Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания
Сравнительно-культурный подход к построению
общепсихологического знания
Стефаненко Т.
1. Первые эмпирические исследования в общей психологии
Первые
серьезные сравнительно-культурные исследования в психологии, точнее в общей
психологии, которая к этому времени получила значительное развитие, датируются
самым концом XIX века. Основателем сравнительно-культурной психологии считается
английский исследователь У. Риверс (1864-1922), который работал в составе
знаменитой культурантропо-логической экспедиции на островах пролива Торреса, а
затем на Новой Гвинее и в Южной Индии.
На
островах пролива Торреса Риверс проверял популярную в то время точку зрения о
большем развитии некоторых чувств у «примитивных» народов, чем у людей из
индустриальных обществ, в частности о необыкновенной остроте зрения
неевропейцев. Он поддерживал так называемую компенсаторную гипотезу, согласно
которой первобытные народы достигли высокого развития перцептивных процессов,
но за счет меньшего развития умственных способностей. Иными словами, если
слишком много сил затрачивается на ощущение и восприятие, то от этого страдает
интеллект.
Для
проверки этого предположения в полевых условиях использовались
экспериментальные установки и методики, разработанные в психологических
лабораториях Европы. Изучалось зрительное восприятие (острота зрения,
восприятие цвета, восприятие пространства), а также слух, обоняние, вкус,
опознание веса, время реакции на различные стимулы, память.
Риверсом
были выявлены отдельные межкультурные различия в восприятии цвета. Изучая
цветовое зрение, британский исследователь обнаружил, что туземцы часто
смешивают синий и зеленый цвета. Он утверждал, что их зрение характеризуется
меньшей чувствительностью в сине-зеленом участке спектра, чем зрение
европейцев. Так, для них синий более темный цвет, чем для нас: они сравнивают
яркий синий цвет с грязной водой или темнотой ночи .
Работы
Риверса положили начало исследованию межкультурных различий в подверженности
зрительным иллюзиям. Подобные иллюзии возникают, когда «выученные»
интерпретации стимулов вводят в заблуждение из-за своих необычных
характеристик. Психологами выявлено несколько типов иллюзий, возникающих у
людей при восприятии специально подобранных геометрических фигур, углов и
линий. В начале нашего века Ри-верс работал с двумя общеизвестными иллюзиями –
Мюллера-Лайера и горизонтально-вертикальной (см. рис. 1 и 2), сравнивая
восприимчивость к ним жителей Англии, Южной Индии и Новой Гвинеи.
Согласно
результатам, полученным Риверсом, англичане чаще, чем представители двух других
культур, воспринимают линии в иллюзии Мюллера-Лайера как различающиеся по
длине. Он также обнаружил, что индийцы и новогвинейцы более подвержены
горизонтально-вертикальной иллюзии, чем англичане. Эти результаты удивили
исследователя, так как он предполагал, что народы Новой Гвинеи и Индии более
«примитивны», и следовательно, должны быть в большей степени восприимчивы к
любым зрительным иллюзиям, чем образованные и «цивилизованные» англичане.
Полученные данные продемонстрировали, что культура, причем не только степень
образованности ее членов, влияет на подверженность иллюзиям. Риверс и его
последователи пришли к заключению, что культура воздействует на то, каким
образом человек видит окружающий его мир.
Похожие работы на - Сравнительно-культурный подход к построению общепсихологического знания
|