Подготовленность к социальной самозащите как условие социального становления человека
Подготовленность к социальной самозащите как условие
социального становления человека
М.А.Ковальчук
Перед
педагогической наукой и школьной практикой в наши дни стоит большая задача:
подготовить подрастающее поколение к жизни в новых условиях.
Противоречивый
характер эволюции различных сфер жизни и современного нам общества вызвал
потребность в подготовленности личности к социальной самозащите как необходимом
условии социального становления современного человека. Окружающая
действительность оказывает на него постоянное воздействие. Часто эти влияния
носят не только позитивный характер, но имеют и негативную окраску; для того,
чтобы комфортно чувствовать себя в обществе, где человек живет и трудится, он
должен уметь активно противодействовать негативным воздействиям социума.
Мы
полагаем, что для этого человек должен, с одной стороны, обладать
устойчивостью, а с другой — способностью гибкого реагирования на все
возникающие социальные проблемы. Современный человек — мобильная личность,
поэтому, определяя категорию социальной самозащиты, мы включаем в это понятие
устойчивость и гибкость. Социальная самозащита — способность личности
активно и гибко реагировать на изменения внешних условий, социальных и
психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые ею нормы,
установки и социальный опыт, противодействуя негативным воздействиям социальной
среды.
Под
негативными принято понимать воздействия, которые отрицательно влияют на
социальное благополучие данной личности. Подготовить человека к социальной
самозащите — значит сформировать комплекс качеств личности, позволяющих ему
успешно реализовать функцию социальной самозащиты.
Формирование
подготовленности человека к социальной самозащите осуществляется в процессе его
социализации, воспитания и саморазвития, представляющих компоненты целостного
процесса, на основе накопления и анализа опыта социального поведения и
реагирования в различных социальных ситуациях. Общеметодологической базой
процесса формирования у человека подготовленности к социальной самозащите
явилась разработанная профессором М.И. Рожковым концепция социального
закаливания личности на основе социальных проб.
В
процессе воспитательной работы с ребенком, подростком, молодым человеком,
опираясь на то, чему он уже научен, педагоги, взрослые организуют его
деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и
особенностями поведения. Таким образом, процесс развития личности молодого
человека должен включать в себя формирование и развитие способности социальной
самозащиты. Анализ практической работы школ свидетельствует о том, что
подготовка детей и юношества к социальной самозащите происходит стихийно. Процесс
этой подготовки осуществляется в целом всем образом жизни, социумом, в котором
живет человек, через процесс его включения в различные виды социальной
деятельности. В ходе же учебно-воспитательной работы с детьми этой проблеме
должного внимания не уделяется. Но на более эффективное формирование
подготовленности человека к социальной самозащите влияет именно
целенаправленная подготовка, которая может осуществиться на основе различных
моделей и программ, реализуемых в педагогическом процессе как в рамках учебной,
так и внеучебной работы с детьми.
Для
того, чтобы человек комфортно чувствовал себя в обществе, с одной стороны, он
должен быть защищен извне — системой социальной защиты. В настоящее время в
России появляются центры социально-психологической помощи детям и подросткам,
оказывающие содействие в решении социальных, психологических, педагогических и
нравственных вопросов, создаются социально-психологические службы, помогающие
людям по широкому кругу вопросов. Есть опыт создания первых приютов. Все чаще
за помощью человек обращается к психологам и социальным работникам, штат
которых из года в год увеличивается. С другой стороны, человек должен быть
защищен внутренне, то есть обладать
способностью самозащиты. Только наличие двух взаимодействующих систем —
социальной защиты и самозащиты — позволит ему легко адаптироваться ко всем
происходящим изменениям и без патологии пройти путь социального становления
своей личности. Существуют различные виды самозащиты, которые тесно
взаимосвязаны друг с другом.
—
Юридическая самозащита личности в соответствии с основами права, принятыми
государством и обществом.
—
Физическая — с использованием физической силы.
—
Материальная — с использованием денег либо других материальных предметов.
—
Физиологическая — способность организма сохранять и поддерживать
жизнедеятельность всех систем и органов человеческого тела и адекватно
реагировать на воздействие природной среды.
—
Психологическая; авторы работы “Интуиция и искусственный интеллект” Р.М.
Грановская и И.Я. Березная определяют ее как систему стабилизации личности,
проявляющуюся в устранении или сведении к минимуму отрицательных эмоций,
чувства тревоги, возникающих при практическом рассматривании картины мира с
новой информацией. Понятие социальной защиты было рассмотрено выше.
Рассматривая
процесс подготовки человека к социальной самозащите, необходимо учитывать ее
направленность. Можно уметь хорошо защищать себя в различных жизненных
ситуациях, но используя при этом безнравственные способы защиты, поэтому
формировать способность социальной самозащиты надо одновременно с воспитанием
таких качеств личности, как человечность, доброта, чуткость, сострадание,
отзывчивость, готовность помочь другим.
“Стремитесь
творить добро” — одна из заповедей прекрасного педагога и ученого В.А.
Сухомлинского, а именно доброты порой не хватает современному человеку.
Направленность
социальной самозащиты личности определяется ее общей направленностью. В
психологии под направленностью личности принято понимать совокупность
устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно
независимых от наличных ситуаций. Проблема направленности — это прежде всего
вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют
человеческую деятельность и поступки. Направленность личности проявляется в ее
установках, потребностях, интересах и идеалах. Потребности же, в свою очередь,
по мере их осознания могут выступать как влечения и как желания.
Из
вышесказанного следует, что определяющим в педагогической работе по
формированию мотивационной сферы молодого человека должно быть нравственное
начало.
Какова
же структура названного качества? Ответ на этот вопрос позволит успешно
управлять процессом формирования подготовленности к социальной самозащите.
Проведенный
нами анализ психолого-педагогической литературы, опрос учащихся старших классов
школ г. Ярославля и молодежи, состоящей на учете в Центре занятости населения,
позволили выделить следующие критерии подготовленности человека к социальной
самозащите: когнитивный, волевой, действенно-практический.
Когнитивный
критерий предполагает систему знаний школьников о том, как защитить себя в
различных ситуациях.
Волевой
критерий можно представить как наличие привычки к длительному волевому усилию,
умение доводить начатое дело до конца и преодолевать временные трудности,
устойчивость взглядов и нравственных качеств школьника.
Действенно-практический
— это активный, самостоятельный и творческий подход личности к любой
деятельности и ситуации, легкость включения ее в эту деятельность.
Каждый
из выделенных критериев характеризуется показателями, единство, достаточная
развитость и выраженность которых — необходимое условие формирования высокого
уровня подготовленности к социальной самозащите.
Исследование
подготовленности молодежи к социальной самозащите показывает, что на уровень
подготовленности существенное влияние оказывают такие социально-педагогические
факторы, как общий уровень развития и образованности человека, его кругозор,
уровень организации в школе учебно-воспитательного процесса в целом и его связь
с решением вопросов подготовки школьника к жизни в новых
общественно-экономических условиях; семья ребенка; занятия в группах, секциях,
других детских внешкольных учреждениях.
Для достижения высокого уровня
подготовленности к социальной самозащите необходимы следующие педагогические
условия:
—
ориентация старшеклассников на положительную оценку и восприятие ими
способности социальной самозащиты как неотъемлемой способности современного
человека;
—
организация целостного учебно-воспитательного процесса, позволяющего
интегрировать деятельность учащихся по познанию особенностей своей личности и
приобретению умений и навыков с одной стороны — устойчивого, а с другой —
гибкого реагирования на различные социальные воздействия;
—
формирование у молодых людей запаса творческих решений реальных,
социально-значимых задач, выработка потребности творческих исканий, принятия
оптимальных решений, уверенности в своих возможностях.
Подготовленность
к социальной самозащите — это определенный результат целенаправленного процесса
подготовки, который, на наш взгляд, должен интегрировать в себе три
взаимосвязанных компонента: психологический, теоретический и практический.
Психологическая
подготовка должна быть соотнесена с таким психологическим образованием
личности, как установка, и включать в себя положительную оценку и восприятие
учеником способности социальной самозащиты как неотъемлемой способности
современного человека.
Теоретическая
подготовка заключается в накоплении знаний о человеке, его поведении и
реакциях, знаний об индивидуально-психологических особенностях своей личности,
особенностях социальной обстановки, в которой молодому человеку предстоит
строить свою жизнь, различных видах самозащиты личности и ее направленности.
Практическая
подготовка состоит в приобретении умений и навыков с одной стороны —
устойчивого, а с другой — гибкого реагирования на различные социальные
воздействия.
Работая
с учениками по подготовке к социальной самозащите, можно использовать различные
психолого-педагогические средства:
—
Лекции, позволяющие школьникам овладеть теоретическими знаниями, касающимися
вопросов современного состояния общества, положения в нем человека,
особенностей человеческой личности и возможностей формирования своей личности.
—
Социально-психологический тренинг, который может иметь целью ориентацию
учащихся на положительное восприятие и оценивание способности социальной
самозащиты. Занятия-практикумы, в ходе которых школьники могут анализировать
свои личностные особенности, принимать решения о путях и средствах развития тех
или иных качеств и способностей или их коррекции. Уроки-решения педагогических
ситуаций, которые способствуют формированию запаса разнообразных решений
проблемных ситуаций, накоплению опыта устойчивого и гибкого реагирования на
различные социальные воздействия.
Важным
педагогическим средством в работе по формированию подготовленности к социальной
самозащите являются педагогические игры. Для развития способности человека не
только защищать себя в различных социальных ситуациях, но защищать нравственно
можно использовать дискуссии и диспуты нравственного содержания.
Таким
образом, решая проблемы формирования и социального становления человека, мы
видим, что значительное место в этом играет целенаправленный и организованный
процесс подготовки к социальной самозащите, результат которого является одним
из важнейших условий социального становления человека.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/