Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка»
Использование ИКТ в образовательной деятельности на
уроках по предмету «Музыка»
Вишневская Светлана Олеговна, учитель музыки ГОУ СОШ
№138, г. Санкт-Петербург.
Стаж
моей работы учителем музыки в средней общеобразовательной школе - 23 года.
Размышляя
о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, я определила для себя
некоторые ведущие идеи:
•
Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его
активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и
учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического
воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
•
Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно
для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим
возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из
способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
•
Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в
быту, наличием высокотехнологичных звуко- и видео воспроизводящих устройств
(DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, коммуникаторов, КПК и т.д.) и
техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности урока
музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки,
несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов.
Применение современных технических средств обучения (компьютер,
видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого
результата.
•
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика.
Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает
обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста,
формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Анализ
вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными
компьютерными технологиями.
Пройдя
обучение на курсах, я, на основе консультаций со специалистами, определила
параметры необходимого технического оснащения кабинета. Администрация школы
включила их в школьную программу «Мультимедиа в школе». Результатом этого стало
оснащение кабинета всем необходимым оборудованием, включая мультимедийный
комплекс.
Все
вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. Это
и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною к изучаемым темам, и
использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической
музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Информация,
представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные
экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и
эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями
мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это
помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному
решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
Анализ
результатов анкетирования учащихся, проведенного Службой сопровождения школы,
показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная
мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки
проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету,
внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Вопрос об
утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и
требует дополнительного исследования.
Создавая
презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики
(анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку
по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов – П.И. Чайковского,
А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных
художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному
показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных
композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных
репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким
образом, используется методика сравнения и анализа.
Широко
применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки, истории, литературы
и т.д. предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь
на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов,
создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций
позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, презентация учеников
11-го класса, классным руководителем которого я являюсь, созданная к уроку
истории по теме «Искусство серебряного века», может быть использована как на
уроках истории, так и на уроках музыки. А ребята, создавшие ее, стали
победителями школьного конкурса презентаций.
Для
проведения школьных праздников создаются тематические презентации и фонограммы
песен. Организованы «музыкальные» перемены. Через школьную трансляцию звучит
классическая музыка, в том числе в современных обработках из фонотеки кабинета
«Музыки». С помощью программы « Sound Forge » записаны диски с фонограммами
школьного гимна «Колокола» в исполнении школьного хора (звучит ежедневно перед
уроками через школьную трансляцию), «Песни Учителей» в исполнении хора учителей
школы (звучит ежегодно на празднике «День знаний») и песни «Мы желаем счастья
вам» в исполнении хора учителей школы (звучит ежегодно на празднике «Последнего
звонка»).
Огромную
помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как
«Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»), «Шедевры музыки»
(«Кирилл и Мефодий»), серия дисков по искусству («Новый диск»), «Энциклопедия
театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных
композиторов («Дискавери»), «Terra Musikalis» («ГиперМетод»), серия «Музыка и
живопись для детей» («Alisa Group») и т.д. А освоение новых компьютерных
программ, таких как Cakewalk, Band-in-a-box, Finale, Sound Forge и т.д.
позволяет еще больше расширить возможности педагога и привлечь ребят к
практическому применению ранее полученных теоретических знаний.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/