Проблема периодизации развития личности
Проблема периодизации развития личности
Понятие социальной ситуации развития.
Выготский.
Три группы схем периодизации психического развития:
1.
Периодизация детства на основе ступенчатообразного построения других процессов,
так или иначе связанных с детским развитием. Биогенетический принцип.
Существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка
(онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез). Периодизация в соответствии
со ступенями воспитания и образования ребенка. Недостатки: внешний шаблон
накладывается на внутренний процесс.
2.
На основе выделения одного признака детского развития, как условного критерия
членения на периоды. П.П.Блонский. Детство расчленяется на эпохи на основе
дентиции, т.е. появления и смены зубов. Признаки, по которым выбрано основание:
а) показательно для суждения об общем развитии ребенка; б) легко доступно
наблюдению; в) объективно. Дентиция связана с особенностями конституции растущего
организма: кальцификация и деятельность желез внутреннего развития. Порядок
прорезывания зубов: беззубое детство, детство молочных зубов, детство
постоянных зубов. Штерн. Схема на основании развития какой-нибудь одной
стороны: раннее детство: игровая деятельность; период сознательного учения с
разделением игры и труда; период юношеского созревания с развитием
самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни. Недостатки: 1.
Субъективность. Критерий выбирается по субъективным основаниям; 2. Берется единый
критерий, состоящий в каком-либо одном признаке. Но ценность этого признака с
возрастом может меняться; 3. Установка на исследование внешних признаков
детского развития, а не внутреннего существа процесса. Внутренняя сущность
вещей и внешние их формы не совпадают.
3.
Гезелл. Изменение внутреннего ритма и темпа психического развития, из
определения текущего объема развития. Выделяет отдельные ритмические периоды
развития, объединенные внутри себя постоянством темпа развития. Динамика
детского развития – процесс замедления роста. Ошибка в том, что Геззел не видел
в развитии качественных преобразований, развитие для него – это рост,
увеличение того, что дано с самого начала. Односторонность – да темп
замедляется, но им не все исчерпывается.
4.
Принципы подлинной периодизации. Внутреннее изменение самого развития. Развитие
– непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь
непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних
ступенях. С материалистической точки зрения – развитие – это процесс,
характеризующийся единством материальной и психической сторон, единством
общественного и личного.
Критерий
возраста – новообразования, которые характеризуют сущность каждого возраста.
Новообразование – новый тип строения личности, ее деятельности, те психические
и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени
и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения
к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Динамика
развития: изменения могут происходить резко, критически, и могут происходить
постепенно, литически.
Стабильные
периоды – нет резких сдвигов, микроскопические изменения личности.
Кризис
– за короткий срок резкие и кардинальные сдвиги, меняется весь в целом. Границы
не отчетливы, резкое обострение кризиса. Обнаруживается трудновоспитуемость
ребенка.
Структура
и динамика возраста. Возраст - целостное динамическое образование. В каждую
возрастную эпоху – личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем
строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой части.
Структура
возраста:
Центральное
новообразование – результат, продукт возрастного развития, ведущее понятие для
всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на
новой основе. Вокруг него группируются частные новообразования. Процессы
развития, связанные с центральным новообразованием – центральные линии
развития, другие – побочные. Центральные и побочные линии могут от возраста к
возрасту меняться местами (речь – центральная в раннем детстве, побочная в
школьном). Возникновение, изменение и сцепление структурных новообразований
характеризуют динамику возраста.
Роль
среды в динамике возраста. Социальная ситуация развития – своеобразное,
специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое
отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего
социальной.
Возникнув
в сознательной личности ребенка, новообразования приводят к тому, что
изменяется сама эта личность. Новая структура сознания неизбежно означает и
новый характер восприятия внешней действительности в ней, новый характер
восприятия внутренней жизни ребенка и внутренней активности его психических
функций.
Социальная
ситуация – исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в
развитии в течении данного периода. Закладывает формы и путь, следуя по
которому ребенок приобретает новые свойства личности. Она определяет весь образ
жизни ребенка, и его социальное бытие.
Изменения
в сознании возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту,
формы его социального бытия. Возникающие новообразования приводят к перестройке
всей структуры сознания и изменяют всю систему его отношений. Это приводит к
необходимости смены и социальной ситуации развития. Ребенок стал другим
существом – необходимо должна измениться социальная ситуация развития (ССР).
Перестройка социальной ситуации развития составляет главное содержание
критических возрастов.
Основной
закон динамики возрастов. Силы, движущие развитие ребенка в том или ином
возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы
развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование
ССР, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей,
возрастной ступени.
Леонтьев.
Обращается
к понятию личность через понятие деятельность. Любая деятельность предметна,
мотив деятельности – предмет. Представление о личности – представление о
мотивационной сфере.
Проблема структуры и генеза.
Строение
личности постоянно меняется. Каждая стадия развития личности – завершение
какого-либо этапа, но на нем сохраняются определенные противоречия, которые
станут источником последующего развития.
Проблема
выделения параметров развития личности.
Личность
определяют параметры:
Широта,
разнообразие социальных связей. Для личности это – разнообразие мотивов.
Критерий – количество мотивов.
Степень
иерархизации мотивационной сферы. Есть ли структура и какова она (соподчинение
мотивов). Ядро личности – структура мотивов.
Индивидуальный
профиль мотивационной сферы, структура в развитии.
Эти
параметры и определяют развитие личности. Увеличение числа мотивов не является
развитием личности по Леонтьеву. Развитие происходит только в плане предметных
связей, социальных отношений.
1-е
рождение. Феномен горькой конфеты. Соподчинение мотивов.
2-е
рождение. Самосознание.
Первое
рождение личности происходит у ребенка в возрасте примерно 3 лет. Личность
начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации. Такая ситуация –
борьба двух равнозначимых побуждений или мотивов, выбор между которыми
трудноосуществим (один мотив – будущая награда, конфета, другой мотив –
социо-культурный запрет, договоренность со взрослым). Первое рождение личности
происходит внутри социального индивида (для ребенка это разделенные отношения
со взрослым). Плач ребенка свидетельствует о наличии иерархии мотивов,
соподчинении – есть ведущие и подчиненные мотивы. Структура мотивов – ядро
личности.
Второе
рождение личности возможно при осознании своих мотивов, обычно это происходит в
подростковом возрасте. Второе рождение – осознание своих мотивов, потому что,
осознавая свои мотивы, человек может изменить их структуру. Мотивационная сфера
может быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационной
сферы, которая сложилась стихийно.
Осознание
– необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет.
Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, только
тогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир.
Свойства
развитой личности:
Личность
по определению является творческой
Личность
является множественной, сохраняя при этом целостность
Личность
существует только в развитии.
Развитие
ребенка надо изучать исходя из анализа развития его деятельности. На разных
этапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большее
значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Ведущая
деятельность:
Деятельность,
в которой формируются главные новообразования;
Формируются
и закладываются основы будущей личности;
Закладываются
основы следующей ведущей деятельности.
Эльконин.
Социальная ситуация и ведущая деятельность – основные движущие силы и источники
развития. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного
содержания, распадаются на два вида:
Формирующие
и развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичь
чего-либо, сфера «ребенок - общественный предмет);
Способствующие
развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться,
человек определяется в отношении целей жизни, сфера – «ребенок – общественный
взрослый»).
Младенчество
(2 мес-1год) – ведущая деятельность – непосредственно эмоциональное общение
ребенка со взрослым. Внутри нее формируются ориентировочная и
сенсорно-манипулятивные действия. Рост потребностей за счет общения со
взрослым. 2-3 мес. – «комплекс оживления». Но к концу первого года потребностей
становится больше, но не развиваются возможности их удовлетворения. Развитие
широкой ориентации ребенка в окружающей среде. Кризис 1-го года.
Новообразования – ходьба и первое слово. Разрыв системы «мы». Ребенок
автономизировался. Мир стал более доступен и непосредственен. Ребенок открыл
для себя предметный мир.
Раннее
детство (1-3 года) - ведущая деятельность - предметно-манипулятивная. На первом
месте собственно исследовательская активность: свои движения, перемещение в
пространстве, предметы. Знакомство со свойствами объектов окружающего мира.
Освоение общественно выработанных способов действий с предметами происходит в
общении с взрослыми. К концу раннего детства ребенок «сам может все». И теперь
он хочет быть равноправным взрослым. Он считает, что стал таким же как и они.
Кризис 3-х лет. Для него идеальной формой становится мир взрослых. Но
непосредственно в мире взрослых он жить не может.
Дошкольный
возраст (3-7 лет) – ведущая деятельность – ролевая игра – коллективная игра в
которой расписаны роли участников. Ребенок осваивает новые роли, учится
подчинать поведение новым правилам и мотивам. Реальный и идеальный мир ребенка
не совпадает. Модель идеального – сюжетно-ролевая игра. Основное развитие
происходит внутри ролевой игры. В ней происходит ориентация в фундаментальных
смыслах человеческой деятельности. Формируется стремление к общественно
значимой и общественно оцениваемой деятельности. У ребенка происходит оценка
того, что он недостаточно вооружен для полноценной жизни. Ребенок понимает, что
ему надо учиться.
Младший
школьный возраст (7-12 лет) – ведущая деятельность – учебная, в ней
осуществляется познавательное развитие. Происходит формирование
интеллектуальных и познавательных сил.
Подростковый
возраст (12-17 лет) – ведущая деятельность - интимно-личностное общение со
сверстниками. Формирование нравственных ценностей, представления о себе, о
смысле жизни, самосознания. Происходит воспроизведение в отношениях между
сверстниками тех отношений, которые существуют между взрослыми. Отношения
строятся на основе определенных морально-этических норм. Внутри этой
деятельности формируются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на
свое будущее. Благодаря этому возникают новые задачи и мотивы дальнейшей
собственной деятельности.
Взрослый
возраст (от 17 лет) – ведущая деятельность - учебно-профессиональная. В
процессе ее происходит развитие психики и личности.
Эти
периоды сгруппированы в 3 эпохи, по 2 периода. Эпохи отделены большими
кризисами, 3 и 12 лет. Первый период каждой эпохи характеризуется такой ведущей
деятельностью, в рамках которой происходит освоение мотивов и смыслов
поступков, развивается мотивационно-смысловая сфера. Во втором периоде каждой
эпохи ведущие деятельности способствуют развитию познавательной сферы и
исполнительской деятельности.
Эриксон.
Эпигенетическая концепция развития личности. Периодизация охватывает всю жизнь.
Каждый этап представляет решение человеком главной и ведущей для данного этапа
жизненной проблемы, сформулированной в виде дихотомии. Один из вариантов
решения нормальный – в соответствии с общечеловеческими нормами; другой –
непродуктивный, не соответствует объективной норме человеческого существования.
Такой вариант создает предпосылки для психопатологического развития.
По
Эриксону, психологический рост - похож на развитие эмбриона (эпи - над, генез -
рождение) - каждая последующая стадия определяется предыдущей (специфическая
задача развития или кризис, который человек должен решить, чтобы перейти к
следующей). Развитие продолжается всю жизнь.
Стадии:
Младенчество
(до 1,5 лет) основополагающая вера и надежда (базовое доверие к миру) против
базового недоверия. Значимые отношения: ребенок и мать. Формируется сильное
свойство личности – надежда (в деструктивном варианте уход);
Раннее
детство (1,5-3 года) автономия, независимость против зависимости ,стыда и
сомнения. Значимые отношения – родители. Формируется воля, направленность на
преодоление препятствий (в деструктивном – навязчивость, конформизм, стремление
быть рядом со взрослым или агрессивность);
Дошкольный
возраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения - семья в
целом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность
(деструктивный вариант – беспомощность, пассивность);
Школьный
возраст (6-12 лет) предприимчивость против чувства неполноценности (школа).
Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации.
Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (в
деструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации или
чрезмерная конкуренция);
Подростковый
возраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимые
отношения – группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективное
чувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидом
ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида,
воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на него
другие (в деструктивной варианте – смешение идентичности, негативизм,
застенчивость);
Период
ранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения –
друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделению
идентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (в
деструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих);
Взрослость
(25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный труд
и общий дом. Формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте –
отвержение);
Зрелость
(от 60 лет) целостность против распада. Значимые отношения - человечество в
целом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (в
деструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее еще
раз).
Задача
человека на каждом этапе - найти баланс между 2-мя полюсами (напр. доверием и
недоверием).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psy.piter.com/