Умственная самостоятельность студентов как критерий успешности новых образовательных технологий реализуемых в процессе обучения
Умственная самостоятельность студентов как критерий
успешности новых образовательных технологий реализуемых в процессе обучения
Миллер Дмитрий Андреевич, учитель иностранного языка, выпускник Института
Иностранного Языка и Литературы Удмуртского Государственного университета
Современное
общество в своем стремительном развитии постоянно требует от индивида адекватных
изменений. Человеку, чтобы всецело состояться в данном обществе приходится
учитывать его потребности. В этой связи высшее образование приобретает
первостепенное значение, как один из определяющих факторов, влияющих на
профессиональное становление человека. Поэтому от качества предлагаемого
высшего образования напрямую зависит успешность отдельного человека и в целом
позитивное развитие всего общества.
Одним
из показателей успешности образования является самостоятельность студентов,
которая необходима для принятия студентом самостоятельных суждений и действий в
процессе преодоления учебных трудностей.
О
важности самостоятельной работы в познании окружающей нас действительности
писал известный немецкий педагог Адольф Дистерверг (1760-1866): "Развитие
и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто
желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только
возбуждение: Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат
образования:" [4, 155].
Развитие
самостоятельности студентов требует постоянного совершенствования методов и
подходов к организации обучения. В этой связи использование в процессе обучения
различных педагогических инноваций не только оптимизирует весь учебный процесс,
но и положительно влияет на развитие самостоятельности обучающихся.
Современные
и уже хорошо себя зарекомендовавшие педагогические подходы и теории организации
самостоятельной работы студента постепенно внедряются в процесс обучения.
Однако, этот процесс протекает очень медленно и сопряжен с множеством
трудностей.
Студенты
и преподаватели привыкли работать по традиционной системе обучения и неохотно
идут на введение новых форм и технологий обучения. В реальном опыте организации
аудиторной самостоятельной работы в высшем учебном заведении не наблюдается
достаточного качества обучения. Преподаватель дает знания в готовом виде,
аудиторная самостоятельная работа носит на занятиях репродуктивный характер,
традиционные формы ее организации - задания, упражнения, работа с учебником,
конспектирование, не требуют от студента высокого умственного и творческого
напряжения.
В
этой связи, образовательные технологии организации самостоятельной аудиторной работы,
которые предполагают, прежде всего, активное участие студента в процессе
обучения, равноправные субъект-субъектные отношения между студентом и
преподавателем, использование в процессе обучения новых информационных
образовательных технологий, различных режимов общения и форм контроля
приобретают большое значение.
Под
развитием обучающегося в широком смысле слова понимаются психические и
физические изменения человека, переход в любых его свойствах от простого к
сложному, от низших форм к более к высоким [6].
С
умственными способностями, по мнению И. Э. Унт, тесно связана способность
учащихся, самостоятельно усваивать знания, предполагающая наличие у них
соответствующих интеллектуальных умений [6].
В
исследовании И. А. Архиповой умственная самостоятельность определяется уровнем
сформированности следующих интеллектуальных умений: умение видеть проблему,
умение переформулировать ее на своем языке, умение предвидеть возможный
результат, умение критически относиться к содержанию учебного задания, умение ставить
вопросы и т.д. [7].
По
мнению целого ряда исследователей данной проблематики (И. Э. Унт, И. А.
Архипова, С. Ф. Шатилов, Г. М. Бурденюк, Н. Ф. Коряковцева, П. И. Пидкасистый,
Т. И. Шамова) [1, 2, 3, 5, 6], формирование и развитие качеств умственной самостоятельности
неразрывно связаны с увеличением объема и улучшением качества аудиторной
самостоятельной работы в процессе обучения.
Данный
тезис в полной мере подтверждают результаты проведенного нами исследования.
Исследование было проведено на базе лаборатории по проектированию аудиторной
самостоятельной работы (ЛПАСР) среди студентов третьего курса института
иностранных языков и литературы (ИИЯЛ) Удмуртского Государственного
Университета (УдГу).
В
ходе исследования выделены 20 учащихся контрольной и экспериментальной группы
студентов.
Программой
экспертной оценки были предусмотрены следующие неварьируемые условия:
студенты
контрольной и экспериментальной группы обучаются на 3 курсе факультета ИИЯЛ;
для
обеих групп английский язык является основным, а немецкий -вторым ИЯ;
одинаковая
наполняемость групп (по 10 человек);
в
ходе проведения эксперимента группы занимались по учебному пособию
"Tangram ";
у
студентов примерно одинаковый оценочный показатель успеваемости по второму
иностранному языку;
практическое
исследование проводилось в обеих группах в форме экспертной оценки.
Варьируемыми
условиями эксперимента являются:
НАИМЕНОВАНИЕ ГРУПП
Похожие работы на - Умственная самостоятельность студентов как критерий успешности новых образовательных технологий реализуемых в процессе обучения
|