Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы
Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ,
выводы
Л.Г.Борисова, А.Н.Дахин
Конфликт
— чрезвычайно распространенное явление общественной жизни. Известно, что
конфликтуют не только люди. Конфликты происходят между отдельными
представителями биологических сообществ и между видами, в общественной жизни —
между людьми, социальными группами, классами, государствами.
Особое
внимание конфликтам уделяют ученые-гуманитарии. Термин «конфликт» можно
встретить в самых разных науках: истории, этнографии, антропологии,
политологии, юриспруденции, экономике, криминалистике. Каждая наука
рассматривает конфликтные ситуации в своей предметной области, изучает их
функциональные особенности, причины возникновения, оценивает последствия.
Педагогика, психология, социология, как и другие науки, имеют свой взгляд и
специфические программы изучения конфликтов.
Понятие
«конфликт» не только носит междисциплинарный характер, на его основе возникла
наука конфликтология. На протяжении ХХ столетия проблемы социальных конфликтов
не сходили с арены научных и идеологических дискуссий. Вряд ли в ХХI веке
снизится интерес к познанию сущности, причин, поводов и способов преодоления
конфликтов в человеческом обществе. Возникновение науки конфликтологии
свидетельствует о возрастании социальной и научной значимости проблемы
конфликтов во всех сферах жизнедеятельности.
1. О понятии «конфликт»
Конфликт
(лат. coflictus — столкновение) в самом общем виде определяют как предельно
обостренное противоречие. Конфликты можно классифицировать по разным основаниям
и выделить: ролевые и личностные, межличностные и внутриличностные,
кратковременные и затяжные, явные и скрытые, конструктивные и деструктивные,
ситуационные и системные и др. Так, например, межличностный (межгрупповой)
конфликт можно определить как ситуацию, в которой взаимодействующие люди или
преследуют несовместимые цели, или придерживаются несовместимых
(взаимоисключающих) ценностей и норм, или одновременно стремятся в острой
конкурентной борьбе к достижению одной и той же цели, которая может быть
достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.
Внутриличностный
(личностный) конфликт — ситуация острого эмоционального переживания, вызванная
столкновением примерно равных по силе, но противоположно направленных
интересов, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций у одного и того же
человека, с одной стороны, и трудностями выбора, дефицитом воли или других
свойств личности, — с другой.
Конфликты
могут протекать в двух взаимосвязанных формах — противоречивых психологических
состояний и открытых противоречивых действий сторон (на индивидуальном и
групповом уровнях). Поскольку наше исследование касается межличностных (и
межролевых) отношений в сфере образования, и мы работаем на стыке педагогики,
психологии и социологии, нельзя не отметить, что понятие «конфликт»
употребляется нами в широкой трактовке — в него включаются такие явления, как
разногласия, противоречивые намерения, несовпадающие установки и экспектации (ожидания),
соревнование, конкуренция, враждебность и другие подобные противоречивые
отношения и действия.
Характер
межличностных (и межролевых) отношений проливает свет на внутренний
(социально-психологический) механизм, состояние и направление развития сферы
образования.
2. Педагогический конфликт — «плюсы» и «минусы»
Конфликтность
отношений между педагогами и учащимися средних и старших классов — весьма
распространенное явление. Можно успокаивать себя мыслью, что конфликты с
хорошими учителями стимулируют поисковую активность школьников, это, мол,
конструктивные конфликты, а с плохими — деструктивные конфликты, они приводят к
развитию отрицательного отношения к учителю, школе, учению.
Взгляды
на необходимость конфликтов, которые якобы приводят и оздоровлению отношений,
стали распространяться в последнее десятилетие даже в среде российских
психологов (вслед за иностранными коллегами). К числу позитивных последствий
конфликтов относят, например, 1) разрядку напряженности между конфликтующими
сторонами; 2) получение новой информации об оппоненте; 3) сплочение коллектива
в борьбе с внешним врагом; 4) стимулирование к изменениям и развитию; 5) снятие
синдрома покорности у подчиненных; 6) диагностику возможностей оппонентов.
Однако
принимать на веру полезность подобных результатов и использовать их в практике
работы с детьми мы бы не советовали. Надо понять, какой ценой достаются эти
«постконфликтные блага», стоят ли затраченных сил эти «разрядки», «сплочения» и
«диагностики»? Любые конфликты травмируют и могут иметь драматичные
последствия. Известно, что в ходе конфликта происходит снижение дисциплины,
ухудшение социально-психологического климата, возникает представление о
«хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», о побежденных и победителях, как о
врагах. После завершения конфликта уменьшается степень сотрудничества, сложно
восстанавливаются доверительные отношения, взаимное уважение. Педагогу и
ребенку все это нужно, как говорится, здесь и теперь, на этом уроке, а «шлейф
конфликта» тянется довольно долго или не исчезает вовсе.
Наш
взгляд на профессиональную и нравственную неприемлемость конфликта в
педагогической сфере обусловлен тем, что субъекты конфликта — учитель и ученик
— заведомо не равны ни по своему ролевому (должностному) положению, ни по
уровню личностного развития. Подросток не обладает достаточным жизненным опытом
и способностью к деловому осмыслению ситуации. Он переживает столкновение
эмоционально, а то и болезненно. Учитель также нередко подвергает себя
опасности так называемого «эмоционального сгорания».
Присутствие
при конфликте других учащихся превращает некоторых из свидетелей в
«болельщиков» или, что еще хуже, в участников. Конфликт разрастается, его
масштаб увеличивается, приобретая характер межролевой конфронтации. Публичность
конфликта имеет большой воспитательный резонанс. Именно поэтому за
возникновение, ход и исход конфликта отвечает педагог — он профессионал и
человек, умудренный жизненным опытом.
3. Причины конфликтных отношений в школе
Цель
данной работы — выявить типичные причины (и поводы) конфликтов учащихся старших
классов, прежде всего, выпускников с учителями и получить представление об
основных дифференцирующих факторах, усиливающих или ослабляющих конфликтность
поведения.
Для
этого необходимо было: 1) разделить весь набор (анкетный список) конфликтов на
типы по содержанию разногласий; 2) представить различные
социолого-статистические распределения информации, выявляющие закономерности
поведения тех или иных групп учащихся в конфликтных ситуациях. В данной работе
ограничимся гендерным аспектом и фактором успеваемости, то есть рассмотрим
конфликтное поведение юношей и девушек и старшеклассников с разным уровнем
успеваемости — высоким, средним, ниже среднего.
Двенадцать
причин (и поводов) конфликтов учащихся с педагогами классифицированы нами в
зависимости от вида «агента социального действия» — по трем основаниям: 1)
«общество» (социальный заказ на выполнение функций учащегося), 2) «учитель»
(отношение к педагогам со стороны учащихся), 3) «ученик» (поведение подростков,
обусловленное их личностными особенностями). Это позволило сгруппировать и
упорядочить эмпирический материал о наиболее распространенных (с точки зрения
учащихся) конфликтах.
Для
выявления типичных причин конфликтов учащихся с учителями представим
эмпирический материал, который был получен весной 1999 года в результате
социологического обследования 1600 выпускников общеобразовательных школ Томска,
Барнаула, Новосибирска и в 2000-2002 гг. (Новосибирск, 1500 чел.). Сначала
представим распределение ответов подростков по полу. Гендерный аспект дает
важную информацию. Пол, как правило, используется социологами в качестве
основного дифференцирующего фактора поведения.
Таблица
1
Распределение
ответов учащихся 11-х классов на вопрос «Если у тебя бывают конфликты с
учителями, то каковы причины этих конфликтов?», %
12 причин конфликтов с учителями
Похожие работы на - Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы
|