Микроклимат в коллективе – это очень важно
Микроклимат в коллективе – это очень важно
Н. Пивоварова, педагог-психолог СШ № 2 им.
В.Терешковой Енбекшиказахского района.
Позитивные
изменения в обществе и в целом в Республике Казахстан играют важную роль в
совершенствовании системы управления коллективов школ. Немаловажное значение здесь
имеет психологическая служба, призванная сопровождать педагогический
менеджмент.
На
сегодняшний день в педагогический словарь прочно вошло слово английского
происхождения «менеджмент», которое означает руководство, управление.
Основная
цель менеджмента в школе - создание условий для нормального протекания в ней
учебно-воспитательного процесса.
Что необходимо для успеха управления школой?
Планирование
работы школы, правильная постановка целей учебно-воспитательного процесса.
Расстановка кадров. Система внутришкольной оперативной информации. Глубина и
всесторонность педагогического анализа, своевременная помощь учителям с целью
предупреждения и ликвидации недостатков. Создание НОТ. Наличие необходимого
психологического микроклимата в школе. Квалификация и опыт руководителей школы,
система повышения педагогического мастерства учителей.
Остановлюсь
подробнее на одном из элементов системного подхода -наличии в коллективе
необходимого психологического микроклимата, научной организации труда.
Существует
простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее
участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в педагогических
коллективах хороший психологический климат крайне необходим.
Основными
слагаемыми психологического климата выступают взаимоотношения педагогов в
коллективе, их настроение, удовлетворенность работой.
Первое
слагаемое определяет сплоченность педагогического коллектива. «Единство
педагогического коллектива» - писал еще А. С. Макаренко - совершенно
определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном
коллективе, возглавляемом хорошим мастером - руководителем, больше сделает, чем
какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет в разрез с
педагогическим коллективом».
Нет
ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, ничего
отвратительнее и ничего вреднее.
Сплочение
учителей является одной из функций руководителя школы. Оно способствует
оптимизации всех сторон деятельности коллектива, существенному повышению его
воспитательных возможностей, сокращению текучести кадров.
В
основе объединения коллектива лежат самые разнообразные факторы: наличие общей
цели, симпатии, организационное единство.
«
.... Личность, которая ценит свой коллектив и стремится в нем работать, легче
поддается его влиянию, охотнее принимает его требования и нормы», - писал А. С.
Макаренко.
Сплоченность
педагогического коллектива во многом зависит от стиля руководства школой и от психологических
особенностей учительского коллектива.
Из
результатов обработки анкет, в которых ставился вопрос о стилях работы
руководства, можно сделать вывод: для создания творческого микроклимата в
коллективе необходимо, чтобы органы управления вовремя замечали и поддерживали
успехи в работе учителя. Обращали внимание на то, как из года в год растет его
педагогическое мастерство.
При
хорошем психологическом микроклимате у учителя всегда хорошее настроение, а это
в свою очередь отражается на стиле его общения с коллегами и детьми. Вот почему
руководящим органам очень важно научиться управлять настроением педагогического
коллектива, поддерживать в нем состояние оптимизма и бодрости.
Из
социологического опроса преподавательского состава было выявлено, что у 80%
учителей преобладает бодрое жизнерадостное настроение, у 20% - подавленное.
Что же влияет на настроение педагогов?
50%
учителей уверены, что в первую очередь – это взаимоотношения с учащимися, их
интерес к учению, хорошо проведенный урок. У 40% учителей на втором месте стоит
хорошая организация управления школой. На третьем месте - доброта во
взаимоотношениях с коллегами, деловая взаимосвязь. На четвертом месте -
учебно-материальная база школы.
Педагогический
коллектив неоднороден, в нем есть особая группа работников - заместители
директора, которым отведена важная роль в организации педагогического процесса.
Единство и взаимопонимание директора со своими заместителями - главный фактор
организации внутришкольного управления. Психологическая совместимость директора
и его заместителей выступает как важнейшее условие их эффективной деятельности.
Во
время социологического опроса было выявлено, что директор ценит в своих
заместителях следующие качества личности: ДОБРОСОВЕСНОСТЬ, - ДЕЛОВИТОСТЬ
(КОМПЕТЕНТНОСТЬ), ИНИЦИАТИВУ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ,
ТЕРПИМОСТЬ.
Заместители
директора ценят в своем управленце следующие качества: ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ,
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, КОРРЕКТНОСТЬ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ, ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ,
ОПЫТ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ, ШАГАЮЩИМ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ.
Особое
значение в системе педагогического менеджмента занимает научная организация
труда. Это комплекс рассчитанных действий, способствующих совершенствованию
трудового процесса и обеспечивающих высокие результаты труда при наименьших
затратах средств, времени и сил. НОТ предполагает высокий уровень
педагогической культуры, четкой регламентации труда всех работников, применения
рациональных методов управленческого труда.
Таким
образом, одной из задач психолого-педагогической науки является поиск оптимального
варианта управления школой, определение места директора в системе руководства.
При этом главные его качества: умелая организация труда, глубокое уважение к
коллегам, умение поддерживать любую полезную инициативу, способность слушать и
учитывать мнение коллектива.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://collegy.km.ru/