Проблемы студентов и преподавателей при введении ЕГЭ
Проблемы студентов и преподавателей при введении ЕГЭ
Лободенко Елена Ивановна, доцент кафедры строительной
механики Тюменского государственного архитектурно-строительного университета,
г. Тюмень
Новые
информационные технологии внедряются сейчас всюду. Например, в школах и в ВУЗах
они используются для обучения, тренинга, осуществления контроля знаний на
различных этапах, в том числе ЕГЭ (единый государственный экзамен), и повальным
написанием электронных учебников. Жизнь не стоит на месте и с ней нужно идти в
ногу. Но чтобы не наломать дров, нужно семь раз отмерить и только потом
внедрять. Не всегда «новое» является безоговорочно лучшим, чем «старая»
проверенная опытом система обучения. И попытка на всех этапах заменить экзамены
тестами или безоглядный переход на «рейтинговую систему» оценки знаний вместо
«обычных сессий» можно считать вредным и нежелательным явлением. Как всегда
самым эффективным и разумным в обучении является продуманный симбиоз традиций и
новых электронных средств обучения. В качестве не совсем удачного примера
хочется привести опыт Тюменского нефтегазового университета, где в последнее
время отменены сессии, и используется рейтинговая система контроля знаний студентов.
Как результат нежелание работодателей иметь специалистов этого эксперимента.
Не
совсем удачный эксперимент в модернизации школьного образования – повсеместное
введение ЕГЭ. От субъективизма в оценке знаний выпускников школ он не помог, но
изменил цели обучения, причем не в лучшую сторону. В последние годы прием в наш
университет осуществляется на основании результатов ЕГЭ. Хочу поделиться своими
впечатлениями и наблюдениями, связанными с этим нововведением. При таком
подходе чаще всего бюджетные места занимают ребята, кого в школе научили
выбирать правильный ответ из ряда неправильных. Как результат – такой студент
не имеет необходимых базовых знаний и на контрольных точках, коллоквиумах,
экзаменах регулярно просит варианты ответов у преподавателя. Его не научили
«знать», но обучили «выбирать». Вероятно, в школе, где он взрослел, учителя
ставили перед собой именно эту задачу. Другая и более угрожающая проблема таких
студентов – патологическая боязнь устных ответов. Когда тебе необходимо лишь
выбрать правильную формулировку, но не обязательно ее знать наизусть и нет
особой необходимости произносить ее вслух учителю, т.к. выпускной экзамен –
тест, то постепенно ученик утрачивает способность вести диалог по дисциплинам,
в которых необходимо знание специальной терминологии. Я думаю, что школьные
учителя, обучавшие этих ребят, не ставили перед собой задачу развить у них
навык вести дискуссию. Становясь студентами, они не умеют или боятся задавать
вопросы на практических занятиях, лекциях и консультациях. А вопрос «почему»
повергает их в состояние шока…
Два
года несколько преподавателей нашей кафедры работают над созданием обучающего
комплекса программ по курсу «Теоретическая механика». За это время мы приобрели
некоторый опыт, которым и хотим поделиться. Первый и самый главный вывод, к
которому мы единогласно пришли, что использовать тестирование в качестве
заключительного этапа для оценки знаний студентов по данному курсу ни в коем
случае нельзя. Тестирование можно использовать лишь в качестве промежуточного
контроля, например, вместо коллоквиумов в середине или конце семестра. И если
студент не проходит тестирование, но у него есть желание выучить материал с
помощью компьютера, мы предоставляем ему такую возможность. У нас есть как
наборы обязательных вопросов (тестовых) так и обучающих. Правда, на создание
таких банков уходит довольно много неаудиторного, личного времени
преподавателя, но мы надеемся, что оно окупится в будущем.
Второй
вывод нашего коллектива состоит в следующем. При чтении лекций по естественно
научным дисциплинам в мультимедийных аудиториях обязательным является наличие
сенсорного экрана в дополнении к проектору. В случае использования только
слайдов, приготовленных дома с помощью программы PowerPoint, при чтении лекции
теряется необходимая связь преподавателя со студентами. Если не следить за
процессом восприятия материала и задавать студентам довольно быстрый темп
лекции, то через 20-30 минут работы они устают настолько, что единственной
своей задачей считают переписывание с экрана красивых формул себе в тетрадь.
Если лектор пытается не потерять связи с аудиторией, то он обречен на тягостное
ожидание, т.к. в этом случае студенты очень медленно и по возможности красиво,
осуществляют процесс переписывания. Выход из такой ситуации, мы видим в
использовании сенсорного экрана для совместного вывода формул и доказательства
теорем, как и при обычной лекции. В этом случае преподаватель и студенты
объединены общей задачей, и никому не приходится подстраиваться. Они просто
вовлечены в общий творческий процесс познания и овладения новой информацией.
В
качестве предостережения начинающим хочется посоветовать: не делать слайды
слишком заполненными информацией, особенно текстовой и формульной. Лучше, если
есть возможность, представлять ее в виде графиков, рисунков, анимационных
расчетов либо видеозаписью экспериментов и т.д.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/