Реализация основных направлений модернизации образования в Ярославской области
Реализация основных направлений модернизации
образования в Ярославской области
Т. А. Степанова
В
последние годы в ярославской системе образования происходят серьезные
изменения, направленные на обеспечение доступности, эффективности и качества
образования. Шаги департамента образования и органов местного самоуправления в
этом направлении были и остаются целенаправленными и последовательными.
В
ноябре 2000 года постановлением Администрации была утверждена «Программа
развития образования в Ярославской области на 2001-2003 г. и перспективы по
2005 г.» Основанием для ее разработки стала программа социально-экономического
развития региона «От выживания к благополучию». В ней фактически был
сформулирован заказ региональному образованию: оно должно стать важнейшим
фактором социально-экономического развития Ярославской области. Очевидно, что
для реализации новой миссии региональная система образования должна быть модернизирована.
Направления и механизмы модернизации регионального образования обозначены нами
в областной программе развития образования. Программа развития образования
области полностью соотносится с Концепцией модернизации российского
образования.
Основная
цель нашей программы - достижение нового качества образования, соответствующего
требованиям государственного стандарта, ожиданиям местного сообщества, рынка
труда и самих учащихся.
Что
же удалось сделать за два прошедших года?
1.
Существенно повысились управленческие компетенции администраторов образования области.
Как известно, успешные системные изменения невозможно осуществить без
подготовки кадров. Для этого соответствующими структурами была развернута
специальная деятельность по обучению руководителей органов управления
образованием и образовательных учреждений основам стратегического управления,
проектной деятельности, способам взаимодействия с социальными партнерами. В
результате целой программы семинаров, которые проводили региональные специалисты
и ведущие ученые г. Москвы и Санкт-Петербурга, наши администраторы образования
«выросли» и научились организовывать деятельность по решению проблем
образовательных систем. Это обучение проходило в основном за счет средств
Института «Открытое общество». Параллельно с этим велась переподготовка кадров
администраторов образования на факультете менеджеров Ярославского
государственного педагогического университета.
2.
Мы сумели подготовить общественность и родителей учащихся к предстоящим в образовании
изменениям и теперь вправе рассчитывать на их поддержку. Мы активно работаем с
общественностью, объясняя смысл и цели предстоящей модернизации образования.
Благодаря взаимодействию органов управления образованием и региональных средств
массовой информации родители учащихся и общественность располагают достаточной
информацией о нововведениях в образовании области. Конечно, далеко не все
вопросы модернизации образования решаются безболезненно, но в целом политика
департамента образования адекватно воспринимается нашей региональной
общественностью.
Можно
сказать, что родители и местное сообщество приняли необходимость изменений в
региональной системе образования и в целом достаточно лояльно к ним относятся.
Косвенное подтверждение тому − результаты интерактивного опроса,
проведенного региональным телеканалом НТМ 14 августа 2002 года: 52%
респондентов оценили школьное образование как хорошее, 26% − как
удовлетворительное, 22% − как неудовлетворительное.
3.
Переходим на новый механизм финансирования образовательных учреждений. На
сегодня департаментом образования совместно с департаментом финансов разработан
пакет документов по введению в области нормативного (подушевого)
финансирования. Новый финансовый механизм в системе образования введен с января
2003 года. Цель нововведения - упорядочение финансовых потоков в образовании,
обеспечение их прозрачности и доведение до конкретного образовательного
учреждения. Кроме того, мы рассматриваем нормативное финансирование как
экономический рычаг управления качеством образования.
Сложившаяся
демографическая ситуация позволила родителям учащихся реально выбирать то
учебное заведение, где, по их мнению, дети получат хорошие знания и будут
чувствовать себя комфортно. Вслед за детьми в это учебное заведение придут и
деньги.
4.
Подготовили проекты организации образовательного пространства муниципальных
образований области, которые стали основанием для начала оптимизация сети
образовательных учреждений. Предложенная нами схема образовательного
пространства позволила органам местного самоуправления и муниципальным органам
управления образованием посмотреть в динамике демографическую ситуацию,
провести анализ учебно-материальной базы учреждений образования, затрат на
обучение в них одного ребенка и определить перспективы развития каждой школы.
Реализация этих проектов стала возможной благодаря губернаторской программе
«Школьный автобус». Начало работ по оптимизации образовательного пространства
муниципальных округов - первый шаг по обеспечению доступности, качества и
эффективности образования.
Приятно
отметить и то, что главы администраций муниципальных округов и руководители
органов управления образованием при разработке проектов не стремились
сэкономить на образовании и во главу угла ставили обеспечение доступности
образования для сельских школьников.
5.
Существенно укрепили материальную базу наших учреждений в плане информатизации
образования. В 2001 году за счет софинансирования Администрации области и Министерства
образования сельские школы получили 420 современных компьютеров с обучающими программами.
В 2002 году Администрация области, мэрия г. Ярославля и Министерство
образования РФ профинансировали поставку еще 1070 компьютеров для городских и
поселковых школ.
Кроме
того, за счет федеральных средств получили компьютерную технику для регионального
и муниципальных центров учебного книгоиздания и до конца года надеемся получить
компьютерный класс в региональный Институт развития образования для создания
центра обучения информационно-коммуникационным технологиям. Мы благодарны за
внимание к нашей области со стороны Министерства образования.
6.
Начали деятельность по формированию новой региональной системы переподготовки и
повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования.
ИПК
работников образования Ярославской области реорганизован в Институт развития
образования. Он получил не только новый статус, но и дополнительные функции,
реализация которых крайне важна в настоящее время для системы образования.
Кроме повышения квалификации, ИРО занимается сегодня информационно-аналитической
и организационно-педагогической деятельностью, переподготовкой менеджеров
образования.
С
введением нового положения «О порядке финансирования системы повышения
квалификации» фактически снята монополию с ИРО на эту деятельность и
предоставлена возможность другим учреждениям, имеющим лицензию на этот вид
деятельности, предложить свои программы повышения квалификации управленцам и
педагогам. На сегодняшний день за пределами Института развития образования
реализуется около тридцати таких программ, и, надеемся, их число будет расти.
Такая система дает возможность педагогическим и руководящим работникам
образования выбирать не только программу, но и учреждение для повышения
квалификации.
7.
В нашей области как пилотном регионе ведется отработка элементов
государственно-общественного управления образованием. Это одно из важнейших
направлений Концепции модернизации российского образования. Закон РФ «Об
образовании» отмечает, что управление образованием носит
государственно-общественный характер. Поэтому существующую систему
государственного управления, представленную департаментом образования
Администрации Ярославской области, Центром лицензирования образовательной
деятельности и Центром оценки и контроля качества образования, «достраиваем»
общественной составляющей, создавая механизм государственно-общественного
управления качеством образования.
Считаем,
что общественность, в том числе родительская, вправе участвовать в определении
содержания образования и предъявлять более высокие требования как к условиям образовательного
процесса, так и к его результатам.
Девять
школ области, имеющих статус региональных экспериментальных площадок,
отрабатывают новую практику отношений школы и местного сообщества. Благодаря
деятельности их педагогических коллективов возникли новые формы организации
родителей учащихся, развивается практика формирования образовательных программ
школы с учетом местнго сообщества.
Кроме
того, привлекаем общественность, в том числе и педагогическую, для участия в
комиссиях по проведению аттестации учителей и администраторов образования,
образовательных учреждений, проведения наших традиционных конкурсов «Школа
года», «Учитель года» и «Лидер в образовании».
Хорошо
зарекомендовала себя на практике деятельность региональной стратегической
команды (РСК), которая представляет собой также уникальную общественную
составляющую управления. Сейчас подобные команды формируются в отдельных
муниципальных образованиях области. Члены РСК и специалисты Института развития
образования проводят обучение муниципальных стратегических команд.
Наши
перспективы:
-
для разработки системы показателей качества образования нами создана творческая
группа из ученых и практических работников системы образования;
-
планируем в ближайшее время развернуть деятельность по разработке моделей
организации образовательного пространства и профильного обучения
старшеклассников;
-
для отработки отдельных направлений программы развития образования планируем
подготовить технические задания и заключить договоры между департаментом
образования и местными органами самоуправления. Естественно, эти договоры будут
заключаться на строго добровольной основе.
За
прошедший период получены весьма серьезные результаты, но сделать предстоит еще
очень многое.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru