорошо для них учиться плавать.
И снова само собой напрашивается
сравнение с последними Императорами. Утвердилось ли это с предписаний Екатерины
Второй, но увлечение роскошью в том, что касалось семейного быта и домоустройства,
вообще не было присуще членам династии Романовых. Так, например, будущий Александр
Третий и его братья воспитывались довольно-таки строго, маленький Александр Александрович
также и в силу натуры своей никогда не стремился к удобствам, к неге, к комфорту.
Когда он сам стал отцом, то дарил детям на праздники полезные предметы, книги, садовые
инструменты. Обстановка в комнатах его детей – маленьких Великих Князей была скромной,
кормили их тоже отнюдь не по-царски. К чаю подавалось варенье, хлеб с маслом, печенье,
а вот пирожные дети видели редко. Обед тоже был прост, и дети ели все, что им давали.
Среди этих детей был
и будущий святой Государь-мученик Николай Александрович, о детстве и юности которого
сохранилось немало достоверных свидетельств. Опираясь на них, О. Платонов пишет:
"Воспитание и образование Николая II проходило под личным руководством его
отца, на традиционной религиозной основе в спартанских условиях. Учебные занятия
будущего Царя велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати лет.
Чтобы будущий Царь на практике познакомился с войсковым бытом и порядком строевой
службы, отец направляет его на военные сборы... Параллельно отец вводит его в курс
дела управления страной, приглашая участвовать в занятиях Государственного совета
и комитета министров... Блестящее образование соединялось у него с глубокой религиозностью
и знанием духовной литературы, что было не часто для государственных деятелей того
времени. Отец сумел внушить ему беззаветную любовь к России, чувство ответственности
за ее судьбу. С детства ему стала близка мысль, что его главное предназначение
- следовать русским основам, традициям и идеалам".
Беззаветная любовь к
России, чувство ответственности за ее судьбу… Эти качества сумели привить собственным
примером своим сыновьям и Павел Первый, и Николай Первый, и Александр Второй… Про
Николая Первого фрейлина А. Ф. Тютчева вспоминает: "Этот человек, который был
глубоко и религиозно убежден в том, что всю свою жизнь он посвящает благу родины,
который проводил за работой восемнадцать часов в сутки из двадцати четырех, трудился
до поздней ночи, вставал на заре, спал на твердом ложе, ел с величайшим воздержанием,
ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга, и принимал на себя больше
труда и забот, чем последний поденщик из его подданных..." Этот человек, воспитывая
своего сына, будущего Александра Второго, главной своей задачей ставил развитие
в мальчике чувства долга перед Россией, перед будущими подданными. Не удивительно,
что он сумел этого добиться, так как благой отцовский пример всегда был перед глазами
у юного Цесаревича.
Все Великие Князья,
будущие монархи, получили прекрасное образование, часто обучение начиналось еще
в раннем возрасте, и к семи-восьми годам дети уже владели грамотой, арифметикой,
начатками иностранных языков. Затем их ждало изучение самых разнообразных дисциплин,
для чего приглашались именитые, сведущие в своем деле преподаватели. Для юношей
обязательна была военная подготовка, однако учили их и танцам, и изящной словесности,
и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. Правители Дома
Романовых вызывали искреннее восхищение у подданных, которые награждали их лесными
эпитетами отнюдь не просто так. Монархи действительно служили возвышающим примером
– как всему народу, так и собственным сыновьям.
Вопреки распространенному
(невесть кем и невесть как) мнению, русские Императоры, начиная с Павла Петровича,
были прекрасными мужьями и отцами (исключение представлял собой, пожалуй, только
Александр Первый, личная жизнь которого не сложилась). Даже Император Александр
Второй, отношения которого с супругой серьезно осложнились из-за его длительной
сердечной связи с княжной Долгоруковой, женился в юности по страстной романтичной
любви и долгое время был счастлив в законном браке. В свое время его отец, Николай
Павлович, поселившийся с молодой супругой в Аничковом дворце, называл свою семейную
жизнь "аничковским раем". Про Александра Третьего и его супругу Марию
Федоровну их младшая дочь, Великая Княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова
вспоминала: "Между моими родителями было так мало общего, и все же более счастливого
брака нельзя было и пожелать. Они превосходно дополняли друг друга". Семью
же последнего русского Императора называли просто – святой семьей. А что может быть
лучше для нравственного развития ребенка, для его воспитания как Человека, чем ощущать
тепло семейной атмосферы, наблюдать заботу домочадцев друг о друге, чувствовать
их любовь по отношению к себе и учиться ответственности за тех, кто тебе дорог?
Нет, нельзя сказать,
что в семьях Дома Романовых было все идеально, что августейшие родители не допускали
никаких ошибок в воспитании своих детей, что никогда не случалось трений между младшим
и старшим поколениями. Все это, безусловно, было. И все-таки главное в этих семьях
без труда прививалось детям – любовь к Богу, любовь к Родине.
"Детей воспитай
в страхе Божии. Старайся о учении их науках, потребных к их званию", - писал
в обращенном к жене завещании Император Павел Первый. А спустя десятилетия его потомок
завещает своему сыну, которому суждено стать святым Русской Православной Церкви:
"Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства"…
Список литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/