Психологическая проницательность как перцептивная способность
Психологическая проницательность как перцептивная
способность
А. А. Борисова
Понятие
"психологическая проницательность" (ПП) впервые ввёл в теорию
психологии Н.П. Ерастов в 1975 году. Это не означает, однако, что до Ерастова
понятие проницательности не существовало вообще. Словарь русского языка
определяет слово проницательный как быстро и верно разгадывающий, понимающий
сущность кого-либо, чего-либо; догадливый (остро, живо подмечающий,
наблюдательный). В качестве примера приводится литературный герой Н.А.
Болконский. Понятия "проницательность" и "проницательный"
можно встретить в художественной литературе не только у Л.Н. Толстого, но и у
других мастеров художественного слова. Как человековеды большие писатели
подметили факт существования явления быстрого понимания сущности других людей и
описали его в своих бессмертных произведениях.
Что
же касается научных словарей, то как в философском, так и в психологическом
словарях это понятие отсутствует. Понятие ПП Н.П. Ерастов определил как умение
разбираться в характерах и прогнозировать развитие личности. По мысли учёного,
самым существенным в ПП является умение расшифровывать психологический смысл
материальных проявлений психической деятельности других людей (речевых
сигналов, жестов, мимики, пантомимики, действий, продуктов деятельности, а
также умение адекватно передавать свои мысли и чувства другим людям в
общепринятых формах их материального проявления [3]. Н.П. Ерастов не только
определил рабочее понятие, но и выдвинул гипотезу о том, что ПП зависит от
склада ума человека и в значительной мере им определяется. С проверки этой
гипотезы и началось наше исследование ПП. За двадцать лет работы над этой
проблемой нами был собран богатый фактический материал, осуществлён анализ
соответствующих литературно-художественных произведений. Всё это в обобщённом
виде представлено в монографии [2]. В рамках настоящей статьи я обращаю
внимание читателя на то, что ПП - это перцептивная способность, и коснусь
наиболее общих механизмов этой способности.
Моими
испытуемыми были студенты и учителя начальных классов. В опытах с ними было
выявлено, что ПП не зависит от успеваемости обучения и стажа работы. Она могла
иметь место как у учителей с большим стажем, так и у начинающих, могла иметь
самый нижный уровень выраженности как у тех, так и у других. Это означало, что
для ПП недостаточно определённых знаний и умений, которыми при желании можно
овладеть, что для неё нужны соответствующие природные предпосылки [2]. Мы
пришли к выводу, что ПП - это способность к быстрому и адекватному познанию
людей и отношений, складывающихся между ними в определённой ситуации, и к
прогнозированию поведения партнёра общения, то есть способность быстро и
адекватно познавать сущностные характеристики личности.
Рассматривая
ПП как способность, мы исходили из теории способностей, разрабатываемой В.Д.
Шадриковым, то есть рассматривали её как функциональную систему, состоящую из
определённых элементов, которые должны работать в сопряжённом режиме (режиме
взаимосодействия, по П.К. Анохину), чтобы получать полезный результат.
Поскольку
нам неизвестна деятельность, самостоятельной целью которой было бы познание
другого человека, мы рассматриваем ПП как разновидность познавательной
деятельности в процессе общения.
Как
любая другая способность, ПП развивается на основе соответствующих задатков,
имеет определённую меру выраженности. Важнейшими для развития ПП до самого
высокого уровня являются альтруистические задатки, на основе которых
формируется гуманистическая направленность личности. Люди с эгоистической
личностной направленностью, по нашим данным, не добиваются высокой меры
выраженности ПП. Благоприятным для развития ПП является наличие задатков всех
познавательных процессов, так как ПП - способность познавательная. Вместе с
тем, какие-то из познавательных процессов могут быть выражены более, какие-то -
менее. Так как ПП - системное образование, то её функционирование в режиме
взаимосодействия позволяет получать положительный результат.
Структура
ПП как системного образования была выявлена нами при посредстве анализа условий
развития ПП заведомо проницательных писателей и одного из самых проницательных
героев Ф.М. Достоевского - старца Зосимы.
Каждый
компонент структуры ПП, установленной таким образом, был подвергнут в
дальнейшем экспериментальной проверке на предмет его наличия или отсутствия у
испытуемых с разным уровнем выраженности ПП.
Для
испытуемых с высоким уровнем развития ПП характерно наличие следующих
структурных элементов.
На
уровне сенсорно-перцептивного отражения: избирательность восприятия, развитого
до глубокой наблюдательности за людьми; способность правильно понимать мысли и
чувства других людей, передаваемые голосом и выразительными движениями;
эмоциональная отзывчивость.
На
уровне представлений - образная память, владение знаками и знаковыми системами
(язык, жесты, мимика и др.)
На
уровне вербально-логического, понятийного мышления - активность мышления с
развитым анализом и синтезом, гибкостью, хорошее владение речью, обобщённый
опыт общения с разными людьми.
Функционирование
ПП как структурного образования в режиме взаимосодействия можно
проиллюстрировать нашими экспериментами, в которых хорошая память как компонент
ПП может иметь среднюю выраженность её наглядно-образного вида и высшую
выраженность словесно-логического. В то же время некоторые испытуемые со
средней выраженностью ПП обнаружили низкий показатель словесно-логической
памяти при высокой выраженности наглядно-образной памяти. Можно предположить,
что средней выраженности обоих видов памяти у некоторых проницательных
испытуемых содействуют другие важные компоненты функциональной системы ПП,
работающие более продуктивно, чем память.
Системообразующим
фактором является вектор "мотив-цель". Мотив - познать человека как
можно правильнее - должен быть направлен на цель, ради которой человек
познаётся: воспитывать детей доброжелательными и добродеятельными, лечить
больных, а не болезни, к чему призывал ещё Гиппократ, создавать крепкие
надёжные семьи и т.д.
Как
и другие способности, ПП можно обнаружить уже в детстве по интересам и
наклонностям ребёнка. Убедительным, на наш взгляд, является интерес к
правильному пониманию других людей у писателей, имеющих мировую славу:
Бальзака, Достоевского, Толстого.
Каждый
познавательный процесс, входящий в структуру ПП, имеет свои операционные
механизмы. Наиболее же общим механизмом ПП, на наш взгляд, являются
динамические временные связи, открытые в науке Е.И. Бойко [1]. Поскольку
механизм, по мысли учёного, это сущность явления в любой области науки, я
остановлюсь на этом вопросе несколько подробнее. Понятие "механизм"
Е.И. Бойко рассматривает как соотносительное, требующее дополнения: механизм
чего-то. Психические процессы не мыслимы без механизмов, а механизмы психики
одни и те же - это неразрывная связь соответствующего субстрата с его
функциями. Никакого другого субстрата, по мысли Е.И. Бойко, кроме материальных
нервных процессов, наука не знает.
Как
известно, И.П. Павловым были открыты временные нервные связи замыкательного
характера и установлены многие закономерности функционирования высшей нервной
деятельности: образование условных рефлексов (замыкательных связей),
генерализация возбуждения и торможения, иррадиация и взаимная индукция и др.
Е.И.
Бойко открыл принципиально новые временные нервные связи, являющиеся механизмом
умственной деятельности человека, в частности механизмом продуктивного
(творческого) мышления. Эти связи в отличие от замыкательных он назвал
динамическими, так как они возникают экстренно, без предварительной выработки,
без подкрепления, в павловском смысле слова, а являются продуктом текущей
нейродинамики. В её ходе, путём особого физиологического взаимодействия
выработанных ранее обобщённых временных связей (ассоциаций), одновременно актуализированных
и имеющих общий элемент, и образуется новый продукт. "Запуск"
соответствующей нейродинамики осуществляется установочной реакцией
(инструкцией, самоинструкцией), которая может вовлечь в нейродинамический
процесс все психические процессы. Вычленение "нового" продукта
происходит благодаря суммации возбуждения в общем элементе и индукционному
торможению вокруг него.
Это
можно видеть на табл. 1 из книги Е.И. Бойко [1]. Цифры показывают закономерную
разницу в скрытых периодах тестирующих реакций с общего и индифферентного
"пунктов". Благодаря суммации возбуждения время реакции со структур,
соответствующих общим "пунктам", значительно короче.
Таблица
1
Показатели
времени реакции с общего и индифферентного "пунктов"
Похожие работы на - Психологическая проницательность как перцептивная способность
|