Русь изначальная и "столкновение цивилизаций"
Русь изначальная и "столкновение
цивилизаций"
Галкина Е. С.
Воспитание
гражданственности и национальной идентичности строится прежде всего на знании
отечественной истории. Проблема роли и места России во всемирно-историческом
процессе не теряет актуальности и обсуждается на всех уровнях, включая школьные
программы. Как правило, рассматривается она сейчас в
"цивилизационном" ракурсе противостояния Запада и Востока.
Особое
место занимает в этом контексте освещение истории Древней Руси. Представление
об истоках отечественной культуры и государственности - это фундамент, на
котором и в историософских трудах, и в обыденном сознании зиждется взгляд на
исторические судьбы государства и народов, его составляющих. Тем более что в
подавляющем большинстве публицистических и научно-популярных работ именно к
древнерусскому периоду относят истоки русского менталитета и социальной
культуры. Но не менее важен и другой фактор. Современная Россия занимает
практически всю территорию Северной Евразии, на которой в древности и
средневековье существовали значимые культуры и государства, помимо Киевской
Руси. Многие этносы Российской Федерации сложились на основе этих культур.
Поэтому и с научной точки зрения, и с позиций толерантности, отечественные
древности должны освещаться "двуедино": с одной стороны, через
историю Киевской Руси как начала русской государственности и этничности; с
другой – через процессы на территории Северной Евразии в целом.
В
содержании современных образовательных программ и основных проектов стандартов
присутствуют компоненты, которые предполагают освещение истории народов и
государств, существовавших на территории современной России, а также контактов
Древней Руси со странами, относимыми к "Востоку" и
"Западу". Так, в последнем проекте стандарта, который отражает
положение, уже давно проводимое на практике, этнокультурная проблематика весьма
широко и сбалансированно (т.е. без явных "перекосов" в сторону
"Запада" или "Востока") представлена на базовом уровне(1).
Это
несомненно положительная тенденция по сравнению с предыдущим десятилетием. В
1990-х гг. как основной вектор воспитательного процесса декларировались:
изменение духовных и нравственных ценностей, отход от принципа общности, коллективизма,
провозглашение главным приоритетом суверенитета личности, и, как следствие
крайняя индивидуализация человека(2). Нетрудно заметить, что это типичные
ценности западного буржуазного общества, причём в утрированной трактовке. В
соответствие с этой системой ценностей и пытались строить историческое
образование. В последнее время формулировки были значительно скорректированы.
Одним из требований подготовки выпускников средней школы в проекте Стандарта
стало "осознание себя как представителя исторически сложившегося
гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина
России".
Но,
если с формальной точки зрения эти требования соблюдены в учебно-методических
комплектах, то содержание вызывает ряд вопросов.
Дело
в том, что некоторые изменения, в сопоставлении с 1990-ми годами, произошли и в
подходе к изложению материала. Если в экспериментальных учебниках тех лет
проявлялось стремление обозначить перед учениками нерешённые исторические
проблемы, создать атмосферу дискуссии (даже в учебниках для основной школы), то
сейчас наблюдается обратная тенденция. Поскольку строгой "генеральной
линии" не существует, авторы часто излагают своё видение русской истории.
Ещё в советский период так поступил Б.А. Рыбаков, но современные авторы в массе
своей не обладают эрудицией и концептуальными достижениями академика (вряд ли
кто-нибудь с этим поспорит). Поэтому картина исторической реальности получается
эклектичной и внутренне противоречивой.
В
целом, учебно-методические комплекты, рекомендованные или допущенные к
использованию в учебном процессе в 2004-2005 гг., можно разделить на три
основных направления: 1) традиционное, в котором история России в эпоху
средневековья ограничивается историей Древней Руси и освещается с позиций
линейно-стадиального подхода; 2) цивилизационное, где к школьной программе
адаптируются "достижения" классических теорий цивилизаций времен Н.Я.
Данилевского и А. Тойнби; 3) "синтезное", в котором происходят
попытки совместить наиболее удачные находки, сделанные в первых двух
направлениях.
Сразу
отметим, что "чистый" цивилизационный подход, доминировавший в 1990-х
гг., в базовом историческом образовании уже показал свою полную
несостоятельность. Из многочисленных экспериментальных пособий(3) в Федеральном
перечне учебников образца 2004-2005 гг. остался лишь курс И.Н. Ионова
"Российская цивилизация", видимо, во исполнение принципов
"плюрализма". Свое мнение по поводу методологических основ и
содержательной части этого курса автору настоящей статьи приходилось
высказываться еще несколько лет назад(4). За прошедшее время содержание
принципиальных изменений не претерпело.
К
традиционному направлению принадлежит подавляющее большинство учебных
комплектов, ныне рекомендованных к использованию в средней школе. В основном
его принципы сформировались еще в советский период. Тогда же (или на основе
достижений тех лет) были подготовлены содержательные части учебников Б.А.
Рыбакова и А.А. Преображенского, А.Н. Сахарова и В.И. Буганова, Н.И. Павленко и
И.Л. Андреева(5). Эти пособия постоянно рекомендуются для использования в
учебном процессе, их сильные стороны хорошо известны преподавателям.
Но
во всех этих книгах история средних веков на территории России ограничивается
историей славян и Киевской Руси. Соседи Руси рассматриваются как враги или
данники. И в то же время нигде не упоминается о затяжном арабо-хазарском
противостоянии; не рассматривается история Волжской Булгарии, которая не
уступала Киевской Руси по уровню развития, а булгары являются предками
поволжских татар; ни слова нет о развитии народов Кавказа в средние века,
несмотря на прочные многовековые связи Руси с аланами, ясами, касогами.
Оборотной стороной такого подхода на федеральном уровне является переходящий
все грани этноцентризм и откровенное мифотворчество учебников истории в
республиках Поволжья и Кавказа(6). Очевидно, что такое противоречие не может
породить ничего, кроме межнациональной розни.
"Синтезное"
направление сориентировано как раз на преодоление этого противоречия. Авторы
учебников во вводных разделах ставят вопрос об "истории России – части
всемирной истории", стараются осветить и международные отношения, и
традиции этнокультурных связей. Безусловно, данный подход к содержанию
образования – самый перспективный в таком государстве, как Россия.
Эта
линия представлена в списке рекомендованных и допущенных учебников пока только
пособиями для основной школы. Среди них наиболее показательны труды Т.В.
Черниковой, а также И.Н. Данилевского и И.Л. Андреева – именно в них авторы
попытались совместить "старые принципы" методики и "новые
достижения" отечественной науки.
Учебник
Т.В. Черниковой "История России. IX–XVI вв. 6 кл."(7) прошел к грифу
"рекомендован" нелегкий путь длиною почти в десять лет. Изначально, в
экспериментальном издании 1996 г.(8), предполагалось углубленное изучение
древнейшей истории России - в первом полугодии ученики осваивали период с VII
в. по XIII в. Учебник был насыщен сведениями о западных и восточных соседях
славян Восточноевропейской равнины – финно-уграх, балтах, иранцах, тюрках,
хазарах, булгарах. Был в книге и отдельный раздел "Великие торговые
пути" (правда, речь там шла в основном о пути из Варяг и Греки). Конечно,
тот учебник был явно перегружен информацией, терминологией, незнакомой
шестиклассникам, а также специфическим "авторским взглядом". Но все
же перед учеником открывалась картина формирования древнерусской народности из
разных этническим компонентов, Древняя Русь представала действительно в
контексте всемирной истории.
Новый
учебник, получивший одобрение министерства, существенно отличается от
экспериментального варианта. С VII на IX в. была сдвинута нижняя
хронологическая граница, материал значительно сокращен, в рабочие тетради
перемещены отрывки из источников. Однако авторский взгляд на исторические
явления сохранился и в кратком изложении стал еще более спорным.
Отношениям
славян с соседними народами посвящен специальный раздел в первом параграфе
главы 1. Согласно Т.В. Черниковой, воинственные славяне подчинили
("обложили данью") угро-финнов и балтов потому, что последние были
"менее развиты … в культурном и хозяйственном отношении"(9). В
следующем же абзаце автор утверждает: "восточнославянские племена и сами
нередко попадали в зависимость" - и сразу речь заходит о хазарах –
торговцах и строителях городов. (Т.В. Черникова пишет: "В VII в.
кочевники-тюрки хазары обосновались на Волге. Здесь они стали строить города,
торговать и создали государство…"(10)).
Такой
странный "логический" ряд ставит ученика перед необходимостью сделать
неверный вывод: данники всегда менее развиты, чем завоеватели. А также задаться
вопросом: почему кочевники-хазары вдруг осели и стали бурно развиваться "в
культурном отношении" и строить города, а земледельцы-славяне, жившие в
Поднепровье испокон веков, так отстали?
Заметим,
что закабаление славян "развитыми" хазарами автор не датирует. Но из
хронологической последовательности текста можно догадаться, что произошло это
между VII и началом IX вв.
Сразу
после этого следует тезис о том, что хазарское владычество благотворно влияло
на славян, ибо для данников становились открытыми хазарские торговые пути,
соединявшие Итиль с "Багдадским халифатом(11), Азией, Западной и
Центральной Европой". Любопытно, что это утверждение о
причинно-следственной связи хазарского владычества и развития торговли у славян
не имеет никаких подтверждений в письменных источниках и данных материальной
культуры, равно как ничего не известно о хазарских торговых путях в Центральную
и Западную Европу. Более того, известно, что таких путей не было. Поэтому
испанскому сановнику Хасдаи ибн Шафруту в Х в. пришлось приложить очень много
усилий, чтобы хоть приблизительно выяснить, где находится Хазария.
Далее
ученик узнает, что с начала IX в. к славянам стали "прорываться через
хазарские земли" болгары. Ниже речь идет почему-то о Дунайской Болгарии,
образованной, как известно, в конце VII в.(12) и без участия восточных славян.
Вскользь упомянута там и Волжская Булгария. Но уже в 3-м параграфе учащийся
читает, что "Киевичи (потомки Кия. – Е.Г.) правили полянами. Но они плохо
защищали их от набегов болгар и печенегов". Поэтому поляне с радостью
приняли варягов Аскольда и Дира(13). Нужно ли говорить, что ни один источник не
упоминает о мифических "Киевичах", что о набегах болгар на полян
ничего не известно, а появление печенегов в Среднем Поднепровье автор учебника
удревнила на четверть века?
Такие
досадные неточности повторяются еще не один раз, создавая искаженное
представление о предыстории Руси. После этого тема этнокультурных контактов
исчезает со страниц учебника, традиционно замененная военно-договорной фабулой
Повести временных лет.
В
учебнике И.Н. Данилевского и И.Л. Андреева международные этнокультурные связи
славян и Руси представлены, пожалуй, наиболее богато (например, это
единственный учебник, где нашлось место истории Волжской Булгарии и Хазарского
каганата), но также весьма специфически.
В
разделе "Предыстория народов России" выделен параграф
"Зарождение государств у народов Европейской России"(14). Однако в
этом, в целом очень информативном и полезном, разделе учащийся узнает, что на
севере восточнославянские племена подвергались набегам викингов, на юге и
юго-востоке сталкивались с государствами хазар и булгар. Интересно, что здесь
же помещена карта-схема, на которой булгары находятся на северо-восток от
славян, а хазары – на юго-востоке (на юге ничего нет)(15). Почему-то авторы не
уделили здесь внимания "традиционным" финно-уграм и балтам (наверное,
у них не проходил процесс образования государства). Здесь же ираноязычные аланы
почему-то объявлены "родственными" тюркоязычным хазарам (особенно
интересно это будет осетинским учащимся).
Не
менее странно описаны и события Великого переселения народов в разделе
"Гунны, авары и славяне"(16). Авторы, например, задаются вопросом:
"Были ли в войсках гуннов славяне?" Вопрос, конечно, правомерен, т.к.
первые достоверные сведения о славянах дают источники VI в. (знаменитые
"склавины" и "анты"), а формирование славянской
материальной культуры археологи относят ко времени до н.э. По сути, это вопрос
о времени сложения этноса славян. Здесь нет единства среди исследователей. Одни
полагают, что о сложении этнической общности можно говорить, когда фиксируется
ее самоназвание. Поэтому появление славян предлагается датировать VI в., а
близкие, но более древние культуры называются праславянскими(17). Другие
датируют возникновение славянской общности лингвистически и археологически
(язык и материальная культура), что уводит исследователей вглубь II-I тыс. до
н.э. Эта проблема и сейчас окончательно не решена.
Но
в любом случае славянские/праславянские племена, по данным археологии,
лингвистики и более поздних письменных источников, участвовали в походах
Великого переселения народов(18). Об этом свидетельствует и рассказ Иордана о
конфликте вождя готов Винитария и антского "короля" Божа, союзника
гуннов(19), явные славянизмы среди "гуннских" слов и т.д. Почему
славяне не стали основными действующими лицами Великого переселения народов –
иная проблема. Скорее всего, в гуннскую эпоху племена были разрознены, включены
в разные военно-политические образования, во главе которых стояли другие
этносы. Крах гуннов вызвал объединительные процессы в славянском обществе, в
результате чего на исторической карте появились племенные союзы склавинов и
антов.
Но
И.Н. Данилевский и И.Л. Андреев отвечают на этот вопрос по-другому. Они пишут,
что источники об этих событиях "не упоминают ни одного названия племени,
которое можно было бы отнести к славянам" (а как же анты, которых авторы
видят позже "в составе тех или иных славянских народов"? – Е.Г.). И
объясняют этот "факт" тем, что "гунны не использовали
славян-земледельцев в качестве воинов (в отличие от кочевых германских и
иранских племен). Они и их земли представляли для завоевателей интерес лишь как
объект грабежей"(20). Заметим, что ни один исследователь в последние полвека
минимум не считает германцев кочевниками. Сие заблуждение убедительно
опровергал еще великий медиевист прошлого столетия А.И. Неусыхин(21).
Поэтому
нет оснований противопоставлять славян германцам в этом плане. Славяне были
прекрасными воинами, что и доказали двумя веками позже, в череде походов на
Византию. За столетие примерно три четверти Балканского полуострова были
завоеваны славянами (а не "заняты", как пишут авторы учебника).
Но
в учебнике И.Н. Данилевского и И.Л. Андреева славяне переходят из рук одних
владык, гуннов, к другим – аварам. К чести авторов, при упоминании о балканских
походах VI-VII вв. они весьма осторожны: "Неизвестно, подчинялись славяне
в этих походах аварам или действовали самостоятельно". Но почему-то только
после разгрома авар Карлом Великим в 795-796 гг., по мнению авторов,
"славяне стали самостоятельным народом, осознавшим свое положение в
мире"(22). Причем какие славяне, не уточняется. Это утверждение заставляет
думать, что балканские славяне – федераты Византии, воинственные ободриты
Балтийского Поморья, "Союз семи племен" и славянское население
Первого Болгарского царства, образовавшегося в VII в., а тем более славяне
Среднего Поднепровья – все эти совершенно разные славянские союзы, независимые
друг от друга и тем более от авар, стали вдруг единым самостоятельным народом
после уничтожения франками жалких обломков Аварского каганата, который уже
давно не влиял даже на региональную ситуацию.
Именно
в таком контексте "всемирной истории", через смену иноплеменных
владык, и представлена в учебнике ранняя история славян. Этот ракурс
сохраняется и в следующем параграфе, посвященном предпосылкам образования
Древнерусского государства.
На
первой странице этого параграфа расположена карта "Походы
викингов"(23), на которой огромными буквами одного шрифта нанесены
надписи: "Гренландия", "о. Ньюфаундленд",
"Исландия", "Северная Африка" и "Норвегия"
(последняя занимает весь Скандинавский полуостров). Любопытно, что в тексте ни
об одном из этих географических объектов речь не идет. А вот уже другим
шрифтом, петитом, набраны топонимы "Новгород", "Киев" и
"Константинополь".
Параграф
10 раздела 2 посвящен международным отношениям Древней Руси. Заметим, что И.Н.
Данилевский и И.Л. Андреев чуть ли не единственные, кто посвятил международным
связям отдельный параграф - эта необходимая тема отсутствует даже в пособиях
для старшей школы. Но авторское видение вызывает ряд вопросов. Акценты явно
смещены в сторону Западной Европы. Именно этому региону (даже не Византии!)
фактически посвящен параграф. О связях с Поволжьем и Кавказом, с Востоком
упоминается лишь вначале, несколькими фразами. Причем вопреки всем
археологическим данным утверждается, что высокохудожественные предметы роскоши
импортировались только с запада, а с востока поступали лишь "благовония и
пряности, жемчуг и вино"(24).
Пренебрежение
авторов к отношениям Древней Руси со странами Востока проявляется даже в таких
"мелочах", как датировки. Из хронологической таблицы на форзаце, где
авторы попытались синхронизировать основные события отечественной и зарубежной
истории, учащиеся 6 кл. могут узнать, что "рождение ислама" произошло
в начале VI (?! – Е.Г.) в.
Но
в этом учебнике есть и безусловно удачные решения. Во всех изданиях практически
нет сведений о кочевниках южнорусских степей X – XIII вв. Они представлены лишь
как обобщенный внешний враг, под ударами которого Русь объединялась или
дробилась. Единственное исключение – учебник И.Н. Данилевского и И.Л. Андреева,
где авторы попытались показать всю многогранность и сложность отношений
удельной Руси со Степью(25).
В
целом, эта ситуация с учебниками, написанными ведущими специалистами по русской
средневековой истории, тем более удивительна, что в фундаментальных работах
давно доказано: кочевая периферия играла важную роль в исторических процессах
того времени. И дело не только в том, что борьба с номадами в целом укрепляла
социальные и политические связи в Древнерусском государстве, несмотря на частое
использование кочевых наемников в княжеских усобицах эпохи раздробленности.
Жители Древней Руси контактировали с кочевниками на уровне торгового обмена, в
приграничных районах существовало множество совместных поселений. Под влиянием
славян-земледельцев происходило оседание кочевых племен, которое подчас
заканчивалось ассимиляцией. Становясь частью древнерусской народности,
кочевники привносили не только антропологический тип, но некоторые культурные
традиции и обычаи. Все эти факторы делают необходимым изучение кочевых народов
южнорусских степей не только как внешней и враждебной силы. Собственно миграции
в степях Восточной Европы, этнические и социально-политические процессы в
кочевых сообществах являются не менее важными для понимания истории Киевской
Руси, чем военные столкновения(26).
Особняком
стоит т.н. "варяго-русский вопрос", непосредственно связанный с
альтернативой "Восток – Запад" и один из самых дискуссионных в
российской историографии. И если в академической науке современности безусловно
господствует норманнизм, то на страницах рекомендованных школьных учебников силы
антинорманнистов и норманнистов примерно равны (учитывая степень
распространения различных учебников). Эта тема есть во всех учебниках. Причем
никто из авторов не стремится поведать учащимся, в чем состоит дискуссионность
проблемы, почему возможны кардинально противоположные трактовки. После
упоминания о существовании оппонентов и зачастую "неакадемическом
характере спора"(27) сразу следует готовое решение. Различие между
учебниками для 6-го и 10-го классов состоит, к сожалению, только в количестве
фактического материала.
Т.В.
Черникова уделяет гораздо больше внимания норманнской проблеме. В параграфе 4
первой главы есть раздел, специально посвященный норманнской теории(28).
Написан он очень выдержанно, без апологетики какой-либо одной точки зрения.
Выше, при описании соседей славян, Т.В. Черникова дает лучшее в существующей
учебной литературе изложение "варяжского вопроса", также не становясь
на чью-либо сторону(29). Но далее на протяжении всей главы автор
безапелляционно утверждает скандинавское происхождение варягов, равно как и
племени русь.
В
учебнике И.Н. Данилевского и И.Л. Андреева проблема "решается"
единственной фразой об ильменских словенах, которые "платили дань своим
северным соседям – скандинавам-викингам (в Западной Европе их называли
норманнами, а на Руси – варягами)"(30).
Таким
образом, в учебниках "нового поколения" для основной школы доминирует
навязывание весьма спорной теории, без подкрепления ее хотя бы какими-нибудь
аргументами.
В
целом же все без исключения современные учебники сконцентрированы на
политической (а скорее, династической) истории Древней и Московской Руси. Со
времён М.П. Погодина и Д.И. Иловайского, ставивших знак равенства между
историей государства и правящего рода, содержание изменилось незначительно,
только акценты сместились. Существующие ныне пособия по сути освещают лишь
историю государственности и культуры русского народа. Именно этому аспекту
посвящены дополнительные материалы для учителя во всех без исключения
методических пособиях. Даже если в предисловии к изданию позиционируются
"этнографические материалы", содержательно они сведены к минимуму.
Попытки восполнить этот пробел сводятся к откровенному европоцентризму, в виде
искусственного смещения международных контактов Руси в Западную Европу, а также
гипертрофированной роли "викингов" и хазар в становлении Киевской
Руси (исключительное внимание к Хазарии обусловлено скорее психилогически:
государство с иудейской верхушкой подсознательно воспринимается как культурно
близкое).
В
современном мире такой подход уже архаичен. С одной стороны, очевидно, что
западная модель развития не безальтернативна. С другой – именно Запад сейчас, в
условиях глобализации, проводит агрессивную политику, ведущую к размыванию
российской культуры. Поэтому необоснованный европоцентризм как фактор идеологии
и социальной психологии в современных условиях ведёт только к потере
национальной идентичности.
Список литературы
1.
Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по истории //
Российский общеобразовательный портал Министерства образования и науки РФ
(http://school.edu.ru/attach/8/174.DOC)
2.
Федеральный компонент образовательного стандарта начального, общего, основного
общего и среднего (полного) образования: Образовательная область
"Общество" (История).// История (приложение к газете "Первое
сентября"). 1996. №42-43.
3.
Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало ХХ в. 10-11 кл. М., 1998;
Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. Пособие для 10-11 кл. М., 1998 и
др.
4.
Галкина Е.С., Колиненко Ю.В. "Азиопа": Россия и "теории
цивилизаций" // Сборник Русского исторического общества. - Т. 3 (151). -
М., 2000. – С.314-319.
5.
Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества. 6 кл. – М.: Просвещение,
2002; Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца
XVII века. 10 кл. М.: Просвещение, 2003; Павленко Н.И., Андреев И.Л. История
России с древнейших времен до конца XVII века. 10 кл. М.: Дрофа, 2003.
6.
См. аналитический обзор: Шнирельман В. Очарование седой древности: Мифы о
происхождении в современных школьных учебниках // Неприкосновенный запас. -
№37. – 2004 / http://www.nz-online.ru/index.phtml?aid=25011173
7.
Черникова Т.В. История России. IX – XVI вв. 6 кл./ Под ред. А.Н. Сахарова. –
М.: Дрофа, 2003.
8.
Черникова Т.В. История Отечества. VII - XV вв. 6 кл. – М.: Дрофа, 1996.
9.
Черникова Т.В. История России. IX – XVI вв. – С.7. Надо отметить, что
источникам ничего не известно о взимании восточными славянами дани с балтов и
финно-угров до образования Древнерусского государства.
10.
Там же.
11.
Багдадский халифат – это далеко не самое распространенное название Арабского
халифата эпохи Аббасидов. В большинстве школьных учебников по истории Средних
веков этот термин отсутствует, но Т.В. Черникова не дает пояснений, надеясь,
очевидно, на эрудицию и "общую культуру" 6-классников.
12.
Там же. – С.8.
13.
Там же. – С.13.
14.
Заметим, что следующий раздел называется "Русь в IX – первой половине XII
века". Из этого логически следует, что, по мысли авторов, собственно
история всех народов России началась с образования Древнерусского государства в
IX в. (Данилевский И.Н., Андреев И.Л. История России с древнейших времен по XVI
век. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2004. С.32-31,
223).
15.
Там же. – С.27.
16.
Там же. – С.21-23.
17.
Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем
средневековье. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знак, 2004. – С.151.
18.
Скржинская Е.Ч. Комментарии// Иордан. О происхождении и деяниях гетов. - СПб.,
1997. –С.205-207 и др.; Седов В.В. Славяне в древности. – М., 1994. –
С.304-317; Кузьмин А.Г. Начало Руси. – М.: Вече, 2003. – С.144-160 и др.
19.
Иордан. О происхождении и деяниях гетов. – С.108.
20.
Данилевский И.Н., Андреев И.Л. Указ. соч. – С.22.
21.
Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев. – М., 2001. – С.54-55.
Первое издание этого классического труда состоялось в 1929 г.
22.
Данилевский И.Н., Андреев И.Л. Указ. соч. – С.23.
23.
Там же. – С.33.
24.
Там же. – С.63.
25.
Там же. – С.80-81.
26.
История международных (прежде всего военных) отношений Руси с кочевниками X –
начала XIII вв. является отдельной темой, которая исследована очень подробно
(см., напр.: Каргалов В.В. Внешне-политические факторы развития феодальной
Руси. М., 1967; Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. - М., 1968; Сахаров
А.Н. Дипломатия Древней Руси. - М., 1980; Толочко П.П. Кочевые народы степей и
Киевская Русь. - Киев, 1999). Поэтому специально рассматривать эти аспекты в
настоящей статье нет необходимости.
27.
Павленко Н.И., Андреев И.Л. Указ. соч. – С.24.
28.
Черникова Т.В. История России. IX – XVI вв. – С.18-19.
29.
Там же. – С.8.
30.
Данилевский И.Н., Андреев И.Л. Указ. соч. – С.32.